УДК 94(47)

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ТЕРМИНА «ДИССИДЕНТ»

Молькин Алексей Николаевич1, Королева Лариса Александровна2
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студент 4 курса Института экономики и менеджмента
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и философии

Аннотация
В статье анализируется содержание дефиниций «диссидент», «инакомылящий», «нонконформист»; рассматриваются взгляды Н.А. Бердяев, Р. Арона и др. по данному вопросу.

Ключевые слова: диссидент, инакомылящий, нонконформист


TO A QUESTION OF CONTENTS OF THE TERM "DISSIDENT"

Molkin Alexey Nikolaevich1, Koroleva Larisa Aleksandrovna2
1Penza state university of architecture and construction, 4th year student of the Institute of Economics and Management
2Penza state university of architecture and construction, Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of History and Philosophy

Abstract
In article the maintenance of definitions "dissident", "inakomylyashchy", "nonconformist" is analyzed; views N.A. Berdyaev, R. Aron, etc. on the matter are considered.

Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Молькин А.Н., Королева Л.А. К вопросу о содержании термина «диссидент» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/07/36129 (дата обращения: 04.06.2017).

Любое общество  на самых разных этапах своего существования плюралистично, в социуме всегда присутствуют противоборствующие тенденции, находящие свое отражение в борьбе политических партий, организаций, разнообразии общественного мнения, т.е. оппозиция подразумевается практически в каждой системе или  структуре. Это, своего рода, отражение  одного из основных законов диалектики – единства и борьбы противоположностей.

Россия не являлась исключением. История российской цивилизации богата примерами инакомыслия на всем ее  протяжении. Как верно подметил А.А. Данилов, на характер движения инакомыслящих в России решающее воздействие оказали два момента – гипертрофированная роль государства и особенности менталитета россиян [1, с. 5]. Автор конкретизирует более частные, но также весьма значимые особенности, оказывающие влияние на российское инакомыслие даже на современном этапе: «подчинение людей власти,.. но сохранение при этом собственного мнения; природное смирение россиян и при этом жесточайшие расправы над представителями власти во время бунтов; самопожертвование;.. отрицание ценности личности; несоблюдение принятых законов; отчуждение власти от общества;.. коллективизм» [2, с. 396].

В настоящее время принято называть диссидентами всех инакомыслящих. Но правомерно ли это? «Советский Энциклопедический словарь» дает следующее определение: «Диссиденты (dissidens от лат. – несогласный) – в государствах, где господствующей религией является католицизм или протестантизм, верующие-христиане, не придерживающиеся господствующего вероисповедания, перенос. – инакомыслящие». Однако существует еще термин, трактующий несогласие как нонконформизм. «Нонконформисты (анг. – nonconformists, букв. – несогласные), члены английских церковных организаций,.. не признающие учения и обрядов государственной англиканской церкви» [2, с. 897]. Таким образом, раз термины «диссидентство» и «нонконформизм» идентичны, то нельзя ли всех инакомыслящих считать нонконформистами? Тем более что с точки зрения психологии  это будет совершенно верно.  Следовательно, можно говорить об инакомыслии как о несхожести взглядов на что-то, различии во мнениях.

Более предметное определение понятия «диссидент» дает «Краткий политический словарь»: «Диссиденты… – 1) лица, отступающие от учения господствующей церкви (инакомыслящие); 2) термин «д» используется  империалистической пропагандой для   обозначения отдельных граждан, которые активно выступают  против социалистического строя, становятся на путь антисоветской деятельности. С помощью этого термина неправомерно ставится знак равенства между открытыми противниками социалистического общества и лицами, высказывающими иное мнение по тем или иным общественным проблемам (по сравнению с общепринятыми), так наз. инакомыслящие» [3, с. 61].

В 1970-е гг. слово «диссидент» приобрело то специфическое значение, которое  в него вкладывается  до сих пор. Диссидентами, с легкой руки Запада, стали называть людей в СССР 1960-1970-х гг., открыто выражавших несогласие с общепринятыми нормами жизни в стране, подтверждающие свою позицию определенными действиями.

Формами общественного сознания являются мораль, религия, искусство, наука, философия. Они не раз и навсегда даны, а выступают как ежемоментно-становление нового и снятие старого. Перманентно идет изменение вкусов, принципов, научных методологий… Накопление нового материала, его анализ неизбежно приводят к появлению у людей новой системы принципов, ценностей, идеалов и убеждений, что в корне меняет отношение субъекта к окружающей действительности и его поведение. То есть речь идет о возникновении иного, отличного от прежнего мировоззрения. Данное иное мировоззрение и будет инакомыслием в широком смысле слова, т.е. иным, нетрадиционным осмыслением социальной и природной действительности, с вытекающими отсюда последствиями.

Вместе с тем следует заметить, что «старые» мировоззренческие систем по отношению к новым также будут являться инакомыслием. В узком смысле слова, инакомыслие есть конкретные формы проявления, принимаемые иным мировоззрением, имеющем сложную, многоступенчатую структуру: от стихийного несогласия с действительностью до четкого осознанного убеждения в необходимости ее изменения, сопровождающегося конкретной программой действия, т.е. диссидентства. Термин «диссидентство» обозначает лишь часть иного мировоззрения, а именно его высшую ступень – активное последовательное несогласие с той или иной позицией, занятой правительством по какому-либо вопросу, с официальными идеологическими установками, взглядами общества, отдельных его групп, подтверждающее себя действиями и поступками, имеющее, как правило, организованную форму проявления и носящее легальный характер (последнее, впрочем, не всегда обязательно).

Подводя некоторые итоги, следует отметить следующее. В отличие от  дефиниции «диссидент» термин «нонконформист» определяет несогласие на ситуативно-бытовом уровне, что, естественно, не следует сводить лишь к «кухонному» протесту. Нонконформизм, как начальная стадия отличия от массового сознания, – условие и залог более высоких форм иного мировоззрения. Но при этом надо помнить о том, что, безусловно, каждый диссидент – нонконформист,  но далеко не каждый нонконформист – диссидент.

Зейнал Сафар-оглы Нагдалиев, и с ним можно согласиться, выделяет несколько критериев, позволяющих дифференцировать диссидента от недовольных: 1) предмет несогласия, т.е. «как только вопрос касается неких общественно-значимых ценностей, и позиция  личности идет вразрез с этими ценностями, эта личность превращается в диссидента»; 2) способ выражения несогласия, т.е. «открытая, честная, принципиальная позиция, отвечающая собственным представлениям о нравственности»; 3) личное мужество человека, «поскольку открытое декларирование своего несогласия по принципиальным общественно-политическим вопросам чаще всего заканчивалось судебным преследованием, заключением в психиатрическую больницу, высылкой из страны» [4, с. 4-5].

Итак, инакомыслие, диссидентство – это иное мировоззрение. Говоря об инакомыслии, диссидентстве, надо помнить, что это всегда выражение особого мнения меньшинства общества по поводу различных аспектов жизни данного социума – идеологических, политических, экономических, этических и т.п. Н.А. Бердяев в свое время писал по этому поводу: «… Почти чудовищно, как люди могли дойти до такого состояния сознания, что в мнении и воле большинства увидели источник и критерий правды и истины» [5, с. 63]. Превращение же какого-либо из особых мнений в мнение общее, т.е. господствующую точку зрения, выводит его за черту того явления, что обозначается  как инакомыслие. Традиция инакомыслия глубоко укоренена в человеческой природе. «Человек – единственное существо, которое отказывается быть тем, что оно есть», – писал А. Камю [6, с. 544], пожалуй, был прав. Как массовое социальное явление инакомыслие, диссидентство присутствует в жизни всех народов и во все времена. При всякой власти часть  общества отрицает возможность духовного согласия с управляющими. При каждом более-менее крупном кризисе многие люди, если не на деле, то, по крайней  мере, мысленно, отвергают предлагаемое властью решение как неприемлемое для них.  Р. Арон писал: «В любую историческую эпоху треть населения Франции готова предать режим страны, во всяком случае, ведет себя так, что защитники официальной политики считают это предательством» [7, с. 187]. То же самое можно сказать и о любой другой стране.


Библиографический список
  1. Данилов А.А. История инакомыслия в России. Советский период. 1917-1991. Уфа: Восточный университет, 1995.
  2. Советский Энциклопедический словарь / гл.ред. А.М. Прохоров. 2-е изд. М.:  Советская энциклопедия, 1983.
  3. Краткий политический словарь. М.: Политиздат, 1981.
  4. Нагдалиев Зейнал Сафар-оглы. Диссидентское движение в СССР (1950–1980  годы). Автореф. … докт. ист. наук. М., 1999.
  5. Бердяев Н.А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. М.: Институт русской цивилизации, 2012.
  6. Цит. по Джилас М. Лицо тоталитаризма. М.: Новости, 1992.
  7. Арон Р. Демократия  и  тоталитаризм. М.: Текст, 1993.


Все статьи автора «Королева Лариса Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: