УДК 37

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ

Григорьева Оксана Александровна
Иркутский государственный университет

Аннотация
В данной статье рассматриваются нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей 6-го года жизни.

Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования, развитие творческого воображения детей, творческая деятельность ребенка


UNCONVENTIONAL TECHNIQUES OF DRAWING AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION OF CHILDREN OF THE 6TH YEAR OF LIFE

Grigoreva Oksana Aleksandrovna
Irkutsk State University

Abstract
This paper describes unconventional techniques of drawing as a means of development of creative imagination of children of the 6th year of life.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Григорьева О.А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей 6-го года жизни // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34360 (дата обращения: 04.06.2017).

Научный руководитель: Шинкарева Надежда Алексеевна,

кандидат педагогических наук, доцент ВСГАО г.Иркутска

Развитие творческого воображения детей является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. На значение воображения и фантазии в жизни ребенка дошкольного возраста обращали внимание практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития, в их числе ‒ В. Штерн, Д. Дьюи, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн. Многие педагоги современности ‒ Т.Н. Доронова, Д.И. Воробьева, А.В. Шестакова, Л.В. Костина, 3.И. Теплова ‒ стремятся создать новые технологии, позволяющие более эффективно развивать творчество детей через продуктивную деятельность.

Творческое воображение является предпосылкой эффективности усвоения новых знаний, условием творческого преобразования окружающей действительности, способствует саморазвитию личности.

Воображение – это процесс порождения образов в отсутствии реальной стимуляции органов чувств со стороны объективно существующих явлений и предметов. Воображение находится в тесной связи со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью. Деятельность творческого воображения  опосредована потребностями практической преобразующей деятельности человека. Все образы воображения основываются на представлениях и впечатлениях, полученных в реальной жизни.

Воображение, как и другие познавательные процессы, нуждается в развитии. Оно возникает и  развивается в процессе основных видов деятельности ‒ игры, труда, учения, общения, в том числе через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительному искусству.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Нами был разработан проект, цель которого – создать педагогические условия для развития творческого воображения старших дошкольников через использование нетрадиционных техник и приемов рисования. Система включает 8 занятий по рисованию: сформулированы их цели, подобраны необходимые средства обучения, перечислено оборудование, раскрыты основные моменты реализации нетрадиционных техник рисования на занятиях со старшими дошкольниками. Каждое из занятий имеет тему: игрушки, природа, времена года, праздники, игры. Это способствует приданию личностного смысла художественному творчеству детей.

Нетрадиционные техники рисования, отобранные нами для занятий с детьми 6 лет, способствующие развитию их творческого воображения следующие: оттиск пенопластом, предметная и пейзажная монотипия, рисование по мокрой бумаге, набрызг, рисование по сжатой бумаге, кляксография с трубочкой, обрывание бумаги, рисование нитками. Используя перечисленные техники рисования, дети быстро осваивают новые навыки, они сразу готовы к созданию своих художественных произведений по образцу. Интерес детей к самой технике способствует появлению и развитию интереса к предмету, к совместной творческой деятельности.

Для исследования особенностей творческого воображения нами подобраны следующие диагностики: «Дорисовывание» и «Завершение рассказа» (автор ‒ Д.Б. Эльконин), тест Е. Торренса «Неполные фигуры», модифицированный тест Г. Роршаха.  В процессе анализа научной литературы по проблеме были выделены  основные компоненты, критерии и показатели развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

В процессе работы нами сформулирован ряд рекомендаций по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях с детьми 6-летнего возраста.

Для занятий воспитателю нужно готовить красивые и разнообразные материалы, чтобы предоставлять детям возможность выбора средств изображения.  Необычное начало работы, применение игровых приемов способствуют созданию и поддержанию интереса детей к нетрадиционному рисованию. На таких занятиях обязательно использование комплексов пальчиковых гимнастик и массажей, непосредственно с теми нетрадиционными материалами, при помощи которых рисуют дети. С целью развития творческого воображения и фантазии старших дошкольников воспитатель может показать детям специальные упражнения.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений, терпения, усидчивости, развивается творчество, мышление, воображение, память. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.

После проведения исследования мы пришли к следующему выводу: чтобы повысить результативность работы с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительному искусству, воспитателю необходимо использовать в своей работе различные нетрадиционные техники рисования.


Библиографический список
  1. Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 12. – 120 с.
  2. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера. – 2005. – 128 с.
  3. Беркимблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. – М.: Политиздат. – 1968. – 368 с.
  4. Брушлинский А.В. Воображение и творчество. // Научное творчество. – М.: Институт практической психологии. – 1969. – 356 с.
  5. Введение в психологию. / Под общей ред. проф. В.В. Петровского. – М.: Изд. центр «Академия». – 1997. – 496 с.
  6. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте: Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение. – 1987. – 325 с.


Все статьи автора «Григорьева Оксана Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: