УДК 294.3

БУДДИЗМ И СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Уланов Мерген Санджиевич1, Уланова Галина Владимировна2
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Калмыцкий государственный университет", доктор философских наук, профессор
2Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Калмыцкий государственный университет", аспирант

Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме влияния буддизма на развитие современного менеджмента. Авторы подчеркивают, что по мнению ряда буддистов занятие бизнесом не противоречит заповедям буддизма. Буддизм с его акцентом на счастье и гармонии не только в нирване, но и в этой жизни, может многое предложить современному деловому миру.

Ключевые слова: буддизм, деловая этика, дзен, менеджмент, управление, философия, Шаолинь


BUDDHISM AND MODERN MANAGEMENT

Ulanov Mergen Sandzhievich1, Ulanova Galina Vladimirovna2
1Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "Kalmyk State University", Doctor of Philosophy, Professor
2Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "Kalmyk State University", graduate student

Abstract
Article is devoted to the problem of the influence of Buddhism on the development of modern management. The authors emphasize that according to some Buddhists, doing business is not contrary to the precepts of Buddhism. Buddhism, with its emphasis on happiness and harmony not only in Nirvana, but in this life has much to offer the modern business world.

Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Уланов М.С., Уланова Г.В. Буддизм и современный менеджмент // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/39460 (дата обращения: 02.06.2017).

Исследование выполнено в рамках внутривузовского гранта ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет». Тема «Буддийская культура и экономическая теория»

Как известно, буддизм оказал значительное влияние на формировании деловой этики в Японии. Однако влияние буддизма на развитие бизнеса не ограничивается только этическими предписаниями и обоснованиями. Буддийская философия отразилась и на принципах, целях и особенностях менеджмента Японии.

Так, например, ведущий «идеолог» корпорации «Сони» Сигеру Кобаяси отмечает, что эффективное управление компанией основано на строгом следованию дзен-буддистскому принципу My. Данное дзенское понятие означает «неопредметливание» или «неовеществление». «Применительно к практике фирмы он означает сознательный отказ от составления жестких планов… Менеджер, руководствующийся принципом My и стремящийся в своей деятельности к максимальной гибкости, не может быть бюрократом, а фирма, в которой он работает, получает шанс избежать окостенения несмотря на свои огромные размеры»[1].

Некоторые современные буддисты считают, что занятие бизнесом не противоречит заповедям буддизма. В этом плане характерна книга Майкла Роуча «Алмазный огранщик: Будда о том, как управлять бизнесом и личной жизнью»[2]. Майкл Роуч – создатель Института Алмазной Мудрости, цель которого – помогать людям во всем мире достигать успеха во всех аспектах их жизни, предлагая одну важную идею: все, что с нами случается в жизни, проистекает из нашего отношения к другим людям. Институт Алмазной Мудрости проводит тренинги, выездные бизнес-семинары, специализированные тренинги, помогающие  достижению экономического успеха, а также личного и профессионального благополучия. На наш взгляд, на основе изучения опыта работы американского Института Алмазной Мудрости необходимо создать подобного рода центр в России.

Примером удачного бизнеса является коммерческая деятельность настоятеля легендарного монастыря Шаолинь  преп. Ши Йонгшина. Ши также известен как «монах – исполнительный директор» из-за его тенденции управлять храмом как предприятием. У главного настоятеля Ши есть своеобразная и твердая концепция направления развития монастыря Шаолинь. Так, в июле 1998 года монастырь Шаолинь вложил капитал в создание компании с одноименным названием. С тех пор монастырь уже получил свидетельства о регистрации прав на 43 наименования товаров. Монастырь, в частности, продал право двум предприятиям производить чай с маркой «Шаолиньчань», вегетарианское печенье с маркой «Монастырь Шаолинь». В ноябре 2004 года Государственное промышленно-торговое административное управление присвоило торговой марке «Монастырь Шаолинь» статус «известный торговый знак». В марте 2006 года в Шаолиньском монастыре начали снимать реалити-шоу «Звезды кунфу Китая». Этот проект был организован для того, чтобы привлечь учеников разных школ ушу к распространению китайской традиционной культуры боевых единоборств. В 2005 году на веб-сайте монастыря Шаолинь были опубликованы книги, раскрывающие секреты боевого искусства кунфу, и некоторые древнекитайские медицинские рецепты. Это сразу вызвало общественное беспокойство. Число посетителей сайта превысило 100 тыс. человек в день[3].

Многие люди, в том числе и монахи, осуждают Ши Юнсиня, который активно занимается разными коммерческими проектами. «Храм превратился в корпорацию», говорят они. На их взгляд, подобного рода деятельность противоречит основополагающим ценностям буддизма. Однако мастер Ши опровергает данное утверждение: «Вся эта мирская суета, как говорят мои оппоненты, или работа, как считаю я, для дальнейшего развития дела буддизма, а не для богатства, ведь денег от продажи входных билетов уже хватит на нужды монахов, – замечает он. Проблема в глобализации мира. Стоя перед явным экономическим и информационным преимуществом Запада, Востоку, Китаю, а значит, и монастырю Шаолинь необходимо ответить на это. Если точка зрения некоторых сторонников изоляции не изменится, то восточная цивилизация не сможет отстоять себя в современном обществе. И нам будет стыдно перед предками и потомками. Сегодняшние перемены монастыря Шаолинь свидетельствуют, что я отвечаю и за буддизм, и за нацию»[3].

Проблемой совмещения буддийской практики и бизнеса занимается американский предприниматель Сид Кемп, который практикует буддийскую медитацию с 1980 г. Основная цель С.Кемпа  заключается в применении буддийских идей в сфере бизнеса. Он пытается воплотить буддийские идеи через общую «теорию систем» в менеджменте на практике. С.Кемп – автор восьми книг по бизнесу, которые опираются на буддийские идеи и положения. Наиболее полно демонстрируют воплощение буддийских идей в сфере бизнеса такие его работы как «Прекрасные решения трудных ситуаций персонала», и «Качественное демистифицированное управление»[4].

По мнению С.Кемпа, буддизм, с его практическим акцентом на счастье и гармонии не только в раю или нирване, но в этой жизни, может многое предложить современному деловому миру. Он выделяет несколько ключевых идей в Буддизме, которые полезны в современном бизнесе:

1. Первая Благородная Истина в буддизме провозглашает существование в нашей жизни страданий, которые в преломлении к деловой сфере предстают как проблемы и конфликты в бизнесе. С.Кемп отмечает, что фирмы страдают почти так же, как и люди. Фирмы, как и люди, терпят неудачу и разрушаются. Многие компании часто «болеют», т.е. работают неэффективно, напрасно поглощая время и деньги. Отдельные фирмы полны конфликтов или конфликтуют с другими фирмами.

2. Третья Благородная Истина утверждает, что мы можем прекратить страдания, т.е. решить проблемы в бизнесе. Компании хотят решить проблемы, что очень похоже на устранение страдания.

3. Существует закон кармы или связь между действиями и результатами. Если устранить причину страданий или проблем, то страдания исчезают, а проблемы разрешаются. Буддистский подход заключается в том, чтобы понять проблемы и их причины, а затем устранять их, осознавая, что «если есть страдание, есть и лечение». Тогда люди начинают работать четко и целенаправленно, чтобы решить проблемы, устранив их причины, и достичь таким образом поставленных целей.

4. В буддизме целью медитации и анализа является осознание и понимание своих мыслей, чувств и действий, что помогает изменять их. Этот же подход применим и в бизнесе[4].

Опираясь на буддийскую философию и практику, С.Кемп формулирует некоторые общие принципы, которые способствуют созданию более здоровых и эффективных отношений на работе:

1. Взаимодействие. Люди могут учиться сотрудничать, и это хорошо для результатов. В этом им может помочь опыт буддийских общин, которые  имеют 2600-летнию традицию совместного проживания людей и приспособления к разным жизненным ситуациям.

2. Сокращение напряжения. Известно, что излишняя напряженность и гнев создают проблемы не только для отдельного работника, но и для всей компании. В этом случае нам может помочь практика медитации. Первым благоприятным воздействием медитации является расслабление; вторым – понимание источников напряжения и правильный диагноз.

3. Персонал и эффективность команды. В буддизм, особенно в школе дзен, есть длительный опыт сотрудничества, определения проблем, и достижения целей через эффективное лидерство, сотрудничество и взаимодействие.

4. Предотвращение враждебного окружения на работе. Буддийская терпимость, толерантность очень актуальны и в современном мире. Современные законы и инструкции также предписывают соблюдать толерантность на рабочем месте, указывая на недопустимость враждебного отношения к женщинам, разного рода меньшинствам. Известно, что конфликтные и дискриминационные отношения дорого обходятся современным компаниям, которым приходится делать дополнительные расходы на специалистов по изменению поведения персонала и атмосферы на предприятии.

5. Деловая этика. Проблемы деловой этики и корпоративной культуру также очень актуальны. Буддистская этика представляет собой эффективный инструмент взаимодействия для людей и коллективов. С ее помощью можно эффективно внедрить нравственное поведение в деловую жизнь и повседневную работу[4].

Рассматривая буддийский Благородный Путь к просветлению, С.Кемп пытается перевести его факторы на деловой язык. При этом он выделяет семь, а не восемь факторов:

1. Эффективная внимательность (Благодаря внимательности мы сможем видеть то, что происходит. В результате мы будем видеть источники наших проблем, и затем сможет принимать правильные решения).

2. Эффективный самоанализ (С помощью правильного самоанализа необходимо изменить себя, так как изменить других обычно невозможно. Изменив себя, вы покажите другим пример, как это сделать).

3. Эффективная радость (Сосредоточение на изменениях поможем увидеть позитивные результаты, ощутить чувство радости и обрести оптимизм).

4. Эффективное усилие (После того, как мы видим, что внимательность и сосредоточенность меняет нас, мы будем совершать постоянное, возобновленное усилие).

5. Эффективная энергия (После того, как мы приняли решение измениться, мы естественно прилагаем больше сил и энергии для наблюдения за ситуацией и решения проблем, изменяя непосредственно себя).

6. Эффективная концентрация (Концентрация на устранении корня проблем, т.е. мы сосредотачиваемся не только на решении проблем, но и на их предотвращении, отсекая корень проблемы).

7. Эффективное отпускание (Отпустите проблему: поскольку мы выполняем практику сконцентрированного усилия, то проблемы естественно исчезают и их можно отпустить)[4].

Таким образом, буддийская философия оказывает определенное влияние на современный менеджмент. При этом ряд буддистов считает, что занятие бизнесом не противоречит заповедям буддизма. По их мнению, буддизм с его акцентом на счастье и гармонии не только в нирване, но и в этой жизни, может многое предложить современному деловому миру.


Библиографический список
  1. Морита А. Сделано в Японии: История фирмы «Сони» // Biznesbooks.com – Бесплатная библиотека книг о бизнесе. URL: http://www.biznesbooks.com/2010-01-07-17-48-46/1337-morita-a-sdelano-v-japonii-istorija-firmy-soni (дата обращения: 18.10.2014).
  2. Роуч М. Алмазный огранщик. Будда о том, как управлять бизнесом и личной жизнью. М., 2005.
  3. Цзы Фэнчунь. Беспокойный настоятель // Нирвана: Сайт Йоганагры. URL: http://nervana.name/buddism/shaolin/page4.htm (дата обращения: 18.10.2014).
  4. Кемп С. Буддизм для бизнеса // Buddha.by: Буддийский информационный ресурс. URL: http://buddha.by/buddizm-dlya-biznesa (дата обращения: 18.10.2014).


Все статьи автора «Уланов Мерген Санджиевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: