Центральной тенденцией современного мирового экономического и социального развития, является активизация инновационной деятельности и внедрение инновационных технологий, продуктов и услуг. Данная тенденция также остро отражена и на мировом топливно-энергетическом комплексе. В связи с актуализацией данных процессов встает проблема эффективного управления инновационной деятельностью компаний нефтегазового сектора.
Особенность международных компаний нефтегазового сектора, таких стран как США, Канада, Япония, страны ЕС, состоит в том, что они являются сектором национальной экономики. Это проявляется в государственном участии в управлении топливно-энергетическим комплексом и компаний, в частности. Полномочия государственных органов заключается в том, что они формулируют стратегические цели развития и соответствующие им тактические задачи государственного управления энергетическим сектором, формируют и осуществляют их через государственную энергетическую политику [1, c.45].
Важнейшим средством реализации энергетической политики является государственная научно-техническая политика в области энергетики. Согласно статистике, по общему объему финансирования научных разработок в мире лидируют международные американские и европейские компании. ExxonMobil и Total – это абсолютные лидеры в данной отрасли. Эти компании вкладывают в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) по 700-800 млн. долл. США в год. Между тем в расчете на 1 т нефтяного эквивалента затраты «нефтяных гигантов» на НИОКР составляют в среднем 1 долл. на 1 т нефтяного эквивалента, в то время как аналогичные затраты компаний Китая и Бразилии на порядок выше и составляют 2,35-3,22 долл. США [2, c.87].
Международные нефтегазовые компании за рубежом сосредоточены помимо экономического развития и роста доходности, на научно-техническом развитии. В таких компаниях имеются собственные крупные исследовательские центры и лаборатории, а также проектные и конструкторские организации. Также компании финансируют помимо собственных программ научно-исследовательских работ совместные с другими компаниями исследования с привлечением лабораторий высших учебных заведений и государственных учреждений. Энергетические технологии и их фундаментальные исследования, имеющие большие перспективы, но связанные с высокой степенью коммерческого риска для отдельных компаний финансируются государством.
Целью научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые реализуются в нефтегазовых компаниях, является разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений, создание новых технологий для выпуска высококачественной продукции в нефтегазопереработке, нефтехимии и химической промышленности [3, c.42].
В сфере разведки и разработки нефтегазовых месторождений научно-исследовательскими подразделениями компаний ведутся работы по моделированию месторождений и характеристик продуктивных пластов, используемых для планирования объемов добычи нефти с апробацией на месторождениях. Совершенствуются технологии бурения, позволяющие значительно сократить затраты на строительство скважин при одновременном сокращении вредного воздействия на окружающую среду, на совершенствование вторичных методов извлечения углеводородов [3, c.48].
По направлению исследований в области нефтегазопереработки ведутся работы на улучшение качества основных видов нефтепродуктов, особенно моторных топлив и масел, включая индустриальные масла и специальные битумы, что позволяет компаниям обеспечивать определенные преимущества на рынках перед аналогичной продукцией их конкурентов. Приоритетное значение придается исследованиям, связанным с защитой здоровья населения, а также охраной окружающей среды.
Развивая производство химической и нефтехимической продукции, прикладываются усилия направленные на разработку более экономичных катализаторов и совершенствование технологических процессов, а также на разработку новых процессов, повышающих качество продукции [3, c.59].
Государственные органы постоянно ужесточают требования к вопросам техники безопасности и защиты окружающей среды. Это сказывается на деятельности компаний, эти изменения проявляются в том, что компании своими силами осуществляют большое количество программ, направленных на сокращение промышленных отходов и выбросов, а также участвует в совместных исследованиях по разработке чистых видов топлива, проводимых нефтяной и автомобильной промышленностью.
Новые аналитические и прогнозные методы оценки перспектив нефтегазоносности направлены на выбор наиболее перспективных территорий для поисков и разведки нефтегазовых месторождений.
Ведутся исследования, направленные на освоение технологии производства жидкого синтетического топлива. Цель таких исследований – поиск альтернативных источников энергии. Результатом этих научных разработок может стать технология конверсии газа, которая предполагает решить будущие глобальные энергетические потребности путем создания коммерческих рынков сбыта для запасов газа, расположенных в отдаленных местах и недоступных для обычной транспортировки. Это позволит в перспективе отказаться от строительства дорогостоящих магистральных газопроводов большого диаметра и мощных компрессорных станций, заменяя их на продуктопроводы малого диаметра и энергоэкономные насосные станции и снижая тем самым на порядок транспортные расходы, связанные с перекачкой газа на дальние расстояния по магистральным газопроводам. Совершенствуются методы интерпретации трехмерной сейсмической разведки [3, c.76].
Таким образом, актуальная ситуация инновационного развития международных компаний нефтегазового комплекса регулируется государством.
Эти приоритеты базируются на жесткой регламентации государственными органами условий производства с точки зрения экологии и безопасности труда. Приоритетными для нефтяных компании являются разработки, имеющие потенциальную экономическую эффективность, разработки по охране окружающей среды и технике безопасности в соответствии с требованиями государства, а также исследования поискового характера на границах с фундаментальной наукой и фундаментальные исследования, способные в отдаленной перспективе вывести компанию в научно-техническом развитии в лидеры [4, c.97].
Итак, анализируя опыт управления инновационной деятельностью международных компаний нефтегазового сектора, необходимо отметить, что в инновационном управлении принимает активное участие государство. В частности, государственные органы регламентируют инновационную деятельность, финансируют и задают направления. Это обеспечивает непротиворечивость стратегий развития нефтегазовых компаний государственной политике, международные компании обретают в лице государства партнера, на которого можно положиться в случае различных рисков. Проявления подобного соуправления инновационной деятельностью нефтегазовых международных компаний находит отражения в совместных программах научно-проектировочных исследований, в стратегической политике, инновационной деятельности в целом.
Библиографический список
- Карпова С.В. Инновационная активность компаний нефтегазового комплекса // Нефть, газ и бизнес. – 2009. – №6.
- Калашникова Т.В. Роль новых технологий в мировом нефтегазовом бизнесе // Нефть, газ и бизнес. – 2007. – №11.
- Инновационное развитие — основа модернизации экономики России: Национальный оклад. Коллектив авторов. М.: ИМЭМО РАН, ГУ – ВШЭ, 2008. – 168 с.
- Череповицын А.Е. Концептуальные подходы к разработке инновационно -ориентированной стратегии развития нефтегазового комплекса: Монография. СПб: СПГГИ, 2008. – 212 с.