Актуальность выбранной темы подтверждается осознанием проблемы сохранения здоровья каждого человека. Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его будет способствовать воспитанию здорового поколения. В настоящее время во многих странах мира широко вводится культ здоровья. А это, в свою очередь, способствует формированию потребности в здоровом теле. Рост, масса, последовательность в увеличении различных частей тела, его пропорции запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут в определенной последовательности. Многие молодые люди при поступлении в вузы имеют отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера [1,2]. Ежегодные медицинские осмотры студентов 1 и 2 курсов показали устойчивую тенденцию к росту числа соматических заболеваний разной степени тяжести. Если в начале 90-х годов численность студентов, имевших хронические заболевания и занимавшихся в специальных медицинских группах, не превышало 7%, то уже в конце 90-х годов их количество составило 11%, а с 2003-2006г возросло с 13,7% до 17,6% [3,4]. Таким образом, физическое здоровье – это состояние абсолютного физического и психического комфорта, не сопровождающееся отклонениями в деятельности органов и систем, при нормальном физическом развитии, высокой работоспособности и адаптации.
Телосложение — это размеры, формы, пропорции и особенности частей тела, а также особенности развития костной, жировой и мышечной тканей. Размеры и формы тела каждого человека генетически запрограммированы. Эта наследственная программа реализуется в ходе онтогенеза, то есть в ходе последовательных морфологических, физиологических и биохимических процессов организме от его зарождения до конца жизни [5,6].
Размеры и формы тела каждого человека генетически запрограммированы. На протяжении жизни телосложение может несколько изменяться под влиянием образа жизни, прежде всего занятий спортом. Например, у регулярно занимающихся плаванием и греблей не только увеличивается мышечная масса, но и становится более мощным скелет верхнего плечевого пояса [7].
Цель исследования – выявление влияния особенностей телосложения на физическое здоровье студенческой молодежи.
Материалы и методы. Исследование проведено в процессе выполнения заданий «Паспорта здоровья студента» в рамках научно-исследовательской работы студентов [8]. Всего было обследовано 277 студентов (107 юношей и 160 девушек) 17-19 лет 1-2 курсов Арзамасского филиала ННГУ им.Н.И.Лобачевского в течение 2013/14 уч.года. Всех студентов распределили по типам телосложения [1,4].
Для астеноидного типа (А) характерны тонкий костяк, узкие плечи и таз, уплощенная грудная клетка – она вытянута и часто сужена книзу (рис.1). В большинстве случаев спина сутулая (с резко выступающими лопатками), живот впалый или прямой. Мускулатура развита слабо, тонус ее вялый. Жироотложение незначительное, поэтому хорошо видны ребра, кости плечевого пояса. Форма ног чаще всего О-образная. Ноги могут быть и прямыми, но в этом случае все равно не смыкаются в области бедер.
Торакальный тип (Т) – грацильный, относительно узко сложенный. Грудная клетка обычно цилиндрической формы, реже немного уплощена, спина прямая, иногда выступают лопатки, живот прямой. Жироотложение и мускулатура развиты умеренно, мышечная масса невелика, однако тонус ее высок. Среди девочек-подростков торакального типа встречаются и такие, у которых жировая ткань развита плохо, особенно в период резкого увеличения длины тела. Однако в отличие от их сверстниц астеноидного типа у школьниц торакального типа хорошо развита грудная клетка, довольно высок мышечный тонус.
У представителей мышечного типа (М) более массивный скелет, чем у их представителей торакального типа. Грудная клетка цилиндрической формы (почти одинакового диаметра по всей длине), живот прямой с рельефно выраженной мускулатурой. Мышечная ткань развита хорошо (значителен как объем мышц, так и их тонус), жироотложение среднее, костный рельеф сглажен. Форма ног в основном правильная, нормальная. От подростков астеноидного и торакального типов они больше отличаются поперечными (ширина плеч, таза), чем продольными (длина ног, рук, туловища), размерами.
Представители дигестивного типа (Д) имеют крупный, массивный скелет. Грудная клетка у них конической формы – короткая, расширенная книзу. Живот выпуклый, округлый, обычно с жировыми складками. Спина прямая или слегка уплощенная. Мышечная масса обильная и имеет хороший тонус. Жировые складки образуются на спине, боках, животе, вследствие чего костный рельеф плохо просматривается. У подростков этого типа телосложения (по сравнению с другими) наибольшая ширина плеч и таза. Форма ног обычно Х-образная или нормальная.
Рис.1. Типы телосложения
Результаты исследования.
Для выяснения распространенности типов телосложения распределили всех студентов на 4 группы (рис.2).
Рис.2. распределение студентов по типам телосложения
Результаты анализа свидетельствуют о том, что наибольшей численности юношей и девушек характерен торакальный тип телосложения (52,2% и 62,7% соответственно). На втором месте выявлен мышечный тип телосложения, как у юношей (39,1%), так и у девушек (30,5%). Девушек с астеноидным телосложением больше на 2,6%, чем юношей, а последние опережают девушек по численности дигестивного телосложения на 3,4%.
С целью выявления зависимости физического здоровья от типа телосложения провели изучение распределения показателей численности студентов различных соматотипов в физкультурных группах и по группам здоровья (табл.1,2).
Таблица 1. Распределение студентов различных типов телосложения по физкультурным группам, %
Типы телосложения |
основная |
Подготовительная |
Специальная |
освобожденные |
А |
4,6 |
5,6 |
5,1 |
5,0 |
Т |
58,9 |
64,8 |
67,4 |
66,7 |
М |
33,1 |
27,8 |
20,2 |
15,2 |
Д |
3,3 |
1,8 |
7,2 |
13,1 |
Статистика |
χ2=6,68 c/c=9 P=0,6701 |
Во всех физкультурных группах преобладает численность студентов с торакальным типом телосложения (58,9%, 64,8%, 67,4% и 66,7% соответственно). На втором месте по частоте встречаемости студенты с мышечным типом телосложения (33,1%, 27,8%, 20,2% и 15,2% соответственно). Согласно данным таблицы происходит снижение численности студентов мышечного типа соответственно снижению уровня здоровья, т.е. от основной группы до группы освобожденных от физкультуры (от 33,1% до 15,2%) и наоборот, – возрастает доля студентов дигестивного соматотипа (с 3,3% до 13,1%). Процент студентов астеноидного соматотипа во всех физкультурных группах практически равен (4,6-5,6%).
Результаты анализа групп здоровья свидетельствуют о том, что во всех группах наибольшее количество студентов имеют торакальный тип телосложения (60,3%, 63,9%,55,5% и 53,3% соответственно), численность которых постепенно снижается в соответствии со снижением уровня здоровья (табл.2).
Таблица 2. Распределение студентов различных типов телосложения по группам здоровья, %
Типы телосложения |
1 гр здоровья |
2 гр здоровья |
3 гр здоровья |
4 гр здоровья |
А |
5,7 |
7,6 |
13,2 |
15,6 |
Т |
60,3 |
63,9 |
55,5 |
53,3 |
М |
31,4 |
21,0 |
16,6 |
11,1 |
Д |
2,6 |
7,6 |
14,7 |
20,0 |
Статистика |
χ2=18,69 c/c=9 P=0,0280 |
Доля студентов мышечного телосложения, как и при распределении по физкультурным группам, в 1 группе здоровья, по сравнению с 4 группой, выше на 20,0%. Численность молодежи астеноидного и дигестивного телосложения возрастает с понижением уровня здоровья, т.е. от первой до четвертой группы здоровья: астеноидного – на 9,9%, дигестивного – на 12,4%. Учитывая данные таблиц 2 и 3, можно сделать вывод, что мышечный тип телосложения свидетельствует о гармоничном физическом развитии и крепком здоровье.
Заключение.
Таким образом, в ходе исследования мы выяснили, что самым распространенным типом телосложения среди студентов, как у юношей, так и у девушек, является – торакальный, на втором месте определен мышечный соматотип. Далее на третьем месте, с учетом гендерных особенностей, у девушек выявлен – астеноидный, а у юношей – дигестивный.
Также выявлено, что мышечный тип телосложения наиболее распространен среди молодежи основной физкультурной группы и первой группы здоровья, т.е. является своеобразным маркером гармоничного физического развития и крепкого здоровья.
Библиографический список
-
Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Крылов В.Н., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Соматотипологические особенности развития сельских школьников Нижегородской области // Человек – Природа – Общество: теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и валеологии. Выпуск 6. – Симферополь: НИЦ КИПУ, 2013. – С.75-77.
-
Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Маслова В.Ю., Борисова А., Рыбакова А., Шибаева М., Киселева А. Физическое развитие – показатель здоровья // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса: Материалы VІІ Всероссийской научно-практической конференции. – Арзамас: АГПИ, 2011. – С.104-110.
-
Калюжный Е.А., Ю.Г.Кузмичев, Михайлова С.В., Сабурцев А.И., Маслова В.Ю., Пищаева М.В. К вопросу о мониторинге физического здоровья студентов в АГПИ // Инновационные технологии организации обучения на пути к новому качеству образования: Материалы VІІІ Всероссийской научно-практической конференции. – Арзамас: СГА, 2011. – С.136-140.
-
Оценка физического развития детей, подростков и студентов. – URL:
http://www.health-control.ru. Дата обращения: 13.05.2014. -
Троицкая И.Ю., Денисова С.В. Общеорганизационные аспекты формирования культуры здоровья студентов //Здоровье нации – основа процветания России /Материалы научно-практических конгрессов 3 Всероссийского форума. – Москва, 2007. – С.137-138.
-
Особенности морфофункционального развития сельских школьников Арзамасского района: монография / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова, Е.А.Болтачева, Н.В.Жулин; Арзамасский филиал ННГУ. – Арзамас: АГПИ, 2013. – 104 с.
-
Mikhailova S.V., Kalyuzhny Е.А, Kuzmichev J.G., Krylov V.N. Physical characteristics of rural school of Nizhny Novgorod region // II Science, Technology and Higher Education [Text] : materials of the II international research and practice conference, Westwood, Canada, April 17, 2013 / -с. Westwood, Canada, 2013. 45-50 p.
-
Паспорт здоровья студента: методические рекомендации / Сост. Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова и др. – Арзамасский филиал ННГУ, 2012. – 20 с.