ИНТЕГРАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ РИСКАМИ В ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА

Тхакушинов Эдуард Китович
Майкопский государственный технологический университет
доктор экономических наук, профессор

Аннотация
Данная статья посвящена созданию интегрированного единого регионального информационного пространства как одного из основных направлений развития инфраструктуры инвестиционной деятельности в регионе, которое позволит обеспечить системное управление инвестиционной деятельностью на всех иерархических уровнях экономической системы мезоуровня на основе объединения ресурсов участников инвестиционного рынка.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиционные риски, информационное пространство, регион, управление


INTEGRATION OF THE SYSTEM OF INVESTMENT RISK MANAGEMENT INTO A SINGLE INFORMATION SPACE OF THE REGION

Tkhakushinov Eduard Kitovich
Maikop state technological university
Ph.D. (doctor) in economics, professor

Abstract
This article is devoted to creation of single integrated regional information space as one of the main directions of development of infrastructure of investment activity in the region, which will allow to ensure the systemic management of investment activities at all levels of the economic system of the mesolevel pooling of resources of the participants of the investment market.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Тхакушинов Э.К. Интеграция системы управления инвестиционными рисками в единое информационное пространство региона // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/04/33044 (дата обращения: 14.03.2024).

Эффективность и, в целом, принципиальная возможность функционирования в границах определенной территории смоделированной системы мониторинга информации для оценки и управления региональными инвестиционными рисками в существенной степени определяется наличием в регионе инфраструктуры ее применения, прежде всего, информационно-институциональной. Иными словами, от того, насколько тот или иной регион информационно и институционально «готов» к восприятию такого рода информационно-аналитических систем поддержки принятия управленческих решений, зависит возможность интеграции данной функциональной подсистемы, воплощающей методику оценки и управления инвестиционными рисками региона, в систему управления регионом в целом.

Это означает, что отмеченная выше универсальность и инвариантность данной системы в отношении специфики той или иной территории, где предполагается ее использование, тем не менее не исключает наличия в регионе необходимой информационной среды, то есть существования в его границах единого информационного пространства. Следует отметить, что общемировая тенденция становления информационной экономики объективно обусловливает широкое использование возможностей современных информационных технологий различных классов для обеспечения эффективного взаимодействия участников инвестиционного процесса.

Происходящие в настоящее время кардинальные изменения в общественной жизни предъявляют качественно новые требования к информационному обеспечению процессов управления регионом. Эти требования касаются таких вопросов, как регистрация, сбор, хранение, обработка и своевременное предоставление социально значимой информации. Использование достоверной информации, оперативное информационное взаимодействие органов власти, предприятий и организаций бюджетной сферы и предпринимательской среды в задачах территориального управления приобретают особую роль. Кардинальное решение этих вопросов находится в плоскости формирования единого информационного пространства региона на качественно новом организационном и технологическом уровне. Его наличие позволит существенно совершенствовать механизмы управления регионом за счет создания и эффективного использования региональных автоматизированных информационных ресурсов, информационных сетей и систем и организационно-правовых основ взаимодействия субъектов в едином информационном пространстве. В данном направлении в качестве общих для различных мезоэкономических систем может рассматриваться решение ряда взаимосвязанных задач по следующим направлениям:

- создание и интеграция в единую систему элементов телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения информационного взаимодействия субъектов инвестиционной сферы, формирования областных государственных автоматизированных информационных ресурсов и их интеграции в единое информационное пространство региона;

- разработка информационных технологий формирования и использования региональных информационных автоматизированных ресурсов;

- разработка нормативно-правовой базы, организационных и финансовых механизмов функционирования и развития единого информационного пространства региона;

- разработка и интеграция в систему регионального управления специализированных подсистем информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений в сфере инвестиций, включая управление региональными инвестиционными рисками.

В соответствии с этим представляется целесообразным проведение в регионе следующих мероприятий:

- развитие существующих телекоммуникационных систем и создание каналов передачи данных между субъектами экономической деятельности на территории региона;

- подключение органов государственной власти и местного самоуправления, а также всех субъектов инвестиционной сферы к региональной компьютерной сети органов территориального управления и организаций бюджетной сферы;

- поддержка официального информационного Web-сервера региона;

- расширение каналов доступа в сообщество сети Internet.

В рамках единой информационной системы региона должна быть обеспечена возможность построения сопряженных с нею территориально распределенных виртуальных сетей; необходимы средства управления потоками данных, пропускной способностью каналов передачи данных и «качеством обслуживания» (QoS); система должна обладать устойчивостью и иметь возможность быстрого восстановления работоспособности путем резервирования или реорганизации имеющихся ресурсов при возникновении аварийных ситуаций; координацию взаимоотношений операторов и пользователей должен осуществлять региональный центр автоматизированных информационных ресурсов, который строит финансовые и имущественные отношения с телекоммуникационными компаниями и абонентами сети.

В качестве основных мероприятий рассматриваются разработка и внедрение информационных технологий формирования региональных автоматизированных информационных ресурсов, а также эффективных организационных и финансовых механизмов их введения и использования.

При этом, одним из главных условий эффективности инвестиционных процессов в регионе, в контексте интеграции в систему регионального управления разработанной выше модели комплексного информационного обеспечения принятия решений по управлению инвестиционными рисками, является возможность доступа всех его субъектов к современным средствам коммуникации.

В данной матрице информационного взаимодействия участников инвестиционного процесса в регионе определены основные элементы информационного обмена между субъектами инвестирования, что позволяет определить важнейшие направления их информационного взаимодействия. Представленная в матрице информация, а также информация о состоянии мезоэкономики и отдельных ее элементах в совокупности формируют информационное поле инвестиционной деятельности.

По мере того, как информационные технологии становятся более мощными и гибкими, а национальные законодательства все более подчиняются движению капиталов и электронного бизнеса, происходит интегрирование финансовых рынков, которые в конечном итоге превращаются в некую единую структуру, функционирующую в реальном времени и охватывающую весь земной шар [1, с.108].

В соответствии с Национальной стратегией информационного развития РФ, модернизация существующей технологической базы национальных и корпоративных информационных и телекоммуникационных сетей и систем, российского сегмента Интернета, сетей связи; центров обработки информации различного назначения и т.д., должна привести к формированию единого информационного пространства страны, преодолению информационного неравенства центра и регионов, удовлетворению информационных потребностей населения, общества и государства, созданию информационно-коммуникационной среды национальной экономики [3, с.204]. Материальной основой и технологической базой информационного развития является информационно-коммуникационная инфраструктура (ИКИ), которая представляет собой совокупность территориально распределенных государственных и корпоративных информационно-вычислительных систем, телекоммуникационных сетей (каналов передачи данных, средств коммутации и управления информационными потоками), информационных ресурсов, хранящихся, обрабатываемых и передаваемых в электронной форме, а также организационных структур, правовых и нормативных механизмов, обеспечивающих ее эффективное функционирование.

В соответствии с известной методологией [2. с.94] для проведения комплексной оценки готовности России к электронному развитию, в качестве важных показателей-индикаторов информационного статуса региона как сложной экономической системы в контексте формирования и функционирования в его границах единого информационного пространства (как базовой платформы адекватного использования предложенной в настоящем исследовании модели системы мониторинга информации для поддержки принятия управленческих решений, ориентированных на объективную оценку и снижение негативного влияния на социально-экономическое развитие территории региональных инвестиционных рисков) могут быть сформулированы следующие:

  1. Для оценки готовности конкретного региона к электронному развитию на базе создания единого информационного пространства необходимо различать и учитывать такие факторы, как: процессы диффузии инфокоммуникационных технологий (ИКТ) в различные сферы деятельности в системе региональной экономики и уровень использования ИКТ в ключевых областях (в частности, инвестиционной).
  2. Широкомасштабное и продуктивное использование ИКТ в конкретном регионе зависит, помимо инфраструктурных, от ряда других важных факторов: наличие человеческого капитала (достаточное число специалистов, навыки и мотивация использования ИКТ у населения и т.п.), деловая среда, способствующая производству и использованию ИКТ, адекватное законодательное регулирование.
  3. Внедрение информационных технологий должно подчиняться целям реинжиниринга той деятельности, в которой предполагается их использование, будь то деятельность коммерческой компании, органа государственной власти или отдельный бизнес-процесс – только в этом случае можно ожидать положительного эффекта от использования ИКТ в региональной экономической системе в целом.
  4. Экономический рост и социальное развитие региона в большей степени зависят от общей макроэкономической политики, чем от внедрения ИКТ. Только благоприятный деловой климат, стабильный и свободный политический режим, адекватные государственное регулирование и социальная политика создадут необходимые условия для развития региона в целом (его инвестиционной сферы, в частности) и позволят реализовать социально-экономический потенциал использования ИКТ.

Наличие доступа у граждан и организаций региона к современной информационно-коммуникационной инфраструктуре является важнейшим условием готовности той или иной территории к информационному обществу. Доступ к сетям определяется комбинацией существования и доступности телекоммуникационной инфраструктуры самой по себе (прежде всего, интернета) и необходимого аппаратно-программного обеспечения. Качество и пропускная способность сетей, наряду с удобством и развитостью сервиса поставщиков телекоммуникационных услуг, также рассматриваются как важные характеристики доступности ИКТ в регионе.

В рассматриваемом подходе используется классическое понимание человеческого капитала региона как наличия у экономически активного населения, проживающего на его территории, знаний, навыков и опыта, позволяющих эффективно решать хозяйственные задачи, – в данном случае задачи электронного развития. Оценка человеческого капитала как фактора электронного развития включает оценку четырех параметров: уровень образования населения; наличие специалистов в области ИКТ и системы их подготовки; имеющиеся у населения навыки и опыт использования ИКТ; наличие специалистов в области ИКТ и системы их подготовки; осознание важности и возможностей ИКТ.

В большинстве стран, вступивших на путь «электронного развития», государство формирует государственную политику информатизации, разрабатывает правовые механизмы, устанавливающие единые правила игры для всех участников процесса «электронного развития». Стержень этой политики – создание адекватной новым условиям нормативно-правовой базы использования ИКТ, переход к новым формам и методам государственного регулирования. Наличие целостной системы нормативно-правовых актов, регламентирующих сферу ИКТ, учитывающих международный опыт и вписанных в национальное законодательство, является важным фактором использования ИКТ для развития отдельных территорий и страны в целом.

В соответствии с историческими традициями применения в России и других странах программно-целевых методов планирования и управления, государственная политика информатизации реализуется в различных национальных, отраслевых и региональных программах. В этих программах определяются меры по развитию ИКТ-инфраструктуры, принципы и механизмы поддержки предприятий ИКТ-сектора, объемы финансирования мероприятий по широкомасштабному использованию ИКТ в общественном секторе (государственное управление, образование, здравоохранение) и т.п. Подобные программы играют существенную роль в электронном развитии регионов, содействуя мобилизации ресурсов, координации деятельности органов региональной власти, бизнеса и гражданского общества в сфере производства и использования ИКТ в контексте стратегических планов социально-экономического развития территории.

Рассмотрение использования ИКТ как параметра готовности региона к функционированию в едином информационном пространстве опирается на следующие соображения:

Уровень использования ИКТ характеризует способность различных сфер деятельности в регионе использовать достижения информационной революции и реализовывать существующие в регионе (и стране) предпосылки для электронного развития.

Использование ИКТ в ключевых сферах деятельности региона за счет синергетического эффекта взаимного стимулирования является важным фактором электронного развития территории. Очевидно, например, что активное продвижение страны в реализации концепции «электронного правительства» является важным стимулом использования ИКТ населением и бизнесом региона.

В соответствии с изложенным выше, основные задачи формирования регионального информационного пространства в инвестиционной сфере региональной экономики можно сформулировать следующим образом:

- организация оценки, конкурсов и отбора наиболее перспективных (в контексте стратегии социально-экономического развития территории) для финансирования инвестиционных проектов;

- организация взаимодействия с инициаторами инвестиционных проектов (особенно инновационной направленности), а также создание и ведение соответствующих электронных баз данных;

- участие субъектов инвестиционной деятельности региона в формировании и реализации федеральных и региональных инновационных программ и проектов;

- организация и проведение технологического и научно-технического мониторинга хозяйствующих субъектов региона, изучение инновационных проектов и предложений с целью определения критических технологий и формирования банков и баз данных инвестиционных проектов инновационной направленности;

- осуществление экспертной оценки инвестиционных программ и проектов;

- осуществление субъектами инвестиционного процесса целевого поиска отечественных и иностранных инвесторов для внедрения в производство инвестиционных проектов;

- осуществление информационной и PR-поддержки хозяйствующих субъектов, внедряющих инновационные проекты, размещение рекламы новых товаров и услуг на региональных, российских и зарубежных электронных досках объявлений.

Как показывает мировой и имеющийся российский опыт, одним из инструментов формирования информационного инвестиционного пространства может быть создание и развитие инвестиционного портала региона, как одной из площадок расширенного электронного взаимодействия между субъектами инвестиционной деятельности и органами власти территории, что позволит не только передавать необходимую информацию, но и создавать различным структурам партнерства и консорциумы на региональном и глобальном уровнях.

Создание интегрированного единого регионального информационного пространства как одного из основных направлений развития инфраструктуры инвестиционной деятельности в регионе позволит обеспечить системное управление инвестиционной деятельностью на всех иерархических уровнях экономической системы мезоуровня на основе объединения ресурсов участников инвестиционного рынка (правительства, инвесторов, инноваторов и других субъектов регионального уровня). Последнее можно интерпретировать как своего рода региональную виртуальную корпорацию, которая представляет собой объединение капиталов (ресурсов) различного типа – финансового, технологического, человеческого (в частности, интеллектуального) электронным способом в интересах выполнения сложных уникальных инвестиционных проектов.


Библиографический список
  1. Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс; Пер. с англ. А. Матвеева; Под ред. В. Харитонова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 189 с.
  2. Шапошник, С.Б. Готовность России к электронному правительству / С.Б. Шапошник. – М., 2003. 250 с.
  3. Чуб Б. А. Оценка инвестиционного потенциала субъектов российской экономики на мезоуровне. / Под ред. Бандурина В.В. – М.: Буквица, 2001. 227 с.
  4. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации/ Поде ред А.Г. Гранберга.- М.: Наука, 2004. 720 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «vthctltc»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация