В последние десятилетия социальная политика стала объектом исследования во многих странах. Причин этому множество, но одними из главных выделяют социальную нестабильность в ряде стран и поиск оптимальной модели социального устройства общества. В связи с этим, проблемы, связанные с сохранением и преумножением потенциала общества приобретают первостепенное значение. В данном ракурсе целесообразным становится упор на пространство существования человека, которое в большей степени обусловлено реальными показателями экономического и социального общественного развития, то есть его благополучие [3, 16-17].
Современное социогуманитарное знание, с одной стороны, говорит об интересе и необходимости исследовать характеристики социального благополучия, в числе которых на первое место выходят экономические и социально-политические конструкты. С другой стороны, без учета особенностей культурного развития невозможно изучать современные социальные феномены. В этом смысле внимание исследователей должно быть приковано к ценностно-нормативным установкам в обществе и к ценностным ориентациям носителя культуры [3, 22].
В современной России данная тема тоже носит достаточно актуальный характер в виду того, что на протяжении последних десятилетий социальная политика в нашей стране рассматривалась в качестве единственного фактора, который обеспечивает стабильность в обществе. Основанием для этого послужили и социальные проблемы, возникшие в постсоветский период, и недостаточный уровень экономического обеспечения социальной сферы в настоящее время. Исходя из этого, государство должно выступать в качестве носителя культуры, которое способно обеспечить социальное благополучие как всех жителей, так и жителей конкретно взятого города или села.
Государственной властью были предприняты попытки формирования совершенно новых подходов к реализации социальной политики. В частности, делегирование некоторых полномочий органам местного самоуправления, которые, являясь одной из фундаментальных основ российской системы народовластия, призваны повысить уровень благосостояния населения, улучшить качество его жизни, обеспечить социально-политическую стабильность, социальное партнерство в обществе. Именно поэтому местное самоуправление как наиболее приближенные к населению органы власти обязаны осуществлять поддержку социально уязвимых слоев населения. И в тоже время они не должно зацикливаться на одной поддержке социально “слабых” групп населения, но и реализовывать свои полномочия в области социальной политики в интересах всего населения муниципалитета.
Одним из механизмов повышения эффективности социальной политики, проводимой органами местного самоуправления, является привлечение к участию, так называемых, «новых» субъектов социальной политики [2, 45], таких как бизнес и общественные организации. Известно, что наиболее дальновидной и действенной является ориентация на превентивные, профилактические подходы к реализации политики в социальной сфере, поэтому в качестве ведущего инструмента повышения эффективности социальной политики выступает адресность. То есть происходит переход от финансирования процесса к финансированию результата, от финансирования учреждения к финансированию услуги, от финансирования текущей деятельности к финансированию конкретного проекта [2, 45]. Таким образом, участие «новых» субъектов социальной политики – в том числе и на муниципальном уровне – осуществляется, главным образом, через научные исследования и мероприятия, в которых существует потребность у территории, входящей в ведение органов местного самоуправления.
Основными преимуществами конкурсных технологии является создание открытой конкурентной среды, в которой существуют определенные правила игры; данная технология носит целевой характер, так как в муниципальном социальном заказе предполагаются четкие цели, механизмы их достижения, ожидаемые результаты, фиксированные сроки исполнения и прозрачность финансирования. Все это позволяет говорить о том, что данный метод является наиболее приемлемым для улучшения качества оказания существующих и инициации новых услуг населению, появления инноваций в социальной сфере и тому подобное. Все это, в конечном итоге, соответствует приоритетам государственной политики Российской Федерации.
Вместе с тем существует ряд проблем и дискуссионных моментов. Во-первых, нет нормативно-правовой базы относительно обеспечения конкурсных технологий. Например, правовой статус конкурса социального заказа не определен, вопрос о том, можно ли применять Федеральный закон №94 от 21.07.2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» остается открытым. Во-вторых, существует риск некачественной организации конкурсов, а также нарушения принципов и правил в ходе реализации социальных программ. В виду этого возникает вопрос, касающийся эффективности проводимых научных исследовании и мероприятий, которые заказываются органами местного самоуправления. Поэтому автором планируется в ходе своей дальнейшей работы проанализировать и разработать основные показатели эффективности и роли данных видов конкурсных технологий в реализации социальной политики на муниципальном уровне. Изучение данного вопроса поможет определить дополнительные возможности для эволюции конкурсных технологий, в частности, мероприятий и научных исследований, и повышения эффективности их реализации в социальной сфере, в первую очередь, на муниципальном уровне.
Библиографический список
- Федеральный закон №94 от 21.07.2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд»
- Т.Д. Воронина. Конкурсные технологии как механизм повышения эффективности социальной политики. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/konkursnye-tehnologii-kak-mehanizm-povysheniya-effektivnosti-sotsialnoy-politiki/
- Е.А. Попов. Социальное благополучие человека в научном дискурсе// Социология в современном мире: наука, образование, творчество [Текст]: сборник статей. – Вып. 2 /под ред. Е.А. Попова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2010. – 16-23 с.
Количество просмотров публикации: Please wait