УДК 327.7

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ДОГОВОРА О ВТО

Данилов Роман Сергеевич
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

Аннотация
В статье кратко рассмотрены факторы ведения малого предпринимательства в России в условиях присоединения к ВТО. Затронуты проблемы, возникшие на пути постепенного внедрения российской экономики в мировое экономическое пространство. Приведены примеры факторов нарушений странами участницами договора правил о Всемирной торговой организации.

Ключевые слова: Антидемпинговые меры, бизнес, Всемирная торговая организация, ВТО, малый бизнес, Проблемы развития, Протекционизм, Россия


TOPICAL ISSUES OF COMPETITIVENESS OF REGIONAL BUSINESS CONDITIONS IN THE AGREEMENT ON WTO

Danilov Roman Sergeevich
Moscow State University of Economics, Statistics, and Informatics

Abstract
In this article we briefly discuss the factors conducting small business in Russia in terms of accession to the WTO. The problems encountered in the gradual introduction of the Russian economy into the world economy. Are examples of factors participating countries treaty violations of the rules of the World Trade Organization.

Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Данилов Р.С. Актуальные вопросы конкурентоспособности регионального предпринимательства в условиях договора о ВТО // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33786 (дата обращения: 03.06.2017).

Актуальные проблемы, связанные с вопросами построения порядка ведения предпринимательской деятельности малым и средним бизнесом в регионе в свете изменившихся экономических условий после вступления России в ВТО, давно привлекают внимание отечественных и зарубежных ученых, а также непосредственно самих предпринимателей.

И в самом деле, вступление России в ВТО является сильным толчком к созданию сильной, эффективной экономики страны в целом и к улучшению имиджа России как полноправного члена международной торговли. Данный шаг был поддержан российским экономическим сообществом, но однозначно определить дальнейшую тенденцию развития отечественной экономики на ближайшие несколько лет очень трудно. Естественно, вступление России в ВТО напрямую связано с дальнейшим процессом глобализации экономики и сам механизм постепенного внедрения российской экономики в мировое экономическое пространство будет иметь определённые трудности во время его реализации.

Как указывают средства массовой информации президент Владимир Путин не раз выражал уверенность, что членство России в ВТО несет за собой больше плюсов, чем минусов. И в стратегическом плане даст мощный импульс для динамичного и инновационного развития российской экономики. Вместе с тем, по его мнению, надо понимать, что вступление России в ВТО – это новая реальность, рост конкуренции – серьезный вызов для российской экономики и для целого ряда ее отраслей.[1] В свою очередь следует отметить главную деталь из вышеприведенной цитаты, что более уязвимыми в глобальном экономическом пространстве в плане конкурентоспособности будет малый бизнес, и задача обеспечения конкурентоспособной атмосферы на региональном рынке для указанных участников является насущной и злободневной.

Возникает существенный вопрос обеспечения конкурентоспособности для малого и среднего бизнеса, какие методы будут более существенными в сложившихся экономических обстоятельствах?

Если рассматривать существующий механизм в разрезе действующего законодательства, то в рамках федерального закона от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»[2] предусмотрены специальные защитные меры, которые применяются по решению Правительства Российской Федерации в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения серьезного ущерба сферы российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики для облегчения процесса адаптации отрасли российской экономики к меняющимся экономическим условиям.

К примеру, одной из мер антидемпинговой политики является распределение импортной квоты между иностранными государствами (союзами иностранных государств), из которых экспортируется товар, являвшийся объектом расследования, иностранным государствам (союзам иностранных государств), имеющим заинтересованность в экспорте данного товара на таможенную территорию Российской Федерации, может быть предложено провести консультации по вопросу распределения между ними импортной квоты[3]. Но в свою очередь, урегулирование вопросов, связанных с проведением антидемпинговой политики может прийти в противоречие с действующими международными торговыми правилами в рамках ВТО, что будет являться некоторым «тормозом» в развитии торгово-экономических отношений со странами-участницами ВТО. В свою очередь, присутствие импортного товара в обширном объеме на региональном рынке в условиях ВТО вполне допустимый факт, причиной которому могут стать низкие производственные издержки по изготовлению товаров стран-импортеров. В связи с этим возникает ряд вопросов по повышению конкурентоспособности отечественных производителей, а именно в решении вопросов ценовой политики.

Применение методов административного регулирования в виде применения демпинговых пошлин и специальных таможенных режимов может оказать некоторую поддержку в развитии малого и среднего бизнеса в регионе, но в тоже время антидемпинговые мероприятия могут вступить в противоречия с интересами участников- потенциальных экономических партнеров стран ВТО. Поэтому проведение активной инновационной и инвестиционной политики в развитии малого и среднего бизнеса в регионе является важной и актуальной задачей. Но в тоже время инвестиционный «голод» стал больше сказываться на указанных мерах государственной поддержки.

Что касается вопроса нарушений стран ЕС договора о ВТО в отношении России, то в настоящее время вопросы защиты отечественного бизнеса стоят очень остро. Россия в конце 2013 года подала первый иск во Всемирную торговую организацию против ЕС по вопросу пакета энергокорректировок при проведении антидемпинговых расследований. Российская сторона требует от Евросоюза прекращения использования методики “энергетических корректировок” при проведении антидемпинговых расследований в отношении российских товаров. Эта методика предполагает расчет стоимости товаров исходя из европейских, а не российских цен на энергоресурсы. Это означает, что ряд стран продолжает субсидировать своих производителей, поддерживать их способами, которые фактически идут в обход норм ВТО.

Помимо данного случая, считаю важным обратить внимание еще на одно событие связанное с ВТО. В середине апреля 2014 года Россия подала еще один иск во Всемирную торговую организацию против Евросоюза в связи с односторонними ограничениями для ряда наших предприятий. Также на правительственном часе было отмечено, что похожая мера готовится в отношении Соединённых Штатов. В случае с Америкой речь идёт о санкциях в отношении российских банков. После воссоединения Крыма с Россией американское казначейство 20 марта внесло в чёрный список несколько кредитных организаций, из-за чего какое-то время были трудности с расчётами, в том числе по пластиковым картам.[4]

Из вышесказанного еще раз хочется отметить важную деталь развития и поддержки отечественного бизнеса в условиях ВТО.

Антидемпинговые меры со стороны ЕС, порой применяемые в обход принципам построения экономического оборота в ВТО, еще раз доказывают, что вопрос конкурентоспособности российского бизнеса в ВТО стоит и будет стоять на первом месте. Количество приемов применения административных мер со стороны стран участниц ЕС в целях ограничения торгового оборота для российских компаний, по всей видимости, в ближайшее время не уменьшится, поэтому проблем в сфере обеспечения экономической безопасности наших предпринимателей в рамках развития и поддержки бизнеса накопилось очень много, и они требуют незамедлительного разрешения.

Также следует отметить сложившуюся борьбу за чистоту активов в банковской сфере, которая затронула отечественную экономику, что в свою очередь сказалось на развитии бизнеса в регионе в целом.

Речь идет о массовой «зачистке банковского сектора». Именно так общество назвало мероприятия Центрального банка по отзыву лицензий у финансовых организаций. Основными причинами закрытия банков являлось участие с сомнительных операциях связанных с отмыванием денег, переводом средств в оффшоры и прочих преступных схемах.[5] К сожалению, обратной стороной деятельности ЦБ стали тысячи невинных вкладчиков, потерявших свои деньги на счетах закрытых банков. Агентство по страхованию вкладов гарантирует своим клиентам возмещение в размере 700 тысяч рублей, но это касается только физических лиц. Исходя из этого можно утверждать, что жертвой стали сотни юридических лиц, которые имели в собственности малый бизнес, что в свою очередь означает, что пострадала и экономика России в целом. Однако можно смело утверждать, что деятельность ЦБ не была направлена на подрыв малого бизнеса, как могло многим показаться. Напротив, деятельность Центробанка является адекватной сложившимся реалиям, ведь еще ни один закрытый банк не стал оспаривать отзыв лицензии в суде.

Как говорит глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина: «отзыв лицензий у банков – это вынужденная, необходимая часть работы регулятора в любой стране. Банки, у которых ЦБ отозвал лицензии в прошлом году, представляли менее 1% активов банковской системы и менее 1% вкладов. По оценке устойчивости, разнообразным рискам банковская система даже несколько улучшила показатели по сравнению с предыдущим годом. Центральный банк проводит политику по дальнейшему укреплению банковского сектора».[6]

Да, действительно оздоровление банковского сектора экономики очень важно и необходимо, но в свете последних событий граждане-вкладчики из-за панических настроений стали снимать свои вклады в других банках, что послужило цепной реакцией отзыва лицензии у других российских банков.

Проблема макроэкономического равновесия в отношении инвестиций и сбережений, определенная экономическим учением Дж. М. Кейнса злободневна и в настоящее время. Отсутствие свободных денежных потоков, осевшие в «чулках» населения потенциальные инвестиции – вот те причины, которые не дают полной возможности запустить полноценно маховик инновационного развития малого и среднего бизнеса в регионах.

Для составления достойной конкуренции иностранным товарам, отечественным производителям естественно необходим требуемый инновационный потенциал для выпуска конкурентоспособной, высокотехнологичной продукции. Малые инновационные предприятия в настоящий момент нуждаются в инвестициях для проведения соответствующих научных разработок. В свою очередь научные разработки необходимы не только в фундаментальной, но и в прикладной науке в свете развития научно-технического прогресса.

Что касается вопросов иностранного протекционизма, то эта проблема в ВТО только начинает набирать обороты. К примеру, в начале года Европа жаловалась на протекционизм со стороны Бразилии. Европейский союз принес потенциально взрывоопасный коммерческий иск в отношении Бразилии в рамках ВТО. Дело начато на фоне опасений в связи с тем, что экономика Латинской Америки в последнее время становится все более протекционистской. В частности, это касается налогов, взимаемых на импорт легковых автомобилей и других товаров в Бразилии.[7]

Идентичную ситуацию в дальнейшем можно получить для товаров и российского происхождения, экспортируемых в страны, где проводится жесткая протекционистская политика в отношении своих экономик.

Подводя итог проведенному краткому анализу создавшимся экономическим условиям для наших предпринимательских структур в ВТО, необходимо отметить, что государственная политика в развитии и поддержке предпринимательства на международном рынке требует взвешенного и полного анализа всей сложившейся экономической ситуации, где необходимо выстраивать торговые экономические отношения на основе взаимного сотрудничества и добрососедства между странами-участниками ВТО.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» Статья 9. П.2, 3. // Справочная правовая система. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116808/]
  2. Газета Financial Times. [Электронный ресурс] // Статья «EU launches trade dispute against Brazil». – Режим доступа: [http://www.ft.com/].
  3. Интернет сайт. [Электронный ресурс]. // Статья «Зачистка банков в России 2014». – Режим доступа: [http://voprosik.net/]
  4. Официальный сайт Первого канала. [Электронный ресурс]. // Пресс-конференция Президента России Владимира Путина. – Режим доступа: [http://www.1tv.ru/news/polit/222463]
  5. Официальный сайт Российской газеты. [Электронный ресурс]. // Статья «Россия подала иск в ВТО против Евросоюза». – Режим доступа: [http://www.rg.ru/].
  6. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. [Электронный ресурс]. // Выступление Председателя Банка России Э.С. Набиуллиной на конференции «Актуальные вопросы реализации государственной политики в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» 18 декабря 2013 года. – Режим доступа: [http://www.cbr.ru/]


Все статьи автора «RSDanilov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: