УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ

Лагутина Марина Сергеевна
Российский государственный профессионально-педагогический университет
студентка Института психологии, кафедра психологии образования

Аннотация
Представлены результаты эмпирического исследования особенностей карьерных ориентаций на этапе профессиональной подготовки в контексте их взаимосвязей с рефлексивными и самоактуализационными характеристиками личности студентов.

Ключевые слова: карьера, карьерные ориентации студентов, карьерный тип, профессиональное обучение, рефлексия, самоактуализация


FEATURES OF THE CAREER ORIENTATION OF STUDENTS

Lagutina Marina Sergeevna
The Russian State Vocational Pedagogical University
Student at the Department of Psychology

Abstract
The article represents the results of the research directed at revealing of identify the career orientations in the context of their relationships with reflexive qualities and characteristics of self-actualization of the students.

Keywords: career, career orientation of students, career type, professional training, reflection, self-actualization


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лагутина М.С. Особенности карьерных ориентаций студентов // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35800 (дата обращения: 29.09.2017).

Обращение к проблеме профессиональных ценностей студенческой молодежи обусловлено стремительными изменениями рынка труда и образовательной среды, предъявляющих повышенные требования к молодому специалисту, которые не сводятся только к узкопрофессиональным навыкам, а связаны с глубинными, смысловыми ориентирами личности, способной к постоянному саморазвитию и творчеству. При этом, анализируя дальнейший профессиональный рост в контексте постоянно возникающих новых запросов рынка, большую роль играет соотнесение ценностных ориентаций в карьере с психологическими особенностями личности – самоактуализацией и рефлексией, которые выступают как фактор развития карьеры.

Темой настоящего исследования является изучение особенностей карьерных ориентаций у студентов.

Объектом исследования выступили карьерные ориентации студентов.

Предмет исследования – особенности карьерных ориентаций у студентов с разным уровнем самоактуализации и рефлексии.

Целью исследования является определение карьерных предпочтений студентов, характеризующихся  разным уровнем самоактуализации и рефлексии.

В соответствии с этапами достижения цели научного исследования были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть особенности и значение этапа профессионального обучения в аспекте профессионального становления личности.

2. Осуществить теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме карьерных ориентаций, самоактуализации и рефлексии.

3. Определить различия в уровне самоактуализации и общей карьерной направленности у студентов разных направлений профессионального обучения.

3. Охарактеризовать основные карьерные ориентации студентов с разным уровнем самоактуализации.

4. Выявить взаимосвязи карьерных ориентаций с рефлексивностью и самоактуализационными характеристиками, а также различия этих взаимосвязей у студентов в группах, отличающихся по уровню самоактуализации.

5. Определить показатели рефлексии личности студентов, характеризующихся разным уровнем самоактуализации.

6. Предложить рекомендации, направленные на развитие самоактуализации личности студентов

Гипотезы исследования. Общая гипотеза исследования состояла в предположении, согласно которому самоактуализация определяет карьерную направленность личности студентов. Общая гипотеза в процессе проведения эмпирического исследования конкретизировалась в следующих частных гипотезах:

-     чем выше уровень самоактуализации студентов, тем больше ориентация на содержание профессиональной деятельности, а не на внешние факторы и обстоятельства;

-     у студентов с выраженным уровнем самоактуализации больше взаимосвязей карьерных ориентаций личности с самоактуализационными характеристиками;

-     чем выше уровень рефлексии, тем больше выраженность ориентации на содержание профессиональной деятельности;

-     чем выше уровень рефлексии, тем выше самоактуализация.

В качестве теоретико-методологической базы исследования выступили:

-     положения деятельностного подхода А.Н. Леонтьева,
С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, позволяющие утверждать, что самоактуализация личности находит оптимальное выражение в деятельности и обеспечивает эффективность ее выполнения;

-     принципы системно-структурного подхода к исследованию психических явлений и процессов Б.Ф. Ломова, В.Д. Шадрикова,
А.В. Карпова, В.С. Мерлина, с позиций которых изучаемые феномены представляют собой психологические образования, имеющие сложную структуру;

-     принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна, согласно которому особенности проявления изучаемых феноменов закономерно зависят от порождающих внутренних и внешних факторов;

-     якорная модель профессионального развития (Д. Сьюпер,
Д. Холланд, Э.Г. Шейн), согласно которой карьерные ориентации являются элементом Я-концепции, отражающим выбранное субъектом направление профессионального продвижения, основанное на его потребностях, мотивах, интересах, способностях [6];

-     концепция рефлексивности А.В. Карпова, в которой рефлексия является интегрированным психическим образованием и определяется одновременно как процесс, свойство и состояние [4];

-     теории и концепции самоактуализации личности, личностного роста в экзистенциальном и личностно-центрированном направлениях гуманистической психологии, представленной в работах Д. Бьюдженталя,
А. Маслоу, Р. Мэя, Г. Оллпорта, К. Роджерса.

Для сбора данных и анализа результатов эмпирического исследования был использован комплекс методов, в состав которого вошли:

1. теоретический анализ научной литературы;

2. метод тестов («Опросник карьерных ориентаций» (Э. Шейн),
Тест «Рефлексивность» (А.В. Карпов), «Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ»
(А.В. Лазукин, адаптации Н.Ф. Калиной);

3. методический аппарат современного статистического анализа данных, включая кластерный анализ, факторный анализ с ортогональным вращением по методу Varimax, методы описательной статистики, параметрические критерии (t–критерий Стьюдента, однофакторный дисперсионный анализ) и непараметрические критерии (тест Колмогорова-Смирнова для проверки формы распределения), корреляционный анализ (корреляция Пирсона). Данные обрабатывались при помощи пакета статистических программ SPSS 17.0.

Экспериментальная база исследования – Российский государственный профессионально-педагогиеский университет: Институт искусств (ИнИс), Машиностроительный институт (МаИ), Институт электроэнергетики и информатики (ЭлИн), Социальный институт (СоИн). Обследование проводилось в 2013-2014 гг. на выборке студентов  4-го курса численностью 53 человека (27 мужчин и 25 женщин). Возраст принявших участие в исследовании респондентов 20–26 лет.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретических позиций, репрезентативностью выборки, использованием методов, адекватных предмету, объекту, целям и задачам исследования, обработкой полученных результатов методами математической статистики, соответствием выводов целям и научным задачам работы.

Этапы и основные результаты исследования

На первом этапе мы провели теоретический анализ с целью представления особенностей проявления заявленных феноменов на выборке студентов последних курсов. Было установлено, что карьерные ориентации представляют ценностный компонент в структуре профессиональной карьеры, содержательно определяя пути для саморазвития и личностного роста, включая в себя одновременно их направление и способы их осуществления. Карьерные ориентации студентов проявляются в особенностях постановки карьерных целей и дальнейшем планировании карьеры. Также нами были изучены феномены самоактуализации и рефлексии. Согласно проведенному теоретическому анализу, самоактуализация определяется  как процесс, который имеет свои особенности проявления в учебно-профессиональной деятельности, и как интегративное личностное образование, представленное определенными личностными свойствами и имеющее четкую структуру. Самоактуализация в процессе обучения в вузе является залогом успеха последующей профессиональной деятельности, и поэтому значимым является определение того влияния, которое оказывает уровень профессиональной направленности на личностный рост в период обучения в вузе. Рефлексия как психологический феномен рассматривается в трех аспектах: это и уникальное свойство, присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания.

Таким образом, рассмотренные нами феномены отличаются сложностью и неоднозначностью в концептуальном плане, а также имеют свои специфические особенности на этапе профессионального обучения. В целом последние годы учебно-профессиональной деятельности можно определить как сенситивный период для самоактуализации и карьерных ориентаций личности будущего специалиста, которые приобретают особую значимость в связи с самоопределением на рынке труда. В это же время проявляется способность к рефлексии — знанию о границах собственного знания и умению выходить за них.

Основные этапы и результаты эмпирического исследования представлены и обоснованы в следующих положениях.

1. С целью решения задачи о характеристике карьерных ориентаций студентов с разным уровнем самоактуализации в качестве метода для разделения выборки по уровню самоактуализации нами был применен кластерный анализ. По результатам кластерного анализа  с учетом среднеарифметического значения по интегральной шкале методики САМОАЛ Хср.=91,31 балла выборка обследования была разделена на 2 кластера: испытуемые с выраженным уровнем СА (далее – 1-й кластер, студенты с  уровнем самоактуализации выше среднего (ВУ СА), n=27) и испытуемые с невыраженным уровнем самоактуализации (далее – 2-й кластер, студенты с уровнем самоактуализации ниже среднего (НУ СА), n=26).

2. С целью разбить девять карьерных ориентаций на группы по смысловой направленности, определяющие те ил иные карьерные предпочтения человека, мы провели факторный анализ  с ортогональным вращением по методу Varimax. В соответствии с таблицей 1 все анализируемые  переменные были разделены на три фактора. Для удобства дальнейшей интерпретации обозначим полученные факторы как карьерные типы, которые представляют собой интегральную смысловую характеристику профессиональных предпочтений относительно планирования и развития будущей карьеры (см. таблица 1).

Таблица 1 – Карьерные ориентации, разбитые на три группы факторов (в результате факторного анализа с ортогональным вращением по методу Varimax)

Фактор
(карьерный тип)

Карьерные ориентации (факторные нагрузки)

Общее описание

Фактор 1

«Ориентация на решение проблемных задач»

  1. Предпринимательство (0,863)
  2. Менеджмент (0,857)
  3. Вызов (0,816)
  4. Автономия (0,616)
Управление рассматривают как необходимое условие для продвижения в профессиональной сфере. Не желают работать на других, хотят иметь свое дело. Стремятся создавать что-то новое, преодолевать препятствия, готовы к риску.

В качестве профессиональных ценностей для них выступают конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Стремятся освободиться от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему.

Фактор 2

«Ориентация на содержание деятельности»

  1. Интеграция стилей жизни (0,758)
  2. Профессиональная компетентность (0,754)
  3. Служение (0,727)
Ориентированы на интеграцию различных сторон образа жизни. Не хотят, чтобы в их жизни доминировала только семья, или только карьера, или только саморазвитие. Хотят, чтобы все это было сбалансировано. Больше ценят свою жизнь в целом, чем конкретную работу, карьеру или организацию, но особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере. Быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развиваться. Желают быть мастерами своего дела настолько, насколько это позволит сохранить баланс между всеми сферами жизни. Особое значение имеют гуманистические ценности: «служение человечеству», «помощь людям», «желание  сделать мир лучше» и т.д.
Фактор 3

«Ориентация на стабильность»

  1. Стабильность работы (0,846)
  2. Стабильность места жительства (0,747)
Предпочитают постоянную работу с минимальной вероятностью увольнения. Авантюрные или краткосрочные проекты их не привлекают. Ориентированы на долгосрочную карьеру в одной организации. Важно жить в своем городе (минимум переездов, командировок). Для них лучше остаться на одном месте жительства, чем получить повышение или новую работу на новой местности.

 

2. С целью проверки основной гипотезы о влиянии самоактуализации на выраженность карьерных типов, нами был применен метод дисперсионного анализа. В качестве зависимых переменных, или результативных признаков, оценивались выделенные карьерные типы. Предполагалось, что степень их выраженности будет зависеть от интегрального значения самоактуализации, выступающего как причина или фактор, вызывающий изменения данных признаков. Представленные результаты показывают что установлен статистически достоверный эффект фактора самоактуализации на выраженность каждого карьерного типа:

-     «ориентация на решение проблемных задач» (F=5,18, p=0,027);

-     «ориентация на содержание деятельности» (F=4,66, p=0,036);

-     «стабильность» (F=4,17, p=0,046).

 

Рисунок 1 – Графическое представление различий в выраженности карьерных типов
у студентов с разным уровнем самоактуализации. Примечание. Карьерные типы: Решение пробл. задач  – Ориентация на решение    проблемных задач; Содерж. деятельности – Ориентация на содержание деятельности; Стабил – Ориентация на стабильность в профессии. Группы: студенты с ВУ СА – группа студентов с выраженной самоактуализацией; студенты с НУ СА – группа студентов с невыраженной самоактуализацией.

Таким образом, можно считать доказанным тот факт, что степень проявления представленных карьерных типов зависит от самоактуализации и является разной в группах студентов, отличающихся по уровню выраженности самоактуализации. Чем больше выраженность способности респондентов к саморазвитию, самореализации сильных сторон, тем больше показатели карьерных ориентаций на решение сложных задач и содержание профессиональной деятельности. Доминирование ориентации на стабильность в карьере выявлено в группе студентов с невыраженной самоактуализацией.

3.  Для решения задачи о выявлении зависимостей между карьерными типами с самоактуализацией и рефлексией, нами был проведен корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Пирсона.

У студентов с ВУ СА (n=27) выявлены взаимосвязи показателей карьерного типа «Ориентация на содержание деятельности» и шкалами опросника САМОАЛ: взгляд на природу человека (r=0,50, p≤0,01), потребность в познании (r=-0,39, p≤0,05). Также отрицательная корреляционная связь обнаружена у типа «Ориентация на стабильность» и шкалой «Ценности» самоактуализационного теста (r=-0, 49, p≤0,01). Теснота взаимосвязей средняя.

При возрастании карьерных ориентаций типа «содержание профессиональной деятельности» у студентов с ВУ СА возрастают естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность, актуализируется установка на искренние и гармоничные межличностные отношения. Снижение потребности в познании при возрастании данного карьерного типа на наш взгляд обусловлено наличием ориентации на интеграцию стилей жизни в структуре описываемого фактора. Иначе говоря, чем больше повышается профессионально-компетентностный уровень студентов с  высоким уровнем самоактуализации, тем меньше они придают значение познавательной активности в своем дальнейшем саморазвитии. Возможно, это происходит во многом благодаря стремлению уравновесить все сферы жизни, не допустив перевеса в сторону профессионального развития в ущерб желаемому балансу (к примеру, в личной и деловой сфере).

При актуализации стабильного типа снижается ценностный компонент самоактуализиции. При выборе стабильных условий развития карьеры, вероятно, ценности самоактуализиующейся личности отходят на второй план ввиду того, что предпочтение безопасной  и комфортной профессиональной среды не всегда совпадает с разделением человеком этих ценностей.

У студентов с НУ СА (n = 26) выявлены взаимосвязи показателей карьерного типа «Ориентация на содержание деятельности» со шкалами исследования. Матрица корреляционных связей, сформированная по результатам обследования студентов с НУ СА и содержащая взаимосвязи показателей содержательного карьерного типа и ориентации во времени (r=0,42, p≤0,05), ценностей (r=0,41, p≤0,05), креативности (r=0,48, p≤ 0,05), общей самоактуализации (общий балл по тесту САМОАЛ) (r=0,54, p≤ 0,01), а также рефлексии (r=0,40, p≤ 0,05). Теснота взаимосвязей средняя.

Стремление к построению и планированию карьеры, которая бы позволила реализовать социально значимые мотивы и совершенствоваться в профессиональном плане у студентов с НУ СА связано, прежде всего,  с повышением общего уровня самоактуализациии своих способностей и возможностей, а также его отдельных составляющих:

-     умение компетентно распоряжаться своим временем, принятие и осознание настоящего, эмоциональная погруженность в него;

-      стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах;

-     творческое отношение к жизни.

Можно предположить, что эти результаты отражают понимание студентами с НУ СА успешной педагогической карьеры, необходимыми качествами представителя которой являются перечисленные выше компоненты. Также степень проявления карьерного типа «ориентация на содержание деятельности»  тем выше, чем более высокой является уровень развития рефлексивных качеств студентов данной группы.

4. С целью проверки гипотезы о влиянии рефлексии на уровень самоактуализации, нами был применен метод однофакторного дисперсионного анализа. Согласно полученным результатам, влияние фактора рефлексии на показатели самоактуализации является несущественным (F=0,98, p=0,33). Из этого следует, что рефлексивные особенности студентов не оказывают влияния на общий уровень выраженности самоактуализации.

5. Для решения задачи о выявлении связей между рефлексией и отдельными параметрами самоактуализации в каждой из выделенных групп (студенты с ВУ и НУ СА), нами был применен корреляционный анализ .

В группе студентов с выраженным уровнем самоактуализации обнаружена отрицательная корреляционная связь между рефлексией и аутосимпатией (r=-0,42, p ≤ 0,05). Сила корреляционной связи средняя. Такие результаты, на наш взгляд, обусловлены тем, что глубокий самоанализ мешает студентам данной группы в формировании позитивного представления о себе.

У студентов с невыраженным уровнем самоактуализации выявлены положительные корреляции рефлексии со шкалами «ценности» (r=0,40, p≤0,05) и «креативность» (r=0,46, p ≤ 0,05) теста САМОАЛ. Это указывает на то, что в данной группе при возрастании способности к самоанализу актуализируются ценности саморазвития и творческий потенциал.

Достоверных корреляций между общим уровнем рефлексивности и интегральным показателем самоактуализации  в обеих группах не выявлено.

Таким образом, заявленная гипотеза подтверждена частично.

Полученные в ходе настоящего исследования данные свидетельствуют о целесообразности дальнейшей работы, посвященной вопросам взаимосвязи карьерных ориентаций с другими личностными качествами
и позволяющей психологически обоснованно решать проблему организационно-педагогического сопровождения профессионального образования. А это не только правильное осуществление отбора и профессиональная подготовка, но также и планирование профессиональной карьеры будущего специалиста, как показатель активного личностно-профессионального развития на этапе обучения в вузе.

В качестве методических рекомендаций, решающих задачу развития самоактуализации студентов, нами предложены следующие направления деятельности:

1. Вовлечение в научно-исследовательскую деятельность. Особую значимость в этом процессе приобретает педагогическое стимулирование и возможность сотрудничества с научным руководителем. Удачный выбор темы курсовой или диплома позволяет «кристаллизировать» интересы вокруг определенной области, способствует развитию учебно-профессиональной мотивации и позволяет спланировать перспективы будущей работы.

2. Использование средств самовоспитания: самообязательство, самоприказ, самовнушение. Данное направление является центральным звеном в решении поставленной задачи: воспитание волевых качеств есть обязательное условие саморазвития личности.

3. Социальная активность и вовлечение в общественную деятельность. Нередко студенты, испытывающие неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой, реализуют свой потенциал в социальных проектах. Важно отметить, что полное переключение на данный вид деятельности не всегда может способствовать профессиональной самоактуализации. Однако в некоторых случаях, особенно для студентов социологического профиля, такой опыт может быть весьма полезен. В любом случае, необходимо поддерживать равновесие между учебной и внеучебной деятельностью, постоянно занимаясь поиском новых мотивов саморазвития.

4. Актуализация творческого потенциала. Обязательная характеристика самоактализирующийся личности – креативность. Новый способ решения привычной задачи, нахождение своего призвания в чем-либо, хобби являются непременными атрибутами развития данного качества.

5. Обращение к психотехнологиям. Тренинги личностного роста, индивидуальное и групповое консультирование, терапевтические методы как способы саморазвития.

Перспективным направлением дальнейшего исследования карьерных предпочтений студентов, на наш взгляд, может выступить сравнение карьерных ориентаций студентов в двухуровневой системе высшего образования.


Библиографический список
  1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности [Текст] // Психология формирования и развития личности. М., 1981. – С. 19-44.
  2. Войко Р.А. Профессиональное становление личности студента в высшей школе [Электронный ресурс] // Современные Исследования Социальных Проблем (Электронный Научный Журнал). – 2012. №4. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-stanovlenie-lichnosti-studenta-v-vysshey-shkole
  3. Жданович А.А. Отношение студентов к профессиональной карьере  [Текст] // Психологический журнал. – 2005. – № 4. – С. 37 – 43.
  4. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики [Текст] / В.В. Карпов // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – № 5. – С. 45-57.
  5. Цариценцева О.П. Карьерные ориентации современной молодежи: теория, эксперимент, тренинг (монография) [Текст] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 6 – С. 73-74.
  6. Шейн Э. Организационная культура и лидерство: Построение. Эволюция. Совершенствование. – СПб.: Питер, 2002. – 336 с.


Все статьи автора «Лагутина Марина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: