УДК 37

ВЗАИМОСВЯЗЬ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Бежевец Дмитрий Александрович
Московский государственный областной университет
соискатель кафедры педагогики

Аннотация
В статье раскрываются особенности взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном образовании школьников. Делается акцент на необходимости такого взаимо-действия с учетом психологических и возрастных особенностей детей, знаний родителями этих особенностей. Определены основные направления взаимодействия школы и семьи с целью духовно-нравственного образования учащихся.

Ключевые слова: взаимодействие школы и семьи, духовно-нравственное образование школьников, психологические и возрастные особенности детей, пути повышения педагогической культуры родителей


CORRELATION BETWEEN SCHOOL AND FAMILY IN THE SPIRITUAL-MORALITY EDUCATION OF CHILDREN

Bezhevets Dmitry Aleksandrovich
Moscow state regional university
post-graduate student

Abstract
In the article the peculiarities of the correlation between school and family in the spiritual-morality education of pupils are denoted. The emphasis is put on the necessity of such correlation taking into account psychological and age characteristics, parents’ knowledge of these characteris-tics. The main directions of the correlation between school and family for the purpose of the spiri-tual-morality education of pupils are denoted.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бежевец Д.А. Взаимосвязь школы и семьи в духовно-нравственном образовании школьников // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/32834 (дата обращения: 29.09.2017).

В современных условиях, вместо возвращения к традиционно русской культуре, являющейся основой духовно-нравственных ценностей для большинства населения страны, и культурам других национальностей, средствами массовой информации насаждается псевдокультура, признающая ценность денег, потребления, удовольствий и развлечений. По данным социологов, в семьях, где происходит смена традиционных нравственных установок, наблюдается деформация или вовсе нейтрализация ценностных ориентиров детей. Иногда мнения родителей по вопросам образования детей не совпадают с мнением учителей, что приводит к развитию у ребёнка лицемерия. Многие родители, не прочитав ни одной книги по педагогике, считают себя в этой области специалистами. Часто они впадают в крайности: воспитывают ребёнка слишком авторитарно или слишком демократично. Авторитаризм в воспитании часто игнорирует индивидуальные особенности ребёнка, проявление инициативы, подавляет самостоятельность человека. Процесс гуманного воспитания характеризуется более свободным выражением любви и привязанности к детям со стороны родителей, увеличением роли психологических методов воздействия и отказом от физических наказаний.

Однако на формирование гуманной личности влияют отношения в семье, уровень духовно-нравственной культуры родителей. Разрушение семейных связей, отсутствие любви в отношениях между родителями и детьми – одна из главных причин появления дезадаптивных детей, детей с асоциальным поведением [2, с.36].

Опыт нашей целенаправленной работы со школьниками по формированию у них духовно-нравственной культуры показывает, что решить эту проблему невозможно без взаимодействия педагогов и родителей.

По мнению В.А. Сухомлинского, отношения учителя и ученика «должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными» [4, с. 355]. Их может объединить духовная общность,  при которой забывается, что педагог – руководитель и наставник. Не менее важно создать духовную общность родителей, администрации и учителей. Для этого В.А. Сухомлинским был организован «родительский университет»,  школа молодых родителей, где они получали от учителей и директора педагогические знания. Некоторые аспекты проблемы педагогической поддержки семьи в контексте семейного воспитания получили отражение и в современных социологических, педагогических и психологических исследованиях (Ю.Л. Азаров, Н.А. Абдуллаева, Н.Г. Бочарова, С.Ю. Дивногорцева, Н.В. Маслов, Т.И. Петракова, О.М. Потаповская, Е.В. Шестун, Т.И. Шульга и др.). Сравнительный анализ работ этих авторов показывает, что в них почти не поднимаются вопросы взаимосвязи школы и семьи в процессе духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

Взаимосвязь школы и семьи в решении этой социально-педагогической проблемы, как мы полагаем, может быть определена в результате исследования психолого-педагогических особенностей детей, так как главным внешним влиянием для учащегося младшего возраста (7-10 лет) являются его родители и классный руководитель. Ребёнок приходит в школу, чтобы активно исследовать новое, задавать вопросы, удивляться [3, с.20]. Принятие морали родителей иногда сменяется принятием морали учителя. Но для этого учитель должен обладать авторитетом у школьников, не подменять, а дополнять родителей, взаимодействовать с ними по всем образовательным проблемам. Любовь к детям, педагогический такт, как центральные личностные качества родителя и профессиональной готовности учителя, – это основные принципы духовно-нравственного образования младших школьников в совместной работе школы и семьи.

В процессе формирования и развития психической деятельности (мышления, памяти, воображения, восприятия), прежде всего, с помощью учителя, родителей и собственного опыта младший школьник познаёт красоту мироздания, учится работать творчески, задумывается о своих поступках, взаимоотношениях в классе, о своём предназначении в мире – то есть развивается духовно. С помощью бесед, уроков, экскурсий, игр, трудовой деятельности учитель помогает ребёнку развить и первые нравственные качества: не обижать одноклассников, уважать учителя и родителей, помогать ближнему. В начальной школе формируются основные черты характера личности. Мы считаем, что младший школьный возраст является особым периодом в духовно-нравственном становлении человека, поэтому на учителей начальных классов и родителей возлагается особая ответственность. При этом необходимо педагогическое сопровождение духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье, которое можно охарактеризовать как систему деятельности школы по оказанию профилактической и оперативной помощи семье в формировании базовых ценностей, духовности и нравственности ребенка. Оно строится на принципах гуманности, взаимопонимания, единства требований школьных педагогов и родителей, толерантности к родителям и детям различных убеждений и культур.

Не менее важная роль отводится учителю в духовно-нравственном образовании подростков (10-14 лет), тем более, что влияние сверстников, улицы и СМИ начинает всё более проникать в душу ребёнка именно в этом возрасте. Как известно, социальная среда, окружающая подростка, может положительно воздействовать на его духовно-нравственные качества (взаимообогащение), а может и отрицательно (влияние). Взаимообогащение духовной сферы школьника происходит при посещении им уроков, кружков, курсов, факультативов, спортивных секций; коллективных экскурсий; походов в музеи, театры и т.д. Для подростка особенно важно положительное влияние окружающего духовно-нравственного общества: семьи, школы, одноклассников. Отрицательное влияние он получает в безнравственных компаниях сверстников, часто через СМИ, Интернет. В подростковый период позиция родителей и учителей у многих детей вызывает протест. По нашему мнению, сильные духом, нравственно воспитанные школьники могут бороться с возникающими чувствами неприятия морали учителей и родителей. Главной целью духовно-нравственного образования в подростковом возрасте является процесс глубокого обновления человека, во главе которого должно стать развитие души и разума, основанный на совместной работе школы и семьи.

В результате нашего исследования удалось выявить основные средства совместной работы школы и семьи в духовно-нравственном образовании подростков: общение и совместная деятельность с учителем и семьёй; обучение основам религиозной культуры и другим школьным предметам, выделяя нравственную составляющую каждого урока; участие в Богослужениях совместно с родителями; посильный общественно-полезный труд; участие в паломнических и познавательных экскурсиях вместе с родителями; благотворительность. Такие мероприятия объединяют семью и школу, благотворно влияют на духовно-нравственное развитие детей.

Подключение родителей к внеурочной деятельности школьников является не только способом более глубокого познания ими детей, но и стимулом самообразования самих родителей. Особую важность в воспитании подростков приобретает совершенствование взаимодействия школы и семьи путем повышения педагогической культуры родителей с помощью специальных лекций и семинаров, на которых они овладевают знаниями о методах, средствах, духовно-нравственного воспитания детей, оценивают влияние СМИ на формирование их духовно-нравственных ценностей и возможности традиционной (искусства, фольклора) и православной культуры в процессе духовно-нравственного образования детей.

Наиболее эффективной формой совместной работы школы и семьи являются беседы учителей с родителями как индивидуальные, так и групповые. Одна из форм групповой беседы — групповая дискуссия, которая проводится под руководством учителя как коллективное обсуждение наиболее острых вопросов семейного воспитания с привлечением всех участников образовательного процесса. Работа учителя с родителями становится более продуктивной, если объектом его наблюдения и изучения будут типичные ошибки родителей в духовно-нравственном воспитании. Понимание их причин, поиск путей их исправления облегчат учителю контакт с родителями, помогут родителям справиться с трудностями воспитания детей в семье, направить школьников на духовно-нравственное развитие. В дискуссиях с родителями мы обсуждаем возможности применения разных способов поощрений и наказаний, адекватность наказания проступку и возрасту ребенка, прогнозируем развитие их отношений с ребенком после применения того или иного вида поощрения или наказания, анализируем и оцениваем духовно-нравственное воспитание детей.

Оценку уровня отношения родителей к проблемам духовно-нравственного воспитания решалась методом опроса, в котором приняли участие 25 родителей, посещавших занятия по повышению их педагогической культуры и вопросам духовно-нравственного содержания, участвующих в совместных мероприятиях со школой и дискуссиях. В результате опроса родители высказали удовлетворённость такими занятиями, хотели бы продолжить обучение 84% слушателей, за необходимость духовно-нравственного образования школьников высказались 100% родителей.

Взрослеющий подросток переходит в период юности (14-18 лет). По результатам исследования ведущей деятельностью юности является поиск своего места в жизни. Однако в этот период отсутствует социальный опыт, в результате чего появляется юношеский максимализм, стремящийся к внешним достижениям: нравиться всем, получать от жизни всё.  Основные психические новообразования – осознание самого себя как целостной личности, самоопределение [3, с.24].

В период юности личность отвергает моральные установки и определяет свою иерархию жизненных ценностей, строящуюся, однако, на ранее заданных моральных установках родителя, учителя, сверстников и общества. Юноша начинает сомневаться в тех ценностях, которые прививались ему с детства родителями и учителями. Выбор делается как в пользу жизни, направленной на материальную выгоду и потребление, так и выбор духовно-нравственного пути, основанного на жизни с Богом или на основе привитых в семье и школе нравственных ценностей [1, с.14]. Стоит отметить, что по результатам нашего исследования выбор юный воспитанник делает сам, без помощи взрослых. Главная цель предварительного совместного взаимодействия семьи и школы состояла в подготовке подростка к юности, к самостоятельности с помощью обучения религиозной культуре, развития духовности и нравственности для того, чтобы он выбрал духовно-нравственные ценности.

Однако в образовательном процессе необходимо обеспечить освоение, кроме знаний, умений и навыков, также других содержательных элементов, таких, как: опыт творческой деятельности; ценности и смысл национальной и мировой культуры; опыт межличностного общения на основе ценностей и смыслов традиции; опыт духовной жизни. Тогда выпускник школы сможет выбрать свой собственный вектор жизни на основе привитых ему ценностей.

В результате проведенного исследования мы определили основные направления взаимодействия школы и семьи с целью духовно-нравственного образования учащихся:

  1. Повышение уровня педагогической культуры, формирование у них знаний об особенностей духовно-нравственного образования детей.
  2. Совместная внеурочная деятельность школы и семьи по духовно-нравственному развитию школьников: экскурсии, походы, благотворительность, субботники и т.д.
  3. Создание комфортной морально-психологической обстановки в школе и семье.
  4. Овладение стилем взаимного доверия и уважения родителей, педагогов, учащихся.
  5. Знание внутреннего мира ребенка, его переживаний, духовных и нравственных установок.

Не подлежит сомнению то, что перед семьей и школой стоят общие цели и единые задачи: формирование личности ребенка, его духовно-нравственное развитие. Осуществление этих задач возможно лишь в тесном контакте учителей и родителей, их полноправном сотрудничестве в условиях взаимопонимания и взаимопомощи. Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы на духовно-нравственное образование детей с учетом психологических и возрастных особенностей школьников.


Библиографический список
  1. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. – 240 с.
  2. Зелинский К.В. Нравственное воспитание школьников: философские, психологические и педагогические истоки: науч.-метод. пособие / К.В. Зелинский; под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Глобус, 2009. – 112 с.
  3. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов, преподавателей школ. – М.: ИЭОПГКО, 2006. – 144 с.
  4. Сухомлинский В.  А.  Проблемы воспитания всесторонне развитой личности //  История педагогики в России /  В.  А.  Сухомлинский. –  М.: Просвещение, 1999. – 485 с.


Все статьи автора «d»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: