Морозова Елена Яковлевна Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов к.э.н., доцент кафедры экономики и управления
Аннотация В настоящей статье проведен глубокий анализ фундаментальных основ построения медиаэкономики. Определены современные тенденции в этом научном направлении, определены слабые места и проблемы на пути развития маркетинговых коммуникаций.
Morozova Elena Yakovlevna St. Petersburg humanitarian University of trade unions Ph.D., associate Professorassociate Professor of Economics and management
Abstract In this article a thorough analysis of the fundamental bases of construction of metaeconomic. Defined modern tendencies in this scientific direction, identified weaknesses and problems on the way of development of marketing communications.
Библиографическая ссылка на статью:
Морозова Е.Я. Теоретические основы построения медиаэкономики // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/32316 (дата обращения: 12.01.2021).
Информационная эпоха связана, прежде всего, с созданием единого мирового информационного пространства – глобальной медиа средой. Рождение этой цивилизации связано с невиданным ранее, колоссальным влиянием современной «индустрии информации» на все стороны общественной жизни и сознания. Это влияние буквально и глобально. Создание единого мирового информационного пространства, формирование глобальной медиасреды сопровождается радикальными изменениями в процессе сбора, распространения, хранения информации и все более и более влияет на различные аспекты общественной жизни, политики, культуры, экономики
По образному определению Дугласа Рашкоффа, «единственная среда, в которой наша цивилизация еще может расширяться, наш единственный настоящий фронтир — это эфир, иными словами — медиа. Вследствие этого власть, которой сегодня обладает тот или иной человек, определяется уже не количеством собственности, находящейся в его распоряжении, а скорее тем, сколько минут «праймтайма» на телевидении или страниц новостной печати он может заполучить. Непрерывно расширяющиеся медиа стали настоящей средой обитания — пространством, таким же реальным и, по всей видимости, незамкнутым, каким представлялся земной шар пятьсот лет назад. Это новое пространство называется инфосферой…». Инфосфера, или медиапространство, — это новая трансграничная территория, открытая для взаимодействия самых разных людей и континентов.
Процесс зарождения и развития постиндустриального общества неизбежно находит свою рефлексию в трудах целого ряда исследователей. К числу значимых фигур в ряду этих ученых, безусловно, следует отнести Дэниэла Белла[1], Элвина Тоффлера[7], Маршалла Маклюэна[3],Мануэля Кастельса [2] .
Некоторые исследователи [6,8]даже усматривают в процессах осмысления процессов развития информационного общества рождение новой науки — медиалогии — комплексной гуманитарной науки, которая опирается на культурологию и теорию журналистики, историю и политологию, социологию и информатику, педагогику, экономику и менеджмент.
Как любая научная дисциплина, медиалогия должна располагать своим набором концепций, своей методологией, своей системой научных категорий и понятий, собственной терминологией. К основным категориям и терминам медиалогии скорее всего следует относить следующие понятия: «медиасреда», «медиапространство», «киберпространство», «виртуальная реальность», «инфосфера» («киберсфера»), «медиапроцесс», «медиаобъект», «медиа субъект», «киберобъект», «киберсубъект», «виртуальность», «мультимедийность», «оцифровка», «код», «байт», «сайт», «сеть», «симулякр», «смысл», «стереотип», «код» и т.д.[4, с.105]
В качестве характерной иллюстрации важнейших концептуальных идей, которые можно отнести к теоретическому полю медиалогии, можно указать на ряд мыслей Э. Тоффлера[7], которые сводятся к следующим ключевым моментам:
- наряду с новой техносферой появляется новая инфосфера, что не может пройти бесследно для нашего сознания. Необходимым становится непрерывное развитие способностей, непрерывное образование;
- на смену пролетариату приходит так называемый “когнитариат”, состоящий из профессионалов, из высокообразованных работников, обладающих информацией и профессиональными навыками работы с самой разнообразной информацией.
- все больше людей не только потребляют информацию, но и производят ее. Появляется так назваемы “prosumer” (от producer – производитель и от consumer – потребитель). Теперь каждый может являться не только потребителем, но и производителем образов, принадлежащих только ему;
- все новые разработки делят зрителей на группы, и каждый новый сегмент не только увеличивает разнообразие нашей культуры, но и проникает в структуру средств информации.
- демассифицированные масс-медиа демассифицируют и людское сознание. Небольшие группы людей и отдельные индивиды обмениваются созданными ими самими образами. Мы начинаем жить в обществе “клип-культуры”, когда нас осаждают «… противоречивыми и не относящимися к нам фрагментами образного ряда, которые выбивают почву из-под ног наших старых идей, и обстреливают нас разорванными и лишенными смысла “клипами”, мгновенными кадрами”». Это так называемый поток информации (avalanche of information). Сюда же следует по всей видимости отнести и концепцию изменения типологии людей реципиентов: Homo sapiens (человек разумный), homo intellegens (человек сведущий), homo loquens (Человек говорящий);
- демассификация СМИ, культуры, личности ведет нас к свободе. Создать тоталитарное общество в условиях демассифицированных средств информации очень трудно, если вообще возможно.
С точки зрения Дэниэла Бэлла[1] общество состоит из трех относительно независимых друг от друга сфер: социальной технико-экономической структуры, политической системы и культуры. Эти сферы управляются противоречащими друг другу принципами: экономика и техника — эффективностью, политическая система — принципом справедливости (равенства), а культура — принципом самореализации личности. Соответственно этому подходу развитие медиалогии может протекать в русле трех научных течений: экономической теории, социологии (политологии), и культурологии.
Несмотря на то, что самые разные проблемы функционирования средств массовой информации широко обсуждаются, специальные вопросы методологии управления этими организациями с точки зрения экономического подхода остаются малоизученными. Это объясняется рядом причин: во-первых, сложностью самих проблем, их многокомпонентностью и взаимосвязанностью с множеством научных дисциплин (философией, социологией, культурологией и др.), во-вторых, с недостаточной востребованностью, связанной с непониманием важности перечисленных проблем для развития общества, в-третьих, с отсутствием значимой отечественной экономической школы в области медиаиндустрии.[9]
В России изучением экономических аспектов формирующейся медиасферы преимущественно занимаются теоретики журналистики[4,5] . Исследуя средства массовой коммуникации как социальный институт, они чаще всего рассматривают экономический аспект как вспомогательный. Экономическая деятельность средств массовой коммуникации далеко не всегда связывается с социальными последствиями потребителей и производителей информации, в отдельности, и для общества, в целом. Точно так же, не до конца изучена и «обратная сторона медали» – экономические последствия социальной деятельности средств массовой коммуникации.
Для отечественной научной мысли характерна еще одна особенность. Она в существенной мере сконцентрирована на осмыслении драматичных преобразований и описании дефектов складывающейся в ходе экономических реформ российской медиасреды. Это для России, в силу исторических причин, безусловно, актуально, но концентрация на собственных перестроечных и постперестроечных вопросах реформ во многом мешает формированию общей теории экономики индустрии информации.
Откликаясь на практические запросы, ряд специалистов развертывают чисто прагматические исследования, в которых средства массовой информации рассматриваются как обычные предприятия, обладающие традиционным функционалом (производством, сбытом, рекламной политикой и так далее). Считается, что любое современное медиапредприятие стремится увеличить свои доходы и прибыль, инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность. Для достижения этих целей требуется знание и понимание объективных законов медиаэкономики.
Соответствующий раздел теории медиаэкономики наиболее разработан и, скорее всего, именно он в первую очередь получит свое достаточно полновесное оформление (на сегодняшний день это не совсем так). Основным «подводным камнем» в становлении этого направления следует считать механический перенос классических экономико-управленческих концепций на медиапредприятия без учета специфики производимого ими информационного продукта. (Анализ показывает, что некоторые публикации в этой области страдают именно этим недугом).
Западная школа теории медиаэкономики достаточно весома. В трудах её представителей [7, 10 ] часто можно обнаружить анализ экономических сторон деятельности средств массовой информации в увязке с общественной функцией. Однако, экономические последствия для отдельных участников медиарынка и общества в целом во взаимосвязи с проблемам организации и управления медиасферой и в этих работах оказываются раскрытыми не достаточно полно.
Cинтетическая теория медиаэкономики, объединяющая экономическую теорию с другими современными направлениями научной мысли в области изучения средств массовой информации предполагает построение экономической модели системы медиапредприятий, обоснование организационно-экономического механизма управления ею, включающего методологию, методы, основные цели, принципы и функции экономической оценки и управления, а также определение места государства в ней. Основная проблема, стоящая сегодня перед медиа-исследователями в этой сфере — перевод основных понятий, категорий и закономерностей развития средств массовой информации из плоскости изучения гуманитарных наук в плоскость изучения экономических. Это задача непростая – нынешнюю экономику можно назвать «экономикой суперсимволов». Законы функционирования такой экономики ещё изучены не полностью. Экономическая методология в этом случае неизбежно сталкивается методологией гуманитарной. Как, например, определить экономическую роль журналистского дискурса в конструировании социальной реальности?
Средства массовой коммуникации имеют двойственную природу: с одной стороны, это – общественный институт, выполняющий социальные функции, с другой – полноценный субъект рынка, то есть медиапредприятие. Между тем, физически медиапредприятия очень часто невозможно разделить: они одновременно реализуют две стороны деятельности масс-медиа: экономическую и социальную, однако при этом подчиняются законам разным наук, и каждая из этих сторон обусловливает другую.
Медиасреда становления информационного общества ставит новые задачи перед медиаменеджментом (системой руководства медиасферой) — как государственным, так и частным. При этом государство все больше становится «выразителем» общественных интересов, бизнес способствует трансформации медиарынка, а «четвертая власть» (журналистика) должна быть готова брать на себя функции «социальной экспертизы». Особую роль в эпоху становления информационного (гражданского) общества могут сыграть некоммерческие организации как особый социальный институт. [4]
В ходе ряда международных встреч развитые и развивающиеся страны пришли к общему мнению, что такую информационную сеть надо основывать на пяти фундаментальных принципах, которые в существенной мере базируются на примате свободного рынка. Это: частные инвестиции, конкуренция, гибкое регулирование, открытый доступ и единое обслуживание. В тоже время практика показала, что исключительно рыночное саморегулирование масс-медиа не обеспечивает в полной мере выполнение социальных задач, стоящих перед медиаиндустрией в обществе, а также решение проблем экономической эффективности существующих средств массовой информации. Прямое государственное управление системой СМИ, и это уже исторически очевидно, так же не может обеспечить решение указанных задач.
Изменение пропорций дуальной сущности и функции средств массовой коммуникации (как субъекта экономики и социального института) предопределяет актуальные изменения медиасистемы в целом. Современный информационный медиамикс содержит гораздо меньше, чем ранее, объективной журналистской информации – в передаваемой информации начинают преобладать ангажированные сообщения рекламы и связей с общественностью (PR). Сложившаяся ситуация провоцирует преимущественное расширение сегмента СМИ таблоидного типа, которые предлагают смесь журналистского контента, рекламы и пиар-материалов, а для её трансляции используют исключительно манипуляционные модели: односторонние, либо асимметричные двусторонние. В конечном итоге, медиасфера, реализуя свою социальную роль, все менее «обслуживает» гражданина, и все более обслуживает потребителя.
Соответственно и отношение общества к таким «потребительским» СМИ становится все более утилитарным. Социальная оценка значения медиаиндустрии изменяется. Воспринимаемая миссия становиться все более инструментальной, а институциональная самостоятельность – невостребованной.
Появление виртуальных каналов коммуникации (радио, ТВ, интернет, мобильная телефония) и новых направлений деятельности (инфографика) призывают к жизни новые технические и обслуживающие профессии, которые вполне заменяют журнализм. Усложнение процесса коммуницирования, создания, трансляции, потребления сообщения требует совместной работы авторов-адресантов – этих новых «профессионалов». Результат – вместе с медиаиндустрией существенно трансформируется её центральная профессия – журналистика.
Существует огромное количество других трендов и явлений, которые требуют своего изучения. Очевидно, что формирование соответствующих экономико-управленческих механизмов, которые обеспечили бы эффективное функционирование медиасреды в этих условиях значительно отстает от реальности.
Библиографический список
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — Москва: Академия, 1999.
Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. — Екатеринбург: У-Фактория (при участии Гуманитарного ун-та), 2004. — 328 с. (Серия «Академический бестселлер»).
Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. — М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. — С. 103.
Морозова Е.Я. Социально-экономические факторы спроса на услуги культуры // Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире/ VII Международные Лихачевские научные чтения 24-25 мая 2007г. – СПб: Изд-во СПбГУП, 2007.-с.105-106.
Рашкофф Д. Медиавирус. Как попкультура воздействует на ваше сознание. — М., 2003. — С. 8.
Родионов Д. Г. Экономико-организационные проблемы экономической безопасности развития машиностроения в условиях вступления во всемирную торговую организацию // Мир экономики и права. 2012. № 2. С. 16-19.
Тоффлер, Элвин. Третья волна. М.: АСТ, 2004. — 784 c.
Хольнова Е.Г. Воспроизводство основных фондов в промышленности посредством лизинга диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Санкт-Петербург, 1998. 184 с.
Шлафман А.И. Поглощения дружественные и нет. Научно-практические проблемы недружественных поглощений // Российское предпринимательство. 2008. № 12-2. С. 9-14.
Шилина М. Г. Медиакоммуникация: тенденции трансформации. Новые парадигмы исследований массовых коммуникаций. Posted July 20th? 2009 by Editor