УДК 294.321

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И БУДДИЗМ

Уланов Мерген Санджиевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Калмыцкий государственный университет"
доктор философских наук, профессор

Аннотация
Статья посвящена проблеме влияния буддизма на корпоративную культуру. Автор отмечает, что буддизм оказал значительное влияние на формирование корпоративной культуры и деловой этики в Японии.

Ключевые слова: бизнес, буддизм, деловая этика, корпоративная культура, Япония


CORPORATE CULTURE AND BUDDHISM

Ulanov Mergen Sandzhievich
Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "Kalmyk State University"
Doctor of Philosophy, Professor

Abstract
The article deals with the influence of Buddhism on the corporate culture. The author note that Buddhism had a significant impact on the corporate culture and business ethics in Japan.

Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Уланов М.С. Корпоративная культура и буддизм // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/09/37806 (дата обращения: 29.09.2017).

Исследование выполнено в рамках внутривузовского гранта Калмыцкого государственного университета, тема «Корпоративная культура Калмыцкого государственного университета»

Понятие корпоративной культуры заключается прежде всего в моральном духе той или иной компании. Она дает возможность формировать чувство ответственности, стиль одежды, правила поведения сотрудников. В современном глобализированном мире ситуация в мире бизнеса такова, что становится очевидным: конкурентоспособными оказываются те компании, которые имеют сильную корпоративную культуру, то есть обладают прочными ценностными ориентациями. При этом ценности, провозглашенные в компании, должны быть созвучны тем ценностям, которые преобладают в данном обществе.

Сегодня во многих странах существует огромное количество консультантов в области корпоративной культуры. Становится понятным, что формирование здорового духа внутри компании со временем приносит значительные дивиденды в виде повышения эффективности производства и морального удовлетворения людей. Существуют даже специальные корпоративные университеты, где осуществляется процесс обучения корпоративной культуре.  Корпоративные университеты выступают как система внутрифирменного обучения персонала, неразрывно связанная со стратегиями развития корпорации. Подобного рода  университеты впервые появились в 1960-х гг. В настоящее время во всем мире около 2000 крупных корпораций имеют свои университеты [1, с.177-178].

Одним из наиболее ярких примеров корпоративной культуры нам дает Япония, чье стремительное экономическое развитие в 1960-1970-х годах, получившее название «японское экономическое чудо», до сих пор привлекает внимание ученых. Отлаженная система менеджмента прекрасно и без сбоев функционировала, как в период бурного развития экономики страны, так и во времена ее медленного роста. Одним из главных достоинств такой технологии управления считается уникальная корпоративная культура, внедряемая на японских предприятиях. Она строится на особенной психологии японцев и их культуры.

Следует отметить, что значительное влияние на формирование корпоративной культуры Японии оказала буддийская религия.  Так, японские исследователи С. Хосаку и Ю. Нагаясу отмечают позитивную роль буддизма в формировании корпоративной культуры и деловой этики в Японии. Они высоко оценивают потенциал буддизма для развития этики международного бизнеса. Буддийская философия, указывают ученые, открывает человечеству возможность построения принципиально новой экономики, а многие конкретные рекомендации буддизма могут эффективно использоваться в деятельности корпораций. По их мнению, с позиций буддизма корпорация может рассматриваться как организация, созданная на принципах общности интересов и взаимоуважения ее членов, так как буддизм не агрессивен и направлен на то, чтобы сделать людей добрее, внимательнее, миролюбивее с помощью ясного и альтруистического мировоззрения[2].

Сходную точку зрения можно найти и в коллективной монографии «Этика бизнеса: Япония в глобальной экономике», подготовленной американскими и японскими учеными. Во II гл., написанной И. Тэка (университет Рейтаку), рассматриваются религиозные и социальные корни японского бизнеса. Автор раскрывает влияние конфуцианства и буддизма на формирование традиций японской корпоративной культуры [3].

Принципы буддийской этики в формировании концепции корпоративной социальной ответственности в Японии рассматриваются в статье Л.Б. Кареловой[4]. Статья акцентирует внимание на том, что проблемы корпоративной социальной ответственности затрагивают не только сферу экономики, управления и менеджмента, но и религии. Рассматривая в качестве примеров программные лозунги некоторых японских компаний и декларации бизнес-сообществ, автор прослеживает и анализирует мыслительные парадигмы и традиционные религиозные ценности, с которыми связаны формулировки идей социальной ответственности в Японии. По мнению автора статьи, перенесение на японскую почву принципов и механизмов корпоративной социальной ответственности (КСО) облегчается тем, что эти новые технологии воспринимаются как продолжение собственной религиозно-этической традиции.

Л.Б. Карелова отмечает, что этические концепции буддийского происхождения стали неизменно присутствовать в последние годы в программных лозунгах японских компаний. Так, концепция «получай пользу для себя, принося пользу другим», имеющая истоки в японском буддизме, является одним из оснований корпоративной этики в Японии. Одноименный лозунг записан в уставах очень многих японских корпораций. «Концепция, выраженная формулой «получай пользу (благо) для себя, принося благо другим», связана с представлениями об идеале и практике бодхисаттвы в буддизме махаяны. В махаянистских сутрах понятие «принесения пользы себе и другим» (svaparartha) появилось в контексте противоположения бодхисатгв архатам и пратьекабуддам, которые нацелены только на собственное освобождение, т. е. стремление к пользе для себя (svartha, atmartha, atma-hitd). Бодхисаттва откладывает свое вхождение в нирвану ради приведения к просветлению других. На пути к достижению состояния будды он исполняет свой обет по спасению всех живых существ. Таким образом, деяния бодхисаттвы имеют две взаимосвязанные стороны – собственное продвижение к состоянию будды, или собственное обретение блага, и приведение к этому состоянию других, или принесение блага другим» [4, с.92].

По мнению Л.Б.Кареловой еще одной ключевой концепцией, лежащей в основе  деловой этики японских корпораций, является идея «достижения блага для трех сторон» (сампоёси). Данная доктрина имеет буддийское происхождение и связана с представлениями дальневосточного буддизма о пути бодхисаттвы. «Японские исследователи понятия сампоёси связывают его происхождение с практикой первой из шести парамит бодхисаттвы – дана-парамита, или совершенством даяния, щедростью. Она предполагает как передачу буддийского учения, так и материальной помощи, сочувствия и поддержки… Вещи и услуги, предоставляемые предпринимателем, выступают в качестве проводников между ним и покупателем. Их нужность людям, приносимое ими удовлетворение становятся свидетельством чистоты деятельности их поставщика. Польза, приносимая посредством этих вещей, соответствует благу третьей стороны, т. е. всего общества» [4, с.96].

Концепция «достижения блага для трех сторон», отмечает Л.Б.Карелова, нашла свое практической воплощение в деятельности некоторых японских фирм, в частности в корпоративной этике компании «Итотю», которая более известна у нас как «Иточу». Данная корпорация была основана Ито Тюбэем в конце XIX в. Сегодня «Иточу» представляет собой одну из крупнейших японских инвестиционных и торгово-финансовых и корпораций. «На сайте корпорации в разделе КСО (корпоративная социальная ответственность) декларируется следующее: «Мы, корпорация «Итотю», убеждены, что компании также являются членами общества, что не сосуществуя с обществом в качестве добропорядочного корпоративного члена и не отвечая его потребностям через свою деятельность, компания не может оставаться стабильной, что корпоративная социальная ответственность направлена на то, чтобы играть роль в построении устойчивых обществ посредством бизнес-активности. Этот подход продиктован философией «достижения блага для трех сторон», выработанной торговцами провинции Оми, и явившейся краеугольным камнем, на основе которого наш основатель Тюбэй Ито построил свой бизнес». Идея сампоёси, ставшая его жизненным девизом, была сформулирована им в 1872 г. в Уставе его торгового дома так: «Торговля – это деяние бодхисаттвы. Она является благородным занятием, когда соответствует духу Будды, принося благо тому, кто продает, тому, кто покупает, и удовлетворяет потребности всего общества» [4, с.95-96]. Принципы «достижения блага для трех сторон» – ключевые в программах КСО также и многих других компаний, таких как «Нисикава сангё» (производитель и дистрибьютор товаров домашнего интерьера), к Wacoal (производитель одежды), Nippon Life Insurance и др.» [4, с.96].

В целом, можно отметить, что буддизм оказал значительное влияние на формирование корпоративной культуры и деловой этики в Японии. Под влиянием буддийских идей у японских бизнесменов сформировалось твердое убеждение, что компания, главной целью которой является получение прибыли, рано или поздно потерпит неудачу. Несомненно, что японской корпоративной культуре и деловой этике глубоко чужд американский подход к бизнесу, где первостепенной целью является извлечение максимальной прибыли.

Таким образом, японская корпоративная культура и деловая этика отражают особенности национальной духовной культуры Японии. Только глубокая религиозно-этическая направленность подвигла японцев относиться к труду с такой исключительной скрупулезностью, работать с огромным вдохновением и стремиться к совершенству с поистине религиозным рвением.


Библиографический список
  1. Кокорина Н. В. Корпоративная культура Америки и России: единство и различия // Философия образования. 2006. №2. C. 175-180.
  2. Hosaka S., Nagayasu Y. Buddhism and Japanese Economic Ethics // The Ethics of Business in a Global Economy. Boston; Dordrecht; London: Kluwer Acad. Publ., 1993. P. 99-104.
  3. Business ethics: Japan and the global economy. Dordrecht; Boston: Kluwer Academic Publishers, 1993. – 275 p.
  4. Карелова Л.Б. Принципы буддийской и конфуцианской этики в формировании концепции корпоративной социальной ответственности в современной Японии // Япония. Ежегодник. Вып. 42. М.: Институт востоковедения РАН, 2013. С. 89-100.


Все статьи автора «Уланов Мерген Санджиевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: