МАСШТАБЫ КОРРУПЦИИ И ИНДЕКС ЕЕ ВОСПРИЯТИЯ

Сильченкова Светлана Владимировна
Смоленский государственный университет
доцент кафедры экономики

Аннотация
Рассматриваются вопросы методики расчета индекса восприятия коррупции, сопоставление значений данного индекса и других показателей, характеризующих коррупцию на примере стран: Финляндия, Беларусь, Германия, Китай.

Ключевые слова: индекс восприятия коррупции, коррупция, методология расчета индекса восприятия коррупции, уровень коррупции, ущерб от коррупции


MEASURE OF CORRUPTION AND CORRUPTION PERCEPTIONS INDEX

Silchenkova Svetlana Vladimirovna
Smolensk State University
Docent, Department of Economics

Abstract
The questions of calculating the corruption perception index. Comparison of the values of the index and other indicators characterizing corruption at the example of Finland, Belarus, Germany, China.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сильченкова С.В. Масштабы коррупции и индекс ее восприятия // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/09/38696 (дата обращения: 29.03.2024).

Основным показателем, характеризующим масштабы коррупции в мире, является индекс восприятия коррупции (ИВК). Однако анализ других показателей (ущерб от коррупции в стоимостном выражении, уровень коррупции по отношению к внутреннему валовому продукту (ВВП) страны) показывает некоторые противоречия в оценке масштабов данного явления.

Рассмотрим методику расчета индекса восприятия коррупции. Данный индекс рассчитывается исходя из мнений бизнесменов и международных экспертов. Учитывается объем и частота взяток в государственном секторе, решения, принятые без ведома общественности, и злоупотребления при распределении средств бюджета [1].

Какой-либо формулы для расчета данного показателя не приводится, это может означать некоторую закрытость или недоработанность методики расчета, что противоречит сущности данного индекса. При расчете индекса 2011г. и более ранних периодов не учитывался временной промежуток случаев коррупции, расчет шел по накопительной системе. То есть количество случаев коррупционного поведения, оцениваемых в текущем году, включало в себя такие случаи за несколько предыдущих лет. Таким образом, нельзя было оценить динамику ИВК. Кроме того использовалось несколько источников информации, которые могли включать в себя одни и те же случаи коррупции. Неясным остается вид и размер выборки, используемые для проведения наблюдения. Видимо более в этом случае подходит типическая выборка, так как численность населения в каждой стране различна.

Для того чтобы страна или территория была включена в ИВК, было необходимо наличие, как минимум, трех источников, оценивающих такую страну или территорию. Балл ИВК для соответствующей страны вычисляется как среднее значение всех стандартизированных оценок, доступных для этой страны.

По информации центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл–Россия» в рамках скрупулезного процесса пересмотра методологии расчета ИВК, в 2012 г. в нее были внесены некоторые важные изменения. Метод, используемый для агрегирования различных источников данных, был упрощен и в настоящее время опирается на данные из каждого источника, полученные только за два последних года [2]. Данный метод позволяет проводить оценку показателей динамики данного индекса.

Так как изменилась методология, расчета ИВК, оценки, полученные странами за 2012 г., не могут сравниваться с данными за 2011 г. и других предшествующих выпусков Индекса. Погодовые сравнения станут возможны начиная с 2012 г. ИВК за 2012 г. рассчитывался с использованием данных, представленных независимыми организациями, регистрирующими уровни восприятия коррупции. Каким образом оценивают коррупцию данные организации, какие признаки входят в данный индекс (также частота и размер взяток)? Конечно, показатели должны быть количественные, поскольку затем осуществляется их стандартизация посредством «вычитания среднего значения набора данных и делением на величину среднего квадратичного отклонения. В результате чего определяются Z-показатели, которые затем приводятся к значениям среднего, составляющим примерно 45 и величине среднего квадратичного отклонения, составляющего приблизительно 20 с тем, чтобы наборы данных укладывались в шкалу ИВК от 0 до 100» [1]. Однако в данной схеме остается неясным каким образом Z-показатели приводятся к значениям среднего.

Поэтому разработчикам ИВК следует более конкретно показать методику расчета индекса, поскольку в настоящем виде, она рождает больше вопросов, нежели доверия. Ситуация усугубляется в связи с информацией о частоте и размерах взяток, описанных в средствах массовой информации. Так, известно, что Финляндия согласно ИВК считается наиболее благоприятной в отношении коррупции и страной. Она в 2013 году занимает 2 место с 89 баллами (из 100) [2].

Но по сообщению газеты «Аамулехти» каждый третий опрошенный сообщил, что сталкивался с теневой экономикой или отказался от теневых сделок. Согласно результатам опроса, проведенного газетой «Аамулехти», число людей, столкнувшихся с теневой экономикой, несколько выросло. Из-за коррупции Финляндия ежегодно теряет 4-6 млрд евро [3].

По мнению государственного обвинителя Юкки Раппе, большая часть случаев коррупции остается вне статистики. Предприятия скрывают такие факты, чтобы избежать скандалов, многие факты коррупции поступают в судопроизводство в рамках дел по другим преступлениям [4].

Рассмотрим ситуацию с коррупцией в Республике Беларусь. За первые пять месяцев 2012 года в стране было зафиксировано 1011 преступлений, связанных с коррупцией. Этот показатель на 26,1% ниже, чем показатель аналогичного периода прошлого года [5]. Но является ли это подлинным свидетельством снижения коррупционной преступности? В Беларуси государство, стремясь искоренить факты незаконной деятельности, периодически начинает борьбу с нелегальными доходами. Тем не менее, объем теневого бизнеса в стране от этого меньше не становится, а скорее еще больше уходит в тень.

По словам компетентного источника из Комитета государственного контроля Беларуси, оценить объемы ущерба, который наносит теневой бизнес экономике, сложно, однако по неподтвержденным данным, он составляет около 5-7% ВВП. Экономическая коррупция ежегодно наносит государству ущерб в размере 4,1 млрд. евро в 2007 г. до 3,4 млрд. евро в 2009. Около 2% всех наемных сотрудников подвержены коррупции, причем на высоких должностях эта доля выше. Как известно Беларусь по ИВК находится в 2013 г. на 123 месте, в 2009 это было 127 место [6]. Судя по размеру ущерба от коррупции, ситуация в Беларуси и Финляндии одинакова, индекс разный. Возникает вопрос об источниках информации, на которые опирается расчет ИВК.

Сравним ситуации с коррупцией в Беларуси и Германии. Германия занимает 12-е место в списке наименее коррумпированных стран в мире.

Сотрудник немецкого департамента Кристиан Лантерманн сделал презентацию о коррупции в ФРГ. По это оценкам экономическая коррупция ежегодно наносит государству ущерб в размере от 4.1 млрд. евро в 2007 г. до 3.4 млрд. евро в 2009. Около 2% всех наемных сотрудников подвержены коррупции, причем на высоких должностях эта доля выше [7].

Но по оценкам известного профессора экономики Университета Иоганна Кеплера в Линце, исследователя Фридриха Шнайдера из Австрии взяточничество и получение взятки в немецкой экономике в 2012 году может привести к потере около 250 млрд. евро. Как сообщал «Welt» ранее, семь лет назад по оценкам ущерб от коррупции стояла на более низкой точке в 220 млрд. евро [8].

Если ВВП Германии (ППС) составляет в 2011 году – 3089.471 млрд. долл. (или около 2 трлн. евро) то можно предположить, что уровень коррупции составит около 12,5% от ВВП.

Как и предсказывали эксперты Всемирного банка в начале 2010 года, в охваченном кризисом мире растет число взяток. Германия не стала исключением, что косвенно подтверждают соцопросы среди бизнесменов.

По опросам бизнесменов в 2010 году: на первом месте среди коррупционных преступлений взяточничество (61%), затем идет воровство (57%) и электронная преступность (53%). В сфере экономической коррупции в Германии раскрывается примерно каждое пятое преступление. Внутренние проверки вскрывают лишь порядка 14% коррупционных преступлений [5].

Опять мы видим колоссальный ущерб от коррупции по оценкам различных источников, и опять они не соответствуют величине ИВК.

Китай находится на 80 месте по ИВК. И уже много лет в Китае периодически поднимается вопрос о введении системы обнародования информации о личном состоянии чиновников, которая существует во всех западных странах. Китайцы активно борются с коррупцией. Однако как ни парадоксально, но за эти годы, несмотря на расстрелы и пожизненное заключение чиновников, посмевших позариться на государственную казну и использовать своё положение в личных целях, коррупция в Китае не только не уменьшилась, но и разрослась до такой степени, что партия уже открыто называет её угрозой для своей власти.

Возможно, обнародование доходов чиновников в Китае было бы действительно реальным шагом в борьбе с коррупцией, но до сих пор решение этого вопроса наталкивается на глухую стену молчаливого нежелания даже обсуждать эту проблему. Как рассказал член всекитайского собрания народных представителей Хань Дэюнь, он уже семь лет подряд пытается продвинуть рассмотрение этого вопроса на собрании, но абсолютное большинство делегатов постоянно голосуют против. В этом году он в очередной раз предложил этот вопрос для обсуждения во время весенней парламентской сессии. Как только вопрос был озвучен, в зале воцарилась гробовая тишина, после чего 99,99% делегатов нажали кнопку «против». По мнению наблюдателей, это означает, что в Китае 99,99% чиновников коррумпированы и боятся принятия такого закона [9].

По мнению профессора пекинского технологического института Ху Синтоу, в Китае наказывают только тех коррупционеров, которые по разным причинам лишаются защиты вышестоящих чиновников.

«Так как в стране существует некая сеть влияния, поэтому многочисленные партийные руководители могут легко избежать ответственности даже за уголовное преступление. Таких случаев в Китае очень много. Раньше я подсчитывал и пришёл к выводу, что наказывают только примерно один процент коррупционеров», — рассказал профессор в интервью радио «Голос Америки» [9].

О коррумпированности нашей страны порой ходят легенды, безусловно, такое понимание ситуации было сформировано и в ходе целенаправленных информационных кампаний (как на Западе, так и внутри России) и даже благодаря недальновидности некоторых отечественных чиновников, которые говоря о коррупции забывают об имиджевых потерях для страны. Конечно, коррупция в России существует, это распространённое явление, но если говорить о ее масштабах «в высших эшелонах власти», то здесь, пожалуй, особых принципиальных различий между Россией и Западом нет. Основное отличие составляет более активная позиция населения других стран, их эффективная законодательная и судебная система, а также информационная пропаганда, формирующая мнение населения о коррумпированности в стране.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Методология расчета индекса восприятия коррупции до конца неясна, видимо она умалчивается потому, что является не полностью разработанной и постоянно совершенствуется. Следует уделить больше внимания источникам информации о частоте коррупционного поведения в стране, например, использовать независимые международные комиссии для опроса общественности, так как создается впечатление, что большинство фактов коррупции умалчивается с целью создания положительного имиджа страны.


Библиографический список
  1. Рейтинг самых коррумпированных стран в мире на 2012 год // Финансы и бизнес URL: http://finance-and-business.ru/economy/rejting-samyx-korrumpirovannyx-stran-v-mire-na-2012-god.html (дата обращения: 05.09.2014).
  2. ИВК-2013 // Трансперенси Интернешнл – Россия Центр антикоррупционных исследований и инициатив URL: http://www.transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/blog (дата обращения: 29.09.2014).
  3. Aamulehti: каждый четвертый финн заключал «темные» сделки // yle uutiset  24.04.2013 URL: http://yle.fi/uutiset/aamulehti_kazhdyi_ chetvertyi_ finn_ zaklyuchal_ temnye_sdelki/6603220 (дата обращения: 28.09.2014).
  4. Rappe: Valtaosa korruptiosta jää tilastoimatta // Julkaistu URL: http://www.mtv.fi/uutiset/kotimaa/artikkeli/rappe–valtaosa-korruptiosta-jaa-tilastoimatta/1859046 (дата обращения: 26.09.2014).
  5. Как в Беларуси обстоят дела с коррупцией? // MYFIN 08.07.2012 URL: http://myfin.by/stati/view/227 (дата обращения: 28.09.2014).
  6. Коррупция в Беларуси – на уровне Гватемалы и Того // Хартыя’97 03.12.2013 URL: http://charter97.org/ru/news/2013/12/3/81031/ (дата обращения: 28.09.2014).
  7. Коррупция в Германии // Открытые данные 05.12.2012 URL:  http://opendata.by/?cat=6 (дата обращения: 28.09.2014).
  8. Коррупция 2012 в Германии зашкалит за четверть триллиона евро // Информационный центр Aftershock URL: http://aftershock.su/?q=node/4031 (дата обращения: 26.09.2014).
  9. Иванов И. Шокирующие цифры коррупции в Китае // Военное обозрение 24.10.2012 URL: http://topwar.ru/20271-shokiruyuschie-cifry-korrupcii-v-kitae.html (дата обращения: 08.09.2014).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сильченкова Светлана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация