УДК 159.99

ФЕНОМЕН ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Соболева Елена Владимировна1, Шумакова Ольга Алексеевна2
1Южно-Уральский государственный медицинский университет, преподаватель кафедры психологии
2Южно-Уральский государственный медицинский университет, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии

Аннотация
В статье дан теоретический анализ феномена жизнестойкости. Представлены взгляды зарубежных и отечественных исследователей по проблеме жизнестойкости, выделены основные компоненты жизнестойкости, определяющие меру противостояния в стрессовых ситуациях.

Ключевые слова: жизнестойкость, личностное развитие, потенциал личности, стрессовые ситуации., структура жизнестойкости


THE PHENOMENON OF HARDINESS IN FOREIGN AND DOMESTIC RESEARCH

Soboleva Elena Vladimirovna1, Shumakova Olga Alekseevna2
1South Ural State Medical University, Teacher, Department of Psychology
2South Ural State Medical University, PhD in psychology. s., assistant professor Department of Psychology

Abstract
The paper gives a theoretical analysis of the phenomenon of hardiness. Presents the views of foreign and domestic researchers on the issue of viability, and the main components of hardiness, defining a measure of confrontation in stressful situations.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Соболева Е.В., Шумакова О.А. Феномен жизнестойкости в зарубежных и отечественных исследованиях // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34519 (дата обращения: 02.06.2017).

Экстремальные условия жизни, постоянно повышающиеся требования к человеку как личности, как специалисту вынуждают нас задействовать специальные механизмы, помогающие не только адаптироваться в современной жизни, но и развиваться, быть конкурентноспособными профессионалами. Таким внутренним компонентом личностного и профессионального развития является психологический феномен жизнестойкости. В последнее время стали актуальными исследования феномена жизнестойкости, его связи с другими личностными качествами, способами использования компонентов жизнестойкости в различных трудных жизненных ситуациях, сопряженных с воздействием стрессовых факторов.

В психологических исследованиях накопилось много информации о последствиях воздействия ускоряющегося и технологичного ритма жизни, являющегося стрессогенным фактором для человека в которых описаны механизмы формирования деструктивных, невротических и тревожных личностей, в  частности, теория Фрейда и его последователей (Юнга, Адлера), которых можно отнести к представителям психоанализа в его первичном варианте, Эриксона, Фромма, Хорни, Маслоу и Роджерса – к гуманистической психологии и др. [1].

 Это и концепция социально-психологического благополучия, являющаяся основой личного счастья, представленная в зарубежном направлении «Новая позитивная психология» (К. Петерсон, М. Селигман, М. Чиксентимихайи) [2, с. 3].

А также работы, посвященные психосоматическим заболеваниям, представленные такими авторами, как Alexander F., 1951; Смулевич А.Б., 2000; Han J.N., 2000; Bosner F., 2001; Abellan A.J., 2003 и др. [3, с. 4].

Но в литературе не хватает концепций, которые объясняли бы механизмы противостояния стрессам, сохранения здоровья и счастья. Наиболее правильную концепцию, на наш взгляд, предложилиМадди и Кошаба. Авторы исследуют связь “hardiness” и психического здоровья студентов и заключают, что “hardiness” может отражать общий знаменатель психического здоровья человека [12].

Можно сказать, что жизнестойкость представляет совокупность навыков и установок, которые помогают изменять поведение при преодолении стрессовой ситуации.  Таким образом, Мадди выделил три компонента жизнестойкости. Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Этот феномен, включающий в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Уровень сформированности каждого свойства и уровня жизнестойкости препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardycoping) со стрессами и восприятия их как менее значимых.

Вовлеченность (commitment)  способствует тому, чтобы человек независимо от обстоятельств помнил, что жизнь стоит того, чтобы жить.

Контроль (control) позволяет благодаря ресурсам, которые есть у человека или которые он может развить справиться с ситуацией.

Принятие риска (challenge) создает ситуацию, в которой за все, что происходит с человеком, он должен благодарить, так как это позволяет ему развиваться [5, с. 4].

Проблема жизнестойкости как механизма личностного развития интересовала человечество во все времена, только была представлена другими терминами, но близкими по значению. Корни этого феномена прослеживаются в античном философском направлении стоицизме. Философы Зенон Сенека, Марк Аврелий обосновывали разумную природу человека и необходимость стоического отношения к происходящим событиям, не подвластным воле человека. Важным моментом их концепции было то, что трудные жизненные ситуации не могут навредить человеку против его воли, так как важна не сама ситуация, а эмоциональное реагирование на нее. Философы призывали отвечать на события разумом, а не эмоциями [6, с. 7].

Ф. Ницше, когда говорил «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее» подразумевал внутренний стержень, который позволяет человеку не ломаться, а всего лишь гнуться и разрешать трудности.

По мнению ученых, когнитивное осмысление в стрессовых ситуациях является важным рычагом для прохождения сквозь трудности в более успешное будущее. Этот механизм тесно связан с поиском смысла в данной ситуации. Поиск смысла в любой ситуации, какой бы безвыходной она не казалась хорошо освещен в концепции бывшего узника Освенцима, австрийского психиатра Виктора Франкла. Он предложил гуманистическую методику «лечение смыслом», которую описал в книге «Человек в поисках смысла». Для того, чтобы пройти жизненный отрезок страданий и лишений Виктор Франкл определил себе цель выжить и рассказать следующим поколениям о лагерной жизни,  тем самым он поставил себя выше ситуации и обрел смысл [7].

Виктор Франкл говорил об «упрямстве духа» — дух упрям, вопреки страданиям, которые может испытывать тело, вопреки разладу, который может испытывать душа [8, с. 3].

Интересно, что данная формулировка В. Франкла созвучна с известным определением русского народа — «Великий Русский Дух», воспетый в произведения известных русских писателей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.В. Гоголя и многих других как некоторый внутренний стержень, позволяющий проходить через все невзгоды, страдания, тяготы войны.

Ряд западных психологов предложили созвучные понятия в рамках экзистенциальной психологии.  П. Тиллих использовал понятие «отвага быть», которое о определяет готовность действовать вопреки онтологической тревоге [9].

Л. А. Александрова в своих исследованиях проанализировала сходные исследования зарубежных авторов: Ла Грека рассматривает психологические факторы совладания со стрессом. Согласно исследованиям Солканы и Сикоры, занимавшихся отношениями между “hardiness” и напряжением в условиях, индуцирующих тревогу, личности с меньшим уровнем тревожности и высокими показателями hardiness продемонстрировали более слабые физиологические реакции при столкновении с ситуацией стресса. Шейер и Карвер изучали влияние ожидания результата на физическое благополучие человека. Шарли и соавторы показали, что высокая напряженность деятельности, выраженность черт характера типа А, низкий уровень социальной поддержки, неэффективные копинг-стратегии и низкий уровень когнитивного компонента hardiness у человека являются показателями, на основе которых можно прогнозировать более низкий уровень физического и психологического здоровья [10].

В отечественной психологии различным аспектам жизнестойкости посвящено много работ. Среди них, теория о жизнетворчестве. Которое представляется как расширение мира (Д. А. Леонтьев) концепции жизнестойкости в психологии (Л.А. Александрова), жизнестойкость как психологический феномен (Д.М. Сотниченко), связь жизнестойкости с кризисом идентичности (М.Ю. Кузьмин), личностно-ситуационное взаимодействие (Е.Ю. Коржова), психологическое содержание жизнестойкости личности студентов (М. В. Логинова) и др.

В зарубежной и отечественной литературе отечественной литературе отдельные черты жизнестойкости выражены в определениях. Некоторые из них мы рассмотрим ниже.

По Д. А. Леонтьеву, жизнестойкость – черта, характеризующаяся мерой преодоления личностью заданных обстоятельств, а в конечном счете мерой преодоления личностью самой себя [11].

О. А. Березкина определяет жизнестойкость как личностное состояние человека, достигаемое им в процессе его упорной деятельности в социальной среде, которая воздействует на него, развивает и обогащает все сферы его психики, позволяя ему выстроить свой «фундамент» жизнестойкости за счет своей энергии, воли и чувств [12].

Жизнестойкость  представляет собой сложное структурированное психологическое образование, определяемое как развивающаяся система убеждений, способствующих развитию готовности управлять ситуацией повышенной сложности. Содержание жизнестойкости характеризуется экстраверсией, пластичностью, активностью, искренностью, интернальной локализацией контроля [13].

На основании вышесказанного можно отметить, что отметить, что зарубежные авторы делают упор на психологическое здоровье. В работах отечественных и зарубежных авторов феномен жизнестойкости, помимо базовых характеристик личности включает когнитивный критерий (осмысление и оценка ситуации), поведенческий (навыки преодоления), мотивационный (мотив деятельности) и эмоциональный (эмоциональный (эмоциональное реагирование в сложной ситуации).

Как отмечает А. Н. Фоминова, жизнестойкость имеет содержательную сторону, которая включает содержательную сторону: поиск смысла в данной ситуации, выработку ценностей, интеграцию позиций, осознание интересов, прояснение отношений; и практическую сторону: способ действия, умения, навыки, развитие ресурсов [14].

Таким образом, анализируя структуру жизнестойкости, мы можем выделить ряд критериев, соотношение и развитие которых позволит изменить отношение к стрессовым условиям жизни. Для того, чтобы избежать нарушения здоровья и изменить себя и свою жизнь, увеличивая интерес к жизни, осмысляя ценность своего бытия и себя как ценностной личностью с набором качеств и ресурсов, помогающих преодолевать сложные жизненные ситуации.


Библиографический список
  1. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.–  С. 82-90.
  2. Башкатов С. А. Разноуровневые факторы личностного благополучия. Автореф.  дис.  канд. псих. наук Челябинск – 2013. – 26 с.
  3. Березкина О.А. Актуализация и развитие жизнестойких качеств личности будущих специалистов. Автореф. дис.  канд. пед. наук. – Комсомольск-на-Амуре, 2006. – 23 с.
  4. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — 63 с.
  5. Логинова М. В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов: дисс. … канд. психол. наук. М., 2010. — 225 с.
  6. Мадди С. Смыслообразование в процессе принятия решений // Смысл. 2005. №6. С. 17-21.
  7. Новикова И. А. Психофизиологические аспекты формирования психосоматических заболеваний: дисс. …  доктора мед. наук Архангельск, 2005. —  394 с.
  8. Сохань И.В. Современные теории личности и ее развития. Интернет-ресурс, код доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/sohan%5Fsovr
  9. Урбанович Е. В. Интернет-ресурс, код доступа: http://psyconsultancy.ru/krizis-i-perspektivy
  10. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. Монография. – М.: МПГУ, 2012. – 152с.
  11. Франкл Виктор. Сказать жизни “Да”: психолог в концлагере. Москва: Смысл, 2004. —  176 с.
  12. Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. – 1994. – Oct. – Vol. 63. – N 2. - Р. 265 – 274.
  13. Maddi, S.R. Relevance of Hardiness Assessment and Training to the Military Context / Military Psychology, 2007, 19(1), p 61-70.
  14. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. Монография. – М.: МПГУ, 2012. – 152с


Все статьи автора «Соболева Елена Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: