УДК 004(038)

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ

Балалаева Елена Юрьевна
Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, г. Киев

Аннотация
Статья посвящена компаративному анализу современных полиграфических и электронных учебных изданий. Большое внимание уделено исследованию новых специфических возможностей электронных пособий, описаны их преимущества и недостатки по сравнению с традиционными печатными.

Ключевые слова: печатные учебные издания, электронные учебные издания


POSITIVE AND NEGATIVE ASPECTS OF ELECTRONIC TEXTBOOKS

Balalajeva Olena Yurievna
National University of Life and Environmental Sciences of Ukraine, Kyiv

Abstract
Article is devoted to comparative analysis of modern printed and electronic textbooks. Much attention is paid to the study of new specific possibilities of electronic textbooks; their advantages and disadvantages compared to traditional books are described.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Балалаева Е.Ю. Положительные и отрицательные аспекты электронных учебных изданий // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/08/36423 (дата обращения: 29.09.2017).

Подход к пониманию соотношения полиграфических и электронных изданий в образовании эволюционировал с прогрессом в сфере информационных технологий. Первым этапом  было снабжение книги ее электронной копией на дискете (1970-е гг.); следующим шагом стала идея о дополнении полиграфического учебника электронным продуктом, содержащим элементарные задания и контрольные вопросы в виде тестов (1980-е гг.).

Благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий к началу XXI в. сформировались предпосылки современного понимания соотношения печатных и электронных изданий в образовательном процессе.

По наблюдениям В. Осадчего и С. Шарова, электронные и печатные учебники, несмотря на функциональные различия, имеют несколько точек пересечения, а именно: содержат учебный материал по определенной области знаний; соответствуют современному уровню науки и культуры; подаются систематически и целостно, т. е. являются целым завершенным произведением, состоят из многих элементов, которые имеют смысловые отношения и связи между собой.

Исследователи называют такие отличия электронного учебника от печатного:

- печатный учебник рассчитан на определенный начальный уровень подготовки студентов и предполагает конечный уровень обучения, а электронный – может содержать материал нескольких уровней сложности по конкретному учебному предмету;

- наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном, что обеспечивается использованием графики, анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т. п.;

- электронные учебники по многим предметам можно разместить на одном компакт-диске или ином электронном носителе;

- электронный учебник обеспечивает многовариантность и разнообразие проверочных заданий и тестов, которые можно выполнять в интерактивном и учебном режимах с получением комментариев;

- электронный учебник является открытой системой – его можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации;

- для обеспечения многофункциональности и учебной цели электронные учебники могут иметь различную структуру;

- в электронном учебнике можно представить в динамике физические процессы, объекты, которые недоступны для непосредственного наблюдения или требуют для своего изучения уникальных материалов или дорогостоящего оборудования;

- электронные учебники поддерживают организацию контекстных подсказок, гиперссылок и т.д.;

- возможности компьютера позволят быстро провести сложные вычисления с представлением результатов в цифровом или графическом виде;

- безусловной отличием электронного издания от традиционного является поисковая система, а также использование возможностей гипертекста для постепенного введения новых понятий и терминов [1, с. 10].

Считается, что термин «электронный учебник» вошел в употребление вместе с реализацией на персональном компьютере идеи нелинейной организации информации – гипертекста.

Преимущества и недостатки электронных гипертекстовых систем по сравнению с печатными текстами рассматриваются в работе В. Агеева, Ю. Древса. Среди преимуществ исследователями названы следующие:

1) ссылки имеют двунаправленный характер; компьютерная поддержка ссылочного аппарата обеспечивает легкий и быстрый переход как к объекту ссылки, так и к ее источнику;

2) комментарии к тексту могут быть сделаны в самом тексте, не нарушая его целостности;

3) новые ссылки вводятся легко;

4) фрагменты текста могут быть организованы в любую структуру; на одном и том же множестве фрагментов можно сформировать несколько различных иерархических структур;

5) однажды пройденный маршрут легко запоминается и может быть автоматически пройден многократно, это равносильно тому, что читатель формирует свой личный текст;

6) настройка «навигатора» может выполняться не только читателем, но и учителем, и автоматической системой контроля знаний;

7) внешние ссылки могут быть даны на аудио- и видеофрагменты, а также на все виды электронных учебных изданий из их репертуара, что превращает гипереткст в электронную обучающую автоматизированную систему;

8) электронная форма представления текста позволяет автоматизировать процесс формирования массива ключевых слов путем автоматического компьютерного анализа текста;

9) возможность запоминания пройденных маршрутов позволяет создать регистрирующую систему, действующую в качестве обратной связи [2, с. 64].

Вместе с тем, исследователи указывают и недостатки гипертекстовых систем: у пользователя теряется ориентация в большом информационном массиве, появляются дополнительные умственные нагрузки для выбора оптимального пути изучения материала.

Анализируя дидактический потенциал гипертекста, Е. Балыкина называет такие его возможности: гипертекст выступает как система коммуникаций, связывающая между собой теории, концепции, идеи, понятия, представления. Благодаря этому пользователь получает возможность доступа к «смежным» понятиям, текстам, теориям, что создает единое междисциплинарное «образовательное пространство». Гипертекст может возникать и как система взаимосвязей между мыслями в процессе мышления, создает «смысловое пространство». Это формирует принципиально новую технологию интеллектуальной деятельности, овладев которой, студент сможет значительно развить свое мышление [3, c. 531].

А. и И. Башмаков считают, что гипертекст как информационная модель интегрирует положительные черты энциклопедий, монографий и тезаурусов. От энциклопедий гипертекст наследует возможности детального представления понятий, быстрого просмотра материала, алфавитного поиска; от монографий – возможности представления материала по разным степеням глубины и детальности, поиска по содержанию; от тезаурусов – раскрытие объема и содержания понятий, а также связей между ними [4, с. 42].

Гипертекстовая основа электронных изданий далеко не единственное их положительное отличие от полиграфических.

Важным преимуществом электронной книги по сравнению с печатной В. Агеев, Ю. Древс считают возможность адаптации к уровню знаний, умений, психологических особенностей учащихся, специфических характеристик учебных групп, особенностей социально-культурного контекста обучения. Включение этих возможностей в электронный учебник придает ему свойство «интеллектуальности», что позволяет приспосабливаться к специфическим потребностям пользователей, автоматически создавать их профили и модели, определять уровень их знаний и умений, при необходимости предлагать помощь, совет, руководство [2, с. 28].

И. Прокопенко и др. считают, что электронные учебники имеют технологические, дидактические и экономические преимущества над обычными; признают, что педагогический потенциал электронного учебника значительно выше вследствие таких его свойств как: гипертекстовость, мультимедийность, интегрированность, конструктивность, интерактивность [5, с. 10].

А. Осин считает единственным недостатком электронного изданий и ресурсов по сравнению с книгой необходимость аппаратной поддержки – компьютера, во всех других аспектах, по мнению исследователя, электронные издания имеют значительные преимущества. Ученый называет такие свойства электронных изданий и ресурсов: интерактивность, мультимедийность, моделинг, коммуникативность, производительность (работы пользователя), которые открывают новые возможности их использования в учебном процессе. Так интерактив позволяет организовать самоаттестацию; коммуникативность решает многие вопросы доставки информации в кратчайшие сроки, позволяет дистанционно управлять учебным процессом, обеспечивает консультации с квалифицированными педагогами. Рост производительности труда пользователя компьютера может исчисляться порядками, благодаря возможностям баз данных, электронных энциклопедий, поисковых систем и др. Концептуально новые возможности дает сочетание интерактива, мультимедиа и моделинга, интеграция которых порождает новое качество в представлении и познании мира (виртуальная реальность) [6, с. 83-87].

В. Вуль к главным особенностям электронных учебников относит:

-          возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника;

-          развитый поисковый механизм в пределах электронного учебника, в частности, при использования гипертекстового формата издания;

-          возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний студента;

-          возможность специального варианта структурирования материала;

-          возможность адаптации изучаемого материала учебника к уровню знаний обучаемого;

-          возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого.

Главным преимуществом электронного учебника исследователь считает возможность интерактивного взаимодействия между студентом и элементами учебника [7, с. 133].

И. Роберт отмечает такие уникальные возможности средств информационных и коммуникационных технологий:

- незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами информационных и коммуникационных технологий;

- компьютерная визуализация учебной информации об изучаемых объектах, процессах;

- компьютерное моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов, протекающих как реально, так и «виртуально»;

- архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования;

- автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

- автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения [8, c. 11].

И. Захарова отмечает, что использование в электронных изданиях различных информационных технологий предоставляет им весомые дидактические преимущества по сравнению с традиционными: в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации; осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе; гипертекстовая технология благодаря применению гиперссылок упрощает навигацию и предоставляет возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала; на основе моделирования процесса обучения становится возможным дополнить учебник тестами, отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя, таким образом, обратную связь [9, с. 17].

Для выяснения того, какие характеристики электронных учебников являются важнейшими, «Проект будущего» провел в США анкетирование около 300 тыс. студентов. Ответы разделились следующим образом: возможность персонализации книг добавлением комментариев и маркировкой текста – 63%; самооценивание – 62%; возможность самообразования – 46%; пользование информацией NASA и Google в реальном времени – 52%; пользование, в случае необходимости, онлайн-репетитором – 53%; использование презентаций PowerPoint из учебников – 55%; игровые элементы в обучении – 57%; применение анимации и моделирования – 55%; наличие видео – 51%; возможность создавать собственные подкасты или видео – 48%; возможность проводить видеоконференции –30%, подкасты –34% [10, с. 17].

А. и И. Башмаков называют такие дидактические и функциональные преимущества компьютерных средств обучения:

- создание условий для самостоятельного изучения учебного материала, что позволяет студенту самому выбирать удобные для него место и время работы с компьютерными средствами обучения, а также темп учебного процесса;

- более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности;

- возможность работы с моделями объектов и процессов;

- возможность представления и взаимодействия с виртуальными трехмерными образами объектов;

- возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов;

- возможность автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений;

- возможность автоматической генерации большего количества неповторяющихся задач для контроля знаний и умений;

- возможность поиска информации и удобный доступ к ней;

- воздание условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик.

Таким образом, использование компьютерных средств в учебном процессе способствует повышению качества обучения; уменьшению расходов на организацию и проведение учебных мероприятий (уменьшение потребностей в печатных учебно-методических материалах, снижения нагрузки на материально-техническое обеспечение учебного процесса); перераспределения нагрузки преподавателей с рутинной деятельности на творческую (решения научно-исследовательских и методических задач, индивидуальную работу со студентами); повышению оперативности обеспечения учебного процесса учебно-методическими средствами и мобильности системы образования при изменении структуры и содержания обучения [11, с. 3].

М. Изергин и др. среди дидактических возможностей электронных учебников отмечают: наглядное представление объектов и процессов, недоступных для непосредственного наблюдения; компьютерное моделирование процессов и объектов, требующих для изучения уникальных, дорогостоящих или опасных материалов и оборудования; включение в учебный материал аудио- и видеосюжетов, анимации; организацию контекстных подсказок, ссылок; систему мгновенной навигации; быстрое проведение сложных вычислений с представлением результатов в цифровом или графическом виде; оперативный самоконтроль знаний студентов при выполнении упражнений и тестов. Исследователи подметили и такое оригинальное преимущество электронных учебных изданий: компьютерные технологии позволяют заинтересовать студента учебным предметом, ведь для современных молодых людей компьютер и все, что с ним связано, все больше становится естественным жизненным фоном, постепенно формируется новая эстетика, которая берет свое начало в дизайне компьютерных программ [12, с. 21].

Вообще ученые по-разному трактуют доминантную характеристику электронных учебников и пособий. В. Мадзигон и др. считают, что наиболее существенное преимущество средств обучения, ориентированных на использование информационно-коммуникационных технологий, основано на современном понимании принципа наглядности и заключается в том, что при использовании педагогических программных средств типа деятельностной среды учащиеся не только пассивно наблюдают явления по их моделям, которые являются объектами изучения, но и имеют возможность осуществлять преобразующую деятельность над этими объектами.

А. Моргун, А. Подласый убеждены, что дидактические преимущества новых педагогических средств с компьютерной поддержкой обусловлены, прежде всего, возможностями интенсификации и индивидуализации обучения, развития самостоятельности учащихся и адаптации к их возможностям, а также своевременным и непрерывным контролированием успеваемости.

Однако некоторая часть педагогов достаточно осторожно оценивает возможности компьютерных средств обучения. И. Подласый подчеркивает, что знание, переданное компьютером, неизбежно является неполным, усеченным, формализованным, хотя, по мнению ученого, компьютерные материалы оказываются весьма эффективными при изучении предметов, имеющих логическую структуру.

По замечательному выражению У. Эко, «компьютеры способны распространять новые формы грамотности, но неспособны удовлетворять те интеллектуальные потребности, которые они сами же и стимулируют» [13].

А. Горемычкин отмечает, что сложность подготовки и высокая стоимость печатных публикаций обусловливают то, что появление каждого дополнения к учебнику (задачника, словаря и т. д.) четко продумывается, аргументируется и вписывается в методику. Плюс подобных изданий – практическая полезность, привычная форма работы с ними и четкая привязанность к учебной программе, минус – практическая невозможность оперативной корректировки, ограниченность объема, невозможность выхода за пределы программы, не всегда достаточная внешняя привлекательность [14].

Компьютерные материалы учебного назначения, в отличие от полиграфических, создаются, пополняются и видоизменяются значительно легче, а за счет использования гиперссылок могут расширяться до бесконечности. Однако такое безграничное разрастание объема учебных материалов имеет и свои отрицательные свойства: во-первых, оно зеркально отражает обвальный рост научной информации; во-вторых, нарушает строгость логической структуры учебников, при этом сам процесс обучения может стать бессистемным.

Б. Кривицкий указывает на определенные неудобства практического применения электронных учебников при весьма сомнительном расширении возможности получения новых дидактических результатов. Исследователь отмечает, что учебник – это базовое учебное средство, которым студент должен иметь возможность пользоваться в любых условиях, в том числе, когда нет доступа к компьютеру. Компьютерный учебник ограничивает свободу работы в любых условиях, в любой момент и в любом месте, – теряется универсальность обращения к нему. Другой неудобством является то, что пользователь видит только малую часть текста через небольшое окно экрана, а переход к другим частям требует прокрутки и поиска нужного места в тексте.

Действительно, по мнению ученых, преимущества книги, не требующей для использования никаких технических средств, усиливаются пятисотлетней традицией ее применения. Книга привычная и удобная всегда и везде. Текстовые издания сохранят свою значимость, даже если уже не будут, в технологическом смысле, полиграфическими. Самый простой аргумент в пользу жизнеспособности текста – уникальная возможность представления абстракций [6, с. 90–92].

П. Полянский, рассуждая о преимуществах и уязвимых местах электронных учебников, отмечает, что печатные книги привлекательнее с эстетической точки зрения, чем цифровые по природе, в известной степени дематериализованные, электронные книги, которые не могут обеспечить физическое ощущение бумаги, переплета, оригинальной компоновки текста и визуального ряда. Положительным экономическим фактором исследователь считает низкую стоимость распространения электронных учебников; наполнение текстами электронного учебника стоит несравненно дешевле, чем печать традиционной книги на бумажной основе [10].

С одной стороны, преимущество электронных книг перед бумажными аналогами заключается в том, что в процессе производства электронных книг не используют бумагу, краску и т. п.; с другой стороны – при изготовлении электронных ридеров в производстве используют различные токсические вещества, не поддающиеся биохимическому разложению. Кроме того, электронное оборудование устаревает гораздо быстрее, чем печатные учебники. Форматы и типы файлов электронных книг постоянно совершенствуются и, соответственно, меняются, отсюда возникает проблема их совместимости с оборудованием.

В. Агеев, Ю. Древс отмечают такие недостатки работы с электронными учебниками и пособиями: пользователи ведут диалог через дисплей в статичной рабочей позе, в условиях дефицита времени, что требует повышенной концентрации внимания и интенсивной умственной деятельности в процессе многокритериального анализа больших по объему, различных по структуре, способам отображения и алгоритмам обработки массивов зрительной информации. Чтение с экрана психологически затрудняет понимание материала [2, с. 29].

К объективным недостаткам компьютерных средств обучения (необходимость иметь компьютер с соответствующим программным обеспечением и обладать навыками работы на нем; сложность восприятия больших объемов текстового материала с экрана дисплея; недостаточная интерактивность компьютерных средств обучения, отсутствие непосредственного и регулярного контроля над выполнением учебного плана) часто добавляются субъективные недостатки, вызванные концептуальными ошибками в проектировании отдельных компьютерных средств обучения, основным из которых является их узкая интерпретация как аналогов соответствующих традиционных учебно-методических средств.

Большое количество исследователей (как и автор этого исследования) считают, что электронные учебники и пособия не является альтернативой традиционным изданиям, и не заменяют работу студента с учебной книгой.

Следует согласиться с мнением дидактов [6] в том, что книга сегодня вполне адекватна для представления типовых информационных блоков, описательной постановки задач практикума, вместе с тем она не позволяет развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно в этой зоне – практикум, аттестация, самоаттестация – наиболее очевидны преимущества электронных изданий.


Библиографический список
  1. Осадчий В. В. Створення електронного підручника: принципи, вимоги та рекомендації : навч.-метод. посібник / В. В. Осадчий, С. В. Шаров. – Мелітополь : РВЦ МДПУ, 2011. – 120 с.
  2. Агеев В. Н. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование : учеб. пособие для вузов / В. Н. Агеев, Ю. Г. Древс. – М. : МГУП, 2003. – 234 с.
  3. Балыкина Е. Н. Сущностные характеристики электронных учебных изданий (на примере социально-гуманитарных дисциплин) / Е. Н. Балыкина // Круг идей: Электронные ресурсы исторической информатики : науч. тр. VIII конф. Ассоциации «История и компьютер». – М.–Барнаул, 2003. – С. 521–585.
  4. Башмаков А. И. Интеллектуальные информационные технологии : учеб. пособие для студ. вузов / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. – М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005. – 302 с.
  5. Прокопенко І. Ф. До питання інформатизації вищих педагогічних навчальних закладів / І. Ф. Прокопенко, В. Ю. Биков, С. Н. Раков // Комп’ютер у школі та сім’ї. – 2002. – № 4. – С. 8–13.
  6. Современная учебная книга: подготовка и издание / под ред. С. Г. Антоновой, А. А. Вахрушева. – М. : МГУП, 2004. – 224 с.
  7. Вуль В. А. Электронные издания : учеб. пособие для вузов / В. А. Вуль. – СПб. : БХВ-Петербург, 2003. – 553 с.
  8. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования : монография / И. В. Роберт. – М. : ИИО РАО, 2010. – 140 с.
  9. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова. – М. : Академия, 2003. – 192 с.
  10. Полянський П. Б. До питання про переваги і вразливі місця електронних підручників / П. Б. Полянський // Проблеми сучасного підручника : зб. наук. пр. – Київ, 2010. – № 1(10).– С. 15–31.
  11. Башмаков А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. – М. : Филинъ, 2003. – 613 с.
  12. Разработка электронных учебных изданий. Создание и использование информационных средств обучения / [Н. Д. Изергин, А. А. Кудряшов, А. Ю. Руднев, В. А. Тегин]. – Коломна : [б. и.], 2005. – 160 с.
  13. Эко У. От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст [Электронный ресурс] : отрывки из публичной лекции У. Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998 г. – Режим доступа : http://philosophy.ru/library/eco/internet.html.
  14. Горемичкін А. І. Введення у комп’ютерну педагогіку / А. І. Горемичкін. – Мелітополь : ММД, 2008. – 267 с.


Все статьи автора «Балалаева Елена Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: