УДК 65.011.8

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Шмелева Анна Николаевна
ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
д.э.н., профессор кафедры «Теории менеджмента и бизнес-технологий»

Аннотация
В статье проведен обзор основных инструментов повышения эффективности менеджмента организаций. Указывается, что современной тенденций развития менеджмента компаний является его интеграция с менеджментом качества. Рассматривается модель влияния системы менеджмента качества на конкурентоспособность и инновационный потенциал предприятия.

Ключевые слова: инновационный потенциал, конкурентоспособность, процессы организации, развитие, система менеджмента качества, стратегия


QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AS INSTRUMENT OF DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATION

Shmeleva Anna Nikolaevna
Plekhanov Russian University of Economics
Dr.Econ.Sci., professor of chair "Theories of Management and Business Technologies"

Abstract
In article the review of the main instruments of increase of efficiency of management of the organizations is carried out. It is specified that tendencies of development of management of the companies its integration with quality management is modern. The model of influence of quality management system on is considered competitiveness and innovative capacity of the enterprise.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шмелева А.Н. Система менеджмента качества как инструмент развития организации // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/41971 (дата обращения: 02.06.2017).

Изменение сложившейся ситуации в российской экономике должно быть непосредственно связано как с повышением качества продукции и услуг, так и уровня культуры труда и управления, их соотнесением с лучшей мировой практикой, нашедшей отражение в международных стандартах, в том числе серии ИСО 9000, базирующихся на принципах всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). В теории и практике менеджмента качества известен ряд механизмов, направленных на решение перечисленных выше задач российской экономики, среди них принципы Э.Деминга, ступени улучшения качества Ф.Кросби, методы Г.Тагути, подходы А.Фейгенбаума и Д.Джурана. Кроме того, существуют концепции TQM и TPM (Total Productive Maintenance [1]), системы 5S [2-4], PPORF (The Practical Programme of Revolution in Factories and Other Organizations, известная как система 20 ключей) и BPM (Business Performance Management), концепции стандартов ИСО серии 9000 и 14000, стандартов QS 9000 и TL 9000, концепция Премии Правительства в области качества, модель EFQM и др.

Обзор научных источников позволяет утверждать, что ряд авторов, например, Версан В.Г., Рахлин К.М., Крюков И.Э., Шадрин А.Д. [5-6] полагают, что современный менеджмент качества должен объединиться с общим менеджментом предприятия и стать его неотъемлемой частью.

По мнению ряда исследователей (Версан В.Г. [7], Ивченко П.В. [8], Лапунов А.Н. [9], Мхитарян Ю.И., Мхитарян А.Ю., Тверская И.В. и др.), стратегия развития предприятия на основе внедрения международных стандартов ИСО 9001:2000 позитивно сказывается на конкурентоспособности предприятия; позволяет экономить затраты компании; улучшает качество продукции и обслуживания клиентов; совершенствует кооперацию с поставщиками; способствует эволюционному или радикальному пересмотру организации бизнеса; приводит к реинжинирингу и стабильности процессов производства; улучшает входной и выходной контроль; позволяет более эффективно контролировать производственные процессы, эффективно отслеживать риски потерь качества; снижать непроизводственные потери; исключить дублирующие процессы; усовершенствовать структуры управления и повысить ее эффективность; значительно повышает статус предприятия; демонстрирует стабильность качества выполняемых работ и оказываемых услуг, что значительно увеличивает шансы на получение кредитов, льгот, инвестиций, первенство в тендерной борьбе; способствует раскрытию потенциала предприятия, так как помогает гибко реагировать на требования потребителей и выпускать конкурентоспособную продукцию.

Версан В.Г. (его точку зрения разделяет Шадрин А.Д. [10]) указывает: «Внедрение стандартов ИСО следует использовать как средство повышения эффективности деятельности предприятия, а затем, при необходимости, сертифицировать систему качества… При этом в поле зрения разработчиков следует включать не только проверяемые при сертификации процедурные вопросы, но и методы – статистические, моделирования процессов, учет затрат…» [11].

Внедрение на предприятиях СМК по стандартам ИСО 9000 стимулирует конкурентоспособность и инновационный потенциал предприятия, включающий научный, рыночный потенциал предприятия и его инновационную восприимчивость на основе процессов повышения (рис. 1):

1)   клиентоориентированности продукции и предприятия в целом;

2)   конкурентоспособности и инновационности продукции, услуг, процессов и технологий предприятия;

3)   роли персонала в управлении качеством и инновационной деятельностью предприятия;

4)   лидерства, компетентности и ответственности руководства в управлении качеством и инновационной деятельностью предприятия;

5)   эффективности взаимодействия предприятия с его поставщиками;

6)   эффективности производственной системы предприятия.

Рисунок 1 – Стимулирование СМК уровня конкурентоспособности и инновационного потенциала предприятия

Следует отметить, что широко известные тезисы Э. Деминга направлены именно на предупреждение руководства предприятий о необходимости вовлечения в реализацию стратегии качества, составляющей основу перспективного развития СМК, всего персонала компании, вне зависимости от уровня управления и функциональной принадлежности.

Пункт 14 «Ответственность руководства» тезисов Э. Деминга следующим образом нацеливает руководителей: «Ясно определите непоколебимую приверженность высшего руководства к постоянному улучшению качества и производительности». По Демингу, руководству необходимо сделать так, чтобы каждый сотрудник участвовал в реализации стратегии качества, поскольку: «Преобразования – дело каждого». «Выживание – дело добровольное» [12].

Таким образом, разработка, внедрение, развитие и совершенствование СМК на предприятии предполагает целенаправленное и сознательное изменение руководством компании философии организационного развития в сторону качества, и создает проблему интегрированности сложившейся организационной структуры, системы координации и коммуникаций, ответственности и мотивации с вновь создаваемой системой качества.


Библиографический список
  1. Искандарян Р.А. TPM на российском предприятии // Методы менеджмента качества. – 2003 – № 7-9.
  2. Дерябин П.М. Почему нужно внедрять систему “Упорядочение” // Методы менеджмента качества. – 2004. – 2. – С. 14.
  3. Растимешин В.Е., Куприянова Т.М. Система “Упорядочение”: рациональное размещение предметов // Методы менеджмента качества. – 2003. – 6. – С. 9-14;
  4. Растимешин В.Е., Куприянова Т.М. Как приступить к внедрению системы “Упорядочение” // Методы менеджмента качества. – 2003. – 8. – С. 17-22.
  5. Рахлин К.М. Тенденции развития систем менеджмента качества // Все о качестве. Отечественные разработки. 2003, №3, С.54-71.;
  6. Крюков И.Э., Шадрин А.Д. Интеграция менеджмента качества в менеджмент предприятия // Век качества, 2004, №2, С.40.
  7. Версан В.Г. Малое предпринимательство – неиспользованные резервы. Особое мнение // Стандарты и качество. – 2009. – №9. – С.40-43.
  8. Ивченко П.В. Антикризисная ISO-терапия // Век качества, 2009, №1, С.23.
  9. Лапунов А.Н. Совершенствование систем управления компаниями // Век качества, 2004, №5, С.56-57.
  10. Шадрин А.Д. Причины низкой эффективности применения стандартов ИСО серии 9000 // Стандарты и качество. – 2009. – №2. – С.48-52.
  11. Версан В.Г. Стандарты ИСО 9000 версии 2000 года: стратегия внедрения // Сертификация. – 2001. – №4. – С.11.
  12. Круглов М.Г., Шишков Г.М Менеджмент качества как он есть. М.: Эксмо, 2006. 544с.


Все статьи автора «Шмелева Анна Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: