УДК 323.1, 316.422

ПРОЕКТ РОССИЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В ИДЕОЛОГИИ ДВИЖЕНИЯ «СУТЬ ВРЕМЕНИ» С. КУРГИНЯНА

Кондраль Дмитрий Петрович1, Кузьмин Александр Геннадьевич2
1Ухтинский государственный технический университет, кандидат политических наук, доцент кафедры философии и методологии образования
2Сыктывкарский государственный университет, кандидат политических наук, доцент кафедры истории, политологии и социологии

Аннотация
Статья Кондраля Д.П. и Кузьмина А.Г. «Проект российской модернизации в идеологии движения «Суть времени» С. Кургиняна» посвящена анализу одной из «лево-консервативных» концепций развития государства и общества, значимость которых сегодня возрастает в условиях усиления кризисных моментов в государстве. В статье анализируются представленные в данной концепции основные направления и угрозы реализации несбалансированного ужесточения российской социально-экономической системы в сложных современных политико-социальных условиях.

Ключевые слова: консервативные теории модернизации, национал-патриотизм, политические угрозы


RUSSIA'S MODERNIZATION PROJECT IN THE IDEOLOGY OF THE MOVEMENT "ESSENCE OF TIME" BY S. KURGINYAN

Kondral Dmitry Petrovich1, Kuzmin Alexander Gennadievich2
1Ukhta State Technical University, Political Science, Department of Philosophy and Methodology of Education
2Syktyvkar State University, Political science, assistant professor of history, political science and sociology

Abstract
The article of Kondral D.P. and Kuzmin A.G. "Russian modernization project in the ideology of the movement "The essence of time" S. Kurginyan" considers one of the "left-conservative" conceptions of the state and society, the significance of which are now increasing in the face of increasing moments of crisis in the state. The article analyzes presented in this concept of the main directions and threat realization unbalanced tightening Russian socio-economic system in today's complex political and social conditions.

Keywords: conservative modernization theory, national-patriotism, political threats


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кондраль Д.П., Кузьмин А.Г. Проект российской модернизации в идеологии движения «Суть времени» С. Кургиняна // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/37782 (дата обращения: 30.09.2017).

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № М-33-01014 «Русский радикальный национализм начала XXI в.: политические основания идеологии и деятельности»

Современный исторический этап в России столкнулся с серьезной проблемой, связанной с отсутствием в государстве определенной, понятной с общепринятой точки зрения политической идеологией. Несмотря на то, что после краха советского строя, прошло почти четверть века, идеологический вакуум, возникший после отмены социалистической ориентации государства, не только не наполнился каким-то смыслообразующим определенным содержанием, но и остался размытым, мало соответствующим общепринятой мировой, или хотя бы декларируемой в начале 1990-х гг. в качестве ориентира европейско-североамериканской практике. Во многом это связано с политикой власти современной демократической России, сознательно направленной на деидеологизацию не только политической системы, но и общества в целом. Кризисное состояние национальной идеологии приводит к отсутствию правильных ценностей в воспитании. В результате мы теряем собственную самобытность и приобретаем поколение идейных маргиналов с идеологий потребительства, что влечёт за собой деградацию нации и общества в целом. Результатом такой практики является отсутствие веры у населения в правильность действия властей, метание власти от мобилизационной модели к модернизационной, отсутствие внятных и понятных населению страны политических доктрин почти у всех российских политических партий. В связи с этим, отметим, что с середины первого десятилетия XXI в. и по сегодняшний день рядом правительственных и оппозиционных российских политических теоретиков предпринимаются значительные усилия по поиску идеологии, дающей ответ на самые актуальные вопросы стоящие перед современным российским социумом и государством. Среди этих вопросов – отношение (осмысление) различных периодов российской истории, пути развития экономики, внутренняя и внешняя политика, и, один из основных вопросов, объединяющий практически все – варианты модернизации страны.

Крупным левопатриотическим мыслителем, разрабатывающим свою концепцию развития страны, является Сергей Кургинян, руководитель российского общественного движения «Суть времени» (создано весной 2011 г.), которое ставит целью возрождению СССР на современных популистских принципах с учётом предыдущих ошибок (Проект «СССР 2.0»). Идеолог считает необходимым восстановление государства в форме империи – союза равноправных народов, где русскому народу отводится роль государствообразующего ядра, вокруг которого собираются другие народы.  Предлагаемым принципом устройства страны является формула: «Союз народов — федерация территорий» [8]. По мнению Кургиняна, имперская форма является единственно возможной для существования России. Теоретик считает, что Россия обладает уникальным историческим опытом альтернативного (неевропейского) пути развития, поскольку её модернизация не являлась классической, она проходила иначе, чем у всех остальных развитых стран. Свои политико-социальные идеи мыслитель изложил в ряде сочинений [1, 2, 3, 4, 5, 6], многочисленных статьях, а также цикле телевизионных программ со своим участием («Суд времени», «Исторический процесс», а также интернет – «анти шоу» программы «Суть времени»).

Важным аспектом идеологии С. Кургиняна является поиск «исторической судьбы» России. Автор считает, что разрушению СССР способствовали две чужеродные идеи: 1) формирование образа «гнилой» нации; 2) ненужность в свободном обществе первородства, идеалов и жертвенности. Поэтому поиск исторических основ общественного устройства является важным аспектом формирования здоровой нации и государства в целом.

Для преодоления разобщённости российского общества, как считает автор, нужна новая гуманистическая теология, заключающаяся в признании России: 1) духовным лидером XXI века (что должно стать высшей духовной миссией страны); 2) лидером в производстве (что должно привести к технологическому прорыву и повышению уровня жизни трудового населения) [5].

Концептуальная теория экономического развития, разрабатываемая Кургиняном с 1990-х гг. находит отражение в следующих предложениях автора: 1) выделение лидирующих предприятий и прорывных технологий; 2) построение крупных и сверхкрупных государственных компаний по типу транснациональных корпораций (в количестве не более пятидесяти и численностью от пятидесяти до пятисот тысяч работающих); 3) предоставление этим компаниям высшего кредитно-финансового, ресурсного, правового, налогового приоритета; 4) предоставление руководителям компаний чрезвычайных прав, предполагающих фактическую бесконтрольность в плане оплаты труда работников, чрезвычайных полномочий по зачислению и увольнению работающих; 5) ориентация этих компаний только на внешний рынок в режиме экономической войны на международном рынке, с жесткими обязательствами и чрезвычайным режимом ответственности руководителей компаний перед Президентом страны за результаты своей деятельности; 6) ориентация на кооперационное производство, закупка недостающих заводов и фабрик на территориях стран “первого” и “третьего” мира, наем рабочей силы за рубежом или направление ее за рубеж в контрактном режиме; 7) обеспечение в режиме, соответствующем интересам страны, ремиграционного и миграционного процесса; 8) формирование реальных адекватных представлений о жизни в “первом” мире; 9) обеспечение условий для “полного цикла”, предполагающего сведение воедино научно-культурных комплексов, экспертно-оценочных групп, финансистов и менеджеров нового типа, проектантов, конструкторов, разработчиков опытно-производственных систем самого лидирующего производства, маркетинга, сбыта продукции на международном рынке; 10) создание креатополисов, интеллектуально-творческих зон, которые с учетом опыта академических центров должны функционировать в режиме, затрудняющем возникновение застойных процессов (контрактная система, особые режимы согласования культурно-средовых и технократических факторов, особый режим в сфере образования, статус особых зон и т. д.); 11) формирование нового качества образовательных систем, конструктивных молодежных стилей и субкультур, высокой приоритетности новых методов развития творческих возможностей человека и коллектива [6]. Данные предложения являются актуальными в настоящее время. Следует отметить, что разработанные направления развития экономики не противоречат современной государственной экономической политике, а, наоборот, выстроены в контексте её перспективного развития.

Следует отметить, что рассмотренная «нео-красная» (по выражению А. Проханова) теория модернизации российской политической системы страны Кургиняна является одним из «фрагментов сегодняшнего русского самосознания» [9], относящихся к левому идеологическому  варианту. Тем не менее, данная концепция целиком соответствует не вполне корректному стереотипу, появившемуся в российском политическом лексиконе 1990-х гг.  под названием «красно-коричневые». Под красно-коричневыми принято понимать «совокупность политических сил, проповедующих коммунистическую и националистическую идеологию».  В более широком смысле российские либерал-реформаторы, решительно заявляя  о «радикальном разрыве как с советским прошлым, так и с наследием царизма», без серьезных аргументов объединяют в этом уничижительном термине весь «советский и досоветский период» [7]. Не случайно, Кургинян является автором более 130-ти статей в газете «Завтра», которая является своего рода главной идеологической площадкой российских «красно-коричневых», так как главный редактор газеты, Александр Проханов много лет выступает одним из виднейших идеологов данного направления. Одно время это клише применялось по отношению к защитникам Дома  Советов в 1993 г. Под этим термином подразумевается объединение коммунистических и крайне правых идеологов, сил или организаций, в условиях современной России это та или иная форма «союза коммунистов с национал-патриотами». На примере концепции Кургиняна мы видим, что консервативное патриотическое оппозиционное движение в современной России в структуре «красно-коричневой» традиции представлено не только концепциями правонационалистической ориентации.

Анализируя политико-социальную теорию Кургиняна, можно отметить, что он не только позитивно характеризует советскую эпоху, но и в целом положительно относится к исторической роли Сталина. Его позицию характеризует резкий антиамериканизм и антилиберализм, а также «антиоранжизм», выразившийся в резкой критике деятельности активной части российской оппозиции в 2011-2013 гг.

Кургинян позиционирует себя как оппозиционного левого идеолога, близкого к национал-патриотам. Несмотря на декларируемую оппозиционность режиму, тем не менее, у Кургиняна существует специфический уровень отношений с кремлевской властью. Например, В. Путин из своих средств оплатил штраф за превышение численности участников устроенного в Москве 4 февраля 2012 г. сторонниками Кургиняна так называемого «антиоранжевого митинга», где, по данным московского управления МВД,  вместо заявленных 15-ти тысяч человек, в мероприятии приняло участие около 140 тысяч человек [10].

В феврале 2013 г. президент Путин лично посетил одно из мероприятий, проводимых движением «Суть времени» – «Съезд родителей России», где Кургинян объявил о создании организации «Всероссийское родительское сопротивление», главной задачей которого должна стать борьба с одним из порождений либеральной идеологии – ювенильной юстицией. Наряду с этим Кургинян является одним из последовательных сторонников идеи «красной империи», поддерживая властные инициативы в этом направлении. Так, лидер «Сути времени» всецело одобрил присоединение к РФ Крыма весной 2014 г.  Очевидно, что привлечение временами внимания к деятельности Кургиняна  нужно Кремлю как некий показатель приверженности российской исполнительной власти традиционным ценностям и придания соответствующего (необходимого власти) вектора деятельности той части национал-патриотического движения, в котором Кургинян имеет определенное влияние.


Библиографический список
  1. Исав и Иаков / Судьба развития в России и мире. Т. 2. «Пост» и «Сверх». – М.: ЭТЦ, 2009. – 572  с.
  2. Исав и Иаков / Судьба развития в России и мире. Т.1. “Перестройка-2″. – М.: ЭТЦ, 2009. – 642  с.
  3. Качели: Конфликт элит или развал России?- М.: ЭТЦ, 2008. – 772 с.
  4. Кургинян С.Е. Слабость силы: Аналитика закрытых элитных игр и ее концептуальные основания – М.: ЭТЦ, 2006. – 480 с.
  5. Кургинян С.Е. Суть времени. Философское обоснование мессианских претензий России в XXI веке. - В 4-х томах – М.:МОФ ЭТЦ, – 2012.
  6. Кургинян С.Е., Аутеншлюс Б.Р., Гончаров П.С., Громыко Ю.В., Сундиев И.Ю., Овчинский В.С. Постперестройка: концептуальная модель развития нашего общества, политических партий и общественных организаций. – М.: Политиздат, 1990. – 93 с.
  7. Моченов А.В., Никулин С.С., Ниясов А.Г., Савваитова М.Д. Словарь современного жаргона российских политиков и журналистов. – М., 2003. – С. 111-112.
  8. Нет Перестройке-2! Манифест движения «Суть времени» // Завтра.-URL: http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=art&theme=10&auth=&id=2325 (дата обращения: 24.06.2014).
  9. Проханов А. “Русская доктрина” не может быть идеологией нового государства в чистом виде. Она будет входить в сложное взаимодействие с другими формами идеологии…” // Портал-Credo.Ru. – URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=authority&id=831 (дата обращения: 24.06.2014).
  10. Путин оплатил штраф за нарушения на митинге на Поклонной // Сайт Россия 24. – URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=712706&cid=5 (дата обращения: 24.06.2014).


Все статьи автора «Кондраль Д.П.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: