УДК 37.01

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КОМПЛЕКСА «ЛИЦЕЙ-ВУЗ»: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Капарулина Ольга Николаевна
Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема
магистрант 2 курса, направление «Психолого-педагогическое образование»

Аннотация
Приоритетным направлением развития современного образования является интеграция среднего общего и высшего профессионального образования, создание единого образовательного пространства. Осмысление понятия «образовательное пространство», его сущностных характеристик, функций и структурных компонентов, на примере образовательного пространства комплекса «лицей-вуз», высветило его педагогические возможности.

Ключевые слова: комплекс «лицей-вуз», образовательная среда, образовательное пространство, организованность, содержательность образовательного пространства, структурированность, структурные компоненты образовательного пространства, функции образовательного пространства


PEDAGOGICAL OPPORTUNITIES EDUCATIONAL SPACE OF THE COMPLEX «LYCEUM – HIGHER EDUCATION INSTITUTION»: THEORETICAL ASPECT

Kaparulina Olga Nikolaevna
Sholom-Aleichem Priamursky State University
Undergraduate 2nd courses, Psychology and Pedagogical Education direction

Abstract
The development of modern education’s priority direction is an integration of average of the general and higher education, creation of uniform educational space. The judgment of the concept «educational space», its intrinsic characteristics, functions and structural components, on the example of educational space of a complex «lyceum–higher education institution», highlighted its pedagogical opportunities.

Keywords: complex «lyceum–higher education institution», educational environment, educational space, functions of educational space, organization, pithiness of educational space, structural components of educational space, structuredness


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Капарулина О.Н. Педагогические возможности образовательного пространства комплекса «лицей-вуз»: теоретический аспект // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/33130 (дата обращения: 02.06.2017).

Повышение качества современного общего образования и создание условий для развития личности старшеклассника зависит от организации пространства, в котором осуществляется педагогический процесс. Огромным образовательным потенциалом обладают сегодня интегрированные комплексы «лицей-вуз», характеризующиеся непрерывностью, преемственностью, систематичностью и фундаментальностью содержания образования и образовательной подготовки в едином образовательном пространстве.

Термин «образовательное пространство», появившийся в научно-педагогических текстах относительно недавно, в самом широком смысле рассматривается как один из ведущих факторов воспитания подрастающего поколения (В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин, Н.Е. Щуркова).

В современной педагогике смысловое поле понятия «образовательное пространство» определяется в трех основных аспектах:

  1. как место, существующее в социуме, где субъективно задается множество отношений и связей (О.А. Леонова, Т.Ф. Трещалин и др.);
  2. как целостный многофункциональный комплекс возможностей окружающей среды, имеющий педагогически целесообразную организацию с целью развития, образования и воспитания человека  (Т.Ф. Борисова, Е.В. Мещерякова, В.В. Сериков, И.Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин и др.);
  3. как определенный результат освоения субъектом окружающей среды, степень познания и присвоения им возможностей среды на основе ее субъективного восприятия (В.Г. Марача, С.М. Редлих, И.Г. Шендрик и др.).

Итак, допуская существование вышеуказанных подходов к пониманию категории «образовательное пространство», Р.Е. Пономарев под образовательным пространством понимает вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого является приращение индивидуальной культуры обучающегося [1].

Важно отметить, что в современной педагогической действительности существует полемика в употреблении понятий «образовательное пространство» и «образовательная среда».

Отождествление пространства и среды сложилось исторически. Как отмечает ряд исследователей (М.Я. Виленский, И.Д.Фрумин, Б.Д. Эльконин и др.), термин «пространство» встречался в педагогических исследованиях и психологии в конце 80-х годов. Ранее использовались сходные по смыслу термины «среда», «система», «мир», «процесс». Затем ученые одно понятие стали рассматривать как часть другого (Н.Б. Крылова, В.Д. Повзун и др.).

В современных условиях понятия «образовательная среда» и «образовательное пространство» рассматриваются как не тождественные. В связи с этим, нам близка позиция И.Г. Шендрика, который рассматривает среду как данность, существующую вне результатов конкретной деятельности конкретного человека, а пространство, напротив, как результат освоения субъектом этой данности в ходе специально организованной специфической человеческой деятельности.

Среда традиционно рассматривается как внешнее, как некоторая совокупность процессов, условий, оказывающих влияние на объект. Но наряду со средой важная роль отводится и человеку, его «внутренним» процессам. При этом считать все «внутренние» процессы реакцией на действие среды, абсолютизировать влияние среды, не совсем корректно [2]. Как утверждал Л.С. Выготский, «первый и главный недостаток при практическом и теоретическом изучении среды это то, что мы изучаем среду в ее абсолютных показателях, а изучать надо среду ребенка, каково отношение ребенка к отдельным сторонам этой среды» [3, т.2, с.266].

По мнению М.Н. Ахметовой между этими понятиями существует общее, особенное и индивидуальное: их роднит направленность на задачи образования, оба выступают окружением, внешним по отношению к субъекту образовательного процесса [4]. Специфическими особенностями образовательной среды, по мнению ученого, являются понимание ее как системы влияний и условий формирования личности.

Образовательное же пространство в большей степени предполагает присутствие в нем личности. В нем множество миров, замечает В.П. Зинченко, мир идей, понятий, знаний, человеческих ценностей, переживаний; мир деятельности, представлений, культурных смыслов и др.

Таким образом, образовательное пространство служит материалом моделирования образовательных систем, комплексов, сред. Среда же предназначена для моделирования реальных процессов жизнедеятельности людей и управления процессом становления их личности. Поэтому данные понятия находятся в отношениях смежности и дополнительности.

Отмечаем, что наиболее полное и отражающее наше понимание понятия «образовательное пространство» в рамках комплекса «лицей-вуз» представлено в научных трудах Л.Л. Редько и Р.М. Чумичёвой. По мнению указанных авторов, «это целостное единое образование, состоящее из взаимообусловленных и взаимодействующих линий-пространств, ступеней, пластов, «сред» социально-образовательных ситуаций, обеспечивающих проявление активности, инициативности, творчества, потенциальных возможностей в процессе субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, где среда в пространстве является входящим элементом» [5].

На основе научных работ С.К. Бондыревой, Н.М. Борытко, И.Д. Демаковой, И.А. Колесниковой были выявлены объективные аспекты образовательного пространства как особого педагогического феномена.

«Физический» аспект образовательного пространства проявляется в его существовании как определенного «места», «локуса», в котором упорядоченно расположены и взаимодействуют элементы реальной педагогической системы. В рамках «физического» аспекта можно выделить такие характеристики образовательного пространства, как структурированность, наличие определенной формы или ее отсутствие (аморфность), объем, замкнутость-разомкнутость, инвариантность-вариативность, стабильность-нестабильность, ригидность-лабильность и др.

С этих позиций следует отметить, что в данной работе образовательное пространство комплекса «лицей-вуз» является пространством реального образовательного учреждения ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», где лицей представляет собой структурное подразделение университета. Элементами структуры данного пространства «по вертикали» являются: административные органы, учебно-научные подразделения, функциональные службы, институты воспитания. Горизонтальная структура выражена рядом относительно автономных, взаимозависимых и взаимопересекающихся блоков: пространство лицеистов, студентов, педагогов, администрации.

Социальное партнерство, сотрудничество университета с другими социальными институтами, образовательными системами, педагогическими культурами характеризуют открытость (разомкнутость) образовательного пространства. Это, с одной стороны, позволяет привлечь дополнительные ресурсы из других сфер, с другой – выйти субъектам образовательного пространства на рынок образовательных услуг и быть востребованными.

Образовательное пространство комплекса «лицей-вуз» – вариативное, полидеятельностное, пространство возможностей. Активное включение лицеиста в веер возможностей выбора не только способствует освоению новых способов деятельности в социокультурной среде, но и создает условия для вариативной реализации личности в жизни, тем самым усиливая развивающий эффект образовательного пространства комплекса «лицей-вуз».

Целостность и стабильность пространства обеспечиваются гибкостью его структуры, адаптивностью, проявляющиеся в быстром реагировании на меняющуюся ситуацию в образовании. Так, например, востребованность специалистов технических направлений обусловило в лицее углубленную подготовку по предметам физико-математического цикла.

Результатом функционирования образовательного пространства в социальном или социокультурном аспекте является возникновение определенного морально-психологического климата образовательного учреждения, традиций, стиля и тона межличностных взаимоотношений.

В контексте данного аспекта, морально-психологический климат образовательного пространства комплекса «лицей-вуз» проявляется в доброжелательности и доверии, хорошей информированности каждого из членов коллектива о задачах и состоянии дел при их выполнении, удовлетворенности принадлежностью к данному учреждению.

Одним из условий развития благоприятного морально – психологического климата в образовательном пространстве комплекса «лицей-вуз» являются традиции, коллективные настроения, участие педагогов, студентов и обучающихся лицея в совместной деятельности. Так, на базе университета традиционно проводятся внутривузовские мероприятия: Посвящение в студенты, Конкурс вожатского мастерства «Мастер своего дела», Торжественная церемония награждения студентов, посвященная дню российского студенчества «Татьянин день» и др., а также межвузовские: Межвузовский конкурс социальных видеороликов «Отражение», Межвузовская «Юморина» и др., в которых обучающиеся лицея принимают участие. Психолого-педагогическая поддержка обеспечивается совместными усилиями преподавателей и специалистами центра социальной адаптации и поддержки психологического здоровья.

В рамках третьего, психолого-педагогического, аспекта образовательное пространство – это место встречи человека и культуры, место совместного бытия и взаимодействия всех компонентов, отчего зависит результативность педагогического процесса, качество решения образовательных задач.

Для решения психолого-педагогических задач образовательное пространство комплекса «лицей-вуз» имеет развитую инфраструктуру, предоставляющую обучающимся и их родителям свободу выбора содержания и способов получения образования, разнообразные виды образовательных услуг, различные образовательные среды, обслуживающие инфраструктуру (академическую, досуговую, творческую и др.). При этом значимая роль отводится преподавателю как посреднику между личностью молодого человека и культурой. В этой связи важным является замечание И.Д. Фрумина, Б.Д. Эльконина, что образовательное пространство необходимо рассматривать в контексте взаимодействия обучающегося и преподавателя, выступающего в качестве значимого другого. Результатом такого взаимодействия будет изменение состояний, качеств, областей деятельности той и другой стороны, порождение новых форм активности.

Таким образом, анализ аспектов образовательного пространства в целом и на примере комплекса «лицей-вуз» позволил выделить универсальные характерные черты: организованность, структурированность, содержательность.

Наиболее полное видение уровневой структуры образовательного пространства вуза представлено в исследовании Г.В. Жеребятниковой. По мнению данного автора, образовательное пространство вуза можно охарактеризовать как сложное системное многоуровневое образование, отражающее изменения современного образовательного процесса в сфере высшего профессионального образования, представленного на мировом, федеральном, региональном уровнях и уровне собственно высшего образовательного учреждения [6].

Часть авторов выделяет такой уровень, как образовательное пространство личности (микроуровень) (Р.М. Асадуллин, М.А. Галанова). Согласимся с точкой зрения авторов А.В. Могилева, А.Н. Шильмана, что этот уровень совпадает с понятием «образовательная среда».

Являясь многоуровневым, образовательное пространство современного вуза определяют и как многовекторное. При определении его многовекторности для нас значима позиция Г.Н. Серикова, согласно которой в образовательном пространстве выделяются четыре вектора или составляющие: нормативно-регламентирующая, перспективно-ориентирующая, деятельностно-стимулирующая, коммуникативно-информационная [7].

У В.С. Лазарева и М.М. Поташника понятие «образовательное пространство» раскрывается через следующие основные компоненты: субъективно-деятельностный; ценностно-ориентационный; содержательный; организационно-управленческий.

Понимание сущности образовательного пространства определило его функции, основными из которых, по мнению И.Л. Беккер и В.Н. Журавчик, являются: образовательная (обучающая), воспитывающая, формирующая, развивающая, оздоравливающая, социализирующая [8].

Анализ смыслового поля «образовательное пространство» позволяет сделать выводы о том, что образовательное пространство комплекса «лицей-вуз» имеет ряд преимуществ перед традиционными формами образования старшеклассников: организация совместной образовательной деятельности субъектов пространства (лицеистов, студентов, преподавателей), вариативное поле деятельности учащегося лицея; возможность использования материальной базы вуза в учебно-воспитательном процессе лицея; изменение роли преподавателя лицея (консультант, модератор, фасилитатор, тьютор); ранняя адаптация старшеклассников к обучению в вузе; ориентированность учащихся лицея на саморазвитие и самоформирование.

Таким образом, в сфере образовательного пространства комплекса «лицей-вуз» встречи обучающегося (лицеиста) с миром культуры и миром другого человека (преподавателя, студента) носят характер эффективного взаимодействия. В связи с этим, можно утверждать, что образовательное пространство комплекса «лицей-вуз» носит характер развивающей среды, а позиция по отношению к обучающемуся лицея рассматривается как к уникальной личности в уникальных условиях.


Библиографический список
  1. Пономарев Р.Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования // Педагогическое образование и наука. 2003. №1. С. 29-35.
  2. Баженова Н.Г., Хлудеева И.В. Педагогические условия, ориентированные на развитие: теоретический аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. №151. С. 217-223.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. T.2. М.,1984. 381 с.
  4. Ахметова М.Н. Образовательная среда и образовательное пространство: общее, особенное, индивидуальное // Сибирский педагогический журнал. 2006. №5. С. 30-36.
  5. Редько Л.Л., Чумичёва Р.М. Теоретические подходы и проектирование образования в современных условиях. Ставрополь: ИРО, 1996. 24 с.
  6. Жеребятникова Г.В. Формирование созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза: Автореф. дис. … к.п.н., Чита, 2013. 23 с.
  7. Сериков Г.Н. Образование и развитие человека: Монография. М.: Мнемозина, 2002. 416 с.
  8. Беккер И.Л., Журавчик В.Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2009. №12 (16). С. 132-140.


Все статьи автора «Капарулина Ольга Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: