УДК 378.014:316.422

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ВУЗОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Якимова Татьяна Борисовна
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики

Аннотация
Данная статья посвящена сравнительному анализу инновационной активности российских вузов с другими странами. В результате исследования выделены основные направления государственной поддержки вузов и особенности инновационной деятельности университетов в развитых странах. Рассмотрен вклад внебюджетных источников в научную деятельность вуза.

Ключевые слова: внебюджетные источники, высшие учебные заведения, государственная поддержка, зарубежный опыт, инновации, инновационная активность, научные исследования и разработки, развитые страны


COMPARATIVE ANALYSIS OF INNOVATIVE ACTIVITY OF UNIVERSITIES IN RUSSIA AND ABROAD

Yakimova Tatyana Borisovna
National Research Tomsk Polytechnic University
PhD in Economics, Associate Professor of Economics

Abstract
This article is devoted to a comparative analysis of innovation activity of Russian universities with other countries. The study highlighted the main directions of state support of universities and features the innovative activity of universities in developed countries. The contribution of non-budgetary sources in the scientific activities of the University.

Keywords: developed countries, foreign experience, government support, higher education institutions, innovation, innovative activity, off-budget sources, research and development


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Якимова Т.Б. Сравнительный анализ инновационной активности вузов в России и за рубежом // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/39552 (дата обращения: 02.06.2017).

В современном обществе важнейшим фактором повышения конкурентоспособности национальной экономики и в целом ее развития  становятся организация и финансирование научных исследований и разработок, внедрение инноваций, рост инновационной активности различных организаций. Инновации стали важным источником экономического роста, в некоторых странах мира обеспечивая до 80-90% прироста валового продукта.

В России тема инноваций, НИОКР особенно актуальна, в связи с низкой инновационной активностью российских предприятий и других организаций. В мировом наукоемком секторе доля России очень мала, не превышает 0,5 %. В то время как в США – 36%, Японии – 30%, Германии – 16%, Китая – 6%. Экспорт высокотехнологичной продукции составляет не более 2,5% промышленного экспорта России. В США этот показатель составляет около 33%, столько же  в Китае. На долю отечественного производства приходится не более 1% всех станков, закупаемых российским бизнесом.

На фоне низкой инновационной активности российских предприятий положительные тенденции наблюдаются в сфере вузовской науки, которая стала небольшим «оазисом» в секторе исследований и разработок в последнее время. Это связано как с возросшей государственной поддержкой, так и с определенными экономическими условиями.

Экономические условия в стране меняются, в результате вузы сталкиваются с необходимостью коммерциализации научной деятельности. Условия заставляют вузы быть более инновационно активными, быть открытыми для взаимодействия с государством и бизнес-сектором, как в рамках НИОКР, так и выходящих за них. Как показывает опыт развитых стран, вузы, которые проявляют пассивность и не  участвуют во взаимодействии с государством и бизнес-структурами, оказываются в уязвимом положении. Они теряют источники финансовых поступлений, утрачивают репутацию в глазах бизнес-сообщества, у них нет возможности участвовать в международном образовательном и научном сотрудничестве.  К тому же снижается возможность успешного трудоустройства своих выпускников, что может привести к оттоку потенциальных абитуриентов и возникновению определенных проблем.

Существует много положительных зарубежных примеров взаимодействия вузов с бизнес-структурами, а также воздействия государства на инновационные процессы в вузе. Высшие учебные заведения за рубежом являются главными научными центрами. Некоторые вузы стали ведущими научно-исследовательскими организациями национального и даже международного масштаба. В развитых странах высшее образование это не просто подготовка специалистов, но и стимул к инновационной активности, внедрения инноваций.

В развитых странах государство оказывает значительную финансовую поддержку научно-исследовательской деятельности вузов. При этом, несмотря на увеличение ассигнований, с середины 70-х гг. их доля в общем объеме финансовых ресурсов, затрачиваемых на НИОКР, сокращается. Этому способствует создание малых инновационных предприятий, появление  технополисов и технопарков на базе университетов. Ко всему прочему, с каждым годом увеличиваются ассигнования корпоративного сектора, все большее количество вузов объединяются с бизнес структурами в так называемые инновационные цепочки. Например, в США на базе университета штата Мэриленд действует программа взаимодействия с промышленностью «MIPS: Maryland Industrial Partnerships Program». Программа способствует ускорению коммерциализации технологий в данном штате благодаря совместному финансированию научно-исследовательских проектов университетами штата и предприятиями [1, с.41].

Во многих странах государственные расходы в среднем составляют от 40 до 80% всех расходов на высшее образование. Широко распространена система государственных грантов и специальных фондов, средства которых направляются на проведение научных исследований в вузах. Она распространена не только в США, Германии, Великобритании, но и в новых индустриальных экономиках, таких как Республика Корея, Гонконг, Сингапур.

В некоторых странах научные исследования в вузах специально подчиняются интересам промышленности. Особенно это характерно для специализированных высших учебных заведений и научных центрах при них. В таких вузах присуждаются особые стипендии за проведение научных исследований, в целом поощряется исследовательская деятельность студентов и преподавателей. Во многих странах научная работа – престижный и уважаемый вид деятельности. Для сравнения в США степень доктора ежегодно получают около 40 тыс. человек. В России в среднем защищается около 9 тыс. аспирантов [2, с. 23].

В некоторых странах бюджетные средства направляются в основном в исследовательские университеты, как, например, в Японии, где государство избирательно поддерживает науку в вузах. При этом, если раньше государство в основном поддерживало проведение теоретических и лабораторных исследований, то сегодня средства выделяются преимущественно на проведение научных исследований, связанных с этапом внедрения новейших достижений в промышленность.

Как показывает опыт развитых стран, государство может использовать разные инструменты и способы поддержки инновационной деятельности вузов и не только их,  осуществлять все виды регулирования инновационной деятельности: нормативно-правовое, организационное, финансовое, экономическое. Важную роль играет разработка и проведение инновационной политики, учитывающей приоритетное значение инновационной деятельности в современной экономике.

В России, в последние годы, государство тоже стало активно поддерживать исследовательскую деятельность в вузах, в основном оказывая финансовую поддержку. Увеличился объем финансирования научной деятельности ведущих университетов из средств федерального бюджета, достигнув в 2012 г. почти 12 млрд. руб.[3]. При этом, на фоне роста бюджетных источников финансирования осознается необходимость увеличения доли внебюджетных.

В среднем доля внебюджетных источников финансирования научной деятельности колеблется от  30 до 60%, в некоторых вузах достигая 80%. При этом объем внебюджетной деятельности постепенно увеличивается. Одним из факторов увеличения внебюджетных средств является развитие в вузах научной, проектной, опытно-конструкторской деятельности, способствующей превращению вузов в составную часть технопарков и технополисов, в которых реально достижима эффективная взаимосвязь процесса обучения, науки, экспериментального производства и коммерческого освоения результатов НИОКР.

Например, в Национальном исследовательском Томском политехническом университете общий объем НИОКР в 2013 г. составил более 1,6 млрд руб., в том числе внебюджетная составляющая – более 1,3 млрд руб.. Это было связано с тем, что технический вуз имеет широкий спектр научных направлений, которыми интересуются промышленные компании и корпорации. В 2012г. Томский политехнический университет заработал более 1,4 миллиарда рублей на НИОКР [4]. 

Таблица 1 – Объем финансирования научной деятельности в томских вузах, 2013 г.

Объем финансирования научной деятельности, млн. руб.

 

Объем финансирования научной деятельности из внебюджетных источников, млн. руб.

Объем финансирования НИР,  выполненных по зарубежным контрактам и грантам, млн. руб.

ТПУ

1606,4

1388,3

131,72

ТГУ

1268,2

444,1

59,47

ТУСУР

610,8

280,8

28,34

ТГАСУ

238,3

230,6

16,65

СибГМУ

92,1

81

2,86

ТГПУ

73,7

42,9

0,4

Конечно, на фоне некоторых зарубежных университетов, расходы на НИОКР в российских вузах не очень велики.

Например, в старейшем британском университете Оксфорда исследовательский бюджет в 2010 г. составил 780 млн. долл., большая часть которых приходится на внебюджетные источники. Результат –  более 400 перспективных технологий, хотя, разумеется, не все они в итоге были реализованы. В Оксфордском университете считают, что каждый миллион фунтов стерлингов, потраченный на науку, должен произвести на свет, по крайней мере, одно изобретение с коммерческим потенциалом.

Оксфорд тесно сотрудничает с исследовательскими институтами, компаниями и различными сферами бизнеса Великобритании, США, Ближнего Востока, Индии, Южной Африки, Латинской Америки. При университете созданы сотни малых инновационных предприятий с бюджетом в 14 млрд. долл.[5, с.157]. Как правило, предприятия учреждаются при содействии инновационной инфраструктуры университета своими же сотрудниками и выпускниками. Весь комплекс представляет собой эталон инновационной экономики. В основе формирования такого комплекса лежит долговременная политика государства и университета, направленная на юридическую, административную, финансовую и моральную поддержку союза малого инновационного бизнеса с университетом.

Несмотря на то, что российские вузы по многим параметрам не так конкурентоспособны, как крупнейшие университеты мира, и в нашей стране появляется все больше примеров эффективной интеграции науки, образования и производства. Хотя, конечно, разрыв между имеющимися ресурсами, главным образом, научно-технологическим потенциалом, и эффектом от их использования  - производством и экспортом высокотехнологической продукции и технологий остается пока существенным.

Для поддержки научных исследований и разработок Правительством РФ от 9 апреля 2010 г. № 220 были учреждены гранты Правительства РФ, выделяемые на конкурсной основе. Начиная с 2013 г. гранты Правительства РФ выделяются в размере до 90 млн. рублей каждый на проведение научных исследований в течение трех лет с возможностью продления проведения научных исследований еще на два года [6].

В целом, в период с 2000 года наблюдается рост объема внутренних затрат на исследования и разработки.  Увеличилась доля вузов в общих расходах на науку, достигнувшая  7,0% в 2009 г.,  9,0% в 2011 г., и 9,3%. в 2012 г. В рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» предусмотрен рост удельного веса сектора высшего профессионального образования во внутренних затратах на исследования и разработки в 2014 г. до 10,4%, в 2015 г. до 11,4%.

В результате поддержки со стороны государства и инновационной активности самих вузов возросло количество малых инновационных предприятий, созданных с участием вузов. Например, в Томском политехническом университете создано 38 таких предприятий. Объем НИОКР малых предприятий составляет 59,1 млн. руб.

Увеличилось  количество полученных патентов, подаются заявки на  получение зарубежных патентов. Выполняются  проектные работы для сторонних заказчиков. В ТПУ за 2012 год Опытное производство при ПКИ выполнило 16 проектных работ для сторонних заказчиков, с привлечение внебюджетных средств около 30 млн. рублей [5].

Из года в год растет, пусть и небольшими темпами, численность занятых исследованиями и разработками.

В целом, как показало исследование, российские вузы обладают определенным научным потенциалом. Важно его грамотно использовать и поддерживать. Сегодня инновационный путь развития без инновационной деятельности университетов трудно представить. К тому же вузы готовят тех, кто в будущем может создавать предприятия, базирующиеся на инновациях и наукоемких технологиях.


Библиографический список
  1. Куфтырев И.Г. Университеты и промышленность: от сотрудничества к интеграции научно-исследовательской деятельности вузов в инновационную систему региона Прикладные исследования социально-экономических процессов // Вестник Алтайской академии экономики и права. URL: http://journal-aael.intelbi.ru/category /2013 (дата обращения: 16.10.2014)
  2. Кулябина Е.И. Совершенствование инновационной деятельности вузов: монография / Е.И. Кулябина. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. – 100 с.
  3. Финансирование фундаментальных исследований. [Официальный сайт «Совет по науке и образованию»]. URL: http:// http://www.snto.ru/index.php(дата обращения: 16.08.2014).
  4. Научная деятельность ТПУ сегодня [Официальный сайт «НИТПУ»].URL:  http://tpu.ru/research/sci-history/modern-sci/(дата обращения: 14.10.2014).
  5. Кобзев А.В., Уваров А.Ф. «Оксфордская» модель развития учебно-научно-инновационного комплекса университета // Журнал ассоциации инженерного образования России. 2004. – №2. С.156-159.
  6. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. N 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования, научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центры Российской Федерации» [Официальный сайт компании «Гарант»]. URL: http://base.garant.ru/12174930/#ixzz3CpppmoDf (дата обращения: 20.08.2014).


Все статьи автора «Якимова Татьяна Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: