УДК 32.019.5

ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА СОСТОЯНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Нистратова Ольга Юрьевна1, Мирошкина Елена Игоревна1
1Рязанский Государственный Радиотехнический университет

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению уровня влияния общественных объединений на текущее состояние гражданского общества на примере Рязанской области.

Ключевые слова: внесистемные политические партии., гражданское общество, Дом общественных организаций, общественные некоммерческие организации, состояние гражданского общества


THE INFLUENCE OF PUBLIC ASSOCIATIONS ON THE STATE OF CIVIL SOCIETY IN THE RYAZAN REGION

Nistratova Olga Yuryevna1, Miroshkina Elena Igorevna1
1Ryazan State Radio Engineering University

Abstract
This article is devoted to consideration of the level of influence of public associations on the current state of civil society on the example of the Ryazan region.

Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Нистратова О.Ю., Мирошкина Е.И. Влияние общественных объединений на состояние гражданского общества в Рязанской области // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/07/36790 (дата обращения: 02.06.2017).

О гражданском обществе впервые заговорили в 17-18 веках. Тогда под данным термином было принято понимать общество в целом, совокупность граждан, людей. Затем в это понятие вкладывался иной смысл – оно призывалось быть противовесом произволу государства, охраной прав и свобод человека от тирании. Также под гражданским обществом понималось и общество, в котором разнонаправленные интересы граждан учитывались государством и не зависели от его воли. Таким образом можно заметить, что гражданское общество прошло долгую временную дорогу прежде чем оно стало в таким виде, как принято его понимать в 21 веке. В настоящее же время под гражданским обществом принято понимать совокупность граждан государства, а также комплекс самоорганизующихся и самоуправляемых общественных институтов, реализующих частные права и свободы этих граждан и, как правило, юридически регламентирующихся со стороны государства [2, 3].

Структуру гражданского общества обычно составляют:

  • Семья
  • Бизнес
  • Образовательные, информационные учреждения
  • Религиозные и национальные учреждения
  • Общественные организации и ассоциации
  • Политические партии и движения
  • Негосударственные средства массовой информации
  • Местное самоуправление

Следует отметить, что основой гражданского общества являются общественные (неполитические и некоммерческие) организации, их принято называть «третьим сектором» модели общественного развития. Первый и второй сектора – это государственные и коммерческие структуры (бизнес структуры). Текущее состояние гражданского общества принято определять характером и степень взаимосвязи между этими тремя секторами.

Согласно Концепции долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. («Стратегия – 2020») одним из направлений совершенствования данной сферы является модернизация в сфере общественной жизни.

Основополагающими идеями этого процесса являются:

– эффективность механизмов защиты прав и свобод граждан, без которых нет возможности создать конкурентоспособные государственные институты;

– равноправный диалог между общественными организациями, бизнесом и государством по основным вопросам, связанными с устойчивым общественным развитием;

– высокий уровень доверия граждан как к государственным, так и к общественным институтам [1].

Все эти и другие задачи могут быть решены лишь при одном важном условии – активном участии гражданского общества, в том числе и на уровне регионов.

В связи с этим в данной статье подробно рассмотрим роль и влияние общественных объединений на текущее состояние гражданского общества на примере Рязанской области.

Прежде чем перейти к рассмотрению текущего состояния гражданского общества в Рязанской области, отметим, что согласно законодательству РФ и международному законодательству к некоммерческим общественным объединениям принято относить таки объединений граждан, которые удовлетворяют следующим условиям:

•          официальная регистрация в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц);

•          основополагающая цель создания организации не получение прибыли, а удовлетворение социальных, духовных нужд и потребностей;

•          отсутствие прямой зависимости от гос. органов;

•          создание происходит исключительно на добровольной основе.

В Российской Федерации объединения граждан функционируют в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях” и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”.

В настоящее время на территории Рязанской области зарегистрировано около 2000 общественных объединений, среди которых 422 являются религиозными организациями, 30 национальных общественных организаций, 11 зарегистрированных казачьих обществ. Национальные общины, национально-культурные автономии, функционирующие на территории региона, объединяют более 20 тысяч граждан различных национальностей.

Немалую роль в работе с общественными объединениями в области играет Министерство по делам территориальных образований и общественных объединений Рязанской области. Так в 2012 году появилось подведомственное Министерству учреждение – «Дом общественных организаций». Целями его создания являются содействие общественным объединениям Рязанской области в развитии и взаимодействии с органами власти, социальное партнерство внутри общественного сектора и создание условий для развития институтов гражданского общества.

В настоящее время Дом общественных организаций включает в себя несколько центров, среди которых особо значимыми являются центр национальностей, культурный центр, центр социальных проектов и программ, школа гражданской активности.  В данном учреждении проходят заседания инициативной группы по подготовке и проведению региональной акции «Парад победителей», торжественное открытие Дней татарской культуры, так же стоит отметить, что недавно в Дом переселилась редакция, ответственная за создание многотомной книги «Солдаты Победы. 1941-1945 гг.». Здесь стоит сделать акцент на то, что     2 июля 2014 года передали на вечное хранение уже 4 том в Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве и многое другое [8].

Таким образом, видно, что Дом общественных организаций является мощным институтом поддержания общественной жизни региона, направленным как на формирование гражданского общества, так и на патриотическое воспитание граждан своего субъекта, что так актуально в сегодняшних условиях политической либеральности. Стоить отметить, что Дом общественных организаций в Рязанской области является одним из самых сильных учреждений по работе с НКО (некоммерческие организации) в стране. В середине июля 2014 года представителя Дома посещали Общественную палату РФ, где заслушивали отчёты по работе с НКО в России, а также обменивались опытом организации работы с общественными объединениями.

Значительное внимание уделяется в регионе общественной поддержке деятельности национальных общественных объединений. Благодаря этому в области сложилась в целом благоприятная обстановка в сфере национальных отношений. Если в 2010 году их было всего лишь 18, то на сегодняшний день – 32 объединения.

Ярким примером взаимодействия представителей разных вер и культур является город Касимов Рязанской области. Здесь проживают русские и татары, а ежегодно с участием представителей других разных национальностей проходит областной праздник «Сабантуй».

Важное место среди общественных организаций Рязанской области отводится объединениям, которые ставят своей главной целью социальную защиту семьи, материнства и детства. К таким относятся Рязанское областное отделение Российского детского фонда, Рязанское городское общественное движение в защиту прав родителей и детей «Родительское собрание», Рязанский областной совет женщин, Рязанский центр охраны материнства и детства «Право на жизнь» и др.

Стоит сказать, что такие организации могут самостоятельно участвовать в конкурсах федерального масштаба, так, к примеру, Автономная некоммерческая организация помощи детям с ограниченными возможностями «Обещание», которая стала победителем III Всероссийского фестиваля социально ориентированных проектов «СоДействие».

В данном контексте можно сделать вывод о том, что такого рода организации повышают не только уровень развития НКО в регионе, но и повышают значимость института семьи в области, что также положительно сказывается на текущем состоянии гражданского общества в Рязанской области [4].

Отдельного внимания заслуживают ветеранские организации, которых по состоянию на 01.01.2012 г. насчитывалось 32, в их составе насчитывается около 900 первичных организаций. Их главные задачи – это улучшение уровня жизни ветеранов и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Ярким примером работы таких объединений является социально-патриотическая акция «Ветеранам глубинки – всенародное внимание и заботу», которая включает в себя адресную и оперативную поддержку ветеранов войны и труда, пенсионеров, наименее социально защищенных граждан, повысила доверие простых людей к деятельности общественных организаций, оказавших нуждающимся реальную помощь. Особенно хотелось бы отметить здесь то, что данная акция является не разовой, а действует уже долгое время[4,5].

Деятельность общественных некоммерческих организаций (НКО) поддерживается органами власти через систему социальных грантов, целевых программ, через подготовку кадров для общественных объединений. В 2014 году в областные субсидии выделены 34 общественным объединениям. Также Министерство территорий поддерживает НКО при помощи проведения методических конференций, семинаров, которые направлены на оказание поддержки общественным объединениям в целях их правового информирования, а также для разъяснений по форме отчётности и об объявлении конкурсов на предоставление денежных субсидий. Так летом 2014 года проходит конкурс на федеральные субсидии, Рязанская область получила 12 млн. рублей из федерального бюджета и распределила данные ассигнования на 73 НКО.

22 июля 2014 года пройдёт семинар в Доме общественных организаций, на котором представители НКО смогут обсудить результаты проделанной работы за первое полугодие за счёт средств из областного бюджета и рассмотреть лучшие проекты на предоставление субсидий из федерального бюджета.

Возможно, здесь возникнет вопрос по поводу того, почему выделено 73 организациям, если зарегистрировано их в разы больше?

Это происходит в связи с тем, что действительная активность общественных объединений и НКО в решении задач, находящихся в их уставах, различна.  Некоторые из них практически совсем перестали заниматься своей деятельностью. Это связано с возникновением трудностей при заполнении отчётов по полученным субсидиям, для этого необходимы либо бухгалтерские навыки, либо должность бухгалтера. С недавнего времени были приняты поправки в законодательство и теперь не более 30 % от субсидий НКО имеет право потрать на оплату труда наёмных работников. Другой же причиной является и то, что большинство НКО и объединений создаются в центре региона – в городе Рязани, так как в центре информационное поле имеет более благоприятные задатки для развития общественной деятельности, в «глубинке» пока что уровень технического и информационного прогресса ещё не достиг желаемого результата. Для получения грантов, субсидий требуется предоставление большого пакета документов, что влечёт за собой существенные финансовые расходы; также определённые трудности вызывает ужесточение порядка аренды государственного и муниципального имущества и налогообложения [7].

Поэтому в данном случае можно сказать, что здесь влияние общественных объединений на гражданское общество порождает его некое торможение в развитии.

Говоря об отрицательном влиянии НКО на гражданское общество в Рязанской области следует упомянуть и о внесистемной оппозиции. В настоящее время на территории Рязанской области действуют 10 организаций, позиционирующих себя как внесистемная оппозиция. Среди них: Рязанское отделение Объединённого демократического движения «Солидарность», Рязанское отделение политической партии «Другая Россия», Рязанское отделение Партии Народной Свободы «За Россию без произвола и коррупции» (Парнас), Рязанское региональное отделение Объединённого гражданского фронта, Общественный комитет в защиту историко – архитектурного музея – заповедника «Рязанский кремль», Рязанское региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека», Рязанское региональное отделение Ассоциации некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «ГОЛОС», Региональное общественное движение «Комитет общественной безопасности по Рязанской области».

Деятельность данных объединений направлена на дискредитацию функционирующих институтов государственной власти, подрыв их легитимности и дестабилизацию общества в регионе. Внесистемная оппозиция не редко проявляет неадекватное восприятие действительности, не всегда основанное на фактах.

Методы борьбы, используемые представителями внесистемной оппозиции Рязанской области, носят преимущественно ненасильственный характер. Общественными объединениями проводятся общественные собрания, групповые акции, семинары, делаются официальные заявления и обращения. Активная работа по дестабилизации существующей политической системы ведётся в сети Интернет.

Активная деятельность внесистемных оппозиционных партий в области приходилась в периоды выборных компаний депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, которые проходили 4 декабря 2011 года и Президента Российской Федерации, которые проходили 4 марта 2012 года.

Стоит заметить, что уровень поддержки инициатив внесистемной оппозиции жителями Рязанской области был   низким. Все проводимые указанными объединениями акции оказались малочисленными. Это говорит о том, что уровень правокультуры и правосознания, а также подход к адекватному восприятию происходящей действительности у граждан субъекта федерации находится на высоком и достойном уровне, что благоприятно отражается в целом на состоянии гражданского общества не смотря на существование данных объединений.

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: сущность гражданского общества проявляется в том, что оно является обособленной сферой жизни общества в целом, повышающей социально-политическую активность у граждан через осуществление гражданских прав и свобод и реализацию частных разнородных интересов.  Само гражданское общество представлено несколькими секторами и основным из них является тот, который связан с добровольными самоуправляющимися организациями и объединениями граждан, взаимоотношения между которыми носят горизонтальный, координационный характер.

На сегодняшний момент можно отметить то, что в Рязанской области уровень позитивной общественно–политической активности граждан благоприятно сказывается на развитии гражданского общества субъекта РФ. Это наглядно видно по результатам сравнения численности НКО на сегодняшний день с данными прошлых лет.

Таким образом, можно уверенно говорить о том, что в Рязанской области общественные объединения на сегодняшний день занимают важное место в жизни гражданского общества, они способствуют укреплению общественной стабильности в регионе, помогают различным социальным группам в целях создания и поддержания высокого уровня и качества жизни населения региона.


Библиографический список
  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р)
  2. Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000
  3. Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо. А. В. Беляков, О. А. Матвейчев. 2009.
  4. Доклад Общественной палаты Рязанской области «О состоянии гражданского общества в Рязанской области» 2013 год.
  5. Доклад Общественной палаты Рязанской области «О состоянии гражданского общества в Рязанской области» 2012 год.
  6. Доклад Общественной палаты Рязанской области «О состоянии гражданского общества в Рязанской области» 2011 год.
  7. Кистрина Э.И., Локтеева Г.Е., Кузнецова О.И., Суковатова О.П. Технология разработки региональной политики развития муниципальных образований (на примере муниципальных районов Рязанской области) // Научно-технический журнал «Перспективы науки» № 3(54), г. Тамбов, 2014 г. С. 153-157
  8. http://minterobr.ryazangov.ru - Портал исполнительных органов государственной власти Рязанской области Министерство по делам территориальных образований и общественных объединений Рязанской области (дата обращения 01. 07. 2014).


Все статьи автора «Лёлечка Нистратова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: