УДК 615.322(075)

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ТРАДИЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ ВЬЕТНАМА В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ

Татаринцева Раиса Яковлевна1, Лебедева Елена Юрьевна2, Омельчук Надежда Николаевна3, Цымбалов Михаил Юрьевич4
1Российский университет дружбы народов, кафедра клинической физиологии и нелекарственных методов терапии факультета повышения квалификации медицинских работников, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой
2Российский университет дружбы народов, кафедра клинической физиологии и нелекарственных методов терапии факультета повышения квалификации медицинских работников, преподаватель кафедры
3Российский университет дружбы народов, кафедра клинической и лабораторной диагностики факультета повышения квалификации медицинских работников, кандидат биологических наук, профессор, заведующий кафедрой
4Российский университет дружбы народов, кафедра клинической физиологии и нелекарственных методов терапии факультета повышения квалификации медицинских работников, преподаватель кафедры

Аннотация
Для успешной профилактики заболеваний и сохранения здоровья необходимо знать законы диалектики в природе и адаптировать эти знания для человека, и с их помощью поддерживать баланс между человеком и окружающей средой.
Лекарственные и пищевые растения применяются в восточной медицине с древнейших времен, так же успешно применяется иглоукалывание, прижигание и массаж. Вьетнамская традиционная медицина исторически является ветвью китайской традиционной медицины.

Ключевые слова: акупунктура, восточная медицина, вьетнамская, инь, китайская медицина, медицина, профилактика заболеваний, традиционная, фитотерапия, ян


THE APPLICATION OF THE PRINCIPLES OF TRADITIONAL MEDICINE OF VIETNAM IN COMPLEX REHABILITATION OF PATIENTS

Tataritntseva Raisa Yakovlevna1, Lebedeva Elena Yurievna2, Omelchuk Nadezhda Nikolaevna3, Tsimbalov Mikhail Yurievich4
1Russian University of Peoples Friendship, Department of clinical physiology and non-medicamental methods of therapy of Medic's Retraining Faculty, Medical Science Doctor, Professor, Head of department
2Russian University of Peoples Friendship, Department of clinical physiology and non-medicamental methods of therapy of Medic's Retraining Faculty, Lecturer of department
3Russian University of Peoples Friendship, Department of clinical and laboratory diagnostics of Medic's Retraining Faculty, Philosophy Doctor in Biology, Professor, Head of department
4Russian University of Peoples Friendship, Department of clinical physiology and non-medicamental methods of therapy of Medic's Retraining Faculty, Lecturer of department

Abstract
For successful prevention of diseases and health need to know the laws of dialectics in nature and adapt this knowledge to humans, and with their help to maintain the balance between man and the environment.
Medicinal and food plants are used in Oriental medicine from ancient times, as successfully applied acupuncture, moxibustion and massage. Vietnamese traditional medicine historically is a branch of Chinese traditional medicine.

Keywords: acupuncture, chinese medicine, disease prevention., herbal medicine, Oriental medicine, Vietnamese traditional medicine, Yang, Yin


Рубрика: 14.00.00 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Татаринцева Р.Я., Лебедева Е.Ю., Омельчук Н.Н., Цымбалов М.Ю. Применение принципов традиционной медицины Вьетнама в комплексной реабилитации пациентов // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34615 (дата обращения: 02.06.2017).

Специалисты по восточной медицине считают человека и окружающую среду  единой  системой. Теории восточной медицины основываются  на общих представлениях о Вселенной в восточной философии.

Согласно древним представлениям, когда возникла Вселенная, была образована и громадная масса, разделяющаяся на два поля – Инь и Ян. Из смешанного Инь-Ян  возникла теория у-син -  воздух или металл  (КIM), дерево (MOC), вода (THUY), огонь (HOA), земля (THO). Эти  первоэлементы, соединившись, создали 3 силы, которые объединяют всю Вселенную: Небо, Землю и Человека. В каждой из этих трех сил заключено  объединение и равновесие между Инь-Ян и у-син.

При отсутствии равновесия между Инь и Ян в каждой из трех сил  или нарушении равновесия между тремя силами в организме человека возникает заболевание.

 Лечение болезней в восточной медицине -  не что иное, как восстановление Инь-Ян баланса в организме человека и между человеком, небом и землей.

 С давних времен люди наблюдали непрерывные изменения во Вселенной и сделали вывод, что в их процессе возникает Инь-Ян. На этих основаниях древние  мудрецы создали теорию Инь-Ян.

Инь-Ян не является конкретным материальным веществом, это есть категория, процесс, имеющий внутренне противоречивый характер, заключающийся во всех процессах и явлениях.

Вообще все активное, возбуждающее, внешнее, наружное, верхнего и переднего направления, жаркое, яркое, твердое, относится к Ян.

Все тихое, заторможенное, мутное, внутреннее, направленное назад и вниз, холодное, темное, пассивное -  это Инь. 

Все в нашем мире – от неба, Земли, Солнца и до самого малого, такого, как  микроорганизмы, личинки, насекомые, травы заключают в себе Инь и Ян. В природе  Ян  - это солнце, день, весна, лето, юг, восток, верх, жар, огонь, свет, а Инь – луна, ночь, осень, зима, запад, север, низ,  холод, вода, темнота.

 У человека Ян находится снаружи – за спиной, в верхней части тела и т.д., Инь находится внутри, спереди груди и живота, внизу.

Болезни Ян обычно протекают с явлениями сухости, запоров, высокой температурой, судорогами,  течение заболеваний острое.

Болезни Инь обычно протекают с явлениями влажности, поноса, холода,  потливости, снижением двигательной активности, параличами, общей слабостью, это хронические заболевания.

Хотя Инь и Ян имеют противоречивый характер,  они происходят друг из друга, дают друг другу возможность существования: не может быть только Ян или только Инь. Философы древности говорили, что Ян есть и внутри для поддержания Инь, а Инь также есть и снаружи для оказания помощи Ян. Инь не может существовать без Ян, а Ян не может развиваться без Инь.

Некоторые говорят, что в Инь есть Инь и Ян, в Ян есть Инь и Ян, значит в Инь развивающемся до предела возникает Ян и наоборот.

Применение теории Инь-Ян в восточной медицине

Для успешной профилактики заболеваний и сохранения здоровья необходимо знать законы  диалектики в природе и адаптировать эти знания для человека, и с их помощью  поддерживать баланс между человеком и окружающей средой.

В восточной  диагностике важнейшими методами являются:

Осмотр внешнего вида больного: если  кожа гиперемированая, гладкая, упругая и  влажная, глаза блестят – это заболевание относится к Ян. Если же кожа бледная, серая,  желтая или черная, сухая, движения медленные, глаза тусклые – заболевание относится к Инь.

Диагностика на слух: если больной говорит со вздохами, стонет, голос громкий, то заболевание относится к Ян. Когда дыхание и голос тихие, то болезнь относится к Инь.

Диагностика методом опроса: если больной боится холода, жалуется на понос, холодные руки и ноги, то болезнь относится к Инь. Если же жалуется на высокую температуру, жажду, запор, то болезнь относится к Ян.

Диагностика по пульсу: в случае, если артерия  большая, выпуклая, быстрая, то эти болезни относятся к Ян, а если артерия маленькая, медленная, расположенная в глубине, то болезнь относится  к  Инь.

При лечении заболевания используется следующий принцип: в болезни, относящейся к Инь,  нужно вылечить  Ян, и наоборот – до урегулирования Инь и Ян в организме. При лечении иглоукалыванием, например, данное правило применяется следующим образом: при болезни Инь укалываем янские точки, при болезни Ян – иньские.

Применение лекарственных и  пищевых растений в  традиционной медицине Вьетнама

Лекарственные и пищевые  растения применяются в восточной медицине с древнейших времен. Еще в первый сборник ХIV века по лекарственным растениям Востока были включены 365 наименований растений, которые были разбиты на 23 группы лекарственного сырья: сорняки, травы, водяные травы, продовольственные продукты, древесина растений, домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые,  минералы и  многое другое.

В рецептах восточные медики сочетают, как правило, несколько компонентов. Древние люди считали, что как в династии есть император, его помощники, мандарины и чиновники,  так и в рецепте должны быть основные и вспомогательные компоненты. Болезни были также разбиты на группы.

1.      Во вьетнамской медицине различают 4 типа компонентов:

Куан- это основной компонент, который лечит основные симптомы болезни. Доза куан не обязательно должна быть  выше, чем другие компоненты в рецепте. Так как активные вещества в нем сильны, то достаточно небольшой дозы для излечения.

Тхан – вспомогательный компонент, который улучшает эффективность основного компонента.

Та - этот  компонент играет двойную роль:

- во-первых, уменьшает токсичность основного компонента, если такая есть в превышенной норме;

- во-вторых, содействует основному компоненту для лечения  сопутствующих  заболеваний.

Сы – этот компонент тоже играет двойную роль:

- во-первых, доводит биоактивность растений в необходимые меридианы и соответствующие им органы;

- во-вторых, играет вспомогательную роль в рецепте.

Однако, в любом рецепте не обязательно должны присутствовать все 4 типа компонентов, т.к. иногда основной компонент нетоксичен или он играет обе роли сам (например, лечит воспаление и снижает температуру).

Формы восточных медикаментов, применяемых в традиционной медицине Вьетнама

Сборы, состоящие из трав, животного и минерального сырья, раздробленного на мелкие части, отваривают или настаивают на водке или спирте. Обычно такие сборы отваривают трижды для полной экстракции активных компонентов.

Пилюли изготавливаются из порошков раздробленных лекарственных растений путем смешивания с медом или сахарным сиропом. Эта форма удобна в применении, но имеет довольно низкое содержание активных компонентов, поэтому курс лечения длится дольше и применяется для лечения хронических заболеваний. В некоторых случаях в пилюлях есть компоненты, которые содержат эфирные масла и их нельзя отваривать, так как они улетучиваются с паром. При соблюдении технологического процесса пилюли можно сохранять долго.

Порошки изготавливаются путем размалывания одного или нескольких лекарственных  растений, принимаются внутрь с водой или с  другой жидкостью  для наружного применения или вдувания в полость носа и ухо.

 Густой экстракт разделяется на два типа:

- для приема внутрь;

- для наружного применения в качестве пластыря.

 Эти препараты изготавливаются путем упаривания до необходимой консистенции. Пластыри можно применять для воздействия на биологически активные  точки или после иглоукалывания на нужную область.

Маленькие шарики. Сначала эта форма применялась для изготовления вредных и сильнодействующих препаратов, в настоящее время, учитывая удобство в применении применяется для приема внутрь.

Спиртовые экстракты (бальзамы – многокомпонентные экстракты, эликсиры – однокомпонентные). Для экстракции применяется 35-40 % спирт или водка. Процесс экстракции длится от нескольких дней до нескольких месяцев (примерно 100 дней) или на водяной бане (экспресс-метод). Спиртовые экстракты действуют быстро и очень долго сохраняются не портясь, однако если некоторые  компоненты не растворяются в спирте или спиртовые экстракты не переносятся пациентом, то  такая форма не применяется.

Дистилляты  с водой. Используются для получения аромата, очень легко принимаются внутрь, но эта форма применяется редко.

Карандаши. Изготавливаются путем растирания порошка с клеящими веществами, им придается форма короткого карандаша с закругленными концами. Принимается внутрь или для наружного применения на раны. Иногда изготавливаются в форме чушки.

Ингаляции. Их существует  2 вида: огненные и водяные.

Свечи.

Применения фитопрерапатов в терапии Вьетнама

Тропическая флора Вьетнама очень богата и разнообразна. Обилие лекарственных и пищевых растений – более  двух тысяч -  используются в интересах медицины. В настоящее время на государственных фармацевтических предприятиях Вьетнама производятся многие уникальные  бальзамы, такие как Витофорс, Линг Чи, Хай Ма, Хо Кот Тин Таке, Шам Куй Тин, Тхап Тоан Дай Бо, Мок Лонг, Ким Лонг, Бак Лонг, Куанг Лонг и др., относящиеся к разряду пищевых трав и имеющие сертификат качества госсанэпиднадзора России.

Российские врачи получают хорошие результаты в комплексном лечении многих заболеваний, используя эти прекрасные добавки, которые восстанавливают баланс Инь-Ян в организме и способствуют излечению острых и хронических заболеваний, снимают напряжение, усталость, регулируют нарушенный сон, обладают ранозаживляющим эффектом.

При назначении бальзамов, эликсиров, пилюль и пр., мы предлагаем учитывать  систему у-син, существующую в восточной медицине и присутствующую в самом принципе подбора компонентов каждого бальзама или эликсира, как сухого так и жидкого.

Для оптимального подбора добавок нами предложена  модификация приборной лечебно-диагностической методики Су-Джок-Риодораку, применяющей репрезентативные точки Су на бель-меридианах для съема параметров с конечностей. Метод позволяет выявить избыток или недостаток  в системе меридианов.

Рациональное питание как средство диагностики, профилактики и лечения заболеваний в традиционной  восточной медицине

Важным аспектом профилактики и реабилитации является рациональное питание. Хотелось кратко осветить наиболее важные вопросы этого раздела.

Актуальность древних идей о рациональном питании. Схожесть принципов, выдвинутых врачами различных стран и эпох. Нюансы питания, зависящие от культурных, религиозных, климатических особенностей региона. Применение принцип “все потребляемое человеком  есть лекарство, а особенности действия зависят от качества и количества продукта” – основополагающий в медицине Востока.

Диагностика состояния здоровья пациента, в том числе наличие острых, хронических заболеваний или предрасположенностей к заболеваниям по вкусовым и осмическим предпочтениям пациента, а также по предпочтению продуктов определенного цвета. Связь состояния системы каналов (меридианов) с диетой, которой придерживается пациент, с вкусовыми предпочтениями и применением пищевого и водного режима. Действие продуктов определенного вкуса на органы и системы человеческого организма.

Представления о питательной энергии, ее видах, действии и способах правильного поддержания. Лечение заболеваний и профилактика продуктами питания, “порождающими” определенного рода “питательную энергию”.

Созидающие и подчиняющие связи внутри нашего организма. “У-син” и “особенности работы внутренних органов” – их соотношение в организме человека в определенном возрасте, связь с принципами рационального питания.

Вкус, цвет и запах продукта. Виды вкусов, выделяемые врачами древности. Лечебные свойства вкусов. Рекомендуемые схемы применения продуктов определенного вкуса для лиц, страдающих хроническими заболеваниями, для лиц с наследственной предрасположенностью, а также для лиц, принадлежащих к разным возрастным группам, ведущих тот или иной образ жизни, обладающих различными конституционными особенностями.

Стадии превращения пищи. Равновесие  ветра, влаги, тепла, сухости и холода в организме. Разделение продуктов питания на категории в зависимости от их основных свойств: нагревающие, охлаждающие, увлажняющие, высушивающие.

Связь диеты со временами года и особенностями погоды и климата. Чистое питание. Лекарственное питание. Чистые или абсолютные лекарства. Питательные лекарственные вещества. Вещества с особыми свойствами. Яды. Недоброкачественные, неприемлемые, вызывающие аллергию продукты. Тип реагирования организма на пищевое отравление в зависимости от предрасположенностей и конституции.

Четыре конституции, выделяемые врачами древности. Важность и популярность питьевого режима в традиционной восточной медицине. Его связь с  определенным временем года. Очистка организма с помощью фитопрепаратов и адсорбентов. Питьевой режим и фазы Луны, их влияние на перемещение жидкостей в организме. Рациональное питание и пост в российской традиции, их связь с принципами питания, принятыми в восточной традиционной медицине.

Предложенная комплексная методика позволяет проследить динамику изменений в организме непосредственно в момент лечения, после него и правильно подобрать схему лечения, а также позволяет правильно подобрать Инь-лечение (лекарственные травы по системе у-син,  диету), лечение запахами, цветом, проведение музыкотерапии и Ян-лечение (прогревание, массаж), что оптимизирует работу врача любой специальности.

Для реализации таких подходов и возможности их использования для профилактики и реабилитации необходимо проведение направленных научно-исследовательских работ под контролем клинической  лабораторной диагностики, а также функциональной диагностики для верификации методов и оценки состояния организма. Знание и применение традиционных методов восточной медицины в медицинской практике врачей различных клинических специальностей по нашему мнению, расширяет возможности реабилитационных мероприятий.


Библиографический список
  1. Ковалёва Н. Г. Лечение растениями. Очерки по фитотерапии. — М.: Медицина, 1972. — 352 с. — 25000 (допечатка) экз. — УДК-615.322
  2. Фещенко П.И. Целебные свойства природы. – К.: Урожай, 1990
  3. Махлаюк В.П. Лекарственные растения в народной медицине – Саратов, 1967
  4. Машковский М.Д. Лекарственные средства. – М.: Медицина, 1984
  5. История развития фитотерапии во Вьетнаме. Ссылка на электронный ресурс. http://www.fitoco.com/ru/informatsija/vetnam-i-traditsionnaja-vostochnaja-meditsina/110-istorija-razvitija-fitoterapii-vo-vetname.
  6. Нгуен Ван Нги. Патогенез заболеваний. Диагностика и лечение методами традиционной китайской медицины: иглоукалывание, массаж и прижигание [Пер. с кит.] ”Эврика” 1992. 579 с.


Все статьи автора «Татаринцева Раиса Яковлевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: