УДК 658.56(075.8)

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Макарова Людмила Викторовна1, Тарасов Роман Викторович2, Бычкова Анастасия Викторовна3
1ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», к.т.н., доцент
2ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», к.т.н., доцент
3ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», магистр техники и технологии

Аннотация
В последнее время значительное внимание обращено к проблеме учета, анализа и контроля затрат на качество на предприятиях, что связано с необходимостью достижения ими устойчивого преимущества над конкурентами. В работе предложен алгоритм управления затратами на качество позволяющий проводить мониторинг и постоянную оценку затрат на качество, оптимизировать их величину, выявлять неэффективные виды деятельности организации.

Ключевые слова: затраты на качество, конкурентоспособность


ORGANIZATIONAL AND METHODICAL APPROACH TO COST MANAGEMENT OF FOOD INDUSTRY

Makarova Ludmila Viktorovna1, Tarasov Roman Viktorovich2, Bychkova Anastasia Viktorovna3
1Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
2Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
3Penza State University of Architecture and Construction, master of technics and technology

Abstract
Recently much attention is paid to the problem of accounting, analysis and control of quality costs in enterprises, which is associated with the need to achieve a sustainable competitive advantage. An algorithm of the quality cost management, allowing to conduct a monitoring and continuous assessment of quality costs, to optimize their value, to identify inefficient activities of the enterprise is proposed in this work.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Макарова Л.В., Тарасов Р.В., Бычкова А.В. Организационно-методический подход к управлению затратами на предприятиях пищевой промышленности // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32214 (дата обращения: 02.06.2017).

Современные условия создания конкурентоспособной продукции требуют от производителей формирования четкой стратегии развития и управления предприятием с позиций управления качеством продукции. В этих условиях эффективным инструментом повышения качеством продукции является определение затрат на качество [1…3].

Рассмотрим основные принципы организационно-методического подхода к управлению затратами на примере предприятия ОАО «Атмис-сахар». Для этого необходимо составить план действий, направленный на снижение затрат на качество. При этом существенно следующее:

- затраты на качество должны быть определены классифицированы;

- необратимые затраты на качество учитываться не должны;

- затраты на качество  прогнозируемых периодов необходимо планировать с максимальной достоверностью;

- цена должна определяться спросом и по возможности корректироваться;

- объем реализации и выручка должны рассчитываться с учетом уровня инфляции;

- осуществляется контроль предельных затрат на качество.

Оценив существующие методики управления затратами на качество на предприятии ОАО «Атмис-сахар», можно предложить ряд мероприятий, которые позволят унифицировать затраты, оценивать и прогнозировать ряд управленческих решений. Алгоритм управления затратами на качество представлен на рис. 1. 

Рисунок 1 – Предлагаемый алгоритм управления затратами на качество

 Предлагается следующая последовательность действий:

1. Создание специализированного структурного подразделения

Выделить в структуре предприятия структурное подразделение, занимающееся вопросами планирования и контроля, а так же регулированием затрат на качество. В функции подразделения входит выявление причин возникновения потерь от брака, ответственность за результаты деятельности по обеспечению и улучшению качества.

2. Классификация затрат на качество

Классификация затрат на качество должна соответствовать современному пониманию менеджмента качества. Общепризнанной классификацией затрат является классификация А. Фейгенбаума, в соответствии с которой затраты делятся на: предупредительные, контроль, потери от внешнего внутреннего брака [4]. Классификация позволяет определить зависимость между величиной затрат на соответствие качеству и потерями вследствие брака; вычислить величину потерь от брака в общей сумме затрат; провести мониторинг соотношения затрат на качество по категориям.

3.Планирование и учет затрат на качество

Важным условием развития предприятия является планирование и учет затрат на качество. Порядок планирования затрат на качество осуществляется на основе составления сметы по статьям и элементам затрат на качество. Учет осуществляется с целью получения информации о затратах на мероприятия по предупреждению брака и оценке качества продукции.

Анализ полученных данных показал неэффективность составления планов по объемам реализации продукции. Это не дает возможности объективно оценить ситуацию на предприятии.

Эффект, полученный за счет разрабатываемой системы планирования и учета затрат на качество заключается в том, что точный анализ финансовых показателей деятельности предприятия позволяет установить точный плановый объем выпускаемой продукции, а следовательно, избежать непродуманных потерь.

Реструктуризация бюджета предприятия позволит определить малоэффективные сегменты и определить их возможности.

Оптимизация работы с поставщиками – наиболее важная задача в рамках управления затратами на качество. Анализ показал, что целесообразно расширить круг поставщиков, в большей части это касается поставок сахара-сырца, так как на данный момент у предприятия имеется только единственный поставщик.

4.Контроль затрат на качество

Контроль осуществляется с целью выявления отклонений фактических значений от плановых и нормативных, установления причин отклонений, определения корректирующих действий, направленных на достижение запланированных результатов.

На основе данных проведенного анализа и выявленных отклонений определяются основные направления по достижению запланированных показателей.

Внесение корректировок в процесс управления затратами на качество осуществляется на основе данных контроля затрат на качество и проводится с целью усовершенствования процесса управления и снижения затрат.

5.Маркетинговые исследования рынка

Оценка тенденций развития рынка позволяет предприятию работать безубыточно.

6.Порядок, периодичность и формы отчетности

Затраты на качество являются частью информации, необходимой для планирования, управления и оценки мер по обеспечению качества, поэтому порядок, периодичность и формы отчетности определяются исходя из требований общего плана работы по качеству.

В целях снижения затрат на качество на предприятии необходимо выделить в структуре предприятия центры ответственности. Предлагаемые мероприятия в этом направлении основываются на создании службы качества, отсутствующей в данный момент.

Таким образом, предлагаемый подход позволит проводить мониторинг и постоянную оценку затрат на качество, а также оптимизировать затраты на качество, выявлять неэффективные виды деятельности, анализировать и оценивать инвестиции в улучшение качества продукции и совершенствование систем качества.


Библиографический список
  1. Мильнер, Б.З. Теория организации / Б.З. Мильнер. – учебник 2-е изд. – М.: ИНФА-М, 1999.
  2. Карначева, Т. Г. Оценка затрат на качество продукции / Т.Г. Карначева // Автоматизация и современные технологии. – 1996. – №6
  3. Белянская, Н.М. Анализ затрат на качество: методические указания к практическим занятиям / Н.М. Белянская, В.И. Логанина, Л.В. Макарова. – Пенза: ПГУАС, 2009. – 24 с.
  4. Белянская, Н.М. Экономика качества, стандартизации и сертификации: учебное пособие / Н.М. Белянская, В.И. Логанина, Л.В. Макарова. – Пенза: ПГУАС, 2010. – 168 с.


Все статьи автора «Макарова Людмила Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: