УДК 33

РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Жильцова Элина Леонидовна
Воронежская государственная лесотехническая академия
аспирант

Аннотация
Взяв за основу теорию рыночного ценообразования, разработанную основоположником кембриджской школы политэкономии А. Маршалом, мы определили, что механизм рыночного ценообразования представляет собой непрерывное конкурирование продавцов блага за покупателей и покупателей блага за продавцов, что в конечном итоге приводит к установлению ситуации рыночного равновесия, что графически изображается в виде точки пересечения кривых спроса и предложения.

Ключевые слова: кривая предложения, кривая спроса, прибыль, цена


MARKET MECHANISM OF PRICING

Zhiltsova Elina Leonidovna
Voronezh state timber college
graduate student

Abstract
Having taken as the basis the theory of market pricing developed by the founder of the Cambridge school of political economy of A. Marshallom, we defined that the mechanism of market pricing represents continuous competition of sellers of the benefit for buyers and buyers of the benefit for sellers that finally leads to establishment of a situation of market balance that is graphically represented in the form of a point of intersection of curves of supply and demand.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жильцова Э.Л. Рыночный механизм ценообразования // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/09/37463 (дата обращения: 02.06.2017).

Согласно концепции Маршалла [8, стр. 355], в условиях рыночной экономики основным механизмом ценообразования является взаимодействие спроса и предложения. Категория спроса в классической экономической теории определяется как обратная зависимость между ценой и количеством потребляемого товара или услуги. Спрос представляет собой платежеспособную потребность, а именно желание иметь благо и возможность за него заплатить. Закон спроса гласит, что при прочих равных условиях потребитель склонен приобретать того или иного блага больше, если цена на него снижается, и блага меньше, если цена на него или возрастает. Графически спрос изображается в виде кривой спроса – это нисходящая линия, иллюстрирующая закон спроса. В отличие от спроса, категория предложения отражает зависимость между ценой и количеством блага, которые продавцы готовы представить на рынок в данный момент. В соответствие с законом предложения при прочих равных условиях продавцы готовы предоставить на рынок того или иного блага больше, если цена на него возрастает, и блага меньше, если цена на него снижается. Предложение также имеет графическое изображение в виде восходящей линии, иллюстрирующей закон предложения. Совмещая график спроса и график предложения в едином двухмерном пространстве, определим точку равновесия.

Рисунок 1.1. Установление равновесных цен

Пересечение кривой спроса D с кривой предложения S в точке E свидетельствует о достижении равновесия: количество блага Qe, которое продавцы готовы продать по цене Pe равно количеству блага, которое покупатели готовы купить по данной цене. При любой цене выше, чем Pe (например, Pe1), у продавцов образуется излишек блага (превышение величины предложения над величиной спроса), так как покупатели не готовы приобретать то же количество блага Qe по более высоким ценам, они приобретут меньшее количество блага Qe1. В этом случае продавцы захотят избавиться от данного излишка и будут снижать цену, конкурируя за покупателей, пока она вновь не окажется равной Pe. Аналогично, при цене Pe2 образуется дефицит блага (превышение величины спроса над величиной предложения), и теперь уже покупатели будут конкурировать за продавцов, предлагая более высокую цену, которая в итоге совпадет с  Pe. Таким образом, любое колебание цен будет приводить либо к избытку, либо к нехватке блага, и в результате механизма рыночного регулирования цена каждый раз будет приходить в равновесное состояние как результат конкуренции между продавцами и конкуренции покупателей. Следовательно, ситуация, когда на рынке по тем или иным причинам цены устанавливаются выше или ниже равновесных, – это временное явление. Сравнивая спрос и предложение с двумя лезвиями ножниц, Маршалл утверждал, что при определении равновесной цены одинаково важно исследовать как спрос, так и предложение, так как именно их взаимодействие лежит в основе рыночного механизма ценообразования. В связи с этим, график, демонстрирующий образование равновесных цен получил название «ножницы Маршалла».

Под влиянием специфической группы факторов спрос и предложение могут изменяться, что графически изображается перемещением графиков спроса и предложения вправо в случае, если спрос и предложение возрастают и влево, если спрос и предложение уменьшаются. Данная группа факторов получила название неценовых факторов спроса и предложения.

К неценовым факторам спроса относят:

Цены на другие блага:

а) взаимозаменяемые блага (блага-субституты): увеличение цены на один вид блага (например, кухонный стул) при прочих равных приведет к увеличению спроса на другой вид блага (кухонная табуретка). Кривая спроса на кухонные табуретки смещается вправо.

б) взаимодополняющие блага (комплементарные блага): увеличение цены на один вид блага (кухонный стол) ведет к сокращению спроса на другой вид блага (кухонный стул). Кривая спроса на кухонные стулья смещается влево.

в) независимые блага: изменение цены на один вид блага практически не влияет на спрос на второй вид блага (молоко и сельскохозяйственная техника).

Доходы потребителей:

а) блага низшей категории качества (картофель, спички, соль). С ростом дохода потребителей спрос на данную группу благ сокращается.

б) блага высшей категории качества (экологически чистые продукты питания). Рост дохода потребителей провоцирует увеличение спроса на данную группу благ.

Специфические вкусы и предпочтения потребителей. Например, популяризация здорового образа жизни среди населения может вызвать сокращение спроса на алкогольную продукцию и увеличение спроса на свежевыжатые соки.

Ожидания потребителей. Потребительские прогнозы относительно снижения или увеличения цен на определённые блага или дефицита на некоторые блага способны оказывать значительное влияние на спрос. Также потребительские ожидания могут не касаться непосредственно цен: неблагоприятный прогноз погоды, сулящий засушливое лето, может вызвать рост спроса на кондиционеры.

Неценовые факторы предложения включают:

Цены на другие блага:

а) если продавец имеет возможность переключиться на продажу более дорогого вида блага (хлеб с отрубями), то предложение его блага-субститута (классический хлеб) при прочих равных условиях сократится.

б) рост цен на один из видов благ, подразумевающий совместное производство с другим видом (молоко и творог) приведет к увеличению предложения на оба вида благ.

Изменения в издержках производства:

а) изменение цен на ресурсы. Если цены на ресурсы, необходимые для производства определенного вида блага (органические удобрения) возрастают, то это повлечет сокращение предложения на соответствующие виды благ (экологически чистые овощи).

б) технология производства. Удешевление технологии производства (например, внедрение автоматических систем полива растений) того или иного вида благ приведет к снижению себестоимости его производства и, следовательно, к росту его предложения.

  1. Природно-климатические условия. Неблагоприятные погодные условия (засуха) негативно влияют на урожай и поэтому способны вызвать сокращение предложения сельскохозяйственной продукции.
  2. Налоги и субсидии. Введение новых налогов вызывают сокращение предложения, а предоставление субсидий приводит к противоположному процессу.
  3. Ожидания изменения цен. Если прогнозируется ожидание роста цен, то продавцы того или иного блага, желая реализовать его в будущем по более высоким ценам,  сократят его предложение в настоящем времени.

Итак, колебания спроса и предложения, вызывающих смещение их кривых под воздействием вышеперечисленных факторов, приводят к изменению равновесной цены, установленной в результате их первоначального взаимодействия. В такой ситуации возможны следующие варианты развития событий:

Изменение спроса при стабильном положении предложения:

-        сокращение спроса;

-        рост спроса.

Изменение предложения при стабильном положении спроса:

-        сокращение предложения;

-        рост предложения.

Изменение и спроса, и предложения:

-        сокращение спроса при росте предложения;

-        сокращение предложения при росте спроса;

-        сокращение и спроса, и предложения;

-        рост и спроса, и предложения.

Рассмотрим подробнее, каким образом каждая из данных ситуаций отразится на равновесной цене.

Рисунок  1.2. Влияние колебания спроса на равновесную цену при неизменном предложении

Когда предложение остается стабильным, движение кривой спроса влево или вправо отразится на равновесной цене следующим образом. Увеличение спроса под действием неценовых факторов приведет к смещению кривой спроса вправо из положения D в положение D2 и увеличению равновесной цены от Pe до Pe2. Сокращение спроса под действием неценовых факторов приведет к смещению кривой спроса влево из положения D в положение D1 и снижению равновесной цены от Pe до Pe1.

Рисунок 1.3. Влияние колебания предложения на равновесную цену при неизменном спросе

Во втором случае рост предложения под действием неценовых факторов спровоцирует уменьшение равновесной цены от Pe до Pe1; на графике кривая предложения перемещается вправо из положения S в положение S1. Аналогично, сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены от Pe до Pe2, а кривая предложения смещается влево из положения S в положение S2.

Рисунок 1.4. Влияние сокращения спроса и роста предложения на равновесную цену

Рост предложения и сокращение спроса приводит к двойному эффекту снижения цены от Pe до Pe1, и цена понижается.

Рисунок 1.5. Влияние сокращения предложения и роста спроса на равновесную цену

При снижении предложения и увеличении спроса равновесная цена возрастает от Pe к Pe1. Аналогично предыдущей ситуации, совместный эффект оказывает на рост равновесной цены влияние большее, чем каждое из этих событий, рассмотренных по отдельности

Рисунок 1.6. Влияние роста спроса и роста предложения на равновесную цену

При одновременном росте спроса и предложения, сделать однозначный вывод о направлении изменения равновесной цены невозможно. Если рост предложения превышает рост спроса, что проиллюстрировано на рисунке 1.5., то равновесная цена будет ниже исходной (от Pe к Pe1). Напротив, если рост спроса превышает рост предложения, то равновесная цена будет выше исходной.

Рисунок 1.7. Влияние сокращения спроса и сокращения предложения на равновесную цену

Аналогично, равновесная цена, устанавливающаяся в результате сокращения спроса и сокращения предложения, зависит от того, какое из этих явлений сокращается в большей степени. На рисунке 1.7. изображена равновесная цена Pe1, меньшая, чем исходная равновесная цена Pe, так как сокращение спроса превышает сокращение предложения. В противоположной ситуации, когда сокращение предложения превышает сокращения спроса, новая равновесная цена была бы больше исходной.

В заключение отметим, что наряду с достоинствами рыночного механизма ценообразования, существует ряд существенных недостатков. Хотя государственное вмешательство в экономику изрядно критиковалось представителями неоклассической школы, в том числе и разработчиком теории рыночного механизма ценообразования А. Маршаллом, уже в начале XX века, когда мировая экономика столкнулась с глубочайшим экономическим кризисом, пришло понимание необходимости такого вмешательства. Маршалл, говоря об эффективности рыночного механизма, который способствует наиболее эффективному распределению ресурсов, прежде всего, имел в виду рыночную структуру, приближенную к рынку чистой конкуренции. Однако как было рассмотрено выше, чистая конкуренция – далеко не единственный вариант развития событий в условиях рынка, и если речь идет о таких структурах, как монополия, монополистическая конкуренция или олигополия (две последние модели хоть и не являются чисто монопольными, тем не менее, несут черты монополии), рыночные механизмы уже ограниченно эффективны. Так, в условиях монополии или олигополии очевидна справедливость государственного вмешательства, в частности, антимонопольного законодательства, полностью устраняющего или ограничивающего (в зависимости от того или иного государства) власть монополистов и олигополистов. Например, в США сложилась жесткая практика антимонопольного регулирования, пресекающая любые попытки захвата монопольной власти. В странах Западной Европы отношение к явлению монополии мягче: антимонопольное законодательство направлено не против монополии как таковой, а против ситуаций злоупотребления монопольной властью.

Помимо ситуаций возникновения монопольной власти, есть и другие недостатки рыночного регулирования, которые получили название «фиаско» рынка [3, стр.305]:

  1. Отрицательные внешние эффекты. Экономические субъекты, действующие в условиях рыночной экономики, стремящиеся максимизировать прибыль, не заинтересованы, к примеру, в контроле над уровнем загрязнения окружающей среды.
  2. Излишнее неравномерное распределение доходов. Эффективно распределяя ресурсы, рыночные механизмы не гарантируют справедливость полученного результата. В данном случае инструментами борьбы с неэффективным распределением доходов выступают бюджетная и налоговая политика государства.
  3. Ассиметричная информация. Данный «провал» рынка также является логическим следствием стремления производителей максимизировать прибыль. Когда излишняя информированность покупателей становится преградой на пути максимизации прибыли, государство вынуждено брать функцию информирования на себя. Примером может служить закон об обязательном информировании потребителей табачной продукции о вреде никотина путем размещения соответствующей информации на упаковках продукции.

Таким образом, учитывая, что тотальное государственное регулирование мешает свободному обмену и, вследствие этого, установлению свободных равновесных цен, а рыночные механизмы как таковые не учитывают многочисленных «фиаско» рынка, очевиден вывод о том, что наиболее гармоничной видится система, комбинирующая рыночные механизмы ценообразования и государственное регулирование, которому, однако, отводится пассивная роль «третейского судьи», устанавливающего правила игры и следящего за их выполнением.


Библиографический список
  1. Четвертакова В.П. Цены и ценообразование в функционировании и развитии АПК: Монография / В.П. Четвертакова; Воронеж. гос. лесотехн. академия. – Воронеж: гос. ун-та, 2003. – 240 с.
  2. Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993. Т. 2. С. 31-32.
  3. Экономикс / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. – М.: ИНФРА-М,2003. – 983 с.


Все статьи автора «elinnka»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: