СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРА РОССИИ
Кондраль Дмитрий Петрович Сыктывкарский филиал Российского университета кооперации кандидат политических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Аннотация В статье рассмотрены ключевые политические и социально-экономические факторы стратегического развития российской Арктики. Автором исследованы основные угрозы и риски проведения эффективной политики на Севере России, указаны внешние и внутренние возможные проблемные моменты стратегического развития арктических и приарктических регионов страны.
SOCIO-POLITICAL FACTORS OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN NORTH
Kondral Dmitry Petrovich Syktyvkar Branch of the Russian University of Cooperation сandidate of Political Sciences, Associate Professor of Humanities and economic disciplines
Abstract This paper examines the key political and socio-economic factors of the strategic development of the Russian Arctic. Author studies the main threats and risks and good practices in the North of Russia, are external and internal potential problematic aspects of strategic development of arctic and subarctic regions of the country.
Библиографическая ссылка на статью:
Кондраль Д.П. Социально-политические факторы стратегического развития Севера России // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/32776 (дата обращения: 03.03.2021).
Как отмечают современные политики и исследователи, роль Арктики в процессе развития России будет непрерывно возрастать.
Развитие арктических и приарктических регионов России напрямую зависит от внешних и внутренних социально-политических условий их существования (см. таб. 1).
Таблица 1 – Ключевые социально-политические факторы стабильного развития Севера России (Авторский вариант)
В настоящее время популярной является идея развития циркумполярных территорий страны. Однако, в связи с большим количеством политических интересов различных стран в регионе и низкой степенью их контроля, высокой степенью централизации системы принятия политических решений по вопросам регионального управления и большим культурным разнообразием России, данная модель развития может оказаться малоэффективной. Поэтому следует указать на необходимость усиления межрегионального взаимодействия при планировании путей и процессов арктического развития России [3].
Общая модель политического развития Севера России может быть представлена следующим образом (см. рис. 1):
Рисунок 1 – Модель формирования политики развития регионов Севера России (Авторский вариант)
Данная модель учитывает интересы и противоречия ключевых внешних и внутренних акторов на Севере России. Среди основных рисков современного пространственно-территориального развития Севера России следует выделить (см. таб. 2):
Таблица 2 – Политические, социально – экономические и культурные риски развития Севера России (Авторский вариант)
Таким образом, мероприятия по освоению Севера России должны учитывать внешние и внутренние риски и быть основаны на системе регионального взаимодействия и межрегиональной коммуникации.
Процесс межрегиональной коммуникации может стать ключевой проблемой современного развития северных территорий России. Так, уже в настоящее время широко распространены геополитические концепции изоляции России. Например, концепции Хэлфорда Мэхэна Маккиндера (предложив теорию Хартленда, считал, что юго-западный регион Российской империи является историческим перекрёстком силовых линий между Восточной Азией и Западной Европой, завладение регионом может позволить доминировать на территории «полумесяца»: от побережья Китая и Южной Азии на Западе через Балканы и вверх до Ла-Манша.) [5; С. 162–169, 6], Николаса Спайкмена (предложившего взять в кольцо и сдерживать Россию различными средствами) [7, 8], Збигнева Бжезинского (предложившего взять в кольцо и ограничить действия России на Западе Европой, на Юго-западе бывшими советскими республиками, на Юге и Востоке Индией, Китаем, Японией) [9, 10, 11] и др.
Таким образом, внешние факторы политического развития России в целом неблагоприятны и определяют сложность выработки взаимовыгодных действий граничащих в Арктике стран и стран, не имеющих непосредственных границ в регионе, но заявляющих претензии на участие в проведении арктической политики (см. рис. 2).
Рисунок 2 – Политическая карта Арктики [12]
Общая модель управления процессами развития Севера России может быть представлена следующим образом (см. рис 3):
Рисунок 3 – Модель управления процессами развития Севера России (Авторский вариант)
Анализ внешних и внутренних факторов развития Севера России указывает как на необходимость развития эффективных демократических механизмов регионального управления [13], так и на необходимость усиления позиций России в среде её окружения (в частности, в усилении влияния на процессы, происходящие в странах бывшего СССР и формирование интегративных направлений политики данных стран с Россией для создания и поддержания устойчивого пространственного окружения с целью увеличения возможностей динамичного социально-политического развития территорий).
Для полного учёта факторов внешней и внутренней среды развития Севера страны может быть предложена интегративная модель стратегического управления (см. рис. 4):
Рисунок 4 – Интегративная модель учёта внешних и внутренних факторов развития Севера России (Авторский вариант)
Данная модель предполагает учёт как горизонтальных, так и вертикальных механизмов процесса принятия и реализации управленческих решений по вопросам стратегического развития Севера России.
К вертикальным механизмам отнесены три основных функциональных блока: аналитическая система (учитывающая механизмы артикуляции и агрегации интересов общества), система принятия управленческих решений, система реализации управленческих решений.
К горизонтальным управленческим механизмам отнесены система международного взаимодействия и система регионального управления.
Ориентируясь на приведённую модель, следует отметить, что для повышения качества процесса управления стратегическим развитием Севера России необходимо постоянно повышать эффективность деятельности как системы международного взаимодействия, так и системы регионального управления арктическими и приарктическими территориями. В последнем случае речь идёт, прежде всего, о системе региональных политических центров, сложившихся в современной России. Так, эффективность реализации общей стратегии арктического развития России [14] во многом определяется реализацией стратегий конкретных регионов Севера. В связи с этим оценка деятельности органов регионального управления на Севере России должна быть привязана как к общероссийским показателям оценки их деятельности, так и специфическим региональным показателям, позволяющим оценивать степень достижения результатов реализации арктической стратегии страны и качества учёта внутрирегиональных факторов. Данная система должна фактически привязать северные регионы к реализации стратегии развития Севера России.
Таким образом, циркумполярная модель развития Севера России требует существенных доработок с учётом влияния общемировых и общероссийских политических, экономических, социальных и культурных процессов. Только в рамках учёта общероссийской динамики развития становится возможным полноценное планирование перспектив развития Арктики.
Библиографический список
Тяптирянов М. Социально-экологические проблемы северного региона России // Социология власти. 2003, №3 (17).
Кондраль Д.П., Морозов Н.А. Управление процессами модернизации политической системы современной России (региональный аспект): монография. Сыктывкар: ГАОУ ВПО КРАГСиУ, 2012, 165 с.
Кондраль Д.П., Морозов Н.А. Управление процессами модернизации политической системы современной России (региональный аспект): монография / Д.П. Кондраль, Н.А. Морозов. Сыктывкар: ГАОУ ВПО КРАГСиУ, 2012, 165 с.
Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 20.02.2013 года, Пр-232 // Консультант Плюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142561 (Дата обращения: 11.03.2014).