УДК 338.952

ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖЕРА В «ОБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ»

Лебедева Татьяна Евгеньевна
ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина"
кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента

Аннотация
Данная статья посвящена некоторым аспектам повышения профессиональной эффективности менеджера. Выявлены возможности решения проблемы через обучение персонала. Предложена программа развития профессионально важных качеств менеджера. Обоснована роль «обучающейся организации» в развитии и совершенствовании персонала организации.

Ключевые слова: коучинг, менеджер, менеджмент, обучающаяся организация, обучение персонала, тренинг


OPPORTUNITIES TO INCREASE THE EFFECTIVENESS OF PROFESSIONAL MANAGEMENT "LEARNING ORGANIZATION"

Lebedeva Tatiana Evgenievna
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the innovative management technologies

Abstract
This article deals with some aspects of improving the effectiveness of professional manager. Revealed the possibility of solving problems through training. A program of development of professionally important qualities of the manager. Justified as a "learning organization" in the development and improvement of the organization's personnel.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лебедева Т.Е. Возможности повышения профессиональной эффективности менеджера в «обучающейся организации» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/43497 (дата обращения: 04.06.2017).

В современных условиях рыночной экономики в России особое внимание уделяется развитию личности, повышению ее творческого потенциала, профессионализма. Люди в современных организациях являются безусловно ценным ресурсом, поскольку именно они ведут организацию к успеху. Однако быстро меняющиеся условия функционирования организации, высокий уровень конкуренции, возросший поток новых знаний, необходимость их оперативного применения и предвосхищения основных тенденций будущей реальности требуют поиска новых подходов и инновационных технологий в обучении персонала [1]. Одной из наиболее перспективных в настоящее время концепций современного менеджмента, позволяющих готовить персонал организации к сегодняшним и завтрашним изменениям, является концепция «обучающейся организации».

Согласно этой концепции, важной характеристикой «обучающейся организации» является постоянное саморазвитие каждого сотрудника. Оно предполагает самостоятельное определение направлений саморазвития, планирование профессиональной карьеры. Саморазвитие сотрудников поддерживается топ-менеджментом компании, и сама организация при этом находится в состоянии поиска и обучения [2].

Ценность личности определяется не только тем, что она представляет собой в данный момент, но и заложенными в ней возможностями дальнейшего развития и совершенствования. Для эффективного раскрытия этих возможностей каждый человек может провести самоанализ, который позволит выявить уровень его развития [3]. Например, менеджер любого уровня самоанализ может начинать с изучения  концепции  ограничений,  представленной у М.Вудкока и Д.Фрэнсиса. С помощью предложенного авторами теста можно определить уровень способности менеджера управлять собой, четкость его личных целей и ценностей, возможности личного роста, наличие навыков решать проблемы, наличие творческого подхода, способность влиять на окружающих, знание современных управленческих подходов, уровень способности руководить,  умение  обучать  и   развивать  подчиненных,   способность  формировать  и развивать эффективные рабочие группы. Ценность изложенного авторами подхода и в том, что кроме выделения основных ограничений личности, предложен комплекс рекомендаций по преодолению выявленных ограничений, следование которым позволит начать саморазвитие личности [4].

Одним из компонентов эффективного саморазвития личности является ее обучение. Как известно, сущность обучения состоит в усвоении новых знаний и способов деятельности. Некоторые авторы предлагают такие способы обучения как обучение на основе собственного опыта, обучение с помощью наставника, обучение посредством лекций и бесед, обучение в группе, обучение с использованием электронных средств информации, обучение с помощью учебных ситуаций и др. [5, 6].

Для успешного позиционирования компании автором статьи была создана и успешно апробирована программа совершенствования профессионально важных качеств менеджеров по работе с клиентами. Схема программы представлена ниже на рисунке 1.

Рисунок 1. – Программа совершенствования ПВК менеджеров по работе с клиентами

Рассмотрим подробнее каждое направление.

В систему тренингов менеджеров включены следующие тренинги:

1. Техники продаж услуг

2. Сложные ситуации и конфликты – как их предотвратить и разрешить

3. Креативный менеджер

4. Компетентный менеджер

5. Эффективные коммуникации и принятие решений для опытных менеджеров

6. Анти-выгорание

Система информирования менеджеров состоит из тематических лекций смысл которых сводится к более полному изучению профессионально важных качеств для проявления их в работе с клиентами [7]. Лекции проводятся приглашенными специалистами.

Также автором проводилось коучинговое сопровождение (консультационное сопровождение первых руководителей компании).

Таким образом совершенствуя профессионально важные качества менеджеры проявляют повышенную эффективность, большую осознанность в отношении своих ресурсов, позитивное мышление и восприятие новых возможностей, событийную эффективность  (способность откликаться на вызовы; быть чувствительным к сигналам; быть эффективным в моменте), эмоциональная компетентность (осознавание и управление эмоциональными состояниями; личностное влияние; чувствительность к эмоциональным состояниям других людей), спонтанность, естественность, креативность, уверенность в себе и проактивность, коммуникативную компетентность, самоорганизацию и управление временем.

Повышение профессиональной эффективности и достижение успешных результатов в профессиональной деятельности менеджеров позволяет улучшить им качество профессиональной жизни: достижение ранее, казалось бы, недостижимых результатов; внутренней гармонии; центрации пути [8, 9].

Таким образом, освоение этих способов обучения позволит человеку не только научиться эффективно усваивать новые идеи, но и обучать других, что является необходимым условием «обучающейся организации».


Библиографический список
  1. Егоров, Е.Е. Мотивация и стимулирование труда в управлении персоналом: монография Министерство образования и науки РФ. Н. Новгород: ВГИПА. 2004. 140 с.
  2. Егоров Е.Е. Переход к новым принципам управления образовательной организацией. В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. 2014. С. 70-72.
  3. Егоров Е.Е. Совершенствование организационно-экономического механизма стимулирования труда работников высшего образования в рыночных условиях//дис.. канд. экон. наук. -Нижний Новгород, 2004
  4. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. – М.: Дело, 1991. – 320 с.
  5. Лебедева Т.Е Использование активных методов обучения при подготовке специалиста сферы сервиса // Педагогика высшей школы и профессионального образования. 2012. №2 (4). С. 16-17.
  6. Егоров Е.Е. Эффективное управление человеческим капиталом сервисных организаций. В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации Нижний Новгород, 2014. С. 80-85.
  7. Каткова О.В.Лебедева Т.Е.Фокина Т.А. Использование тренинговых технологий при подготовке специалиста сферы сервиса//Вестник Волжского университета. 2012. № 3. С.132-139.
  8. Егоров Е.Е. Инфраструктурные аспекты эффективного управления человеческим капиталом организации. Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2012. № 1 (94). С. 302-313.
  9. Егоров Е.Е., Васильева Л.И. Некоторые проблемы повышения качества управления образовательной организацией // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/41260 (дата обращения: 06.01.2015).


Все статьи автора «Лебедева Татьяна Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: