УДК 336.38

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 2011-2013 Г

Мусостова Дещи Шамсудиновна
Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов
аспирант кафедры экономики и менеджмента

Аннотация
В данной статье представлен авторский анализ, и дано авторское представление о направлениях развития экономики Чеченской Республики. Определены ключевые особенности функционирования инфраструктуры регионального хозяйства.

Ключевые слова: развитие инфраструктуры, региональная экономика


SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CHECHEN REPUBLIC IN 2011-2013

Musostova Deshi Shamsutdinova
Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences
Postgraduate student of the Department of Economics and management

Abstract
This article presents the author's analysis, and given the author's understanding of directions of economic development of the Chechen Republic. Identified key features of the infrastructure of the regional economy.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мусостова Д.Ш. Социально-экономическое развитие Чеченской Республики в 2011-2013 г // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/09/37809 (дата обращения: 02.06.2017).

На современном этапе развития Аграрно-промышленный комплекс (АПК) республики – фундамент развития экономики. Поэтому стабильное его функционирование одна из важнейших проблем. Приоритетными мероприятиями сельхозпроизводства выступают сохранение и увеличение  ресурсного потенциала: сохранение  плодородия почв, внедрение новых техники и технологий, развитие инфраструктуры аграрных районов республики.[2,3]

В Республике функционирует  тридцать семь предприятий, которые относятся к производственной инфраструктуре и выполняют обслуживающие функции, некоторая часть которых являются  предприятиями специального обслуживания.

Практически все  инфраструктурные предприятия ЧР являются государственными и очень небольшая  часть – акционерной собственностью.

Производственная и социальная инфраструктура Чеченской Республики формируется под влиянием множества факторов: экономических, политических, природно-климатических,  национальных, географических и других.

На рисунке 1 представлены основные элементы региональной производственной инфраструктуры, также практически в каждом административном районе ЧР  имеются отделения, филиалы, представляющие инфраструктуру.

Характерной особенностью  сельхозпроизводства ЧР является преобладание объемов производства  хозяйств населения.
Таблица 1.  Продукция сельского хозяйства ЧР*

Показатели

Годы

2009

2010

2011

2012

2013

Хозяйства всех категорий

Продукция сельского хозяйства

6921,3

8546,5

10379,8

10884,7

12176.1

в т.ч.
растениеводство

1842,3

2474,4

2321,7

2359,6

2825,0

животноводство

5079,0

6072,1

8058,1

8525,1

9351,1

Сельскохозяйственные организации

Продукция сельского хозяйства

637,6

1157,7

1065,4

738,5

1053,5

в т.ч.
растениеводство

585,5

1017,6

851,9

616,6

909,4

животноводство

52,0

140,1

213,5

122,0

144,1

Хозяйства населения

Продукция сельского хозяйства

6004,0

6926,5

8835,8

8701,9

10566,8

в т.ч.
растениеводство

1064,2

1180,7

1240,1

1563,6

1662,7

животноводство

4939,8

5745,9

7595,7

8138,4

8904,1

Крестьянские фермерские хозяйства

Продукция сельского хозяйства

279,7

462,3

478,5

444,3

555,8

в т.ч.
растениеводство

192,5

276,2

229,7

179,5

252,9

животноводство

87,2

186,1

248,8

264,8

302,9

* httр://сhесhеnstаt.gks.ru/digitаl/rеgiоn4/Lists/List4/АllItеms.аsрx?РаgеViеw=Shаrеd

Стоит отметить, что наибольшее развитие получила отрасль животноводства. Сельскохозяйственные коллективные предприятия и организации в основном, ориентированы на отрасль растениеводства.

Свою нишу в среде сельхозтоваропроизводителей ЧР занимают  и крестьянские (фермерские) хозяйства. Как и в ЛПХ и хозяйствах населения, здесь преобладает животноводческая продукция.

Анализ импорта-экспорта сырья и произведенной продукции в Чеченской Республике наглядно показал, что  наибольшие объемы экспорта наблюдается по сельскохозяйственному сырью, а  импортируется продукция в переработанном виде, что свидетельствует о неразвитости  пищевой промышленности.

С другой стороны, объемы импортных поставок продовольственных товаров свидетельствует о наличии условий  для их  замещения продуктами собственного производства, а потенциал регионального  АПК огромен.

Результатом известных  событий 1991-2000 годов (на рубеже веков) в Чеченской республике стало небывалое падение темпов роста  экономики, социальной сферы, культуры, инфраструктуры Чеченской Республики, многие города и сельские поселения подверглись разрушению.

Преодолев тяжелейший этап в своей истории, Чеченская Республика ускоряющимися темпами восстанавливает экономику региона,  социальную и производственную инфраструктуру. [1]

С целью максимальной  ликвидации негативных последствий, руководство республики повсеместно участвуют в ФЦП по восстановлению и развитию всех отраслей экономики, социальной и производственной инфраструктуры Чеченской Республики, в результате чего полностью восстановлены города Грозный, Аргун,  Гудермес в рамках выполнения федеральных целевых программ.

Экономику республики представляют  12 укрупненных отраслей, характеризующиеся разной степенью развитости: нефтедобыча, нефтепереработка, энергетика, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность строительный комплекс.

Через территорию ЧР проходит магистраль, соединяющий регионы РФ с ближним зарубежьем (Азербайджан, страны Ближнего Востока).

Транспортная инфраструктура представлена железными и автомобильными дорогами, трубопроводными трассами для транспортировки нефти и газа, воздушными трассами.

Железные дороги связывают  Грозный, Гудермес, Моздок, Червленную, Хасавюрт, Узловую. Восстановлены маршруты  Грозный-Москва, Грозный-Астрахань, Грозный-Минеральные Воды.

Автомобильное сообщение с прочими регионами РФ осуществляется по федеральным трассам «Кавказ», Прохладная-Кизляр.

ФЦП  «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)» носит долговременный характер, так как вызвано необходимостью качественных преобразований транспортной системы, масштабными трудовыми, материальными и финансовыми затратами,  большой продолжительностью ключевых мероприятий, а также естественной инерционностью объекта исследования.

При этом количественными результатами функционирования транспортной инфраструктуры, как элемента региональной инфраструктуры,  являются объемы грузов и пассажиров, т.е. объемы оказанных услуг и выполненных работ.[1,4]

ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)»:

«Автомобильные дороги»

«Гражданская авиация»

«Железнодорожный транспорт»

Так, ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)» включает перспективные разработки в целях обеспечения комплексного подхода к развитию транспортных систем республики, включающий и  инженерную инфраструктуру, для чего обозначены следующие задачи:

  • формирование эффективной транспортной инфраструктуры, гарантирующей качественные транспортные услуги при низких транспортных издержках;
  • увеличение доступности транспортных услуг для всех слоев населения;
  • обеспечение  комплексной безопасности участников транспортной системы.
  • увеличение протяженности федеральных  автодорог и трасс,  отвечающих мировым  требованиям;
  • формирование единой транспортной сети, доступной для населения;
  • гарантия устойчивого функционирования федеральных автодорог.

Следует особенно отметить, что большинство мероприятий по развитию и совершенствованию инфраструктуры, связана с необходимостью технического и технологического усовершенствования объектов социальной и производственной инфраструктуры.

Таким образом, целесообразность применения  программно-целевого метода продиктовано требованием современной экономики к  устойчивому функционированию региональной социальной и производственной  инфраструктур для социально-экономического развития Чеченской Республики


Библиографический список
  1. Баснукаев М.Ш. Чеченская республика и геополитика// Исламоведение. Издательство: Дагестанский государственный университет (Махачкала) № 1, 2014 г., 99- 103 с.
  2. Баснукаев М.Ш., Шлафман А.И. Пространственная интеграция региональной экономики субъектов Российской Федерации//Труды КНИИ РАН Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН; под редакцией Д.К-С. Батаева. -Грозный, 2012. -С. 145-150.
  3. Баснукаев М., Ирисханов М. Общественное мнение Чечни о ситуации в Чеченской Республике//Вестник общественного мнения. 2005. № 4. С. 19-29.
  4. Шлафман А.И. Государственное регулирование интеграционных процессов современных предпринимательских структур//Нефть, газ и бизнес. 2011. № 4. С. 19-22.


Все статьи автора «Шлафман Александр Изевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: