УДК 378.147

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Даськова Юлия Викторовна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
преподаватель кафедры "Дизайн и ХПИ"

Аннотация
В статье рассматриваются методы организации учебно-творческого процесса. Выделена система методов, позволяющих эффективно влиять на формирование творческой самостоятельности у студентов-дизайнеров в процессе изучения учебной дисциплины "Основы производственного мастерства". Эффективность данных методов успешно апробирована в ходе специально организованного педагогического эксперимента.

Ключевые слова: основы производственного мастерства, студенты-дизайнеры, творческая самостоятельность, учебно-творческий процесс


METHODS OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND CREATIVE ACTIVITY IN THE COURSE OF FORMATION OF CREATIVE INDEPENDENCE OF STUDENTS DESIGNERS

Daskova Yulia Viktorovna
Penza state University of architecture and construction
Teacher of the chair of design and art design of interior

Abstract
In article methods of the organization of educational and creative process are considered. The system of the methods allowing effectively to influence formation of creative independence at students designers in the course of studying of a subject matter "Basis of production skill" is allocated. Efficiency of these methods is successfully tested during specially organized pedagogical experiment.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Даськова Ю.В. Методы организации учебно-творческой деятельности в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33240 (дата обращения: 29.09.2017).

Организация учебно-творческой деятельности студентов реализуются через содержание и формы учебных заданий, через характер общения субъектов учебного процесса,  посредством профессиональной ориентацией  учебного процесса (использование профессиональных этапов проектной деятельности, тем курсовых работ социальной направленности и тем позволяющих овладеть востребованными технологиями декорирования интерьеров). В данной статье  мы сделаем акцент на методах организации учебно-творческого процесса, применяемых нами  в процессе изучения учебной дисциплины  «Основы производственного мастерства» (здесь и далее: «ОПМ»), и позволяющих эффективно влиять на формирование творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. Поскольку творческая самостоятельность является очень важной и необходимой составляющей профессиональной компетенции выпускника направления “Дизайн”, т.к. специфика профессии связана с творческим характером деятельности, требует нестандартных подходов, как к продукту деятельности, так и к процессу ее протекания. На основе проведенного теоретического анализа понятий «творчество» и «самостоятельность», «творческая  деятельность», ими сделан вывод о том что творческую самостоятельность необходимо рассматривать в двух аспектах: во-первых, как созидающую творческую деятельность; во-вторых, как свойство личности, характеризующееся качеством творческого мышления,  наличием сформированных профессиональных знаний, стремлением и мотивацией  отклоняться от традиционных способов решения проектной задачи [1].

Г.В. Третьякова рассматривает метод обучения как направление в обучении, реализующее цели, задачи и содержание обучения и определяющее пути и способы их достижения [2]. Выбор практических методов обучения зависит от целого ряда условий: целей образования; особенностей изучаемого предмета; возрастных особенностей учащихся и их уровня подготовленности; уровня профессиональных навыков преподавателя; материальной оснащенности; целей и задач конкретного урока и др. [3]. Каждый метод организации учебной деятельности обладает не только информационно-обучающими, но и мотивационными воздействиями.

Творческая самостоятельность студентов-дизайнеров  напрямую зависит от быстроты и гибкости их мышления. Мы соглашаемся с мнением  Мереняшевой М.А., что  “важно развивать воображение обучающихся, учить их ассоциативно чувствовать и ассоциативно мыслить, анализировать. Конечно, художественные ассоциации не рождаются на «голом месте», они возникают на основе представлений, ощущений, чувств, эмоций, знаний и памяти” [4]. Исходя из этого, основную  задачу метода мы видим в активизации творческого мышления, смелости и гибкости в генерировании собственных идей; “в  необходимости повышения уровня системности, который может быть охарактеризован степенью управляемости, упорядоченностью наличием ассоциативности и иерархичности” [5].  В рамках учебной дисциплины «Основы производственного мастерства» решение данной задачи обеспечивается  через включение студентов в разнообразные формы и виды профессиональной проектной деятельности дизайнера, в рамках самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.

Мы предлагаем адаптированную классификацию методов обучения Ю. К. Бабанского  для организации учебно-творческой деятельности в рамках учебной дисциплины «ОПМ» [6] (см. таблицу  1). 

Таблица 1. Методы организации учебно-творческой деятельности по изучению дисциплины «ОПМ»

  1. 1.         Методы организации и стимулирования  учебно-творческой деятельности

дискуссионные

эвристические

проектные

- конференции

- семинары

- беседы

- круглый стол

 

- проблемные ситуации

- мозговой штурм

- творческие упражнения

- выставки достижений

- экспертные комиссии

- деловые игры

- самопрезентации

- олимпиады

  1. 2.         Методы контроля и оценки учебно- творческой деятельности
по способу протекания деятельности:

- клаузура

- эскизирование

- консультации

по результату:

- просмотр

первичный

промежуточный

итоговый

Представленная классификация методов контроля и оценки учебно-творческой деятельности, а также организации и управления учебно-творческой деятельностью  студентов дает возможность организовать, активизировать и провести контроль учебно-творческой деятельности. Рассмотрим более подробно представленные методы [7].

Особое значение в  учебно-творческой деятельности составляют эвристические методы. По мнению В.И. Андреева, эвристические методы – это система эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения), разработанные с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся  в решении творческих задач [8].

Ю.К Кулюткин выделяет две основные характеристики эвристических методов: функция «наведения» на правильное решение и функция «сокращения» вариантов при переборе возможных путей решения задач [9].

Задачи профессиональной деятельности заставляют дизайнера-профессионала такие как:

— нахождение функциональной окрашенности образного решения;

— стремление к оригинальности, запоминаемость решения;

— броскость, яркость формальных решений, нацеленная на привлечение внимания,  делают необходимым выйти за пределы привычного, создавая  в своем воображении новые образы предметности, используя различные сферы творческой деятельности и области человеческого знания.

Поэтому актуально принять на вооружение эвристические методы раскрепощения дизайнерского воображения, стимулирования творческого мышления.  К ним относятся: метод аналогии, методы фантазии, метод эмпатии, метод инверсии, а также метод мозгового штурма и др.

Дискуссионные методы в учебно-творческом процессе могут выступать как метод обучения в процессе постановки проблемы, поиска путей ее решения, выбора оптимального решения и т.д., то есть практически на каждом этапе разработки курсовой работы. Дискуссионные методы становятся актуальными когда появляются два (или более) варианта развития событий и имеются люди, поддерживающие противоположные точки зрения. Этот метод помогает студентам-дизайнерам учиться точно, формулировать свои мысли, выступать публично, преодолевая стеснения, уметь убеждать и приобретать сторонников, высказывать критические суждения.

Проектные методы направлены  на раскрытие в изучаемом материале различных проблем и демонстрации способов их решения. Их задачу мы видим в  повышении мотивации и актуализации творческого  проявления самостоятельной деятельности через  создание  условий здоровой конкуренции. Деятельность обучающихся при этом проявляется  не только в воспроизведении, и запоминании способов творческой деятельности, но и в самостоятельном осмысленном их применении. Такие проектные методы как выставки достижений, экспертные комиссии, саморезентации и олимпиады мы предлагаем использовать на различных этапах  контроля учебно-творческой деятельности.

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определение систем проверки эффективности его функционирования. Контроль направлен на получение информации, на основе анализа которой  преподаватель вносит необходимые коррективы в образовательную технологию. Данные коррективы могут касаться изменения содержания, пересмотра подходов к выбору форм и методов педагогической деятельности или же  пересмотру всей системы педагогического взаимодействия.

Методы контроля и оценки. Дизайн – проектная практика, требующая от профессионального мышления органичного совмещения образного и системного начал и вносящая в реальность новые социокультурные смыслы. Профессиональная деятельность дизайнера связана с ее творческим характером, требующим нестандартных подходов, как к продукту деятельности, так и к процессу ее протекания. В основе учебного проектирования студентов-дизайнеров всегда лежит созидательность, что позволяет говорить о нем, как о процессе, который учитывает особенности профессии, а именно необходимость оценивать  как сам  результат курсовой работы,  так и всю логическую цепочку деятельности, направленную на его выполнение. Контроль и оценка курсовой работы  имеют следующие подходы:

- по результату учебно-творческой деятельности

 Критерии оценки:

соответствие поставленным задачам, выбор композиционного, цветового, стилевого решения; отображение идейного замысла; соблюдение технологии выполнения; степень индивидуальности (новизны);

- по протекания учебно-творческой деятельности 

 подготовка домашних заданий в рамках курсовой работы; полнота сбора дополнительной информации и аналогов;    качество выполнения творческих и контрольных клаузур;  эскизирование; участие в круглых столах; выступление на семинаре; защита творческой работы.

Критерии оценки: полнота раскрытия идеи; наличие графического и аналогового электронного материала; грамотное обоснование собственной позиции в выборе композиционного и цветового решения; наличие знаний по данной теме; степень самостоятельности в организации деятельности по выполнению курсовой работы.

Итоговая оценка за работу в семестре выставляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний студентов [10].

Выявленные нами методы стали основой  разработанной автором  модели  формирования творческой самостоятельности. Данная модель  успешно опробирована на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства в процессе изучения учебной дисциплины «ОПМ». В ходе эксперимента выявлен и охарактеризован комплекс педагогических условий, определяющих эффективного формирования и развития творческой самостоятельности студентов-дизайнеров:

- профессионально-практическая направленность учебной дисциплины «ОПМ»  в рамках когнитивно-деятельностного, рефлексивно-творческого, мотивационно-личностного компонентов творческой самостоятельности студентов-дизайнеров;

- использование деятельностного  и личностно-ориентированного подходов к организации процесса изучения учебной дисциплины «ОПМ», а именно последовательное усложнение  изучаемого материала, определенный порядок построения занятий, использование технологий активизации творческого мышления, собственной активности и самостоятельного поиска студентов, создание среды диалогического взаимодействия субъектов учебно-творческого процесса;

-  внедрение   групповых, индивидуальных, коллективных способов организации учебного процесса и методов  активизации и стимулирования самостоятельной творческой деятельности, а также методов контроля и оценки творческой деятельности, адекватных компонентам творческой самостоятельности.

Данные эксперимента  свидетельствуют о результативности разработанной модели формирования и развития творческой самостоятельности студентов-дизайнеров средствами учебной дисциплины «ОПМ».


Библиографический список
  1. Даськова Ю.В. К вопросу творческой самостоятельности как значимого компонента в содержании профессиональных компетенций выпускника по направлению “Дизайн”// Перспективы науки и образования сетевой научно-практический журнал. – 2014. № 1 (7). С. 165-168. [Электронный ресурс]. http://pnojournal.wordpress.com/
  2. Торшина И. Б.. Формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму (На материале художественного проектирования школьной одежды) : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 : Курск, 2002 246 c. РГБ ОД, 61:03-13/341-8
  3. Григорович Л.А., Марциковская Т.Д. Педагогика и психология: учеб.пособие, – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
  4. Мереняшева М.А. Метод проекта в обучении школьников языку архитектуры и дизайна // Современные научные исследования и инновации. – Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/33077
  5. Саркисов С.К. Основы архитектурной эвристики: Учебник – М.: Архитектура-С, 2004. – 352 с.
  6. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. – М.: Знание, 1981. – 96 с.
  7. Даськова Ю.В. Роль методов активного обучения в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Современные научные исследования и инновации. – Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32125
  8. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития/ В.И. Андреев. – Казань, 2000. – 287с., с.217
  9. Кулюткин, Ю.К. Эвристические методы в структуре решений/ Ю.К. Кулюткин. – Н.: Наука, 1970 – 282с
  10. Даськова Ю.В. Подходы к контролю и оценке творческой самостоятельности студентов-дизайнеров [Текст]/ Даськова Ю.В. //  Ежемесячный научный журнал  «Молодой ученый» — 2011. — №7, том II,.www.moluch.ru, с. 98 – 100


Все статьи автора «Даськова Юлия Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: