УДК 070:004

МЕДИА-ИЗДАНИЯ РУНЕТА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИИ

Дементьева Ксения Владимировна1, Святкина Наталья Сергеевна2
1ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва», кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики
2ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва», студентка отделения «Журналистика» филологического факультета

Аннотация
В статье дается краткая характеристика сетевым изданиям, а также проводится обзор новостных интернет-СМИ Рунета. Авторы предлагают классификацию данных изданий, а также выявляют характер влияния интернет-СМИ на аудиторию. Результаты, достигнутые в ходе научного исследования, являются вкладом в изучение теории и практики отечественной журналистики, и, прежде всего – в участии интернет-журналистики в жизни широких слоев общества.

Ключевые слова: аудитория, Интернет-СМИ, информационное агентство, новостной сайт, Общественное мнение, Рунет, сетевая версия, сетевые издания


RUNET'S MEDIA PUBLISHING AND THEIR IMPACT ON THE USERS OF THE INFORMATION

Dementieva Kseniya Vladimirovna1, Svyatkina Nataliya Sergeevna2
1Ogarev Mordovia State University, Candidate of Philology, Associate Professor, Department of Journalism
2Ogarev Mordovia State University, Student of "Journalism" Faculty of Philology

Abstract
This article gives a brief description of e-zines, as well as provides an overview of online news media Runeta. The authors suggest a classification of these publications, and also indicate the nature of the impact of online media on the audience. The results achieved in the course of scientific research is a contribution to the study of the theory and practice of domestic journalism, and above all - to participate online journalism in the life of society at large.

Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Дементьева К.В., Святкина Н.С. Медиа-издания Рунета и их влияние на пользователей информации // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/08/36809 (дата обращения: 29.09.2017).

В современном обществе, где главенствует информация, развивается и завоевывает свои позиции новый тип средств массовой информации – онлайновые массмедиа, сферой их распространения стал Интернет.

Сейчас в обществе происходит «стремительное развитие новых форм массовой информации, порожденных новой информационной средой – цифровое, кабельное и спутниковое телевидение, интернет-СМИ, интернет-версии печатных газет, блоги, электронная почта, чаты, социальные сети и др. Мобильные телефоны с доступом в Интернет, радикально изменили природу коммуникаций. Сегодня появилась возможность выходить на связь из любого места в любое время, расширились возможности и границы распространения и доступа к информации» [1, с. 3]. Увеличивается количество онлайновых массмедиа – это и электронные версии уже существующих печатных изданий, и сетевые периодические издания, не имеющие аналогов на бумаге.

Онлайн-издания являются, прежде всего, именно медиа-изданиями, рассчитанными на диалоговый (в режиме он- или оффлайн) режим, включающий обмен информацией между всеми пользователями, коих здесь можно называть создателями или сотворцами журналистского текста, ведущего самостоятельную жизнь в сети Интернета.

Сетевые издания, представленные в Рунете, прежде всего, разумно разделить на несколько видов:

1.        собственно сетевые издания (то есть такие, которые выходят только в Интернете);

2.        online-версии печатных СМИ;

3.        сетевые информационные агентства.

Рассмотрим собственно сетевое издание «Gazeta.ru». Сейчас данный ресурс признан лучшим деловым СМИ Рунета. «Газета.ru» – это первое общественно-политическое издание, добившееся успеха, его посещают более 16 млн пользователей ежемесячно, оно входит в список десяти лучших российских интернет-СМИ (по статистическим данным портала Liveinternet).

Дизайн сайта выполнен в белых и серых тонах. Логотип имеет темно-серый цвет и расположен в левом вернем углу.

На главной странице расположены последние российские и мировые новости России. Большинство материалов – аналитические, но широко представлены и информационные, в частности, в разделах «Новость дня» и «Хроника дня». На сайте издания используется система тегов, рубрики – самые разнообразные: «Политика», «Общество», «Бизнес», «Мнения», «Культура», «Авто», «Наука», «Спорт», «Стиль жизни», «Технологии», «Новости дня», «Недвижимость», «Видео», «Фото», «Фонд Сколково», «Онлайн», «Деньги», «Экономика роста».

Отдельно вынесены текущие рубрики, посвященные актуальным социально значимым событиям: «Последние события на Украине: на грани войны», «Обзор свежей прессы», «Украинские силовики расстреляли блокпост в Константиновке», «Маккейн предложил Украине военную помощь на $100 млн», «ЦБ отозвал лицензию у столичного Атлас-банка и ПРБ», «В Днепропетровске инсценирован съезд властей юго-востока Украины», «В США машина насмерть сбила отжимавшегося на дороге голого мужчину». Слева сайта online-издания располагаются рубрики: «Новость часа» и «Новости дня». В центр вынесены самые свежие новости к популярным рубрикам, а также рубрика «Мнения».

Внизу помещена информация о партнерах в виде ссылок на конкретные сайты, контактная информация для связи с редакцией «Газета.ru», архив, счетчик посетителей сайта, объединенная система рубрикаций, разделы «Редакция», «Реклама», «Онлайн-конференции», «Обратная связь» и переход на мобильную версию сайта.

Большим преимуществом для обратной связи является то, что каждый материал можно прокомментировать, а также отправить в социальные сети ссылку на материал для обсуждения с другими пользователями. Однако на сайте «Газета.ru» отсутствует отдельный блог для журналистов.

В издании размещаются различные виды мультимедиа-контента:

  1. Фоторепортажи (http://www.gazeta.ru/photo//).
  2. Текстовые материалы, инфографика (http://www.gazeta.ru/infographics/).
  3. Видеосюжеты (http://www.gazeta.ru/video/).

Пользователи сайта могут оформить бесплатную подписку на рассылку новостей по электронной почте. Доступны мобильные сервисы для большинства видов современных устройств. Странички издания также присутствуют в крупнейших социальных сетях, таких как «Вконтакте», «Facebook», «LiveJournal», «Twitter», «Google +». Кроме новейших материалов читатели могут обратиться к материалам в архиве – http://www.gazeta.ru/history.shtml. Вся информация ресурса предоставлена в открытом доступе и является бесплатной. Главным доходом сайта является реклама.

Далее рассмотрим сетевую версию печатного СМИ на примере «Аргументы и факты». Сайт «АиФ» является интернет-версией газеты и был открыт в 1997 году. Популярное среди россиян издание быстро набирало своих читателей и в Интернете – сейчас сайт посещают более 9 млн пользователей ежемесячно, он входит в список десяти лучших СМИ Рунета (по статистическим данным портала Liveinternet). «Aif.ru» – это комментарии экспертов по острым темам, инструкции и памятки на все случаи жизни, специальные проекты «Здоровье» и «Кухня», а также онлайн-конференции и онлайн-лекции.

Дизайн сайта выполнен в той же гамме, что и печатное издание: основной фон белый, рубрики выделены черным, логотип расположен в самом верху в центре страницы – ярко красного цвета. Еженедельно в России «Аргументы и факты» читают 83,8 тысяч человек, в Москве 18,1 тысяч человек. Это самая читаемая, по-настоящему массовая общественно-политическая газета в стране. Издание интересно политической и деловой элите, руководителям различных уровней, интеллигенции, пенсионерам, школьникам и домохозяйкам.

На главной странице, также как и в предыдущем проанализированном издании, расположены последние российские и мировые новости. Материалы глубокие, журналисты стараются представить различные мнения по затронутой проблеме. Внизу, под логотипом «АиФ», располагаются спецпроекты («Украина после Майдана», «АиФ» Доброе сердце, «Острый угол», «Лекарственный справочник») и рубрики («Главная», «Общество», «Политика», «Свежий номер», «Деньги», «Происшествия», «Культура», «Кухня», «Спорт», «Дача», «Авто», «Здоровье», «Недвижимость», «Онлайн», «Конкурсы и тесты», «Галерея», «Вопрос-ответ», «Мнения», «Инфографика», «Туризм»). Также под отдельный логотип вынесены основные рубрики, посвященные социально важным событиям: «Выходные в Москве: 17–18 мая», «Крушение ракеты-носителя „Протон–М”», «Ситуация на юго-востоке Украины. Хроника событий», «Гражданин Узбекистана подозревается в убийстве жителя Подмосковья», «67–й Каннский кинофестиваль», «Летний отдых».

Слева страницы online-издания расположена новостная лента. В центр вынесены самые главные и свежие новости. Внизу расположены серии «журналов-советчиков», выпускаемых издательским домом «Аргументы и факты»: «Лекарственный справочник», «„АиФ” ПРО Кухню», «„АиФ” ПРО Здоровье», «„АиФ” На даче» и «Еженедельник „АиФ”». Далее идет объединенная система рубрик и разделы: «Пресс-центр», «Об издательском доме», «Реклама на сайте», «Онлайн-подписка на еженедельник АиФ», «Магазин PDF-версий», «Обратная связь» и «Подписка на сайт».

В распространение контента «Аргументы и Факты» можно отнести:

– бесплатную подписку на почтовую рассылку новостей;

– использование мобильных сервисов для IPhone и на устройства Андройд;

– размещение в социальных сетях «Вконтакте», «Facebook», «Одноклассники», «Twitter»;

– социальные плагины на сайтах «Facebook», «Вконтакте», «Одноклассники», «Twitter»;

– RSS-каналы – размещение заголовков на личном сайте пользователя;

– платную PDA-версия издания.

Основной доход интернет-версия газеты также получает от своих рекламодателей. Читатели имеют возможность оставлять комментарии к фотографиям из рубрики «Фото», комментировать каждый материал, оставлять рекомендации для своих друзей в социальных сетях «Facebook», «Вконтакте», «Twitter», «Одноклассники», обсуждать новость с другими пользователями сайта;

– новости можно экспортировать в виде гиперссылки на сайты социальных сетей, с которыми газета поддерживает связь.

Далее проведем анализ информационного агентства на примере «РИА Новости».

По данным американской исследовательской компании «comScore» за июль 2011 года, интернет-сайт российского информационного агентства «РИА Новости» – www.ria.ru – вошел в число десяти самых популярных электронных СМИ в Европе. В настоящее время посещают более 22 млн пользователей каждый месяц, он входит в число трех самых известных интернет-СМИ России (по статистическим данным портала Liveinternet). По состоянию на 2011 год еженедельно сайт посещают более 19 тыс. пользователей. По данным TNS WebIndex, средняя ежедневная аудитория издания в 2011 году составляла 4,1 тыс. человек.

Внизу под логотипом располагаются рубрики: «Главное», «Политика», «Общество», «Экономика», «В мире», «Происшествия», «Безопасность», «Спорт», «Наука», «Культура». Под рубриками расположены самые свежие новости России и всего мира. Внизу расположены разделы: «Новости» «Авторы», «Проекты РИА Новости», «Иновещание», «Пресс-центр», «Клиентам», «Об агентстве».

На сайте размещаются различные виды мультимедиа контента: фото (http://ria.ru/photolents/), инфографика (http://ria.ru/infografika/). «РИА новости» также предоставляет возможность бесплатной подписки на рассылку новостей на электронную почту, разрешает использование мобильных сервисов для IPhone и для устройств на платформе Android. Сайт сотрудничает с социальными сетями: «Facebook», «Вконтакте», «Twitter», «Google +», «Foursquare», «Instagram», «Одноклассники», видеохостингом «Youtube».

Рассмотрев основные типы интернет-изданий, можно выделить характерные особенности каждого из них.

Собственно сетевые издания можно считать уникальными, так как каналом их распространения является только Интернет; они уже добились высоких рейтингов среди аудитории, окупаются за счет доходов от рекламы, а также благодаря платным сервисам.

Online-версии печатных СМИ направлены на массовую аудиторию, для создания материала требуется больше времени и тщательная подготовка, большинство из них имеет аналитический характер. Читатель может получить информацию по самым разным вопросам. Как только событие или проблема выходят на российское или мировое информационное поле либо журналисты газеты сами узнают о свершившемся из своих источников, издание выпускает в свет материал, содержащий анализ происходящих событий, комментарии специалистов и прочие данные, которые нужны для того, чтобы читатели составили собственное мнение.

Сетевые информационные агентства оперативно, взвешенно и объективно освещают события в мире, представляют международной аудитории российский взгляд на ситуацию.

Исследования аудитории последнего десятилетия, проведенные в России и за рубежом, не раз подтверждали, что в современной системе СМИ Интернет выступает лидером как наиболее универсальная и доступная форма провождения свободного времени. Уже доказано, что «СМИ не только отображают действительность, но и формируют ее» [3, с. 253]. Если говорить о характере влияния проанализированных изданий на читателя, то по аналогии с печатными массмедиа можно выделить отрицательное и положительное воздействие.

Рассматривая негативную информацию, можно, прежде всего, отметить наличие в Интернете материалов на тему криминала, разжигающих национальную и иную рознь, содержащих подробности интимной жизни людей. То есть так или иначе подходящие под определение «желтой» прессы.

Ярким примером проявления агрессии в онлайн-изданиях можно назвать статьи, посвященные событиям, произошедшим в октябре 2013 года в районе Западного Бирюлево в г. Москва. Информация, размещенная в первые дни этих событий, в большинстве источников несла тонкий национальный подтекст. Так в публикации интернет-версии газеты «Арументы и факты» «Руководство СК взяло на контроль расследование убийства в Бирюлеве», можно отметить прямую ссылку на национальную принадлежность подозреваемого. Зачастую такие публикации дополнялись видеоматериалами, побуждающими к разжиганию национальной розни.

Интернет-СМИ также являются источниками распространения в массы пошлой информации, порнографии. Конечно, подобного рода материалы можно встретить и в печатных массмедиа, и на телевидении и радио, однако Интернет является особенно популярным среди подростков, поэтому явно наблюдается негативное воздействие Интернета на ценности, нормы и стереотипы молодых людей.

Примером является публикация на сайте интернет-издания «Gazeta.ru» автора Ники Котовой «Секс как безопасный допинг» [4]. На первый взгляд статья имеет научно-медицинский характер, но с другой стороны прослеживается подтекст о внебрачных отношениях участников Олимпиады, прошедшей в Сочи в 2014 году. Автор ставит под сомнения семейные ценности и институт семьи, поскольку многие спортсмены связаны узами брака и некоторые из них имеют детей, ориентируют молодых людей на бесправные половые связи, которые не опираются на взаимные чувства любви и ответственности, провоцируют и стимулируют и без того повышенную подростковую сексуальность.

Медиа в Интернете повышают возможность соучастия читателей или пользователей в происходящих и описываемых событиях, совместно с телевидением делают доступными для аудитории достижения культуры, науки, показывает события, происходящие на другой стороне земного шара. Поэтому позитивное влияние интернет-изданий неоспорима, среди них можно особо отметить глобальность, открытость, повышение патриотизма. Последний момент особенно отчетливо проявляется в увеличении публикаций на тему Великой Отечественной войны. Это можно проследить в материале Александра Колесниченко на сайте газеты «Аргументы и факты» «Парад по-новому. Со всей Россией День Победы встречает Севастополь» [5], где автор выступает и как журналист, и как историк, воссоздавая картины прошлого, взывая к чувствам и переживаниям человека, вызывая любовь к Родине.

Таким образом, «невидимое влияние на общественное мнение является той скрытой технологией контроля над социальной жизнью, которая охватывает все ступени общественного взаимодействия, начиная от политико-правовых и заканчивая межличностными» [6, с. 46]. Рассмотрев примеры влияния интернет-СМИ на читающую аудиторию, мы можем сделать вывод об активном использовании методов воздействия на сознание и подсознание потребителей информации. При этом позитивная и негативная информация чаще всего создает готовые стереотипы, беспрепятственно принимаемые большинством читателей.

Для позитивного влияния на потребителя информации журналисты используют те же методы, что и при негативном воздействии. Но в отличие от отрицательного, при положительном влиянии используется метод общности, который заключается в максимальном приближении подсознания читателя к внушаемым ценностям.


Библиографический список
  1. Дементьева К. В. Региональная пресса как фактор формирования общественного мнения (по материалам русскоязычных и национальных газет Республики Мордовия) / диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Казан. (Приволж.) федер. ун-т. Казань, 2012. – 195 с.
  2. Руководство СК взяло на контроль расследование убийства в Бирюлеве // Аргументы и факты: газета. 2013. URL: http://www.aif.ru/society/law/946149 (дата обращения: 25.06.2014).
  3. Макаркина Л. Н., Потапов П. Ф. Региональное телевидение как средство воспитания культуры межнационального общения (на примере работы национальной редакции «Од пинге» 10 канала «Телесеть Мордовии») // Вестник Чувашского университета. – 2010. – № 2. – С. 249–253.
  4. Котова Н. Секс как безопасный допинг // Gazeta.ru: газета. 2014. URL: http://www.gazeta.ru/health/2014/02/14_a_5906093.shtml (дата обращения: 26.06.2014).
  5. Колесниченко А. Парад по-новому. Со всей Россией День Победы встречает Севастополь // Аргументы и факты: газета. 2014. URL: http://www.aif.ru/society/law/946149 (дата обращения: 25.06.2014).
  6. Дементьева К. В. Методы имплицитного воздействия на общественное мнение // Вестник гуманитарного научного образования. – М.: ИНГН, 2012. – с. 46–49.


Все статьи автора «Ксения Дементьева»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: