Экстремальные условия жизни, постоянно повышающиеся требования к человеку как личности, как специалисту вынуждают нас задействовать специальные механизмы, помогающие не только адаптироваться в современной жизни, но и развиваться, быть конкурентноспособными профессионалами. Таким внутренним компонентом личностного и профессионального развития является психологический феномен жизнестойкости. В последнее время стали актуальными исследования феномена жизнестойкости, его связи с другими личностными качествами, способами использования компонентов жизнестойкости в различных трудных жизненных ситуациях, сопряженных с воздействием стрессовых факторов.
В психологических исследованиях накопилось много информации о последствиях воздействия ускоряющегося и технологичного ритма жизни, являющегося стрессогенным фактором для человека в которых описаны механизмы формирования деструктивных, невротических и тревожных личностей, в частности, теория Фрейда и его последователей (Юнга, Адлера), которых можно отнести к представителям психоанализа в его первичном варианте, Эриксона, Фромма, Хорни, Маслоу и Роджерса – к гуманистической психологии и др. [1].
Это и концепция социально-психологического благополучия, являющаяся основой личного счастья, представленная в зарубежном направлении «Новая позитивная психология» (К. Петерсон, М. Селигман, М. Чиксентимихайи) [2, с. 3].
А также работы, посвященные психосоматическим заболеваниям, представленные такими авторами, как Alexander F., 1951; Смулевич А.Б., 2000; Han J.N., 2000; Bosner F., 2001; Abellan A.J., 2003 и др. [3, с. 4].
Но в литературе не хватает концепций, которые объясняли бы механизмы противостояния стрессам, сохранения здоровья и счастья. Наиболее правильную концепцию, на наш взгляд, предложилиМадди и Кошаба. Авторы исследуют связь “hardiness” и психического здоровья студентов и заключают, что “hardiness” может отражать общий знаменатель психического здоровья человека [12].
Можно сказать, что жизнестойкость представляет совокупность навыков и установок, которые помогают изменять поведение при преодолении стрессовой ситуации. Таким образом, Мадди выделил три компонента жизнестойкости. Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Этот феномен, включающий в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Уровень сформированности каждого свойства и уровня жизнестойкости препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardycoping) со стрессами и восприятия их как менее значимых.
Вовлеченность (commitment) способствует тому, чтобы человек независимо от обстоятельств помнил, что жизнь стоит того, чтобы жить.
Контроль (control) позволяет благодаря ресурсам, которые есть у человека или которые он может развить справиться с ситуацией.
Принятие риска (challenge) создает ситуацию, в которой за все, что происходит с человеком, он должен благодарить, так как это позволяет ему развиваться [5, с. 4].
Проблема жизнестойкости как механизма личностного развития интересовала человечество во все времена, только была представлена другими терминами, но близкими по значению. Корни этого феномена прослеживаются в античном философском направлении стоицизме. Философы Зенон Сенека, Марк Аврелий обосновывали разумную природу человека и необходимость стоического отношения к происходящим событиям, не подвластным воле человека. Важным моментом их концепции было то, что трудные жизненные ситуации не могут навредить человеку против его воли, так как важна не сама ситуация, а эмоциональное реагирование на нее. Философы призывали отвечать на события разумом, а не эмоциями [6, с. 7].
Ф. Ницше, когда говорил «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее» подразумевал внутренний стержень, который позволяет человеку не ломаться, а всего лишь гнуться и разрешать трудности.
По мнению ученых, когнитивное осмысление в стрессовых ситуациях является важным рычагом для прохождения сквозь трудности в более успешное будущее. Этот механизм тесно связан с поиском смысла в данной ситуации. Поиск смысла в любой ситуации, какой бы безвыходной она не казалась хорошо освещен в концепции бывшего узника Освенцима, австрийского психиатра Виктора Франкла. Он предложил гуманистическую методику «лечение смыслом», которую описал в книге «Человек в поисках смысла». Для того, чтобы пройти жизненный отрезок страданий и лишений Виктор Франкл определил себе цель выжить и рассказать следующим поколениям о лагерной жизни, тем самым он поставил себя выше ситуации и обрел смысл [7].
Виктор Франкл говорил об «упрямстве духа» — дух упрям, вопреки страданиям, которые может испытывать тело, вопреки разладу, который может испытывать душа [8, с. 3].
Интересно, что данная формулировка В. Франкла созвучна с известным определением русского народа — «Великий Русский Дух», воспетый в произведения известных русских писателей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.В. Гоголя и многих других как некоторый внутренний стержень, позволяющий проходить через все невзгоды, страдания, тяготы войны.
Ряд западных психологов предложили созвучные понятия в рамках экзистенциальной психологии. П. Тиллих использовал понятие «отвага быть», которое о определяет готовность действовать вопреки онтологической тревоге [9].
Л. А. Александрова в своих исследованиях проанализировала сходные исследования зарубежных авторов: Ла Грека рассматривает психологические факторы совладания со стрессом. Согласно исследованиям Солканы и Сикоры, занимавшихся отношениями между “hardiness” и напряжением в условиях, индуцирующих тревогу, личности с меньшим уровнем тревожности и высокими показателями hardiness продемонстрировали более слабые физиологические реакции при столкновении с ситуацией стресса. Шейер и Карвер изучали влияние ожидания результата на физическое благополучие человека. Шарли и соавторы показали, что высокая напряженность деятельности, выраженность черт характера типа А, низкий уровень социальной поддержки, неэффективные копинг-стратегии и низкий уровень когнитивного компонента hardiness у человека являются показателями, на основе которых можно прогнозировать более низкий уровень физического и психологического здоровья [10].
В отечественной психологии различным аспектам жизнестойкости посвящено много работ. Среди них, теория о жизнетворчестве. Которое представляется как расширение мира (Д. А. Леонтьев) концепции жизнестойкости в психологии (Л.А. Александрова), жизнестойкость как психологический феномен (Д.М. Сотниченко), связь жизнестойкости с кризисом идентичности (М.Ю. Кузьмин), личностно-ситуационное взаимодействие (Е.Ю. Коржова), психологическое содержание жизнестойкости личности студентов (М. В. Логинова) и др.
В зарубежной и отечественной литературе отечественной литературе отдельные черты жизнестойкости выражены в определениях. Некоторые из них мы рассмотрим ниже.
По Д. А. Леонтьеву, жизнестойкость – черта, характеризующаяся мерой преодоления личностью заданных обстоятельств, а в конечном счете мерой преодоления личностью самой себя [11].
О. А. Березкина определяет жизнестойкость как личностное состояние человека, достигаемое им в процессе его упорной деятельности в социальной среде, которая воздействует на него, развивает и обогащает все сферы его психики, позволяя ему выстроить свой «фундамент» жизнестойкости за счет своей энергии, воли и чувств [12].
Жизнестойкость представляет собой сложное структурированное психологическое образование, определяемое как развивающаяся система убеждений, способствующих развитию готовности управлять ситуацией повышенной сложности. Содержание жизнестойкости характеризуется экстраверсией, пластичностью, активностью, искренностью, интернальной локализацией контроля [13].
На основании вышесказанного можно отметить, что отметить, что зарубежные авторы делают упор на психологическое здоровье. В работах отечественных и зарубежных авторов феномен жизнестойкости, помимо базовых характеристик личности включает когнитивный критерий (осмысление и оценка ситуации), поведенческий (навыки преодоления), мотивационный (мотив деятельности) и эмоциональный (эмоциональный (эмоциональное реагирование в сложной ситуации).
Как отмечает А. Н. Фоминова, жизнестойкость имеет содержательную сторону, которая включает содержательную сторону: поиск смысла в данной ситуации, выработку ценностей, интеграцию позиций, осознание интересов, прояснение отношений; и практическую сторону: способ действия, умения, навыки, развитие ресурсов [14].
Таким образом, анализируя структуру жизнестойкости, мы можем выделить ряд критериев, соотношение и развитие которых позволит изменить отношение к стрессовым условиям жизни. Для того, чтобы избежать нарушения здоровья и изменить себя и свою жизнь, увеличивая интерес к жизни, осмысляя ценность своего бытия и себя как ценностной личностью с набором качеств и ресурсов, помогающих преодолевать сложные жизненные ситуации.
Библиографический список
- Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.– С. 82-90.
- Башкатов С. А. Разноуровневые факторы личностного благополучия. Автореф. дис. канд. псих. наук Челябинск – 2013. – 26 с.
- Березкина О.А. Актуализация и развитие жизнестойких качеств личности будущих специалистов. Автореф. дис. канд. пед. наук. – Комсомольск-на-Амуре, 2006. – 23 с.
- Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — 63 с.
- Логинова М. В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов: дисс. … канд. психол. наук. М., 2010. — 225 с.
- Мадди С. Смыслообразование в процессе принятия решений // Смысл. 2005. №6. С. 17-21.
- Новикова И. А. Психофизиологические аспекты формирования психосоматических заболеваний: дисс. … доктора мед. наук Архангельск, 2005. — 394 с.
- Сохань И.В. Современные теории личности и ее развития. Интернет-ресурс, код доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/sohan%5Fsovr
- Урбанович Е. В. Интернет-ресурс, код доступа: http://psyconsultancy.ru/krizis-i-perspektivy
- Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. Монография. – М.: МПГУ, 2012. – 152с.
- Франкл Виктор. Сказать жизни “Да”: психолог в концлагере. Москва: Смысл, 2004. — 176 с.
- Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. – 1994. – Oct. – Vol. 63. – N 2. - Р. 265 – 274.
- Maddi, S.R. Relevance of Hardiness Assessment and Training to the Military Context / Military Psychology, 2007, 19(1), p 61-70.
- Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. Монография. – М.: МПГУ, 2012. – 152с