УДК [004.738.1:027.7]-027.236

ИНДИКАТОРЫ РАБОТЫ WEB-САЙТА В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ ВУЗА.

Громова Елена Владимировна
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А.
ассистент кафедры «Прикладная экономика и инновации»

Аннотация
В статье проанализирована работа сайта Научно-технической библиотеки СГТУ на основе полученных инструментальных данных Yandex- и Mail.ru-метрик.

Ключевые слова: библиотечные сайты, вузовские библиотеки, интернет, информационные технологии, пользователи, сервисы, цифровой контент, электронные ресурсы


INDICATORS OF WORK OF WEB-SITE WITHIN THE SYSTEM OF INFORMATION SERVICE OF THE UNIVERSITY LIBRARY USERS.

Gromova Elena Vladimirovna
Yuri Gagarin State Technical University of Saratov
assistant of Department "Applied Economics and Innovation Control"

Abstract
The article analyzes the work of Web-site at the Scientific-Technical library on the basis of the received instrumental data of Yandex- and Mail.ru-metrics.

Keywords: digital content, electronic resources, information technologies, Internet, library websites, university libraries, users, Web services


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Громова Е.В. Индикаторы работы Web-сайта в системе информационного обслуживания пользователей библиотеки ВУЗа. // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/41874 (дата обращения: 02.06.2017).

Традиционные, базовые функции вузовской научной библиотеки со временем не претерпели значительных изменений. Они актуальны и в настоящее время: сопровождение образовательного процесса, обеспечение научно-исследовательской деятельности, культурно-просветительская и методическая работа [1]. Развитие и внедрение интернет-технологий привело к тому, что практически каждая библиотека высшего учебного заведения имеет свой интернет-сайт. Использование веб-сайтов и электронных библиотек позволило расширить возможности информационного обслуживания [2].

Анализ научных публикаций последних лет свидетельствует о том,  что  для эффективной и качественной работы библиотечного сайта важно учитывать такие  составляющие, как дизайн, структуру, контент, стиль и способы подачи материала, репертуар предлагаемых информационных продуктов и услуг, их описание, характеристики, возможности и удобство навигации, скорость открытия страниц и другие моменты [3-5].

Сайт позволяет отслеживать количество посетителей и уровень их заинтересованности, собирать самую различную статистику, чтобы сделать выводы о качестве предоставляемых информации и услуг, совершенствовать процесс развития информационных ресурсов и стратегию библиотеки, полагаясь на объективную информацию. Профессионально организованный сайт может быть дополнительной площадкой для реализации задач по обслуживанию читателей на качественно новой технологической основе и привлечения новых читателей и пользователей [4].

Количество обращений к Web-серверам вузовских библиотек неуклонно растет в противовес обычным посещениям, частота которых постепенно снижается. Конечно же, “виртуальный” читатель должен быть обслужен не хуже читателя реального – вот одна из основных тенденций развития библиотечно-информационных услуг сегодня. Таким образом, систематический анализ работы сайта библиотеки может подсказать направления, которые необходимо развивать для улучшения и эффективности его функционирования.

Сайт Научно-технической библиотеки Саратовского государственного технического университета существует с 1999 года [6]. За этот период структура сайта расширилась и информационное наполнение увеличилось. Добавились полнотекстовые ресурсы, созданные непосредственно техническим университетом («Электронная библиотека СГТУ»), появились такие рубрики, как Бюллетень новых поступлений, виртуальные выставки, сводный каталог периодических изданий, существенно расширился репертуар подписных ресурсов  (как зарубежных, так и отечественных). Основываясь на опыте работы с пользователями НТБ СГТУ относительно содержания сайта и используемых электронных услуг, нами были выявлены следующие пожелания посетителей:

  • студенты хотят: использовать цифровой контент библиотеки для личных и учебных целей, хорошо ориентироваться в предоставляемых ресурсах и услугах, иметь возможность получать полнотекстовую электронную информацию, скачивать необходимую информацию без ограничений на ее копирование на накопители или личный компьютер, иметь беспроводные точки доступа на территории университета к ресурсам библиотеки для личных гаджетов;
  • преподаватели хотят: иметь доступ со своего компьютера ко всем ресурсам библиотеки, получать информацию о новых поступлениях и услугах, иметь полнотекстовый доступ к коллекциям электронных научных изданий, получать online-консультации библиотекарей, привлекать библиотеку для автоматизированного подбора информации по различным учебным курсам.

Следует отметить, что общее, что объединяет потребности всех указанных категорий пользователей – это требование оперативности получения необходимой информации, в любое время и в любом месте, т. е. предоставление ее в режиме “24×7″.

Стремление библиотек обеспечить пользователей-читателей необходимой информацией, и тем самым привлечь их к своей работе, совершенно естественно, ведь именно для них и работает библиотека. Проводимые анкетирования пользователей при помощи анкет-опросников об эффективности работы библиотеки, как правило, не дают достоверной информации, т. к. зачастую не являются беспристрастными.  В то же время, получить объективные представления о потребностях и предпочтениях пользователей (включая внешних) можно  с помощью автоматизированных инструментов измерения соответствующих статистик, к которым можно отнести счетчики учета посещения сайта.

В настоящей работе предпринята попытка оценить эффективность работы web-сайта библиотеки высшего учебного заведения на примере сайта Научно-технической библиотеки СГТУ при помощи автоматизированных средств измерения активности посещения и использования ресурса. Для достижения поставленной задачи – анализа актуальности и востребованности предоставляемых ресурсов и услуг, представленных на сайте Научно-технической библиотеки СГТУ, были использованы статистические данные, полученные посредством установленных на сайте счетчиков Yandex.ru-метрик и Mail.ru-метрик [7,8], предоставляющих одни из наиболее качественных инструментов сбора, обработки и последующего анализа данных посещаемости Интернет-ресурсов. С помощью встроенного статистического инструментария полученные результаты позволяют сделать визуализированный отчет с генерацией  последующих  выводов о характере и причинах использования пользователями тех или иных электронных ресурсов. Указанные инструменты установлены и функционируют на сайте библиотеки с 2007 года.

Анализ полученных результатов позволил определить активность посещения сайта библиотеки и определить круг  ее “виртуальных пользователей”.

 

 Рисунок 1 – Экранный снимок визуализации динамики посещений сайта, полученные с помощью счетчика mail.ru.

Так, из представленных данных на рис.1 видно, что средний пользователь посещает сайт библиотеки один раз в неделю. За месяц фиксируется около 2,3 тыс. таких посещений, что значительно увеличивает общую (суммарную) статистику посещений библиотеки. Кроме того, на реализации динамики числа ежедневных посещений сайта библиотеки хорошо отслеживается регулярность, связанная с чередованием рабочих, праздничных (1-5 ноября 2014 г.) и выходных дней (рис. 2).

Рисунок 2 –  Динамика визитов за период с 26.10.2014 г. по 20.11.2014 г.

Счетчик может выступать в роли рейтинга, ранжируя сайты по посещаемости. Поскольку рейтинги обычно тематически структурированы, они могут также использоваться в качестве каталогов. Например, по данным рейтинга Mail.ru, в разделе «Наука/Техника/Образование» получены результаты статистики сайта НТБ СГТУ по посещаемости за день (02.12.2014), неделю (25.12.2014), месяц (ноябрь2014 г.).

 Таблица 1 – Позиция НТБ СГТУ в разделе «Наука/Техника/Образование

(по данным рейтинга Mail.ru).

Период

Позиции по количеству посетителей

Посетителей

Весь рейтинг
(всего: 388479)

Наука/Техника/Образование
(всего: 29022)

ВУЗы (всего: 1957)

Сегодня

46,726

4,301

380

125

-20

Неделя

43,583

4,047

353

153

+15

Месяц

43,583

4,047

353

153

+106

Анализ источников информирования нашего пользователя о сайте библиотеки и ее ресурсах показал, что для поиска используются следующие ключевые фразы: “библиотека СГТУ” (5,2%), “электронная библиотека СГТУ” (1,6%), “Вестник СГТУ” (1,2%), “библиотека учебной и научной литературы” (1,1%), и т.д. Установлено, что большая часть пользователей, для входа на сайт библиотеки чаще всего использует домашнюю страницу Саратовского государственного технического университета (СГТУ) [9] (более 50%), переходы с различных сайтов по закладкам (14,26%),  результаты работы информационно-поисковых систем (ИПС) Google и Yandex (чуть более 8% на каждую ИПС), и далее, в убывающей последовательности – переходы со страниц различных подразделений СГТУ. Всего в проведенном анализе было представлено 36 источников.

География посетителей сайта представлена пользователями России, ближнего и дальнего Зарубежья (рис. 2). Наибольшее количество посетителей принадлежит территории России (94%), далее – из стран ближнего зарубежья (Украина 2,3%, Белоруссия – чуть больше 1%), и далее, в убывающей последовательности – Соединенные Штаты Америки (0,75%), Германия (0,33%), Канада (0,33%) и т.д.

Рисунок 3 – География пользователей сайта НТБ СГТУ в период 09.2014 г.-11.2014 г.

Сравнение различных временных периодов в отношении географии посещений российских пользователей показал, что тройка лидеров этого списка практически не меняется: Саратов – 73,5%, Москва – 6,7%, Санкт-Петербург-2%. За лидерами следуют Самара, Татарстан, Башкортостан, Волгоград, Ростов, Пермь и, далее, обширный перечень российских регионов до Дальнего Востока.

Полученные данные по демографической составляющей характеристик посетителей свидетельствует, что наибольшее количество пользователей составила группа в возрасте 19-24 лет (причем, преимущественно женского пола), далее по численности следует возрастная группа 25-30 лет. Также, следует отметить активность группы посетителей старше 50 лет, которая стоит на третьем месте в общем списке (рис. 4).

Рисунок 3 – Демографическая составляющая посетителей сайта НТБ СГТУ.

 

Примечание. Необходимо отметить, что данные могут иметь погрешность, связанную с отсутствием статистики по посетителям, не являющихся пользователями Yandex – и Mail – почтовых систем.

К наиболее активно посещаемым страницам библиотечного сайта пользователями нами выделены главная страница библиотеки (32,14%), Электронная библиотека СГТУ (11,5%), выпускные квалификационные работы (5,6%), Интернет-ресурсы (электронные библиотеки научной и учебной библиотеки (2,98%), электронные издания СГТУ (2,38%), электронные ресурсы издательства Шпрингер (2,38%), русскоязычные ресурсы (1,2%) и т. д. в порядке убывания (рис. 5).

 

Рисунок 4 –  Активно посещаемые страницы сайта НТБ СГТУ.

Визуализация результатов подтверждает, что наибольший интерес вызывают полнотекстовые ресурсы НТБ СГТУ учебного характера и назначения.

В отношении обращений к внешним электронным ресурсам, наши пользователи наиболее активно используют следующие ресурсы: Антиплагиат-Вуз (sstu.antiplagiat.ru) – 15,57%, Электронные библиотечные системы («Библиотека студента»(studentlibrary.ru)-12.56%, IPRbook (iprboos.ru)-11,31%, «Библиотех»(sstu.bibliotech.ru) -10,6%), платформа Научной электронной библиотеки elibrary (elibrary.ru) – 10% (рис. 6). Среди зарубежных ресурсов несомненным лидером является реферативная база данных (БД) Scopus (scopus.com).

Рисунок 6 –  Переход по внешним ссылкам внутренних пользователей НТБ СГТУ.

Сегодняшний студент легко работает с новейшими девайсами, программами и Web-сервисами, электронная среда которых для многих стала привычной. И поэтому, такой пользователь предъявляет к библиотеке вполне определенные требования: доступ вне зависимости от времени и места, наличие доступных полнотекстовых баз и т.д. Проанализировав данные по типам устройств, с которых осуществляется доступ к сайту, мы увидели, что многие используют различные современные гаджеты  - телефоны, смартфоны, планшеты (рис. 7).

Рисунок 7 –  Распределение по типу устройств для вхождения на сайт НТБ .

Подводя итог сказанному, можно нарисовать среднестатистический портрет нашего  пользователя – это житель Саратова, в возрасте 19-24 лет, посещающий библиотеку в удаленном доступе один раз в неделю и заинтересованный в получении оперативной полнотекстовой информации учебного характера. И, скорее всего это – студенты нашего вуза. Также активность в использовании ресурсов сайта библиотеки СГТУ проявляет и другая возрастная группа, хотя и не такая многочисленная – скорее всего, к ней принадлежат преподаватели и сотрудники Университета.

Таким образом, регулярно анализируя работу библиотечного сайта, можно выявить  направления, которые необходимо развивать для улучшения  эффективности его функционирования. Постоянное развитие сайта, наполнение его качественной и необходимой пользователю информацией, возможность получить через сайт определенные библиотечные услуги будет содействовать увеличению группы постоянных пользователей сайта и привлечению новых.


Библиографический список
  1. Бабина О. И. Современные сервисы сети для сайта библиотек [Электронный ресурс]. URL: http://www.gpntb.ru/libcom13/trud.php (дата обращения: 30.11.2014).
  2. Гусев Ю. В., Бобров Л. К. Вузовская библиотека как генератор новых информационных продуктов и услуг // 8-я Междунар. конф. «Крым 2001. Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире : новые технологии и новые формы сотрудничества», Судак, 9-17 июня2001 г. : тр. конф. Т. 2. – М., 2001.  С. 1004-1005.
  3. Нутраченко Е. П. WEB-сайт  университетской библиотеки как эффективный инструмент распространения информации: доклад [Электронный ресурс] // Традиції і новації в інформаційному забезпеченні науки та освіти : матеріали Міжнарод. науково-практич. конф. бібліотек ВНЗ 3-4 рівнів акредитації (22-24 травня 2012 р.) / Науч. б-ка ТНУ, б-ка Киев. нац. ун-та. Сімферополь, 2012.  URL:http://library.zntu.edu.ua/for_librarian/crim_2012/nutrachenko.pdf (21.11.2014).
  4. Кулева О. В. Обзор основных направлений исследований сайтов библиотек // Библиосфера.  2009.  N 3.  С. 59–64.
  5. Редькина Н. С. Эффективность библиотечных сайтов //Научные и технические библиотеки.  2010.  N 9.  С. 56-66.
  6. Научно-техническая библиотека Саратовского государственного технического университета: сайт.  URL: // lib.sstu.ru (дата обращения: 01.12.2014).
  7. Счетчик mail.ru [Электронный ресурс]. URL: http://top.mail.ru (дата обращения: 01.12.2014)
  8. Счетчик Yandex. Метрика [Электронный ресурс]. – URL: //http://metrika.yandex.ru (дата обращения: 01.12.2014).
  9. Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А. : сайт.  URL: //sstu.ru (дата обращения: 30.11.2014).


Все статьи автора «alengrom»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: