Современные предприятия в конкурентной среде осуществляют множество функций во взаимодействии и взаимосвязи с партнерами. Реализуют централизованную или согласованную закупочную деятельности, пускай неформально, но согласованно выводят на рынок новые товары.
Обращаясь к теоретическим основам формирования интеграционных процессов, следует отметить, что хотя Лажу [8] и говорит о выборе между тем, чтобы «интегрировать или игнорировать», многие современные исследователи [1,3,5] считают, что интеграционные выгоды могут быть достигнуты только посредством интеграции в той или иной степени, пусть и самой минимальной. Под интеграцией в их понимании представляется «….создание некоего рода взаимодействий между двумя организациями (помимо отношений собственности), которые и должны привести к желаемым результатам. Эти взаимоотношения могут быть ограничены областями финансовых интересов, что означает (как, например, в случае рыночного фокуса) возможность объединения дополнительных долей рынка или оборотов.» [1] На основе результатов проведенных в 70-х годах прошлого столетия научных исследований Баркер Г., Хелминк Дж. выделили три области (вида) интеграции, на основе которых разделяются интеграционные процессы.
Полная интеграция.
Этот вид интеграции подразумевает объединение всех аспектов компаний или подразделений, вовлеченных в интеграционный процесс, начиная с бизнес-стратегии, ассортимента продуктов, рыночного портфеля, клиентуры и заканчивая операционной моделью[1].
Результатом такого интеграционного процесса станет новая компания с единой бизнес-стратегией, операционной и финансовой моделью, объединенными портфелями рынков и продуктов. Этот вид интеграции сопровождается такими интеграционными выгодами, как экономия на масштабах и снижение издержек.
Процесс полной интеграции затрагивает все ключевые направления или области деятельности вовлеченных компаний, при этом очень сильному воздействию подвергается персонал. Однако в некоторых случаях это единственный способ добиться поставленных целей. Бизнес-стратегия, сотрудники, бизнес-процессы, дочерние компании — все будут включены в интеграцию, результатом которой станет одна новая компания. Портфели продуктов будут объединены, появится единая, новая операционная модель.
Такого рода интеграция наиболее часто наблюдается в кризисных ситуациях, когда реальные экономические инструменты не могут почь предприятию выйти самостоятельно из кризиса.
Частичная интеграция.
При частичной интеграции происходит объединение некоторых, но не всех областей или направлений деятельности, в зависимости от поставленных целей.
Среди факторов, побуждающих к принятию решения в пользу именно такого вида интеграции, следует назвать баланс затрат и прибыли (частичная интеграция обычно обходится дешевле, следовательно, имеет смысл смириться с более низким уровнем прибыли). Кроме того, порой решают задействовать в процессе интеграции только часть организации, чтобы избежать нежелательного сопротивления изнутри. Это в особенности относится к тем случаям, когда в конечном успехе интеграции важную роль играют культурные или национальные различия, основанные на сложившихся традициях или религии. Еще одна распространенная причина осуществления частичной интеграции — географическое положение: возникает необходимость исключить из интеграции некоторые направления деятельности ввиду того, что последствия перемещения или транспортировки могут оказаться негативными. Как и в случае с полной интеграцией, не последнюю роль играет и тип отрасли. Например, в секторе авиаперевозок и путешествий, отмечают современные авторы [2,4,6,7].обычным делом является объединение отделов обработки документации, в то время как отделы по работе с клиентами остаются раздельными.
В любом случае при частичной интеграции две компании могут по-прежнему следовать разным бизнес-стратегиям, но одна из них всегда будет доминировать. Портфели продуктов могут различаться, однако не исключено, что некоторые продукты будут общими. Операционные модели также могут иметь некоторые отличия, но финансовая модель будет единой.
Частичная интеграция наиболее часто встречается при объединении сервисных компаний с предприятиями основного производственного цикла.
Минимальная интеграция.
В случае минимальной интеграции две различные компании или подразделения продолжают существовать как независимые организации, объединив только финансовые структуры и некоторые корпоративные процедуры. Этот вид интеграции обычно используется в целях финансовой консолидации и может включать перенос небольшого объема знаний или ключевых возможностей. Новые стратегии развития бизнеса обычно касаются приобретений на рынках, не связанных с уже освоенными, когда целесообразно оставить организационной единице свободу для развития. Чаще всего в случаях минимальной интеграции присутствует единая доминирующая корпоративная стратегия, но стратегии бизнес-единиц различны, как и их продукты и целевые рынки. Этот вид интеграции часто встречается на недавно возникших или быстро растущих рынках, где главный акцент делается на сохранении рыночной доли или объемов продаж.
Библиографический список
- Баркер Г., Хелминк Дж. Как успешно объединить компании/ Ганс Баккер, Джерен Хелминк; перевод с англ. Т.И. Митасова науч.ред. Г.А. Ясницкий, А.Г. Ясницкая. – Минск: Гревцов Паблишеп, 2008. – 288с.
- Богачев В.Ф., Веретенников Н.П. Формирование организационно-экономическое механизма регулирования потребления водных биологических ресурсов // Мир экономики и права № 7-8 2013г. – с. 4-11
- Зеленина Н.Л. Трансформация государственной собственности в экономике России / / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук МГЭИ, Москва, 2004 – 19 с.
- Морозова Е.Я. Эндаумент – фонды как стабильный источник финансирования некоммерческих организаций СКС – утопия или реальность// Экономика и управление в сфере услуг: современное состояние и перспективы развития. – Материалы ХI Всероссийской научно-практической конференции 7 февраля 2014 года. - СПб: Изд-во СПбГУП, 2014.
- Хольнова Е. Г., Новикова Л. Н. Система страхования банковских вкладов в России проблемы и перспективы развития / монография Хольнова Е. Г., Новикова Л. Н. / Вологодский науч.-координационный центр ЦЭМИ РАН, Санкт-Петербургский гос. инженерно-экономический ун-т. Вологда, 2006.
- Шлафман А.И. Законодательное регулирование предпринимательства, теоретические основы государственного регулирования препринимательской деятельности // Российское предпринимательство. 2009. № 1-1. С. 25-29.
- Шлафман А.И. Место и роль государственного регулирования интеграционных процессов предпринимательства в новых экономических условиях //Экономические науки. 2013. № 105. С. 26-28.
- Lajoux A.R. The art of M&A Integration: a guide to Mergering Resorses, prosses and responsibilities/ A.R. Lajoux – New York: McGraw-Hill, 1997
Количество просмотров публикации: Please wait