ФОРМИРОВАНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕСТВА НА ОСНОВЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Жуковский Юрий Леонидович1, Котелева Наталья Ивановна2
1Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», кандидат технических наук, доцент кафедры электротехники, электроэнергетики и электропривода,
2Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», кандидат технических наук, ассистент кафедры автоматизации технологических процессов и производств

Аннотация
Произведен анализ роли профессионального образования при переходе России на инновационный путь развития. Представлены результаты внедрения в образовательный процесс инновационных технологий. Предложена структура организации дополнительного профессионального образования, позволяющая обеспечить качественное повышение квалификации инженерных кадров.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, энергосбережение, энергоэффективное общество


VOCATIONAL EDUCATION AS A BASE OF ENERGY SAVING SOCIETY FORMATION

Zhukovskiy Yuriy Leonidovich1, Koteleva Natalia Ivanovna2
1National mineral resources university, PhD in Engineering Sciences, associate professor of Electric Engineering, Electrical Energetics and Electromechanics Department
2National mineral resources university, PhD in Engineering Sciences, assistant lecturer of Technological Process Automation and Production Department

Abstract
The analysis of a role of professional education is made upon transition ofRussiato an innovative way of development. Results of introduction in educational process of innovative technologies are presented. The structure of the organization of the additional professional education, allowing to provide high-quality professional development of engineering shots is offered.

Keywords: energy saving, energy saving society, vocational education


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жуковский Ю.Л., Котелева Н.И. Формирование энергоэффективного общества на основе непрерывного образования в области энергосбережения // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/05/35040 (дата обращения: 10.04.2024).

Переход на инновационную модель развития приводит к стремительному развитию научно-технического прогресса и модернизации ресурсной базы предприятий России. Однако эти, безусловно, положительные моменты сопровождаются рядом негативных аспектов, которые не позволяют в полной мере получить положительный экономический эффект от внедрения наукоемких технологий в производственный процесс. Особенно это сказывается на приоритетных направлениях науки и модернизации экономики РФ.

Одним из таких направлений является «Энергетика и энергосбережение». Импульсом к развитию в этой области послужил  вышедший в 2009 году Федеральный закон (ФЗ) “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности …” №261, согласно которому первым шагом на пути внедрения на предприятии системы энергосбережения и повышения энергоэффективности должно стать энергетическое обследование (энергоаудит), результатом которого является энергетический паспорт предприятия [1].

Многие руководители и специалисты предприятий ошибочно считают, что энергетический паспорт и программа энергосбережения составленная на его основе в полной мере являются целью энергосбережения и на этом процесс останавливается [2, с.57]. Энергосбережение это комплексный, непрерывный процесс, который должен стать стержнем предприятия. Само по себе энергосберегающие оборудование или технология без анализа влияния на процесс функционирования взаимосвязанных систем внутри предприятия может привести к обратному эффекту – увеличению  энергоемкости продукции.

Внедрение энергосберегающих технологий должно обязательно сопровождаться комплексным анализом и мониторингом эффекта от внедрения. Система энергосбережения на предприятии должна постоянно контролировать процесс энергопотребления и вносить соответствующие коррективы в программу энергосбережения. Результаты мониторинга должны отражаться на нормах потребления энергетических ресурсов при производстве продукции, а  так же на планировании энергетических затрат предприятия.

Важным звеном системы энергосбережения и энергоэффективности является обучение и повышение квалификации персонала предприятия [3, Т.1, с. 58]. В технологическом процессе может использовать энергосберегающие оборудование, энергоэффективные механизмы, внедрятся инновационные решения, но обслуживают и управляют всем люди. Если квалификация сотрудников недостаточна, то они могут не понимать как решения, которые они принимают, могут отражаться на процессе нерационального расхода энергетических ресурсов. Персонал современного предприятия должен быть просвещен в области энергетической стратегии предприятия  и государства в целом, причем эти знания должны быть донесены в доступной и понятной форме не только до  специалистов энергетиков, но  и  до  персонала  каждого отдела предприятия, поскольку нерациональное потребление на рабочем месте играет существенную роль в энергосбережении. Развитие наукоемких технологий набирает колоссальные обороты, знания, полученные в ВУЗе, достаточно быстро устаревают, поэтому модернизация оборудования должна идти синхронно с модернизацией знаний работников, а так же знаний преподавателей в этой области.

Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы» нацелена на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики [4].

Социологи и психологи, проводящие исследование мотивации общественной активности молодежи, пришли к выводу, что нынешнее поколение прагматично. Если активность современного студента и направлена на изменение окружающей действительности, то только в соответствии с его собственными потребностями, взглядами и интересами [5]. Бережливое отношение к потреблению энергоресурсов, как на предприятии, так и в бытовых условиях необходимо воспитывать, начиная с самых ранних лет жизни человека. Популяризация энергосбережения должна носить пропагандистский характер и затрагивать все слои общества. С выходом ФЗ №261 такая пропаганда ведется, но она видна только в кругу заинтересованных людей находящихся в сфере энергетики. К тому же зачастую не раскрытым остается главный вопрос, без ответа на который экономить не начнет даже ребенок: «А почему я должен беречь энергию?». Прежде чем взяться за то или иное дело современный студент задаётся вопросом: «А что мне за это будет?».   Раскрывать этот вопрос и находить ответы необходимо вместе с обучающимися, постепенно подводя их к осознанию того, что рационально потреблять и беречь  это не признак скупости или жадности, это в первую очередь признак образованности и заботы о своём будущем. Потребность в энергосбережении должна прийти не из под палки, а в результате постепенного понимания необходимости этого процесса и важности  роли индивида в этом процессе.

Создать в России «энергоэффективное общество» это задача не на год или два, это задача на десятки лет [3, Т.1, с. 58]. В рамках высшего образования об этом нужно говорить всерьез, начиная с первого курса постепенно приводя обучающегося к технологиям, посредством которых он будет реализовывать энергосбережение, когда начнёт работать на предприятии.

Процесс формирования современного профессионала не должен заканчивается при окончании ВУЗа [1]. Для создания в России инновационного общества необходимо непрерывное образование. В университетах необходимо организовывать курсы повышения квалификации в области энергосбережения,  которые ориентированы на специалистов различных предприятий.

Обучающиеся на курсах должны знакомятся с основными направлениями развития нормативно-методической базы в области энергетических обследований, мировыми критериями оценки уровня энергоэффективности, а также изучают мировой опыт реализация энергосберегающих (в том числе и инновационных) технологий позволяющих значительно повысить экономию топливно-энергетических ресурсов [1].

Создание непрерывного образования ориентированного на приоритетные направления науки и взаимодействующие с производством позволит добиться поставленной государством задачи снижения энергозатрат при производстве продукции к 2020 году на 40% [6], поскольку не менее трети этой задачи можно решить только за счёт изменения поведенческого отношения людей к потреблению ресурсов. Энергосбережение для каждого человека  должно стать непрерывным процессом, а этого в свою очередь  можно достичь только при непрерывном образовании в течении всей жизни.

 


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  2. Абрамович Б.Н., Жуковский Ю.Л. Энегоаудит – способ достижения энергоэффективности во всех сферах деятельности человека//Журнал «Академия энергетики». СПб, Президент Нева, №6, 2011.
  3. Жуковский Ю.Л. Реализация приоритетного направления «Энергетика и энергосбережение» при подготовке специалистов технических специальностей// Высокие интеллектуальные технологии и инновации в национальных исследовательских университетах: материалы Международной научно-методической конференции. СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2012.
  4. Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы».
  5. Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Молодежь России. — М.: Московская школа политических исследований, 2011. — 96 с.
  6. Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Котелева Наталья Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация