УДК 37.018.53

ШКОЛЫ НА ПРИИСКАХ АЛТАЯ РУБЕЖА XIX–ХХ ВЕКОВ

Сулимов Вадим Сергеевич
Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева
кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики, управления и права

Аннотация
Статья посвящена школам, открываемым на приисках Западной Сибири. Данные школы являлись преимущественно частными передвижными. Располагались на Алтае, сообразуясь с социально-экономическими особенностями региона, являясь специфической формой учебного заведения. После окончания работ на прииске школа переводилась на новое место, что обеспечивало мобильность обеспечения детей рабочих и служащих начальным образованием.

Ключевые слова: Алтай, начальные училища, прииск, рудник, учащиеся, частные передвижные школы


SCHOOLS IN THE MINES OF ALTAI AT THE TURN OF XIX-XX CENTURIES

Sulimov Vadim Sergeevich
Tobolsk state social-pedagogical Academy. DI Mendeleev
candidate of historical Sciences, associate Professor of Economics, management and law

Abstract
The article is devoted to schools opened in the mines and fields of theWest Siberia. These schools were predominantly private mobile. Located in Altai, in line with the socio-economic characteristics of the region, as a specific form of educational institution. After completion of works at the mine, the school was transferred to a new place that provided the mobility ensure that children working in primary education.

Keywords: Altai, mine, primary school, private mobile school, students


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сулимов В.С. Школы на приисках Алтая рубежа XIX–ХХ веков // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/08/36759 (дата обращения: 28.09.2017).

На рубеже XIX–ХХ вв. на развитие школьной системы в Западной Сибири оказывали влияние природно-географические и социально-экономические факторы. Каждый регион, входивший в состав Западно-Сибирского учебного округа, имел свою специфику в области организации народного образования. Частично данные вопросы ранее нашли отражение в ряде публикаций автора [1; 2]

Передвижные (подвижные) школы Министерства народного просвещения открывались для обеспечения нужд населения в начальном образовании в небольших деревнях и поселках. Как правило, учитель через два года обучения детей в одной населенном пункте, переезжал в следующий на тот же срок, затем в третий. После чего возвращался в первый пункт через четыре года, когда там подрастали дети школьного возраста. Такая схема получила распространение в Тобольской губернии [3; 4; 5].

На приисках Алтая была развита организация частных школ, открываемых работодателем, находящихся под наблюдением дирекции народных училищ Томской губернии. Продолжительность работы частных начальных училищ и передвижных школ на Алтае зависела от времени существования рудников и приисков, а также от востребованности населением данных учебных заведений. Социально-экономические особенности данного региона способствовали образованию новой формы учебного заведения – частной передвижной школы.

На Алтайских приисках предпринимались попытки преобразования начальных училищ в передвижные школы. Директор училищ Томской губернии 29 сентября1898 г. представил попечителю Западно-Сибирского учебного округа В.М. Флоринскому заявление от Управления приисками Алтайского золотопромышленного дела относительно преобразования Адиаксинского начального приискового училища в подвижную школу.

По мнению чиновника, училище, открытое 14 марта1894 г. на прииске Адиаксинском, не оправдывало возложенных на него задач. За все время существования учебного заведения не было ни одного выпуска. В 1897-1898 учебном году в училище насчитывалось 3 мальчика и 1 девочка. В августе1898 г. в училище находился только один мальчик. Учебный год в данном училище продолжался с 1 декабря по 15 сентября. В связи с таким положением, школу можно было переводить с одного прииска на другой при действительной необходимости и при наличии удобного для школы помещения [6, л. 22 – 22об.].

Главноуправляющий приисками Алтайского золотопромышленного дела Фридман обратился 12 августа1898 г. к штатному смотрителю училищ Кузнецкого и Бийского округов с заявлением, где указывалось, что четыре года существования училища указали на многие неудобства данного типа школ для приисков Алтая. В связи с разбросанностью приисков на расстоянии 20-25 верст, небольшим количеством рабочих на каждом от 40 до 100 человек, непродолжительностью существования приисков, постоянное училище не могло рассчитывать на определенный контингент учащихся.

В Адиаксинском училище число учеников не превышало 12 человек, уменьшившись до 3-4. Большинство учащихся выбывало ранее одного года вследствие переездов их родителей. Очень немногие занимались 2 года. Полный курс проходили только 2-3 человека из детей служащих, но свидетельства об этом по разным причинам получить не могли. В связи с этим, Управление пришло к заключению, что для приисков наиболее подходящим являлся тип училища подвижного, с непродолжительным курсом, имеющим целью обучение грамоте. Так как работы на Адиаксинском прииске с 1 октября1898 г. были весьма незначительны, а затем совсем прекращались, то училище следовало упразднить или перевести на другой прииск.

В связи с этим, Управление просило смотрителя училищ ходатайствовать перед вышестоящим начальством о разрешении Алтайскому золотопромышленному делу вместо училища иметь на будущее время подвижную школу, которая могла бы ежегодно менять свое место и функционировать там, где находилось наибольшее количество детей школьного возраста. Для данного типа училища не встречалось затруднений с помещением на каждом прииске. Управление со своей стороны было готово и далее платить учителю жалованье 300 руб. в год при готовом содержании, как полагалось на приисках служащим 2 разряда [6, л. 23 – 23об.].

В результате, управляющий Западно-Сибирским учебным округом разрешил частное начальное училище на прииске Адиаксинском Кузнецкого округа, содержимое на средства Компании Алтайского золотопромышленного дела перемещать по мере надобности с одного прииска на другой. Передвижение школы следовало каждый раз согласовывать со штатным смотрителем училищ, находя на каждом прииске удобное помещение, отвечающее своему назначению [6, л. 24 – 24об.].

Зыряновская горнозаводская школа до 15 декабря1897 г. содержалась на средства Кабинета его величества, а затем перешла в ведение Зыряновского горно-промышленного общества. В связи с этим, Управление Зыряновского горно-промышленного общества на Южном Алтае просило директора народных училищ Томской губернии, на основании ст. 3715 Устава учебных заведений, разрешить начать занятия на следующих основаниях: 1) школа является учебным заведением 3 разряда; 2) в школе преподаются Закон Божий, арифметика и русский язык; 3) преподавать будут учитель и учительница; 4) учеников до 100 человек; 5) школа будет занимать отдельный дом. Управляющий учебным округом не возражал при условии соблюдения стандартных правил при организации данных школ. Зыряновская частная горнозаводская школа открылась 16 января 1899 года [6, л. 31, 33 – 34, 36].

Возникали также проблемы с деятельностью школ на рудниках, находящихся на территории современного Казахстана. Ранее данная территория относилась к Западно-Сибирскому учебному округу. Продолжительность работы училища зависела от экономических факторов. Распоряжением попечителя Западно-Сибирского учебного округа Л.И. Лаврентьева от 10 октября1911 г. было разрешено открыть на медном руднике Английского акционерного общества Атбасарских медных копей в урочище Джезказган одноклассное русско-киргизское училище на средства данного общества. Однако 8 февраля1917 г. директор Атбасарских копей и заводов Хоралей сообщил в дирекцию народных училищ Акмолинской и Семипалатинской областей, что училище в урочище Джезказган должно быть закрыто, так как в этой местности работы приостановлены и все рабочие переведены на другие заводы [7, л. 20].

Частные передвижные школы Западной Сибири на приисках региона находились в ведении дирекции народных училищ Томской губернии, попечителя Западно-Сибирского учебного округа, оказывавших содействие руководителям предприятий по развитию начального образования среди детей рабочих и служащих. Изменение статуса школы или ее закрытие осуществлялось по инициативе работодателя. В связи с социально-экономическими условиями на горном производстве возникали новые типы начальных школ. Передвижные школы на приисках Алтая в наибольшей степени подходили к условиям региона, способствуя своевременному получению детьми начального образования по месту работы родителей.


Библиографический список
  1. Сулимов В.С.Частные школы для детей рабочих на приисках и рудниках Западно-Сибирского учебного округа конца XIX – начала XX в. // Рабочая семья.Сибири: Сборник научных статей. Барнаул: АЗБУКА, 2012. С. 30–33.
  2. Сулимов В.С. Школы Западно-Сибирского учебного округа на рудниках и приисках рубежа XIX – ХХ веков // История горного дела в России: XVIII–XX вв.: Выпуск 2: История горного образования. СПб.: Изд-во Невского ин-та языка и культуры, 2012. С. 91–94.
  3. Сулимов В.С. Передвижные школы для переселенцев в Тобольской губернии начала ХХ века // Исторический сборник. Сборник научных работ, посвященный 30-летнему юбилею исторического факультета ТГСПА им. Д.И. Менделеева. Тобольск, 2009. С. 128–130.
  4. Сулимов В.С. Училища (школы) передвижные // Ишимская энциклопедия. Тюмень: ОАО «ТИД», 2010.С. 509.
  5. Сулимов В.С, Татарникова А.И. Передвижные школы Тобольской губернии в начале ХХ в.// Тобольск научный – 2011: Материалы VIII Всерос.науч.-практич. конф. Тобольск: Полиграфист, 2011. С. 229–230.
  6. Государственный архив Томской области (далее – ГАТО). Ф. 126. Оп. 1. Д. 1167.


Все статьи автора «Сулимов Вадим Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: