УДК 378

ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ К ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ В НАУКЕ И ОБЩЕСТВЕ

Каргина Елена Михайловна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
кандидат педагогических наук, доцент кафедры "Иностранные языки"

Аннотация
В статье анализируется готовность личности к продуктивной деятельности в условиях появления новых тенденций в науке и обществе. Профилизация образовательной среды рассматривается как предпосылка развития индивидуальности личности, ее готовности к социальной и профессиональной ориентации и самореализации в профессиональном поле деятельности. Представлены аксиологические и акмеологические основы саморазвития личности в условиях профилизации образовательной среды.

Ключевые слова: готовность личности, новые тенденции, продуктивная деятельность, профилизация образовательной среды, развитие науки и общества


READINESS OF THE PERSONALITY FOR PRODUCTIVE ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF EMERGENCE OF NEW TENDENCIES OF DEVELOPMENT IN SCIENCE AND SOCIETY

Kargina Elena Mikhaelovna
Penza State University of Architecture and Construction
PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the Foreign Languages Department

Abstract
In article readiness of the personality for productive activity in the conditions of emergence of new tendencies in science and society is analyzed. The profilisation of the educational environment is considered as the prerequisite of development of identity of the personality, her readiness for social and vocational guidance and self-realization in professional field of activity. Axiological and akmeological bases of self-development of the personality in the conditions of a profilisation of the educational environment are presented.

Keywords: new tendencies, productive activity, profilisation of the educational environment, readiness of the personality, science and society development


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Каргина Е.М. Готовность личности к продуктивной деятельности в условиях появления новых тенденций развития в науке и обществе // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32107 (дата обращения: 02.06.2017).

Анализ социально-экономических условий современности позволяет сделать вывод о наличии следующих тенденций, определяющих развитие образования:

1) Появление новых тенденций развития в науке и обществе.

Современная образовательная среда характеризуется весьма противоречивыми тенденциями: общность мониторинга результатов профилизации образовательного пространства и дифференциация качественных характеристик профилей в системе образования; элитарность и массовость; узкая специализация профессиональной подготовки и необходимость энциклопедических знаний в процессе социокультурной профильной самореализации личности; рост информационных потоков и качество их восприятия личностью.

В связи с последней тенденцией становится необходимым развитие умения учащихся ориентироваться в потоке поступающей информации. Многие научные достижения популяризируются, становятся предметом обсуждения в обществе [1, с.29]. Данная тенденция ставит перед профильной образовательной средой задачу формирования готовности учащихся и студентов к ориентации в восприятии новой информации и ее критической переработке, так как понимание научных основ проблемы влияет на становление собственного отношения к ней.

По мнению О.Т. Лебедева, Г.Е. Даркевич, «Современная высшая школа представляет собой систему, призванную осуществлять не только процесс репродукции знаний – передачу «унифицированной» информации будущим специалистам, но и процесс продуцирования знаний и соединения их с учебно-воспитательным процессом. Решение этих проблем требует анализа всего многообразия проблем движения потоков информации в вузе, ее систематизации, классификации и т.д.» [2, с.134].

Анализ научно-педагогической литературы (Г.Е. Даркевич, А.Б. Каганов, О.Т. Лебедев, Е.Э. Смирнова, М.Ф. Фаткуллин) позволяет сделать вывод о том, что в вузах становится все более сложным обучить студента всему необходимому в будущей профессиональной деятельности: «Разрыв между общим уровнем знаний, полученных студентом в высшей школе, и стремительным развитием науки и техники за время его практической деятельности в качестве инженера становится все более ощутимым» [3, с.34]; «…неизменность процесса подготовки уже не соответствует задачам, стоящим перед высшей школой сегодня, поскольку она должна готовить специалистов, не только успевающих за жизнью, но и в чем-то опережающих ее» [4, с.4].

Мы полагаем, что реализация концепции профилизации образовательной среды способствует формированию у учащихся и студентов профильного образовательного учреждения научной картины мира в соответствии с последними тенденциями развития науки и общества, что облегчает адаптацию личности к изменяющимся условиям.

2) Усиление интеграции научно-технического, естественнонаучного и гуманитарного цикла знаний.

Системная интеграция знаний в контексте изучаемого нами вопроса профильного обучения преследует своей целью объединение учебных дисциплин, необходимых для формирования высококвалифицированного специалиста. Ключевым звеном реформ должно стать профессиональное образование, так как именно на данном этапе объективно встает проблема выделения основного «стержня» обучения, то есть профиля обучения, вокруг которого каждый из непрофилирующих предметов и будет играть свою вспомогательную функцию в контексте общего профиля.

Профилизация образовательной среды в социокультурном контексте предполагает не формальную сумму, механическое сочетание подчеркнутых выше признаков, но их взаимопроникновение. Так, по мнению П.Н. Федосеева, «одним из характерных признаков научного прогресса нашей эпохи является включение в современные естественные и технические науки гуманитарного компонента, что проявляется, например, в радикальном изменении характера инженерной деятельности и проектирования, которое из традиционной области разработки технических средств постепенно превращается в создание целостных компонентов человеческой деятельности» [5, с.49]. Любое управленческое, технологическое, научное решение в современных условиях не просто содержит гуманитарные компоненты, а выполняет целевые гуманистические и социальные функции. Вариантом профилизации обучения в данном контексте является увеличение доли междисциплинарных курсов, поскольку «неразрывность развития научно-технического, естественнонаучного и гуманитарного знания, единство научно-технического и социокультурного прогресса определяют приоритеты комплексных, междисциплинарных подходов в развитии всего современного образования» [6, с.34].

3) Готовность специалиста к проявлению гражданской основы профессионального самоопределения в условиях интенсификации развития социокультурных основ социальной деятельности человека и профилизации образовательной среды.

Исследуя развитие социокультурного компонента деятельности человека в контексте изменения структуры и содержания образования,  В.В. Зеньковский отмечает, что «образование должно не только организовывать ум, не только прививать знания и навыки к умственной работе: оно должно также подготавливать к той гражданской самодеятельности, какой требует теперь от всех нас жизнь. Образование должно способствовать не только расцвету личности, но и сделать ее способной к социальной жизни, должно подготовить ее к социальной деятельности» [7, с.83].

Реализации цели углубления образования, его практической ориентации и приближению к жизни способствует профилизация образовательной среды.

На наш взгляд, профильное образование направлено на реализацию идей личностно ориентированного образования, которое служит формированию у будущих специалистов гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к самодостаточной социализации в обществе.

Профилизация образовательной среды способствует формированию готовности специалиста к проявлению гражданской основы профессионального самоопределения в условиях интенсификации развития социокультурных основ социальной деятельности человека.

4) Профилизация образовательной среды как предпосылка развития индивидуальности личности и его готовности к социальной и профессиональной ориентации.

По мнению Е.В. Ворониной, «с позиций личностно-ориентированного подхода максимальная степень профилизации обучения – это его индивидуализация. Реализация концепции профилизации образовательной среды рассматривается автором как дополнительная возможность обеспечения индивидуальных образовательных траекторий учащихся в освоении учебного содержания. Профильное обучение предполагает дифференциацию и индивидуализацию содержания образования, реализуемого образовательными учреждениями, а так же форм и типов профильного обучения» [8, с.11].

Исходя из высказывания Е.В. Ворониной, можно сделать вывод о том, что профилизация образовательной среды ориентирована на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся.  В условиях профильного обучения учащийся является субъектом профильного образовательного процесса. Его развитие и самореализации как индивидуальности рассматривается нами как приоритетная задача.

Нельзя не согласиться с высказыванием В.В. Зеньковского о том, что «… школа сплошь и рядом не дисциплинирует умственной жизни ребенка, а лишь притупляет ее, так как школа не считается с индивидуальными запросами и особенностями, часто даже подавляет собственную работу ученика» [7, с.35]. Автор приходит к выводу о том, что «истинная задача воспитания должна быть понята как воспитание индивидуальности…» [7, с.64]. Перенося данное высказывание на современную систему образования, можно сделать вывод, что выходом из сложившейся ситуации является профильное обучение в учреждениях общего образования и использование профильных возможностей отдельных учебных дисциплин в высшем учебном заведении.

В данном случае речь идет не о личностной окрашенности содержания и стиля работы вузовского преподавателя, но об индивидуальном опыте каждого студента, опыте профессиональном или бытовом, так или иначе связанном с практической сферой деятельности. Обращение к этому опыту, стимулирование рефлексии его углубляет восприятие студентами академического материала, его интериоризацию, влияя на личные профессиональные ожидания, мотивы ценности, на суждения и чувства. Как справедливо отмечено А.Н. Леонтьевым: «Чтобы не формально усвоить материал, нужно не «отбыть» обучение, а прожить его, нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося» [9, с.301].

Следовательно, профилизация образовательной среды, учитывая интересы, склонности и способности учащихся и студентов, создавая условия для максимального развития будущих специалистов в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями, является социокультурной предпосылкой развития индивидуальности личности и его готовности к социальной и профессиональной ориентации на субъективном уровне.

5) Готовность личности к продуктивной деятельности в условиях профилизации образовательной среды.

Понятия «системной интеграции знания» (Р.Ф. Абдеев) и «селекции знаний» (Е.Д. Клементьев) становятся ключевыми в современной методологии познания. На наш взгляд, следует конкретизировать данные понятия и выделить атрибутивное значение деятельности относительно выбранного профиля: как начинающий профессиональную деятельность выпускник вуза, так и опытный специалист, ориентируются в восприятии информации, прежде всего в ее ценности, значимости именно для профиля своей профессиональной деятельности. Значимость выбранного профиля обучения является залогом его продуктивности. Выборочное отношение к информации как источнику познания своей профессии необходимо формировать у студентов, начиная с ранних этапов обучения. Это осуществимо средствами всех учебных предметов каждого курса обучения при условии соблюдения профильного характера обучения.

Профилизация образовательной среды направлена на создание возможностей выбора индивидуальных образовательных программ для более глубокого удовлетворения интересов, возможностей, склонностей и способностей учащихся с учетом их образовательных и профессиональных запросов, соответствующих потребностям рынка.

6) Наличие аксиологических и акмеологических основ саморазвития личности в условиях профилизации образовательной среды.

Аксиологический компонент профилизации образовательной среды имеет целью оказание помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов (В.А. Сластенин, И.Л. Федотенко, Н.П. Фетискин и др.).

По мнению Г.А. Ворониной, профилизация образовательной среды направлена на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса с учетом интересов и склонностей учащихся и создает условия для обучения будущих специалистов в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями. Автором подчеркивается, что «формирование ценностного отношения к науке и научным знаниям в условиях профилизации образовательной среды способствует раскрытию системы аксиологических знаний и воспитанию ценностного отношения личности к науке, социуму, другой личности» [7, с.7].

Согласно выводам, полученным в исследованиях Т.И. Шамовой, А.Н. Худина, Г.Н. Подчалимовой, И.В. Ильиной, С.Н. Беловой, руководитель профильной образовательной среды призван выстроить на «аксиологическом полотне» следующую иерархию ценностей, которые необходимо культивировать в профильной образовательной среде: общественные ценности, «инструментальные ценности», личностные ценности [10, с.16].

В рамках социокультурных основ профилизации образовательной среды реализуются все вышеперечисленные уровни ценностей. Система ценностей профильного образования служит основой и критерием принятия и непринятия участниками образовательного процесса новых или уже выработанных ценностей. Чем богаче мир ценностей профильной образовательной среды, тем эффективнее и целенаправленнее идет отбор и приращение новых ценностей, их переход в мотивы поведения и деятельности участников образовательного процесса.

Акмеологические основы саморазвития личности в контексте профилизации образовательной среды выражаются в переходе от деятельностной безличностной парадигмы в анализе профессий и профессиограмм к переносу внимания на субъектные возможности личности профессионала и этапы ее становления, что содействует целостному самовыражению личности. Этапы становления личности профессионала в условиях профилизации образовательной среды включают в себя, по мнению А.А. Деркач, Л.И. Божович, Н.В. Кузьминой и др., в качестве основы все этапы профильного обучения

Акмеология в рамках профильного обучения направлена на разработку критериев и технологий достижения оптимальных уровней развития личности будущего специалиста и способов достижения «вершин жизни» [11, с.210].

Таким образом, готовность личности к продуктивной деятельности в условиях появления новых тенденций развития в науке и обществе во многом определяется реализацией процесса профилизации образовательной среды.


Библиографический список
  1. Воронина, Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя [Текст] / Г.А. Воронина. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 128 с. – (Профильное обучение).
  2. Лебедев, О.Т. Проблемы теории подготовки специалистов в высшей школе [Текст] / О.Т. Лебедев, Г.Е. Даркевич. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1984. – 211 с. – С.80.
  3. Формирование личности инженера в вузе: Проблемы воспитания в процессе обучения [Текст]. – Киев: Выща шк., 1982, – 175 с. – С.34.
  4. Смирнова, Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием [Текст] / Е.Э. Смирнова; Ленингр. гос. ун-т им. А.А. Жданова. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. – 136 с.; ил.
  5. Федосеев, П.Н. Философия, наука, человек [Текст] /  П.Н. Федосеев // Вопросы философии. – 1987. – №11. – С.49.
  6. Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста [Текст] / Н.Б. Крылова. – М.: Высш. шк., 1990. – 140 с. – С.32.
  7. Зеньковский, В.В. Педагогические сочинения [Текст] / В.В. Зеньковский / Сост. Е.Г. Осовский, О.Е. Осовский. – Саранск: Красный Октябрь, 2002. – 807 с.
  8. Воронина, Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение [Текст] / Е.В. Воронина. – М.: «5 за знания», 2006. – 256 с. – («Методическая библиотека»).
  9. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Наука, 1977. – 397 с.
  10. Шамова, Т.И. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода [Текст] /  Т.И. Шамова, А.Н. Худин и др. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 с.
  11. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А.В. Брушлинского [Текст]. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. – 576 с.


Все статьи автора «Каргина Елена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: