УДК 378.147.88

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ МАГИСТРАНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ»

Баженов Руслан Иванович
Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема
заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье описывается методика организации научно-исследовательской практики по образовательной программе 230400.68 Информационные системы и технологии. Приводится цель практики, решаемые задачи магистрантом, виды работ. Для каждого вида работ прописаны формы текущего контроля, общая трудоемкость в зачетных единицах. Показаны контрольные задания для различных этапов прохождения практики. Приведена структура отчета магистранта по практике.

Ключевые слова: научно-исследовательская практика, организация практики, формы текущего контроля, этапы практики


ABOUT THE ORGANIZATION FOR RESEARCH PRACTICE UNDERGRADUATE OF EDUCATIONAL PROGRAM «INFORMATION SYSTEMS AND TECHNOLOGIES»

Bazhenov Ruslan Ivanovich
Sholom-Aleichem Priamursky State University
candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of Computer Science

Abstract
The article describes the methodology of the organization of research practice educational program 230400.68 Information systems and technology. Given the purpose of the internship solved the problem by the undergraduate, the works. For each type of work prescribed form of the current control, the total complexity in the credits. Shows control of tasks for different stages of practice. The structure of the report the undergraduate in practice.

Keywords: forms a current control, organization of practice, research practice, the stages of practice


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Баженов Р.И. Об организации научно-исследовательской практики магистрантов направления «Информационные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/09/38587 (дата обращения: 03.06.2017).

В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) высшего профессионального образования третьего поколения [1] для направления «230400 Информационные системы и технологии (квалификация (степень) «магистр»)» практики являются обязательными. Согласно ФГОС, на практики и научно-исследовательскую работу можно отводить от 25 до 34 зачетных единиц, что является практически долей в 10% и выше от всей трудоемкости. Таким образом, проектирование содержания научно-исследовательской практики (как составной части практики) является важной задачей.

Проблема организации и содержания научно-исследовательской практики изучалась многими российскими и зарубежными учеными. Организацию научно-исследовательской практики студентов, обучающихся в магистратуре по направлению юриспруденция, рассматривали И.Р.Левина, Е.В.Марковичева [2]. О.Н.Фомин изучал интеграцию научно-исследовательской и образовательной деятельности в управленческую практику [3]. Л.Н.Заварыкина и др. [4] описали научно-исследовательскую практику студентов в магистратуре. Формирование профессиональной компетентности магистрантов в процессе научно-исследовательской практики обсуждалось в работе Л.Н.Сухоруковой, М.Н.Мирновой [5]. Методику практического применения научно-исследовательской практики магистрантов описала С.А.Комиссарова [6]. Е.А.Гришина выделила тенденции в практике научно-исследовательских работ по социологии [7]. Вопросы целевого использования результатов научно-исследовательской практики при подготовке магистерской диссертации затронул А.А.Уваров [8]. М.Н.Мирнова обратила внимание на проблемы формирования профессиональных компетенций в ходе научно-исследовательской практики в магистратуре студентов-биологов педагогического вуза [9]. А.А.Узденова рассмотрела научно-исследовательскую практику как компонент системы формирования исследовательской компетентности магистрантов [10]. Зарубежные ученые [11, 12] выделяли значимость научно-исследовательской работы для студентов.

При формировании содержания научно-исследовательской работы мы опирались на исследования И.Д.Белоусовой [13] (проблемы введения информационных технологий в процесс обучении), Л.З.Давлеткиреевой [14, 15] (профессиональная подготовка ИТ-специалистов в условиях информационно-предметной среды), О.Б.Голубева, О.Ю Никифорова [16, 17] (информатизация учебно-методической деятельности), Р.И.Остапенко  [18, 19] (тенденции поведения специалиста на рынке труда и формирование его профессиональной компетенции), И.Н.Мовчан [20, 21] (дистанционные технологии в обучении), А.А.Рыбанова [22, 23] (применение электронных оценочных средств в обучении), Н. Г.Баженовой, И.В.Хлудеевой [24-26] (самоорганизация студентов при выполнении научно-исследовательских работ), Е.М.Каргиной [27, 28] (профессиональная мотивация специалиста в техническом вузе), Е.В.Кийковой, Е.Г.Лаврушиной [29, 30] (использование интегрированной образовательной среды в формировании профессиональных компетенций). Также использовался методический опыт Р.И.Баженова [31-39].

Научно-исследовательская практика является составной частью  учебного процесса, которая выполняется как самостоятельная работа студентом магистратуры под руководством преподавателя.

Целью практики является сбор, анализ, обобщение научно-практического материала для подготовки магистерской диссертации и закрепления, углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение им практических навыков и компетенций, опыта самостоятельной профессиональной  научно-исследовательской деятельности.

На данном виде практики магистрант решает следующие задачи:

  • обоснование выбора темы диссертации и ее актуальности;
  • обзор литературы и оценка состояния проблемы;
  • разработка предложений и идей, носящих научный характер;
  • получение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы и практического участия в прикладных исследованиях и разработках профессиональных коллективов по месту прохождения практики.

Научно-исследовательская практика в структуре основной образовательной программы  опирается на знания, умения навыки, полученные в бакалаврской подготовке, базируется на дисциплинах учебного плана «Логика и методология науки», «Методы исследования и моделирования информационных процессов и технологий», «Научно-исследовательская работа (научно-исследовательский семинар «Современные проблемы информационных систем и технологий»).

Для успешного выполнения программы практики магистранту требуется знать первоначальные сведения о предметной области исследования, основные технологии поиска информации; уметь пользоваться методиками проведения научных исследований,  технологиями поиска информации в интернет (поисковые системы, специализированные базы данных), реферировать информацию, строить и поддерживать диалог по теме с коллегами; владеть методами организации и проведения опытно-экспериментальной и исследовательской работы в профессиональной сфере,  способами обработки данных.

В результате прохождения научно-исследовательской практики планируется, что у магистранта формируются общекультурные и профессиональные компетенции: использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ (ОК-4); способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-7); способность  к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (ОК-7); умение разрабатывать стратегии проектирования, определение целей проектирования, критериев эффективности, ограничений применимости (ПК-1); способность осуществлять авторское сопровождение процессов проектирования, внедрения и сопровождения информационных систем и технологий (ПК-4); умение организовывать взаимодействие коллективов разработчика и заказчика, принятие управленческих решений в условиях различных мнений (ПК-5); формировать новые конкурентоспособные идеи в области теории и практики информационных технологий и систем (ПК-14); разрабатывать методы решения нестандартных задач и новые методы решения традиционных задач (ПК-15);  воспроизводить знания для практической реализации новшеств (ПК-16) [1].

Общая трудоемкость данного вида практики по учебному плану  составляет 10 недель и 15 зачётных единиц.

Представим виды работ на практике и формы их текущего контроля (табл.1).

Таблица 1 – Виды работ на научно-исследовательской практике

Разделы (этапы) практики

Содержание (виды работы) на практике

Общая трудоёмкость

(в зач. ед.)

Форма текущего контроля

1

Подготовительный этап

1.Инструктаж по технике безопасности

0,5

Проверка журнала регистрации
2. Подготовка плана прохождения практики

0,5

Проверка плана

2

Исследовательский  этап

1. Составление библиографии и краткого аналитического описание источника по теме магистерской диссертации

 

3

Проверка выполнения задания по отчету отчета
2. Составление списка научно-практических конференций, в которых обсуждаются проблемы магистерского исследования

1

Проверка выполнения задания по отчету отчета
3. Рецензирование автореферата диссертационного исследования

1

Проверка выполнения задания по отчету отчета
4. Написание научной статьи по теме исследования

2

Проверка выполнения задания по отчету отчета
5. Подготовка введения магистерской диссертации

2

Проверка выполнения задания по отчету отчета
6. Подготовка плана эксперимента

1

Проверка выполнения задания по отчету отчета
7. Выступление на научной студенческой конференции

2

Проверка выполнения задания по отчету отчета
Итоговый этап 1. Подготовка выступления по итогам практики

1

Защита отчета
2. Подготовка отчета по практике

1

Проверка письменного отчета по практике (1-2 л.)
ИТОГО

15

Приведем примеры заданий, выполняемых на практике (табл.2)

Таблица 2 – Контрольные задания на научно-исследовательской практике

№ пп

Разделы (этапы) практики

Контрольные задания

1

Подготовительный этап

 

1.Инструктаж по технике безопасности

 

2. Подготовка плана прохождения практики

 

2

Исследовательский этап  
1. Составление библиографии и краткого аналитического описания источника по теме магистерской диссертации

 

1. Картотека русскоязычных источников, оформленных в соответствии с ГОСТ:
- книги, монографии, учебные пособия (не менее 30 источников);
- статьи в научных журналах (не менее 20 источников);
- авторефераты диссертационных исследований (не менее 20 источников);
- интернет-ресурсы (не менее 30 источников).
2. Картотека иностранных источников, оформленных в соответствии с ГОСТ:
- книги, монографии, учебные пособия (не менее 10 источников);
- статьи в научных журналах (не менее 10 источников);
- интернет-ресурсы (не менее 10 источников).
2. Составление списка научно-практических конференций, в которых обсуждаются проблемы магистерского исследования 1. Список конференций за 2-3 прошедших года (не менее 3 источников)
2. Список конференций на текущий год с приложением информационных писем (не менее 3 источников)
3. Рецензирование автореферата диссертационного исследования Рецензия на автореферат диссертационного исследования
4. Написание научной статьи по теме исследования Статья по теме исследования объемом 0,25 п.л.
5. Подготовка введения магистерской диссертации Введение магистерской диссертации (не менее 3 листов)
6. Подготовка плана эксперимента План эксперимента
7. Выступление на научной конференции магистрантов Доклад на научной конференции магистрантов

3

Итоговый этап
1. Подготовка выступления по итогам практики 1. Текст выступления на 10 мин.

2. Презентация выступления

2. Подготовка отчета по практике Письменный отчет по практике (1-2 л.)

В результате прохождения практики магистрант подготавливает полный отчет, состоящий из следующих позиций:

  1. Картотека русскоязычных источников: книги, монографии, учебные пособия;  статьи в научных журналах; авторефераты диссертационных исследований; интернет-ресурсы.
  2. Картотека иностранных источников: книги, монографии, учебные пособия; статьи в научных журналах; интернет-ресурсы.
  3. Список конференций за 2-3 прошедших года.
  4. Список конференций на текущий год с приложением информационных писем.
  5. Рецензия на автореферат диссертационного исследования с приложением  автореферата.
  6. Статья по теме исследования объемом 0,25 п.л.
  7. Введение магистерской диссертации.
  8. План эксперимента.
  9. Доклад для научной конференции магистрантов.
  10. Текст выступления на 10 мин.
  11. Презентация выступления.
  12. Письменный отчет по практике (1-2 л.)

Предлагаемая методика проведения научно-исследовательской практики хорошо зарекомендовала себя, позволила магистрантам «почувствовать вкус» исследовательской работы. В результате проведенных исследований магистрант фактически готовит введение, первый параграф первой главы будущей диссертации. Используемые формы позволяют закрепить результаты исследований в публикациях [40-45]. Описываемый опыт обсуждался на нескольких семинарах по подготовке магистрантов в Приамурском государственном университете им. Шолом-Алейхема, Дальневосточном государственном университете путей сообщений, где получил положительную оценку  участников.


Библиографический список
  1. Государственные образовательные стандарты, примерные учебные планы и программы высшего профессионального образования // Российское образование. Федеральный портал URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm (дата обращения: 25.09.2014)
  2. Левина И.Р., Марковичева Е.В. Организация научно-исследовательской практики студентов, обучающихся в магистратуре по направлению юриспруденция // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 5. С. 251-252.
  3. Фомин О.Н. Интеграция научно-исследовательской и образовательной деятельности в управленческую практику // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2006. № 11. С. 19-23.
  4. Заварыкина Л.Н., Королева Л.В., Петрова Е.Б. Научно-исследовательская практика студентов в магистратуре // Физическое образование в ВУЗах. 2013. Т. 19. № 1. С. 134-141.
  5. Сухорукова Л.Н., Мирнова М.Н. Формирование профессиональной компетентности магистрантов в процессе научно-исследовательской практики // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2. № 1. С. 159-162.
  6. Комиссарова С.А. Научно-исследовательская практика магистрантов: методика практического применения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 17. С. 300-305.
  7. Гришина Е.А. О тенденциях в практике научно-исследовательских работ по социологии // Социологические исследования. 2010. № 7. С. 130-135.
  8. Уваров А.А. Вопросы целевого использования результатов научно-исследовательской практики при подготовке магистерской диссертации // Юрист. 2011. № 19. С. 40-43.
  9. Мирнова М.Н. Формирование профессиональных компетенций в ходе научно-исследовательской практики в магистратуре студентов-биологов педагогического вуза // Инновации в образовании. 2013. № 2. С. 71-78.
  10. Узденова А.А. Научно-исследовательская практика как компонент системы формирования исследовательской компетентности магистрантов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. № 1. С. 79-83.
  11. Cabral A.P.,HuetI.Research In Higher Education: The Role Of Teaching And Student Learning // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2011. V. 29. P. 91-97.
  12. Saravanan V., Wadi Al H. Educational Research: A Study on Teachers’ Professional Practice // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. V. 116. P. 3843-3847.
  13. Белоусова И.Д. Введение информационных технологий в процесс обучения студентов вуза: монография. – Магнитогорск, 2009. – 141 с.
  14. Давлеткиреева Л.З. Профессиональная подготовка будущих ИТ-специалистов в рамках информационно-предметной среды: учеб.-метод. пособие. -Магнитогорск: МаГУ, 2006. -86 с.
  15. Давлеткиреева Л.З., Чусавитина Г.Н. Индивидуальная траектория профессиональной подготовки ит-специалистов при переходе на стандарт третьего поколения // Перспективы развития информационных технологий. 2011. № 5. С. 22-27.
  16. Голубев О.Б., Никифоров О.Ю. Информатизация учебно-методической деятельности университета // Альманах современной науки и образования. 2012. № 6. С. 28-30.
  17. Голубев О.Б., Никифоров О.Ю. Особенности инновационной архитектуры учебного взаимодействия в цифровой школе // Инновационный Вестник Регион. 2012. № 4. С. 68-72.
  18. Остапенко Р.И. Молодой специалист в сфере ИТ на рынке труда: представления и пожелания // Государственный советник. 2013. № 2. С. 82-86.
  19. Остапенко Р.И. Управление процессом формирования информационно-математической компетентности студентов вузов посредством самодиагностики // Государственный советник. 2014. № 1 (5). С. 160-164.
  20. Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-2 (37). С. 45.
  21. Мовчан И.Н. Некоторые аспекты использования современных технологий дистанционного обучения в вузе // Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т.27. № 4. С. 77-80.
  22. Рыбанов А.А. Количественные оценки эффективности процесса формирования ответов на тестовые задания при дистанционном тестировании знаний // Качество. Инновации. Образование. 2006. № 5. С. 44-52.
  23. Рыбанов А.А. Оценка качества текстов электронных средств обучения // Школьные технологии. 2011. № 6. С. 172-174.
  24. Баженова Н.Г. Самоорганизация студенчества: заданность или данность? // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 81-86.
  25. Баженова Н.Г. Самоорганизация студенчества в вузе: тезаурусный подход // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2013. № 4 (31). С. 247-254.
  26. Баженова Н. Г., Хлудеева И. В. Педагогические условия, ориентированные на развитие: теоретический аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. №151. С. 217-223.
  27. Каргина Е.М., Варникова О.В. Роль университетского комплекса технического вуза в формировании профессиональной мотивации будущего специалиста // Интеграция образования. 2003. № 2. С. 50-52.
  28. Каргина Е.М. Исследование профессиональной самостоятельности обучающихся университетского учебного комплекса // Молодой ученый. 2014. № 9 (68). С. 478-481.
  29. Кийкова Е.В., Лаврушина Е.Г., Слугина Н.Л. Использование интегрированной образовательной среды в учебном процессе // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2009. № 1. С. 51-57.
  30. Кийкова Е.В., Лаврушина Е.Г. Значение изучения имитационного моделирования студентами вуза различных уровней подготовки // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 388.
  31. Баженов Р.И. Использование системы moodle для организации самостоятельной работы студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3 (93). С. 174-175.
  32. BazhenovR.I., Luchaninov D.V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student’s creative initiative at learning modern information technologies // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 371-374.
  33. Баженов Р.И., Лопатин Д.К. Об имитационном моделировании экономических процессов средствами специализированной программной среды // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 88-92.
  34. Баженов Р.И., Лобанова А.М. Обучение основам предпринимательства в компьютерной экономической игре «Капитализм 2» // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 (31). С. 35.
  35. Баженов Р.И. Об организации деловых игр в курсе «Управление проектами информационных систем» // Научный аспект. 2014. Т. 1. № 1. С. 101-102.
  36. Баженов Р.И. Организация научно-исследовательской работы студентов по дисциплине «Теория автоматов» // Современная педагогика. 2014. № 5 (18). С. 20.
  37. Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Интеллектуальные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-2 (37). С. 48.
  38. Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» // Современная педагогика.  2014. №8 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/08/2570 (дата обращения: 25.09.2014).
  39. Баженов Р.И. О применении балльно-рейтинговой системы для оценивания курсовых работ по дисциплине «Интеллектуальные системы и технологии» // Приволжский научный вестник. 2014. № 5 (33). С. 135-138.
  40. Таравков А.В., Баженов Р.И. О методах внедрения цифровых водяных знаков в потоковое видео // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 73-75.
  41. Волков Е.И., Баженов Р.И. Разработка программной системы «Сканер социальных связей» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-1 (37). С. 22.
  42. Баженов Р.И., Векслер В.А. Анализ потребительских корзин в 1С: Предприятие на примере АВС-анализа // Информатизация и связь. 2013. №5. С. 117-123.
  43. Баженов Р. И., Векслер В. А. Реализация XYZ-анализа в программном коде внутреннего языка программирования 1С: Предприятие 8.3 // Информатизация и связь. 2014. №1. С. 37-42.
  44. Баженов Р.И., Векслер В.А., Гринкруг Л.С. RFM-анализ клиентской базы в прикладном решении 1С:Предприятие 8.3 // Информатизация и связь. 2014. № 2. С. 51-54.
  45. Векслер В.А., Баженов Р.И. Определение взаимосвязи номенклатурных позиций средствами 1С:Предприятие 8.3 // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/07/36464 (дата обращения: 25.09.2014).


Все статьи автора «Баженов Руслан Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: