УДК 336.1

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ АУДИТЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ЕГО РОЛИ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Иконникова Ольга Владимировна1, Боас Ирина Львовна2, Ваккосов Шахобиддин Абдукодирович3
1Северный (Арктический) федеральный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
2Северный (Арктический) федеральный университет, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита
3Северный (Арктический) федеральный университет, магистрант

Аннотация
В современных условиях развития экономики России важную роль приобретает вопрос повышения эффективности использования государственных ресурсов, что невозможно без качественного контроля – как со стороны государства, так и со стороны общества. В статье дается понятие государственного аудита, рассматривается его соотношение с понятием государственного контроля, определяются его принципы и направления деятельности.

Ключевые слова: государственный контроль, государственных аудит, Счетная палата


ON THE QUESTION OF STATE AUDIT IN MODERN RUSSIA AND ITS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL

Ikonnikova Olga Vladimirovna1, Boas Irina Lvovna2, Vakkosov Shahobiddin Abdukodirovich3
1Northern (Arctic) Federal University, PhD in Economics, associate professor of Accounting and Auditing Department
2Northern (Arctic) Federal University, senior Lecturer of Accounting and Auditing Department
3Northern (Arctic) Federal University, undergraduate

Abstract
In modern conditions of the Russian economy an important role, the issue efficiency of public resources, which is impossible without quality control - both from the government and from society. The article presents the concept of the state audit, consider its relationship with the concept of state control, determined by its principles and activities.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Иконникова О.В., Боас И.Л., Ваккосов Ш.А. К вопросу о государственном аудите в современной России и его роли в развитии человеческого капитала // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/40629 (дата обращения: 03.06.2017).

В условиях перехода экономики России к инновационной модели развития актуальным становится повышение эффективности и результативности работы органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях.

Важную роль в решении этой задачи играет система государственного контроля, которая должна сочетать в себе качества устойчивости и адаптивности, что невозможно без постоянного совершенствования процесса работы институтов контроля, овладения современными методами планирования и управления контрольной деятельностью, систематического повышения уровня профессиональной компетентности контролеров.

В российской системе исполнительной власти на ее различных уровнях действуют десятки органов, имеющих определенные полномочия в сфере контроля и надзора и осуществляющих ежегодно сотни тысяч контрольных мероприятий. Важное место в системе государственного финансового контроля занимает государственный аудит.

Интересным представляется вопрос о соотношении понятий «государственный контроль» и «государственный аудит», между которыми на бытовом уровне зачастую ставится знак равенства, что является принципиально неправильным.

Причем, в дефинитивную размытость этих понятий вносит лепту и федеральное законодательство. Так, в действовавшем до 2013 года федеральном законе «О Счетной палате Российской Федерации» [1] Счетная палата определялась как орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Действующий федеральный закон [2, п. 1 ст. 2] уже называет Счетную палату РФ высшим органом внешнего государственного аудита (контроля).

Между тем, государственный контроль – это контроль, осуществляемый органами государственной власти, то есть форма самоконтроля государства.

А «государственный аудит – это конституционно установленная система внешнего, независимого контроля от имени общества за деятельностью органов государственной власти по управлению национальными ресурсами страны (финансовыми, материальными, интеллектуальными». [3, С. 4]

Это инструмент, дающий возможность обществу участвовать в управлении государственными ресурсами и предполагающий подотчетность государственных органов внешнему контролю.

Государственный аудит базируется на основных принципах, предусмотренных Лимской декларацией руководящих принципов контроля (1977 г.), в частности:

- независимость высших контрольных органов;

- независимость членов и сотрудников высших контрольных органов, их квалификация и честность.

Счетные палаты действуют в большинстве стран мира и выступают важным элементом механизма согласования интересов общества с декларируемыми государством целями развития и методами их достижения. Они, по сути, выступают инструментом защиты государства как такового от неэффективной деятельности исполнительных органов власти.

Эффективно функционирующий государственный аудит – это еще и один из инструментов перехода к инновационной экономике. Ведь его действенность прямо пропорциональна демократичности государства.

Счетная палата РФ осуществляет контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности (таблица 1).

Таблица 1 – Виды контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты РФ

Вид деятельности Содержание деятельности
Финансовый аудит (контроль) - проверка достоверности бюджетного учета и отчетности;

- проверка целевого использования государственных ресурсов;

- проверка соблюдения бюджетного законодательства

Аудит эффективности - определение эффективности использования государственных ресурсов, полученных объектами аудита для достижения запланированных целей
Стратегический аудит - оценка реализуемости, рисков и последствий результатов реализации стратегических целей обеспечения безопасности и социально-экономического развития страны

«Государственный аудит является необходимым элементом рыночного механизма социального регулирования, поскольку акцент контрольно-счетных органов на экономичности, эффективности и результативности при использовании публичных ресурсов, а также широкое применение рыночных методов социального регулирования, характерных для подавляющего большинства достаточно развитых стран, предполагает рост требований к эффективности и результативности использования ресурсов и в областях, не организованных на рыночной основе». [4, С. 12]

Одним из направлений государственного аудита является конституционный аудит, который касается непосредственно человека, уделяя повышенное внимание соотношению интересов государства, общества и индивидуума.

Цели и задачи конституционного аудита в полной мере соответствуют принципам устойчивого развития, так как «он выступает страховочным механизмом для будущих поколений россиян на основе сохранения и приумножения общественного богатства». [5, С. 220]

Как справедливо замечает В.С. Степашин, «правильное функционирование института государственного аудита в конечном счете помогает ускорить формирование условий для развития человеческого капитала, повышает качество общественных связей и способствует формированию широкого спроса на знания». [3, С. 8]

Не случайно, одним из направлений государственного аудита является оценка эффективности управления интеллектуальными ресурсами страны.

Следует отметить, что эффективное функционирование системы государственного аудита невозможно без высокого уровня развития гражданского общества и социальной активности и ответственности каждого российского гражданина.


Библиографический список
  1. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 года № 4-ФЗ;
  2. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ;
  3. Степашин С.В. Государственный аудит в Российской Федерации // Государственный аудит. Право. Экономика. – 2009. – № 1, С. 4-9;
  4. Двуреченских В. Государственный аудит в системе управления // Самоуправление. – 2011. – № 9. – С. 12-15;
  5. Салахова Э.К., Минёва О.К. Государственный аудит как инструмент формирования аналитической системы управления национальной экономики // Гуманитарные исследования. – 2011. – № 1. – С. 218-220.


Все статьи автора «Иконникова Ольга Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: