УДК 336.225

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ РЕФОРМЫ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЁННЫЙ ДОХОД

Корень Андрей Владимирович1, Гулян Ваагн Араратович2
1Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса, к.э.н., доцент кафедры Финансы и налоги
2Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса, студент кафедры Финансы и налоги

Аннотация
В ближайшем будущем законодательные органы нашей страны планируют провести ряд реформ в области экономики в целом и сферы налогообложения в частности. Главным образом речь идет о полном отказе от системы налогообложения в виде специального налогового режима единого налога на вмененный доход. Планируется заменить данный режим патентной системой налогообложения, упрощенной и общей системами налогообложения. Однозначно такие перемены приведут к большему количеству налоговых поступлений. На взгляд автора, необходимость проведения реформ связана с динамичным развитием мировой экономики и с постоянно растущими финансовыми потребностями государств и механизмов управления ими. Принять все соответствующие законопроекты планируется к 2018 году.

Ключевые слова: единый налог на вмененный доход, малый бизнес, налоги, налоговые режимы, реформа, специальные налоговые режимы


COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE MAIN ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF THE REFORM OF THE SINGLE TAX ON IMPUTED INCOME

Koren Andrey Vladimirivich1, Ghoulian Vahagn Araratovich2
1Vladivostok State University of Economics and Service, PhD in Economic Science, Assistant Professor of the Finance and Tax Department
2Vladivostok State University of Economics and Service, student of the Finance and Tax Department

Abstract
In the near future legislatures of our country are planning to hold a series of reforms in the economy in general and in particular the scope of taxation . Mainly focus on the total elimination of the tax system in the form of special tax regime of the single tax on imputed income. It is planned to replace the regime of patent tax system simplified and general tax systems. Definitely these changes will lead to more tax revenue. The author's opinion , the need for reform is related to the dynamic development of the world economy and the ever-increasing , on the background of events , financial needs and mechanisms of management. Take all appropriate bills scheduled for 2018.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Корень А.В., Гулян В.А. Сравнительная характеристика основных преимуществ и недостатков реформы единого налога на вменённый доход // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34551 (дата обращения: 04.06.2017).

Единый налог на вменённый доход представляет собой специальный налоговый режим, который очень популярен среди представителей малого и среднего бизнеса. Суть единого налога на вмененный доход заключается в том, что налогоплательщики принимают для расчета суммы налога не реальный размер своего дохода, а размер вмененного дохода, который определяется расчетным путем, в соответствии с налоговым законодательством.

Плательщики данного налогового режима освобождаются от уплаты таких налогов как: НДС, налог на прибыль организации и налог на имущество организаций. Кроме того, плательщики ЕНВД избавлены от необходимости использования контрольно-кассовой техники, а налоговый учет для них максимально упрощен [1].

Федеральным законом Российской Федерации от 31 июля 1998г. №148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» был определен порядок установления и введения в действие единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Нормативными актами субъектов Российской Федерации определялись виды предпринимательской деятельности, размер вмененного дохода, значения базовой доходности, физические показатели, характеризующие определенные виды предпринимательской деятельности, корректирующие коэффициенты, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты единого налога.

Вмененный доход являлся объектом налогообложения на очередной календарный месяц, а налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход определялся в один квартал. Федеральный закон устанавливал ставку единого налога первоначально в размере 20 % от величины вмененного дохода.

Уплата ЕНВД рассматривалась в качестве разрешения заниматься предпринимательством, и такой принцип действия налогового режима противоречил ряду принципов налогообложения прописанных в Конституции страны.

В настоящее время единый налог на вмененный доход регламентируется главой 26.3 Налогового кодекса РФ. Положения этой главы сильно отличаются от тех, что были установлены Федеральным законом РФ от 31 июля 1998 года №148-ФЗ. Единый налог на вмененный доход представляет большой интерес, поскольку начал вводиться в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, а не представительными органами субъектов Российской Федерации. Еще одним серьезным отличием стало снижение ставки единого налога до 15%. Так же переход на ЕНВД стал добровольным, эта поправка была введена Федеральным законом от 25.06.2012 №94-ФЗ.

Федеральный закон от 25 июня 2012 года № 94-ФЗ « О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» предназначен для поэтапной отмены ЕНВД. Отмена ЕНВД как налогового режима будет происходить постепенно, частями до полного его отказа Установление ограничений по среднесписочной численности работников ЕНВД со 100 до 50 человек предлагалось произвести в 2012 году.

Уменьшение количества видов деятельности попадающих под ЕНВД должно было произойти в 2013 году. Изначально глава 26.3 Налогового кодекса должна была утратить силу и быть исключена в полном объеме в 2014 году

Однако до 2014 года отменить данный налоговый режим не удалось, поскольку его массовое применение и нарастающее число недовольных данным законопроектом стали существенной преградой для законодательных органов. Идя навстречу недовольным, законодатели продлили период применения режима до 2018 года. По данным Росстата,  число налогоплательщиков уплачивающих единый налог на вмененный доход составляет 3-3,5 млн.

Патентная система налогообложения станет главной альтернативой после отмены режима ЕНВД. Патентная система действует и на сегодняшний день, введенная Федеральным законом 94 – ФЗ от 26.06.2012 и вступившая в силу с 1 января 2013 года, на практике она показывает неэффективность. Суммы поступаемые в бюджет от патентной системы намного ниже, чем поступления от ЕНВД.

Срок патента будет составлять от 1 до 12 месяцев. Потенциально возможный доход является объектом налогообложения, а налоговая ставка равняется 6% от объекта налогообложения. Также как и единый налог на вмененный доход патентная система налогообложения будет действовать для определенных видов деятельности.

Однако патентная система налогообложения далеко не для всех сможет стать достойной заменой ЕНВД. Так, например, применять ее смогут исключительно индивидуальные предприниматели, организациям же придется искать другие пути налогообложения. Но даже предприниматели столкнуться с жесткими требованиями для получения патента, другими словами, использовать эту систему сможет лишь  самый малый бизнес.

Если допустимая площадь торгового зала в рядовом магазине при ЕНВД должна быть не более 150 кв.м., а численность работников не более 100 человек, то в будущем при использовании патентной системы налогообложения площадь должна будет быть не более 10 кв.м., а численность работников всего 10 человек.

Еще одним критерием является доход плательщика, поскольку, если использовать ЕНВД запрещено только самым крупным налогоплательщикам, доходы которых могут исчисляться и в миллиардах рублей, то с переходом на патентную систему пределом станет получаемый доход в размере 60 млн. рублей.

С такими различиями в критериях применения этих систем не только организациям, но и подавляющему большинству индивидуальных предпринимателей придётся перейти на упрощенную или на общую систему налогообложения.

Таким образом, в недалеком будущем всем, кроме представителей микробизнеса, придётся нести налоговое бремя аналогично крупному бизнесу, то есть платить в бюджет 20 % налога на прибыль, 30% страховых взносов, 18 % налога на добавленную стоимость, а так же налог на имущество, НДФЛ и другие налоги, которые уплачиваются на общей системе налогообложения [2, с. 943].

Все это непременно приведет к росту расходов и полной перестройке бухгалтерского и налогового учета. У предприятий, перешедших на общую систему налогообложения, появится необходимость в совершенном программном обеспечении, в новой технике для офисов, появится потребность в ведении грамотной бухгалтерии. Среди прочего важным отличием станет обязанность в использовании кассовой техники, ее обслуживанию и привлечении обученного персонала.

Лучшим решением для плательщиков ЕНВД станет переход на упрощенную систему налогообложения. При этом не пропадет обязанность в использовании кассовой техники, однако уровень налоговой нагрузки существенно понизится [3].

Применение упрощённой системы налогообложения позволяет платить на выбор либо 6% от совокупного дохода, либо 15 процентов с разницы между величиной доходов и величиной расходов [4]. Использование упрощенной системы налогообложения  ограничено объемом полученного дохода, а пределом является сумма выручки в 60 млн. рублей как и при использовании патентной системы налогообложения. Если выручка предприятия или предпринимателя превысила данный максимум, то право применять данный режим утрачивается.

Надвигающаяся реформа по отмене ЕНВД нанесет серьезный урон малому бизнесу, и однозначно приведет к снижению количества субъектов малого и среднего бизнеса.

Увеличение налоговой нагрузки для плательщиков может вылиться в меры по оптимизации количества расходов, т.е. сокращению персонала или снижение заработной платы. Логичным решением предпринимателей, так же, станет повышение цен на готовую продукцию с целью покрыть налоговые расходы.

Споры об отмене единого налога на вмененный доход никогда не прекращаются. При принятии законов, отменяющих ЕНВД к 2018 году и заменяющих его патентной системой налогообложения для индивидуальных предпринимателей, законодатели преследовали ясную цель повышения числа налогоплательщиков общей и упрощенной систем налогообложения для увеличения налоговых поступлений. Поэтому, несмотря на определённые преимущества планируемой реформы специальных налоговых режимов, уже сейчас начинают проявляться её необратимые последствия, связанные с уходом многих представителей малого бизнеса с рынка или их переходом в сектор теневой экономики.


Библиографический список
  1. Корень А.В., Лещенко Р.И. Налоговые платежи организации и пути их оптимизации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/04/4922 (дата обращения: 17.05.2014).
  2. Корень А.В., Корнева Е.В. Анализ подходов к оценке предпринимательской активности // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2 (41-2). С. 941-944.
  3. Лян М.А., Корень А.В. Налоговое планирование как элемент финансового менеджмента // Современные научные исследования и инновации. – Май 2014. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34488 (дата обращения: 17.05.2014).
  4. Чие Е.Э., Корень А.В. Анализ направлений эффективного использования упрощённой системы налогообложения // Современные научные исследования и инновации. – Май 2014. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34528 (дата обращения: 17.05.2014).


Все статьи автора «Андрей Владимирович Корень»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: