УДК 004+373.6

БАЗА ДАННЫХ «ВЫПУСКНИКИ» КАК СРЕДСТВО АВТОМАТИЗАЦИИ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ В ГБ НОУ «ГУБЕРНАТОРСКАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ПОЛИЦИИ»

Барбова Татьяна Ивановна
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
бакалавр прикладной информатики, кафедра технологии автоматизированной обработки информации

Аннотация
В данной научной статье проводилось исследование автоматизации в сфере среднего образования. В ходе исследования проведён анализ рынка средств автоматизации, который не обнаружил бюджетных вариантов программ направленных на работу с данными о выпускниках. По итогам исследования предложена оптимальная модель спроектированной базы данных «Выпускники» на примере ГБ НОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции».

Ключевые слова: автоматизация, администрирование, база данных, иерархическая структура, информация, обработка, программа, проектирование


"GRADUATES" DATABASE AS A MEANS OF DATA PROCESSING AUTOMATION IN SBLEI "GOVERNOR'S CADET BOARDING SCHOOL POLICE"

Barbova Tatiana Ivanovna
Kemerovo State University of Culture and Arts
Bachelor of Applied Informatics, Chair of automated data processing technology

Abstract
In this article, the scientific research is conducted in the field of secondary education automation. The study has analyzed the market of automation, and found no budget software designed to work with data on graduates. The study on the case of SBLEI "Governor's Police Cadet Boarding School" proposed an optimal model designed database "Graduates."

Keywords: administration, automation, database, design, hierarchical structure, information processing, program


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Барбова Т.И. База данных «Выпускники» как средство автоматизации обработки информации в ГБ НОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35365 (дата обращения: 28.09.2017).

В настоящее время в современных базах данных хранятся не только данные, но и информация.

База данных (БД) – организованная структура, предназначенная для хранения информации. Совре­менные БД позволяют размещать в своих структурах не только данные, но и методы (т.е. программный код), с помощью которых происходит взаимодействие с потребителем или другими программно-аппаратными комплексами [1, с. 7-8].

В современном обществе развитие информационных технологий оказывает большое влияние на сферу образования, поскольку эти технологии могут очень эффективно применяться не только в процессе передачи знаний, но и в управлении образовательным процессом. [2]. В школах широко используются различные программы администрирования образовательного учреждения, такие как «КМ-Школа», АИАС «Управление образовательным учреждением» (АРМ «Директор»), «1С Хронограф. Школа», все они являются коммерческими [3].

Методически и дидактически проработанные информационные базы данных, становится актуально использовать для поддержки управления и обучения в школе. В ходе исследования были проанализированы такие программные продукты как КМ «Школа», 1С: ХроноГраф Школа и АРМ «Директор» Аверс, их реализация процесса информатизации образования. В таблице 1 представлен сравнительный анализ данных программных средств.

Таблица 1 – Сравнительная характеристика программных средств  в сфере образования

АРМ «Директор»

Аверс

1С: ХроноГраф Школа

КМ-школа

Основное назначение Делопроизводство

+

+

 

Обучение

 

 

+

Группы пользователей Администрация

+

+

+

Учителя

 

+

+

Учащиеся

 

 

+

Родители

 

 

+

Доступ извне

+

 

 

SMS сервис

 

+

+

Необходимость установки модулей На сервер сети

 

+

 

На рабочие места

+

 

+

Необходимость наличия локальной сети с выделенным сервером W2003Server

+

+

+

Возможность создания единой среды обмена информацией в рамках школы (электронная почта, доска объявлений)

+

+

+

Сведения о выпускниках

-

-

-

Возможность организации внутреннего веб-сайта

+

+

 

Возможность организации тестирования в рамках школы, класса

+

+

+

Полная стоимость со всеми модулями

25000 т.р.

5000 т.р.

51600 т.р.

Таким образом, сопоставительная таблица информационных продуктов показала, что программ АРМ «Директор», 1С: ХроноГраф Школа в большей степени предназначена для делопроизводства, а КМ «Школа» для обучения. Основными категориями пользователей данных программ является руководство и администрация. КМ «Школа» рассчитана для большого круга пользователей, кроме администрации в него входят учителя, учащиеся, родители. Школе и 1С: ХроноГраф Школа доступен СМС-сервис, что нельзя сказать об АРМ «Директор». Однако АРМ «Директор» предоставляет доступ извне.

Для работы данных программ необходима установка модуля на рабочее место, а для 1С: ХроноГраф Школа установка на сервер сети, поэтому необходимо наличие локальной сети с выделенным сервером W2003Server. Электронная почта и доска объявлений зафиксирована у всех трёх программ, а наличие внутреннего сайта у КМ «Школа» нет. Данные программы имеют возможность проводить тестирование в рамках школы.

Ни одна из рассмотренных программ не предоставляет сведения о выпускниках. В ходе исследования проанализирована стоимость данных информационных продуктов. Самой дорогой программой является КМ «Школа», почти в два раза дешевле АРМ «Директор», и в пять раз меньше стоимость 1С: ХроноГраф Школа.

Автоматизация в сферах образования имеет перспективный характер использования информационных систем. С целью оптимизация работы заместителя по учебно-воспитательной работе в ГБ НОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции» за счёт автоматизации документальных потоков, была спроектирована База данных «Выпускники».

В процессе исследования объекта автоматизации была сформулирована иерархическая структура ГБ НОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции». Организационно-функциональная структура кадетской школы представлена в рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура ГБ НОУ «Губернаторская кадетская школа – интернат полиции»

В основу данной структуры положена трёхуровневая структура управления.

Первый уровень структуры – уровень директора (по содержанию – это уровень стратегического управления). Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через педсоветы, методические совещания, собрания трудового коллектива, аппаратные совещания, совещания при директоре, совещания при заместителе директора, оперативные совещания, общешкольный родительский комитет [4].

На втором уровне структуры (по содержанию – это уровень тактического управления и оперативного управления) – функционируют традиционные субъекты управления – администрация и заместители директора. Заместители директора реализуют, прежде всего, оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационную, информационно–аналитическую, планово-прогностическую, организационно–исполнительную, контрольно-регулировочную и оценочно – результативную функции [5].

Третий уровень организационной структуры – уровень учителей, педагогов и функциональных служб. Этот уровень представлен учителями, воспитателями, педагогами дополнительного образования, теми кто непосредственно ведёт процесс обучения кадетов, также сюда входит медицинский и вспомогательного персонал [5].

Четвёртый уровень организационной структуры – это уровень обучающихся. По содержанию – это тоже уровень оперативного управления, но из-за особой специфичности субъектов, этот уровень скорее можно назвать уровнем «соуправления». Иерархические связи по отношению к субъектам третьего уровня предполагают курирование, помощь, педагогическое руководство [5].

В процессе проектирования базы данных «Выпускники» были проанализированы следующие документальные потоки:

  • лицензия
  • устав
  • свидетельство о государственной аккредитации
  • положение о конкурсах и олимпиадах
  • личные карточки кадетов
  • учебный план
  • публичный доклад
  • отчёт
  • результаты ЕГЭ

Сформулированы традиционные и инновационные задачи, которые выполняет База данных «Выпускники».

Традиционные задачи:

  1. Формирование отчёта «Информация о трудоустройстве выпускников»;
  2. Формирование списка выпускников, не набравших минимального количества баллов по результатам;
  3. Формирование списка выпускников, принимавших участие в конференциях городского уровня;
  4. Формирование списка выпускников, принимавших участие в конференциях областного уровня;
  5. Формирование списка выпускников, принимавших участие в конференциях Всероссийского уровня;
  6. Формирование списка выпускников, набравших 100 баллов по результатам ЕГЭ;
  7. Формирование списка выпускников победителей/призёров Всероссийской олимпиады;
  8. Формирование списка выпускников – участников международных олимпиад;
  9. Формирование списка выпускников победителей/призёров международных олимпиад;
  10. Формирование списка выпускников;
  11. Формирование списка выпускников, поступивших в ВУЗ;
  12. Формирование справки о выпускниках, продолживших обучение в высших военных учебных заведениях;
  13. Формирование справки о выпускниках, продолживших обучение в ССУЗ;
  14. Формирование отчёта «Сравнительный анализ сдачи ЕГЭ» выпускников за период;
  15. Формирование списка выпускников-призёров творческих конкурсов, фестивалей разных уровней.

Инновационные задачи:

  1. Формирование отчёта в графическом виде «Доля выпускников, сдавших ЕГЭ  с результатом выше  среднего в Кемеровской области»;
  2. Формирование отчёта в графическом виде «Доля выпускников сдавших ЕГЭ  с результатом выше  среднего по России»;
  3. Формирование агрегированного отчёта «Информация о поступлении выпускников» в графическом виде.

Была создана база данных «Выпускники» она состоит из 6 таблиц:

  • выпускник;
  • награда;
  • трудоустройство;
  • результат ЕГЭ;
  • служба в вооружённых силах.

База данных «Выпускники» имеет главную форму, которая представлена на рисунке 2.

Рисунок  2 – Главная форма базы данных «Выпускники»

«Главная форма», содержит кнопки перехода к форме «Выпускники» в которой размещены сведения о выпускниках, к форме «Отчёты», которая в свою очередь содержит отчеты о результатах сдачи единого государственного экзамена, наградах, трудоустройстве, дальнейшем обучении, а также размещает кнопку «Запросы». Для создания базы данных были созданы таблицы, формы, отчёты и схема базы данных «Выпускники», которая включает 6 таблиц. Схема БД представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Схема установленных связей между таблицами базы данных «Выпускники»

Проведенное исследование имеет практическую ценность: создана база данных «Выпускники», что облегчит работу по составлению различного рода отчетов и ускорит процесс принятия управленческих решений и получения запрашиваемой информации.

Дальнейшее расширение возможностей БД «Выпускники» возможно по следующим направлениям:

  • добавление дополнительных форм ввода и хранения данных;
  • разработка новых баз данных и объединение БД «Выпускники» с другими автоматизированными системами, функционирующими в ГБ НОУ «ГКШИП».

В совокупности всё это направлено на повышение эффективности деятельности сотрудников ГБ НОУ «ГКШИП». В частности, создание и внедрение базы данных в деятельность заместителя директора по учебно-воспитательной работе позволит оптимизировать оперативность работы с данными, а также создать надежную информационную базу о выпускниках.


Библиографический список
  1. Фефилов, А.Д. Система баз данных MS Access // Основные понятия базы данных А.Д. Фефилов. М., 2011. С. 7-8.
  2. Республика Мордовия Саранск Админитрация городского округа // В лицее № 43 Саранска создано единое информационное просранство URL: http://www.adm-saransk.ru/about/info/news/?ELEMENT_ID=4046 (дата обращения 22.04.2014).
  3. КМ Школа Информационный интегрированный продукт // Преобразование списков для импорта в «КМ Школу». 2014. URL: http://www.km-school.ru/r9/director_1.asp (дата обращения 24.05.2014).
  4. ГБ НОУ « Государственная кадетская школа  интернат-полиции» // Документы. 2014.URL:http://www.okshim.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=107&Itemid=142 (дата обращения 4.05.2014).
  5. Средняя общеобразовательная школа № 29 // Структура образовательного учреждения. 2014. URL: http://sch29.rybadm.ru/node/18 (дата обращения 17.05.2014).

 



Все статьи автора «Tatianka»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: