УДК 37

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ

Иванова Любовь Юрьевна
Иркутский государственный университет

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы актуальности развития ловкости детей 6-го года жизни.

Ключевые слова: дошкольный возраст, развитие ловкости


IMPORTANCE OF THE AGILITY DEVELOPMENT OF 6 YEARS OLD CHILDREN

Ivanova Lyubov Yurevna
Irkutsk State University

Abstract
This article is about importance of the agility development of 6 years old children.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Иванова Л.Ю. Актуальность развития ловкости детей 6-го года жизни // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34461 (дата обращения: 30.09.2017).

Научный руководитель – Шинкарёва Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент Восточно-Сибирской академии образования. (г. Иркутск)

Дети с рождения стремятся к движению. Огромную  потребность в нем, как правило, дети стремятся удовлетворить через игру. В дошкольном возрасте формируются жизненно важные базовые навыки и умения, образуя фундамент для дальнейшего развития; создается основа двигательного опыта, происходит освоение движений, из которых впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека.

Ускоренный темп современной жизни требует проявления находчивости, воли, способности к быстрому освоению в меняющихся условиях,  переключению и концентрации внимания  на наиболее важных для человека ситуациях.

Вышеописанные качества физического воспитания  можно объединить   в одно понятие – “ловкость”.  Именно  она  отвечает  за  точность и согласованность движений в меняющихся условиях, способность быстро и эффективно овладеть новыми движениями. [1; 16].

Показателем ловкости считается  координационная сложность движений. Немаловажным показателем считается время, затраченное на овладение сложными движениями и степень готовности, достигаемая в данном упражнении после проведённых занятий.

Развитие ловкости – важнейший педагогический процесс, который необходимо осуществлять уже на первой ступени образования – в дошкольном возрасте.

Показатели физического развития детей дошкольного возраста в последние годы свидетельствуют о низком уровне двигательного развития примерно у 30%  дошкольников. Недостаток  движения оказывает влияние на здоровье, развитие и получение знаний. В дошкольных учреждениях вопрос здоровья детей является главным, а приоритетным направлением является физическое развитие. Поэтому вышеприведенная статистика требует к себе особого внимания и принятия мер по исправлению ситуации.

Ловкость развивается медленно. Наибольшие сдвиги в координации движений у детей наблюдаются в возрасте от 7 до 12-13 лет. В этот период создается основа для овладения сложными навыками. Следовательно, старший дошкольный возраст – это сенситивный период для создания предпосылок развития ловкости детей. Именно в этом возрасте развитие координации дает наибольший эффект. Дети очень легко осваивают технику сложных физических упражнений.

О степени ловкости можно судить по тому, насколько успешно решается нестандартная двигательная задача, насколько выполняемые двигательные действия соответствуют сложившейся в данный момент ситуации.

Развитию ловкости способствует систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение улучшает координацию движений, повышает пластичность нервной системы и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Также, развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Например, в подвижных играх детям необходимо постоянно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро решать сложные двигательные задачи, требуемые игровой ситуацией.

Ловкость совершенствуют в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, где требуется точность, быстрота и координированность движений. Для развития ловкости полезны упражнения из гимнастики (без предметов, с предметами, на снарядах), акробатики (прыжки с трамплина, на батуте), упражнения с большими мячами – передачи, перебрасывания, ловля и др. Используют игры, побуждающие ребят переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке, и спортивные игры [2; 54].

Для развития ловкости необходимо использовать различные игры и их варианты, добиваясь присутствия всех ее компонентов. Не следует также забывать, что в подвижных играх, воспитывающих ловкость, физические упражнения требуют напряженной работы многих физиологических систем, поэтому в таких играх дети могут быстро утомляться, и тогда воздействие игры окажется неэффективным. Обычно игры, развивающие ловкость, применяются либо в начале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха.

Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения, с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур) [3; 29].

Игры с мячом играют особую роль в формировании координационных качеств ребенка. Они развивают ориентировку в пространстве, регулируют точность и силу броска, развивают ловкость, глазомер, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что очень важно как для гипервозбудимых, так и малоподвижных детей. Кроме этого, игры и упражнения с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – сердца, легких, улучшают обмен веществ.

Игры с мячом укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. Игры с мячом развивают сообразительность, быстроту мышления, повышают умственную активность и ориентировку в пространстве. Ребенок, играя в команде, учится согласовывать свои действия с действиями товарищей, при этом, у него воспитывается ответственность, сдержанность, решительность, самообладание и воля, обогащается его сенсомоторный опыт[4; 56].

Игры подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей, склонностей и интересов ребенка. В таких играх используются некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста.

Таким образом, работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ловкости может успешно проводиться посредством сᴨециально подобранных игр и упражнений с мячом.

Вопрос развития ловкости у детей 6-го года жизни наряду со снижением двигательной активности дошкольников весьма актуален сейчас. И от того, насколько серьезно к нему отнесутся дошкольные педагоги, будет зависеть развитие и благополучие ребенка в постоянно меняющемся современном мире, где требуются проявление воли и находчивости.  «Двигательная ловкость — это своего рода двигательная находчивость…», – писал Н. А. Бернштейн.[5; 27]


Библиографический список
  1. Антропова М., Кольцова М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. – М.: Медицина. ‒ 1983. – 320 с.
  2. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. ‒ М.: Владос. ‒ 2000. ‒ 262 с.
  3. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение. ‒ 1985. – 160 с.
  4. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Р.М. Миронова. ‒ Минск: Нарасвета. ‒ 1989. ‒ 176 с.
  5. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288 с. с ил.


Все статьи автора «Иванова Любовь Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: