УДК 101

БИОЭТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЖИЗНИ И СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Агеева Наталия Алексеевна
Ростовский государственный медицинский университет
кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии

Аннотация
В статье рассматривается биоэтическая проблема современности о границах допустимости манипуляции жизнью и смертью человека в контексте медицинской деятельности. Автор исходит из того, что созидательное и разрушительное воздействие науки на бытие человека, природы и общества зачастую зависит от человеческого фактора. Это актуализирует проблему необходимости формирования нравственных императивов у подрастающего поколения.

Ключевые слова: аборт, вспомогательные репродуктивные технологии, инновационная деятельность, нравственный императив, паллиативная медицина, перинатальный хоспис, стволовые клетки, суррогатное материнство, трансплантация, эвтаназия


BIOETHICAL MEASUREMENT OF A HUMAN’S LIFE AND DEATH PROBLEMS IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE SOCIETY

Ageeva Nataliya Alekseevna
Rostov State Medical University
Candidate of philosophical science, associate professor of History and Philosophy Department

Abstract
The author considers a bioethical problem of the present concerning the limits of admissibility of a human’s life and death manipulations in the context of medical activity. The author proceeds from the fact that creative and destructive influence of science upon a human, nature and society depends on a human factor. It actualizes the problem of necessity to mould moral imperatives in rising generation.

Keywords: abortion, euthanasia, innovative activity, moral imperative, palliative medicine, prenatal hospice, stem cells, supporting reproductive technologies, surrogate maternity, transplantation


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Агеева Н.А. Биоэтическое измерение проблем жизни и смерти человека в условиях инновационного общества // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/09/38354 (дата обращения: 30.09.2017).

Одной из базисных ценностей современного общества является обновление и новаторство, что влечет за собой постоянное изменение  социальных и культурных подсистем. На сегодняшний день культура перестает быть охранительницей устоев и традиций, она ориентируется на ценности инновационного развития. Господствующее положение человека в мире ко многому его обязывает и вынуждает брать на себя общие регулирующие функции, предполагающие уважение к сложным системам, в которых тесно переплетаются интересы самого индивида, окружающей его природы и общества.

В условиях современного общества базовым механизмом производства и трансляции культуры является инновация, которую необходимо использовать во благо человека, природы и общества. Инновационная деятельность сейчас занимает ведущее место в области медицины и здравоохранения. Рассуждая о ценностной ориентации научного познания, И.Т. Фролов подчеркивал, что само нахождение человека в центре внимания науки, воздей­ствие на такой объект заведомо не может игнорировать социально-этическую сторону дела. По его мнению, каждый ученый-исследователь должен стремиться к гуманизации социальных условий приме­нения результатов научного познания и осознавать необходимость «постоянного внесения гумани­стической проблематики в основания науки» [1, с. 138]. С точки зрения гуманизма, наука понимается не узко, как «чистый» по­иск истины, а как социальный институт современного общества.

Ценность общественного строя измеряется теми условиями, которые государство создает для борьбы со Злом и преодоления наиболее опасных его проявлений. Вечны не Добро и Зло сами по себе, но вечно их противоборство. В Добре воплощается прогрессивная линия развития общества, Зло же является тупиковой ветвью, ведущей к регрессу [2].

В процессе социализации личности студентов-медиков с целью формирования врачебного менталитета возникает необходимость выработки у них нравственного императива врачебной деятельности [3]. Это вполне обосновано, так как в условиях инновационного общества внутренний самоконтроль участников инновационной деятельности приобретает первостепенную роль [4, с. 199].

Новые возможности медицины и медико-экспериментальной науки ставят перед специалистами и общественностью все более острые морально-правовые вопросы, при решении которых на первый план выдвигаются права граждан, и, в связи с этим, возрастает роль биомедицинской этики как новой идеологической парадигмы медицинских работников. Современная медицина может не только поддерживать жизнь, но также имеет реальную возможность «давать» жизнь (искусственное оплодотворение), умеет определять и изменять ее качественные параметры (генная инженерия, транссексуальная хирургия), отодвигать время смерти (реанимация, трансплантация, геронтология). Этическое понимание человека как личности (а не вещи), обладающей свободой, волей и достоинством, не предполагает нарушение прав личности как при жизни индивида, так и после его смерти. В случае игнорирования фундаментальных этических оснований человеческого существования, велика опасность стирания границы между вещным и личностным, что может иметь необратимые последствия для жизни на Земле [5, с. 85–89].

Прогресс в науке и технике последних десятилетий прошлого века и нынешнего способствовал появлению в обществе новых и более сложных в моральном плане проблем: новые репродуктивные технологии, контрацепция, фетальная терапия, эксперименты на эмбрионах, планирование семьи, пренатальная диагностика. Сверх-возможности медицины вскрыли множество проблем из сферы биоэтики. Профессия врача – одна из самых гуманных в мире, его деятельность строго регламентируется не только моральными, но и правовыми нормами. Современный врач ежедневно сталкивается с проблемой нравственного выбора, и от его добродетели зависят жизни людей и нерожденных детей.

Правовое регулирование вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) прописано в статье 55 Федерального закона [6] «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). На наш взгляд, процедура утилизации «избыточных» эмбрионов не может быть гуманной априори, хотя с правовой точки зрения выглядит вполне обоснованно [7].

Практика «суррогатного материнства» разрешена законодательством РФ,  но продолжает вызывать в обществе острые дискуссии. Например, в документе, принятом на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года (журнал № 158), даются церковно-практические указания, касающиеся крещения детей, родившихся при помощи «суррогатной матери».

Церковь сочувствует бездетным супругам, благословляя им молиться о даровании потомства, обращаться к врачам для лечения бесплодия, а также усыновлять (удочерять) детей. Однако, практика «суррогатного материнства» однозначно осуждается Церковью: «Суррогатное материнство, то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе» [8].

Сам термин «суррогатное материнство» указывает на искажение высокого понимания материнского долга и призвания. Соответствующая практика разрушает полноценные естественные отношения между матерью и ребенком и имеет отрицательные последствия для всех вовлеченных в эту практику сторон: для «биологической матери», «суррогатной матери» и ребенка, для общества, в котором утрачивается понимание семьи, предполагающее особые отношения между родителями и детьми, а также не менее важные отношения через поколение – между дедушками/бабушками и внуками [8].

Современную социокультурную ситуацию чаще всего определяют через понятие «кризис», который проявляется в современной культуре, теоретическом мышлении, массовом и индивидуальном сознании. Кризисные явления наблюдаются во всех сферах существования человека, что в свою очередь порождает феномен, который называют – «кризис идентичности» [9, с. 222].

В последнее время в связи с ЭКО встал вопрос инцеста. У мужчины-донора может быть около сотни детей, которые юридически не являются его потомством и не знают о своем родстве. Вероятность встречи и брака не равна нулю, особенно во втором поколении. Государство, включая ВРТ в перечень «медицинских услуг», не несет ответственности за возможно серьезные последствия их применения как для отдельных участников этого процесса, так и для общества в целом [10, с. 40].

Современное общество диктует новые требования ко всем участникам инновационной деятельности. В медицине основополагающим является принцип биоэтики, постулирующий уважение прав и достоинства человека. Динамика отношения личности – к себе, другим людям и миру в целом – лучше всего просматривается в процессе изучения индивидуальных проблем пациента, оказавшегося в пограничной ситуации – на грани жизни и смерти. Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.

Понятие достоинства человека находится во взаимодействии с переживаемыми им болью и страданием. Безусловно, сильные боль и страдание лишают человека достоинства, поэтому для инкурабельных больных – в ситуации непереносимых физических или душевных мучений – смерть становится предпочтительней жизни. Однако, при условии отлаженной работы паллиативной медицинской помощи потребность в эвтаназии [11] отходит на второй план.

Основой паллиативного ухода и психологической поддержки неизлечимо больных пациентов и их родственников является интегративный подход в процессе сотрудничества врачей с психологами и социальными работниками. Создание и развитие в стране паллиативной медицинской помощи обусловлено необходимостью расширения мер социальной защищенности «обреченных» больных и является не только показателем высокой степени гуманизма в данном обществе, но также  свидетельствует о повышении качества жизни граждан и реализации их права на достойную смерть [12, с. 39–43].

«Паллиативная перинатальная помощь» (perinatal palliative care) дает людям возможность понять простую истину – ценность человеческой жизни не определяется ее длительностью. Данное направление руководствуется принципами доказательной медицины и предполагает оказание семье квалифицированной помощи специалистов в области акушерства, неонатологии, психологии и т.п. во время беременности, в родах и после рождения ребенка. Медицина плода и перинатальная медицина, стоящие на страже жизни и здоровья нерожденного ребенка и беременной женщины, основаны на уважении права родителей на сохранение жизни своего внутриутробного ребенка и права ребенка на жизнь независимо от состояния его здоровья.

«Перинатальный хоспис» (perinatal hospice) новое направление перинатологии, защищающее жизнь и здоровье матери и ребенка. В последние годы по инициативе ряда врачей-энтузиастов из США и других стран Запада в качестве альтернативы практики евгенических абортов активно продвигается новое направление, которое назвали «перинатальная паллиативная помощь» или «перинатальный хоспис» [13, 14, 15, 16, 17]. Данное направление активно подрывает «культуру смерти», лежащую в основе ориентированной на аборт пренатальной диагностики.

Перинатальные хосписы создаются на базе крупных клиник педиатрического профиля, под патронажем различных организаций и благотворительных фондов. Подобные центры созданы в США, Западной Европе, Польше, Никарагуа [18]. Развитие службы перинатального хосписа способствует прогрессу в области педиатрии и неонатологии, что дает возможность матери и ребенку получать не только паллиативную, но и лечебную помощь, в то время как евгенические аборты приносят один лишь вред духовному, психическому и физическому здоровью женщины [19, 20]. Системе здравоохранения РФ следует обратить особое внимание на столь необходимое направление в перинатальной медицине.

В 2011 году впервые за несколько лет в нашей стране детей родилось на 1 миллион больше, чем ранее. Во многом рост рождаемости связан с курсом, который намечен Правительством РФ по поддержке «Детства» и «Материнства» и направлен на «Возрождение семьи». Однако не стоит забывать, что решение проблемы демографии напрямую связано с повышением уровня духовности в обществе и с ценностными ориентациями личности врача. Безусловно, простой запрет на аборты ничего не изменит. Главная проблема внутри нас, в наших ценностях и в нашем сознании.

Популяризация духовных ценностей должна начинаться со школы и продолжаться в вузах, особенно медицинских. На наш взгляд, будущее России – в руках преподавателей философии и биоэтики, от которых зависит формирование профессиональной культуры врачей и умения устанавливать терапевтическое сотрудничество с будущими мамами, чтобы поддержать их в материнстве [21, с. 37].

Правовая поддержка семьи осуществляется государством. В новом Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено соблюдение принципа информированного согласия для пациенток, решившихся на аборт на разных сроках беременности в зависимости от социальных и медицинских показаний. Впервые введен термин «дни тишины», означающий период после обращения женщины к врачу, в который не может быть сделан аборт. Согласно ФЗ необходимо откладывать аборт: на семь дней – для сроков беременности между восемью и десятью неделями, на двое суток – при сроках от четвертой до седьмой и от одиннадцатой до двенадцатой недель.

Постановление Правительства РФ от 06 февраля 2012 г. N 98 «О социальном показании для искусственного прерывания беременности» гласит: «Установить, что социальным показанием для искусственного прерывания беременности является беременность, наступившая в результате совершения преступления, предусмотренного статьей 131 Уголовного кодекса Российской Федерации, т.е изнасилования». Все остальные социальные показания, указанные в Постановлении Правительства РФ от 11 августа 2003 года N 485, отменены. Медицинские показания для процедуры прерывания беременности могут применяться, если: 1) есть угроза здоровью или жизни беременной женщины; 2) плод имеет серьезные отклонения в физическом, психическом или хромосомном развитии.

Примечательно, что в соответствии с пунктом 3 статьи 70 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» российский врач имеет право отказаться от проведения искусственного прерывания беременности, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих. В свете демографических проблем современности введение в медицинскую практику «дней тишины» и принципа информированного согласия, четкое регулирование медицинских и социальных показаний к аборту – все это свидетельствует о попытке государства решить демографическую проблему и встать на защиту жизни еще нерожденных детей.

Человек – абсолютный приоритет и главный стратегический ресурс любого государства, и если оно хочет выжить, то должно заботиться об улучшении качества жизни граждан и решать проблемы детства и материнства. В современной России наметились положительные сдвиги в деле решения проблем демографии, и эволюция российского законодательства – явное тому подтверждение.

Примечательно, что прогресс в науке не только способствует появлению биоэтических проблем, но и дает людям пути их решения. Британец Джон Гердон и японец Синъя Яманака – обладатели нобелевской премии в области медицины и физиологии в 2012 году – получили высокую награду за исследования в области перепрограммирования обычных клеток организма в стволовые. Ученые открыли «способность плюрипотентных клеток дифференцироваться во все типы клеток», кроме внешних эмбриональных тканей. Несомненно, данное открытие будет способствовать значительному прогрессу в разных областях медицины.

Например, исследования ученых из Университета Киото [22], которые нашли способ перепрограммировать эмбриональные стволовые клетки мыши в клетки-предшественники сперматозоидов, могут привести к разработке новых методов лечения мужского бесплодия. Руководитель группы биолог Митинори Саиту отмечает, что ученым предстоит обойти еще множество препятствий: «Им хотелось бы научиться проводить весь процесс получения зрелых сперматозоидов непосредственно в лаборатории, а не вводить подобные примордиальным половые клетки в семенники для созревания. Другая цель – получить in vitro яйцеклетки не только для того, чтобы понять сам процесс, но и в конечном итоге попытаться помочь бесплодным женщинам. Но, прежде всего, для переноса результатов их работы в клинику, нужно установить, будет ли найденный ими «рецепт», оказавшийся столь успешным для стволовых клеток мышей, работать на клетках человека». [23]. Выращивание индуцированных стволовых клеток – это путь к продлению жизни и победа над старостью, это прорыв в медицине и, в частности, в трансплантологии. Рецепт японского профессора Синъя Яманака открыл шлюз для ученых, прежде сдерживаемых этическими запретами. Лавина новых исследований хлынула в научный мир, поскольку теперь можно было работать не с эмбрионами, а с преобразованными кусочками кожи.

Прогресс науки и техники не стоит на месте. С каждым новым исследованием ученые мира приближаются к познанию истины и разрабатывают более эффективные и гуманные методы и средства зарождения и сохранения жизни на земле. Наука может служить как во благо человека, процветания природы и консолидации общества, так и во вред – конкретному индивиду, социуму и всему человечеству. Именно поэтому в процессе образования (семья –детский сад – школа – вуз) необходимо уделять пристальное внимание духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, чтобы раскрыть весь накопленный в науке потенциал во благо человека, природы и общества, во имя торжества идеалов любви, добра и справедливости!


Библиографический список
  1. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. – М.: Политиздат, 1989. – 559 с.
  2. Шаповал Г.Н. Образы зла в художественной культуре: дис…. канд. филос. наук: Ростов-на-Дону, 2002. – 166 с.
  3. Агеева Н.А. Менталитет врача в контексте гуманизации высшего образования // Universum: Медицина и фармакология. – 2014. – № 4 (5). – С. 5.
  4. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение инновационной деятельности //  Инновации в науке. – 2013. – №  28. – С. 199–203.
  5. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение трансплантологии //  Современная медицина: актуальные вопросы. – 2013. – №  26. – С. 85–89.
  6. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/12191967/  (дата обращения 27.08.2014).
  7. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение вспомогательных репродуктивных технологий //  Инновации в науке. – 2014. – №  30-2. – С. 68–72.
  8. О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери». URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3481024.html  (дата обращения 27.08.2014).
  9. Иващенко А.П. Значение этнической идентичности в современных социокультурных условиях //Актуальные вопросы современной науки. – 2013. – № 26. – С. 213–222.
  10. Агеева Н.А. Этико-правовые аспекты вспомогательных репродуктивных технологий // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2014. – № 3. – С. 37–40.
  11. Агеева Н.А. Этико-правовые аспекты эвтаназии // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2013. – № 6. – С. 27–31.
  12. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение паллиативной медицины //  Современная медицина: актуальные вопросы. – 2013. – №  25. – С. 39–43.
  13. Perinatal Hospice Information Act. URL: http://www.aul.org/wp-content/uploads/2010/12/NEW-Perinatal-Hospice-2011-LG.pdf (дата обращения 27.08.2014).
  14. The perinatal hospice: allowing parents to be parents. by Byron Calhoun. M.D., FACOG, FACS, MBA. URL: http://www.lozierinstitute.org/the-perinatal-hospice-allowing-parents-to-be-parents/ (дата обращения 27.08.2014).
  15. Kevin McGovern. Continuing the pregnancy when a the unborn child has a life-limiting condition. URL: http://perinatalhospice.org/uploads/McGovern-Chisholm_Health_Ethics_Bulletin.pdf (дата обращения 27.08.2014).
  16. Moynihan C. A hospice in the womb. URL: http://www.mercatornet.com/articles/view/a_hospice_in_the_womb (дата обращения 27.08.2014).
  17. Just a Matter of Time by Byron C. Calhoun, MD, FACOG, FACS, MBA. URL: http://www.heartlink.org/ph/A000000601.cfm (дата обращения 27.08.2014).
  18. Albert Balaguer, Ana Martín-Ancel, Darío Ortigoza-Escobar, Joaquín Escribano, Josep Argemi. The model of palliative care in the perinatal setting: a review of the literature. BMC Pediatr. 2012; 12:25. URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22409881 (дата обращения 27.08.2014).
  19. Calhoun B.C., Napolitano P., Terry M., Bussey C., Hoeldtke N.J. Perinatal hospice. Comprehensive care for the family of the fetus with a lethal condition. J Reprod Med. 2003; 48:343–348.
  20. D’Almeida M., Hume R.F., Lathrop A., Njoku A., Calhoun B.C.: Perinatal Hospice: Family-Centered Care of the Fetus with a Lethal Condition. J Am Physicians and Surgeons 2006; 11:52–55.
  21. Агеева Н.А. Этико-правовые аспекты абортов // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2014. – № 2. – С. 33–37.
  22. Reconstitution of the Mouse Germ Cell Specification Pathway in Culture by Pluripotent Stem Cells. URL: http://www.cell.com/abstract/S0092-8674%2811%2900771-9 (дата обращения 27.08.2014).
  23. Из стволовых клеток впервые получены функциональные сперматозоиды. URL: http://www.nanonewsnet.ru/news/2011/iz-stvolovykh-kletok-vpervye-polucheny-funktsionalnye-spermatozoidy (дата обращения 27.08.2014).


Все статьи автора «Агеева Наталия Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: