УДК 330.322.54

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ БЮДЖЕТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МЕСТНЫХ ИНИЦИАТИВ (НА ПРИМЕРЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Цуркан Марина Валериевна
Тверской государственный университет
старший преподаватель кафедры государственного управления

Аннотация
В статье предложены различные подходы к оценке бюджетной и социальной эффективности энергоэффективных региональных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках Программы поддержки местных инициатив с учетом регионального законодательства Тверской области и последствий, к которым могут привести данные проекты.

Ключевые слова: бюджетная эффективность, Программа поддержки местных инициатив, региональный инвестиционный проект, социальная эффективность, энергоэффективность


APPROACHES TO AN ASSESSMENT OF POWER EFFECTIVE REGIONAL INVESTMENT PROJECTS OF THE PROGRAM OF SUPPORT OF LOCAL INITIATIVES (ON THE EXAMPLE OF THE TVER REGION)

Tsurkan Marina Valeriyevna
Tver state university
senior teacher of chair of public administration

Abstract
In article various approaches to an assessment of the budgetary and social efficiency of the power effective regional investment projects realized within the Program of support of local initiatives taking into account the regional legislation of the Tver region and consequences to which can lead these projects are offered.

Keywords: budgetary efficiency, energy efficiency, Program of support of local initiatives, regional investment project, social efficiency


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Цуркан М.В. Различные подходы к оценке бюджетной и социальной эффективности энергоэффективных региональных инвестиционных проектов Программы поддержки местных инициатив (на примере Тверской области) // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34349 (дата обращения: 02.06.2017).

Основными показателями оценки целесообразности финансирования любых инвестиционных проектов из бюджета любого уровня являются показатели бюджетного и социального эффекта, которые отражают бюджетную и социальную эффективность соответственно.
Подходов к оценке бюджетной и социальной эффективности энергоэффективных региональных инвестиционных проектов реализуемых в рамках Программы поддержки местных инициатив (далее – ППМИ) может быть несколько.
Во-первых, оценка энергоэффективных региональных инвестиционных проектов реализуемых в рамках ППМИ может быть реализована на основе общего подхода к оценке всех видов инвестиционных проектов, сформированного на уровне субъекта РФ. 
В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации на региональном уровне приняты нормативно-правовые акты регламентирующие вопросы оценки инвестиционных проектов, претендующих на получение субсидии из бюджета субъекта РФ. 
В Тверской области на региональном уровне подходы к оценке бюджетной и социальной эффективности обозначены в методике оценки эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение субсидий из областного бюджета на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам коммерческих банков, полученных на реализацию инвестиционных проектов[2]. Однако, несмотря на то, что в данной методике обозначен конкретный вид инвестиционного проекта и цель оценки, в ней сформулированы достаточно общие подходы, которые могут быть использованы для оценки любых инвестиционных проектов, претендующих на получение субсидии из бюджета Тверской области, в том числе и для оценки энергоэффективных региональных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках ППМИ.
Согласно методике, принятой на региональном уровне в Тверской области, в основе оценки бюджетной эффективности лежит расчет стоимости баланса налоговых поступлений в консолидированный бюджет области от реализации инвестиционного проекта и средств, направляемых из областного бюджета на его поддержку (сумма субсидии) и выражаться соответствующим коэффициентом, который может быть рассчитан по формуле:

где ДБj – поступления налогов в консолидированный бюджет области от реализации проекта за период j, тыс. рублей;
РБj – средства, направляемые из бюджета области (сумма субсидии), на поддержку проекта в период j, тыс. рублей.
В основе оценки социальной эффективности, согласно указанной методике, лежит расчет коэффициента заработной платы, характеризующий превышение уровня заработной платы по проекту над средним уровнем заработной платы в муниципальном образовании, где реализуется проект, который может быть рассчитан по следующей формуле:
, (2)
где К зплпр - средняя заработная плата по предприятию, тыс. рублей;
Кзплмо - средняя заработная плата в муниципальном образовании, где реализуется проект, тыс. рублей.
Для интерпретации полученных результатов, согласно методике, применяемой в Тверской области, используются следующие показатели:
- критерием уровня бюджетной эффективности, свидетельствующим о целесообразности предоставления субсидии, является положительное значение показателя;
- критерием уровня социальной эффективности, свидетельствующим о целесообразности предоставления субсидии, является значение показателя ≥ 0,9, для малых предприятий значение показателя снижается до 0,7.
Однако, данные подходы, несмотря на свою универсальность, не позволяют оценить такие важные с точки зрения региональной экономики показатели как бюджетная экономия, социальный эффект, отражающий сокращение безработицы и создание новых рабочих мест в регионе, рост валового регионального продукта и т.д.
Расчет бюджетной эффективности энергоэффективных региональных инвестиционных проектов ППМИ с учетом бюджетной экономии может быть произведен как для регионального, так и местного бюджета по следующей формуле: 
, где (3) 
Дtинв - доходы соответствующего бюджета непосредственно от реализации инвестиционного проекта за каждый год расчетного периода, тыс. рублей;
Дtэкон - экономия средств соответствующего бюджета, которая может возникнуть в связи с реализацией инвестиционного проекта ППМИ за каждый год расчетного периода, тыс. рублей;
РБ - расходы соответствующего бюджета на реализацию проекта ППМИ за каждый год расчетного периода, тыс. рублей.
При оценке бюджетной эффективности за первый год расчетного периода (первый год реализации проекта), за РБ принимается сумма одной субсидии, выделяемой на проект или сумма, выделенная на проект из местного бюджета (в зависимости от того, для какого бюджета рассчитывается бюджетная эффективность), в остальные года, РБ = 0;
Sr - ставка рефинансирования установленная Центральным банком Российской Федерации на момент проведения расчетов;
- расчетный период оценки бюджетного эффекта, от tmin = 1 году до tmax = полному сроку окупаемости проекта. 
К доходной части соответствующего бюджета от реализации энергоэффективных проектов, реализуемых в рамках ППМИ можно отнести налоговые и неналоговые поступления в соответствующий бюджет, обусловленные использованием объекта инвестирования.
Например, доходом соответствующего бюджета, не относящимся к налоговым поступлениям, могут быть штрафы и санкции, связанные с проектом (например, за нерациональное использование природных, топливно-энергетических и материальных ресурсов, а также за нецелевое расходование средств).
Распределение налоговых поступлений от реализации проектов между бюджетом Тверской области и местными бюджетами Тверской области осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законодательством Тверской области, а так же нормативными актами, принятыми в муниципальных образованиях.
Бюджетная экономия от реализации энергоэффективного регионального инвестиционного проекта ППМИ в сфере жилищно-коммунального хозяйства может возникнуть в связи с уменьшением коммунальных платежей, что приведет к сокращению бюджетных средств, выделяемых на соответствующие субсидии, предоставляемые населению Тверской области, а так же за счет сокращения затрат соответствующего бюджета на коммунальные услуги теплоснабжения бюджетных организаций.
Однако, и этот подход к оценке бюджетной эффективности можно считать достаточно общим, не отражающим специфику энергоэффективных проектов.
Безусловно, реализация энергоэффективного регионального инвестиционного проекта ППМИ, как реализация любого другого инвестиционного проекта может привести к созданию новых рабочих мест, как во время реализации проекта, так и после. 
При этом, необходимо отметить, что возможность создания новых рабочих мест во время реализации рассматриваемых проектов, по нашему мнению, более реальна, чем возможность создания новых рабочих мест после его реализации. Кроме того, в случае, если проект ППМИ предполагает модернизацию процесса производства теплоэнергии, это может привести к сокращению потребности в работниках теплоснабжающий организации и, соответственно, к сокращению рабочих мест в регионе и даже к отрицательному значению данного социального эффекта. 
Для расчета социального эффекта, отражающего изменения в уровне занятости в регионе в связи с реализацией рассматриваемых проектов ППМИ, можно предложить использовать формулу, выведенную в диссертации Л.В. Якуповой [3], в которой учитывается возможность проявления рассматриваемого социального эффекта, как в положительную, так и отрицательную сторону:
 , (4)
где НД – национальный доход региона, тыс. рублей;
Np – среднегодовая численность работников, занятых в народном хозяйстве региона, человек;
Кп - число рабочих мест, организуемых в случае реализации проекта, человек;
Кс - число мест, подвергаемых сокращению в результате реализации проекта, человек.
Для расчета социального эффекта получаемого при инвестировании энергетической инфраструктуры, отражающего рост валового регионального продукта, можно предложить следующую формулу:
, где (5)
СЭврп - социальный эффект от реализации проекта ППМИ, отражающий прирост ВРП Тверской области. 
 - численность населения, качество жизни которого улучшается в результате реализации инвестиционного проекта за счет повышения качества коммунальных услуг теплоснабжения (численность населения, для которого качество обслуживания улучшается, определяется на основе нормы потребления услуги на 1 чел.); 
 - прирост валового регионального продукта Тверской области на душу населения по прогнозным оценкам на расчетный год реализации проекта, тыс. руб.
Безусловным показателем социальной эффективности реализации энергоэффективных инвестиционных проектов ППМИ, будет являться показатель, отражающий улучшение состояния окружающей среды, то есть экологический эффект. 
Экологический эффект от реализации регионального инвестиционного проекта ППМИ в направлении, которое позволит повысить показатели энергоэффективности в Тверской области можно отнести, улучшение экологической обстановки в регионе. Например, данное улучшение может произойти за счет сокращения выброса газов и иных вредных выбросов в атмосферу и как следствие уменьшения антропогенного воздействия на климат.
В частности, в работе И.В. Васильевской отмечено, что экологический эффект от реализации инвестиционного проекта может быть выражен различными показателями, в том числе: энергоемкостью, выбросами и сбросами в окружающую среду, сроками полезного использования, экономии природных ресурсов и т.д. [2]
Таким образом, оценка экологического эффекта (Сэк) заключается в сравнении стоимостных значений любого из этих показателей («с проектом» и «без проекта») на единицу произведенной теплоэнергии, приведенных в сопоставимый вид. 
Возможность оценки нескольких социальных эффектов может привести к необходимости оценки суммарного социального эффекта, который и будет отражать социальную эффективность конкретного проекта.
И все же все приводимые подходы в недостаточной мере отражают специфику энергоэффективных региональных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках ППМИ.
В частности, одним из специальных подходов к оценке рассматриваемых подходов может быть подход, основанный на расчете бюджетной и социальной эффективности с учетом планируемая величина межтарифной разницы, возникновения которой удалось избежать в результате реализации проекта, а так же с учетом показателя, отражающего полезный отпуск тепла реконструированным объектом теплоснабжения.
В этом случае, для расчета бюджетной эффективности (для регионального и местного бюджета) может быть использована следующая формула:
, (6)
где - планируемая величина межтарифной разницы, возникновения которой удалось избежать в результате реализации регионального инвестиционного энергоэффективного проекта в рамках ППМИ, а не теплоснабжающей организацией в рамках собственных инвестиционных программ, руб./ГКал;
 – полезный отпуск тепла реконструированным объектом теплоснабжения, кв.м;
 – объем финансирования проекта региональным и местным бюджетом, руб.
Социальная эффективность (эффективность для населения, проживающего на территории реализации проекта) может быть определена следующим образом:

, (7)

где - планируемая величина повышения тарифа на теплоснабжение, которого удалось избежать в результате реализации региональных инвестиционных энергоэффективных проектов в рамках ППМИ, руб./кв. м;
 – величина жилищного фонда, который находится в муниципальном образовании реализации проекта, кв.м;
 – объем финансирования проекта населением, руб.
Рассмотрим составляющие этих видов эффективности на примере проекта реконструкции объектов теплоснабжения в муниципальном образовании Тверской области.
Согласно данному подходу энергоэффективный региональный инвестиционный проект можно считать эффективным при значении социальной и бюджетной эффективности больше единицы.
В настоящее время источники производства тепловой энергии и тепловые сети Тверской области во многих муниципальных образованиях находятся в крайне изношенном состоянии, поэтому только использование бюджетных средств муниципальных образований не могут решить проблему совершенствования системы теплоснабжения рассматриваемого региона. Проекты реконструкции котельных являются очень актуальными для многих муниципальных образований, и могут осуществляться по различным технологиям, в том числе имеющим инновационную составляющую.
Например, в Андреапольском районе Тверской области МУП «Андреапольское коммунальное хозяйство» эксплуатирует 10 котельных суммарной установленной мощностью 37,95 Гкал/час и тепловые сети протяженностью 12,04 км. Средний уровень износа теплотехнического оборудования – 59 %, средний уровень износа тепловых сетей – 65 %. Доля потерь тепловой энергии в общем объеме отпуска тепловой энергии сохраняется на высоком уровне (15-27%). Высокий уровень износа котлов не позволяет эксплуатировать оборудование в режиме полной загрузки. Большинство котлов эксплуатируется на пониженных параметрах, что приводит к понижению КПД котлоагрегатов и котельной в целом.
В то же время в рамках современных технологий при использовании возможностей привлечения финансирования в рамках ППМИ муниципальное образование Андреапольский район Тверской области может реализовать для реконструкции одной из котельных, находящихся на его территории проект, разработанный ООО «Балткотломаш». Это проект использования механизированного предтопка для утилизации отработанных шпал мощностью 4 МВт, который обеспечит полезный отпуск 13 824 Гкал/год.
Эффекты при реализации данного проекта будут складываться: 
- из денежных средств, которые могут быть получены за прием на утилизацию отработанных шпал от ОАО «РЖД» (как опасных отходов); 
- из экономии денежных средств, которые теплоснабжающая организация не тратит на закупку дополнительных объемов топлива (мазута, бурого угля и проч.), необходимого для производства тепловой энергии на котельных (котлах), где предполагается установка предтопка.
Стоимость утилизации одной шпалы для ОАО «РЖД» на 2013 год составляла 150 рублей. Принимается, что данная цена будет зафиксирована на период планирования проекта. Предтопок мощностью 4 МВт по оценкам специалистов потребляет за один отопительный период 126 720 шпал. Итого может быть получено 19 008 тыс. рублей.
Например, если котел традиционно потребляет в качестве топлива бурый уголь, то предтопок мощностью 4 МВт обеспечит полезный отпуск 13 824 Гкал/год и обеспечит годовую экономию в размере 13 824 Гкал * 960 руб./Гкал = 13271,0 тыс. рублей для Европейской части РФ. (Стоимость бурого угля для Европейской части РФ соответственно – 4000 рублей. Аналогичные затраты на выработку 1 Гкал тепла составляют 960 руб./Гкал).
Сметная стоимость проекта составляет 11 680 тыс. руб., в том числе: 
- проектные работы (без оплаты государственной экспертизы) – 2000 тыс. рублей;
- стоимость закупаемых механизмов, оборудования – 5000 тыс. рублей;
- стоимость строительно-монтажных работ – 2500 тыс. рублей; 
- стоимость пусконаладочных работ – 780 тыс. рублей;
- стоимость гидравлического дровокола-пилы – 400 тыс. рублей. 
Стоимость системы очистки предтопка от взвешенных частиц – 1000 тыс. рублей.
Оценка эксплуатационных расходов по проекту:
- затраты на топливо принимаются равными нулю;
- затраты на электроэнергию, необходимые для круглогодичной бесперебойной работы предтопка: 
18 кВт*24*365*0,5 = 78 840 кВт*ч
78 840 кВт*ч * 3,5 руб./кВт*ч = 275,94 тыс. рублей в год
Затраты на электроэнергию, необходимые для подготовки топлива: 
20 кВт*24*365*0,3 = 52 560 кВт*ч
52 560 кВт*ч * 3,5 руб./кВт*ч = 183,96 тыс. рублей в год
Затраты на заработную плату с начислениями определены исходя из потребности в персонале: на подготовку топлива – 2 чел*4 смены = 8 человек; на подачу топлива – 2 чел*4 смены = 8 человек. Всего – 16 человек. Средняя заработная плата – 15 000 рублей в месяц. Страховые взносы (30,2%) – 4530 рублей в месяц. Итого годовые затраты на заработную плату – 19,53 тыс. рублей*16*12 = 3749,8 тыс. рублей в год. 
Затраты на текущий ремонт по предтопку оценочно составляют 100,0 тыс. рублей в год. 
Амортизационные отчисления по предтопку рассчитываются исходя из срока их использования, который соответствует амортизационной группе оборудования. Срок использования котлов (амортизационный период) составляет 10 лет (пятая амортизационная группа). 
Таким образом, ежегодные амортизационные отчисления составляют 
1068 тыс. рублей. 
Итого годовые эксплуатационные затраты – 5 377,7 тыс. рублей в год. 
Для Андреапольского района Тверской области бюджетная эффективность (эффективность для регионального и местного бюджетов, участвующих в финансировании проекта) составит:
Для Андреапольского района Тверской области социальная эффективность (эффективность для регионального и местного бюджетов, участвующих в финансировании проекта) составит:
 
По данному проекту для Андреапольского района Тверской области социальная эффективность (эффективность для населения, проживающего на территории реализации проекта) составит:
 

То есть, данный энергоэффективный региональный инвестиционный проект, в случае реализации в рамках ППМИ будет эффективен, как с бюджетной, так и социальной точки зрения.


Библиографический список
  1. Васильевская И.В. Инновационный менеджмент. М. 2009. – 128 с.
  2. Методика оценки эффективности инвестиционных проектов организаций, претендующих на получение субсидий из областного бюджета на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам коммерческих банков, полученным на реализацию инвестиционных проектов, утверждена распоряжением заместителя губернатора Тверской области А.А. Лошаковым №374-па от 10.10. 2010
  3. Якупова Л. В. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук «Оценка эффективности финансирования и реализации региональных инвестиционных проектов», специальность: 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством  (Региональная экономика), 08.00.10  Финансы, денежное обращение и кредит, Уфа, 2001 г. – 177 с. РГБ ОД, 61:02-8/102-0


Все статьи автора «Цуркан Марина Валериевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: