УДК 338.24

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Соколова Ольга Юрьевна
Саратовский социально-экономический институт Российского государственного университета имени Плеханова Г.В.
доктор экономических наук, профессор кафедры общей экономической теории

Аннотация
В статье подвергнуты анализу проблемы недостаточно эффективной инновационной деятельности высших учебных заведений России, несмотря на создание развитой инновационной структуры. Автор приходит к выводу, что кроме внутренних причин, основополагающие представлены во внешней среде учебных заведений. Среди них самые главные негативные факторы – низкая конкурентная среда отечественной экономической системы и слабое отраслевое разнообразие.

Ключевые слова: высшие учебные заведения, инновации, инновационная инфраструктура, конкуренция, монополизм, национальная инновационная система, экономическая система


PROBLEMS OF REALIZATION OF INNOVATIVE ACTIVITY AMONG THE STUDENTS OF HIGHER SCHOOL

Sokolova Olga Yurjevna
Saratov socio-economic Institute of Russian state University named after Plekhanov G.V.
doctor of economic Sciences, Professor of the Department of General economic theory

Abstract
Analyzed in the article the problem of insufficient innovation activity of higher educational institutions of Russia, despite the creation of a developed innovation patterns. The author comes to the conclusion that in addition to internal reasons, the fundamental presented in the external environment of educational institutions. Among them the most important negative factors - low competitive environment in the domestic economic system and a weak branch diversification.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Соколова О.Ю. Проблемы реализации инновационной деятельности среди студентов высшей школы // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32013 (дата обращения: 01.10.2017).

Инновационно развивающуюся экономику принято иначе называть «экономикой основанной на знаниях», поскольку нововведения возникают исключительно на новых знаниях. В связи с этим в развитых государствах, таких как США, Великобритания, Германия и других большое внимание уделяется генерации новых идей, источником которых выступают не только научные круги, бизнес, но и высшие учебные заведения.

Гармоничное соединение науки, реальных секторов экономики и высших учебных заведений превращается на деле в плодотворный союз, плоды которого благотворно питают все общество, поскольку активно двигают экономику этих государств по пути прогресса.

По оценкам же российских экспертов, только 15-20 % государственных вузов занимаются инновационной деятельностью [1, c.48]. И это несмотря на тот факт, что практически все университеты и институты страны в своем составе имеют университетские научно-исследовательские комплексы (УНИК), технопарки, студенческие бизнес-инкубаторы или бизнес-центры. Точка зрения на причины такой ситуации среди исследователей национальной инновационной системы России и представителей правительства во многом совпадают. Среди них называют:

– недостаток собственных финансовых средств;

– недостаток инвестиций;

– долговременный период окупаемости;

– отсутствие оборудования необходимого для инноваций;

С этим можно согласиться. Но, все же на наш взгляд, данный список не является исчерпывающим, особенно под углом зрения рассмотрения коренных причин низкой инновационной отдачи от высших учебных заведений в целом и от участия в инновационном процессе непосредственно студентов.

Примерно такая же ситуация в целом по стране. Так уже практически десятилетие существующее Национальное содружество бизнес-ангелов России (СБАР) получило на рассмотрение несколько тысяч инновационных заявок, а удовлетворило всего семь [2].

Если же рассматривать с позиции приоритетности, то на первое место необходимо поставить наличие низкого спроса на инновации в российской экономике. Заказы на нововведения не поступают, а там где они инициируются научными и исследовательскими учреждениями, в том числе студенческими технопарками и бизнес-центрами, то оказываются невостребованными. Анализ инновационных программ 16 госкомпаний, произведенный в 2012 году рейтинговым агентством «Эксперт РА», приводит к выводу о том, что они больше похожи на отписки, чем на конкретный документ по достижению принципиально нового уровня развития [3].

К примеру, в Институте развития бизнеса и стратегий (г.Саратов) всего два года просуществовал «Бизнес-центр», основная задача которого состояла в оформлении бизнес-проектов для представления инновационных идей изобретателей и рационализаторов на рассмотрение как местных, так и столичных бизнес-ангелов. Несмотря на множество поступивших заявок и хорошее качество составленных бизнес-проектов ни один из них не нашел своего инвестора. Их реально оказалось очень мало и каждый оценивал риски внедрения по очень высокому уровню.

В основе низкого спроса на инновации лежат несколько важных факторов:

Первый – сложившееся в 90-х годах прошлого века и довлеющее поныне «сырьевое проклятие» России. Если в экономике СССР был высокий удельный вес  продукции высокой степени переработки, в том числе наукоемкой, который диктовал спрос на высокообразованных людей по широкому кругу специальностей и поддерживал высокую потребность в генерации нового знания по огромному спектру наук, то в ходе перехода к рыночной экономике все «примитивизировалось». Целые отрасли, кроме сырьевых, разрушились и исчезли. Теперь спрос наиболее вероятен только от государства, но известно, что государство собственник недостаточно эффективный и в настоящее время с его стороны отмечается дефицит взвешенных общенациональных идей инновационного характера. Ведь, в самом деле, невозможно к инновационным отнести ни строительство дополнительного кольца МКАД, ни создание высокоскоростной железнодорожной ветки от Москвы до Казани. А других озвученных проектов просто нет. Сужение разнообразия отечественной экономической системы до сырьевого сектора  в сильной степени минимизирует спрос на инновации;

Второй – низкий уровень конкуренции в российской экономике, пораженной доминированием сырьевых монополий – основных субъектов рынка. Монополиям нет смысла заниматься рискованными инновациями, когда можно извлекать прибыль элементарным повышением тарифов и цен [4, c.80]. Последнее решение Правительства России  о «замораживании» тарифов естественных монополий на ближайшие два года – есть решение в правильном направлении. Но только при одном немаловажном условии! Если оно будет одновременно сочетаться с перестройкой система менеджмента в этих компаниях. Необходимо перейти к гласному конкурсному отбору топ-менеджеров ведущих государственных компаний, установлению для них директивных заданий по повышению эффективности деятельности возглавляемых организаций на основе инновационного развития. А через три года осуществлять спрос: справился ли руководитель с взятыми на себя обязательствами? [5, с. 93]

Кроме внешних причин недостаточной активности участия студенчества в инновационном процессе следует отметить и ряд внутривузовских.

Инновационной нацеленности обучаемых в  ВУЗах, способствовало бы наличие тесного взаимодействия с бизнесом. Последние должны выступать для ВУЗов заказчиками подготовки кадров под свой профиль деятельности, оплачивая их обучение и принимая экзамены в процессе текущего обучения. В этом случае студент был бы заинтересован  не просто в получении диплома (наличие которого в настоящее время не гарантирует бизнесу достойный уровень знаний), а в  освоении реальной компетентности по профессии. И в этом случае дипломные проекты представляли бы собой достойное внимание заказчика.

Требует совершенствования также образовательная программа. В ней недостаточно дисциплин инновационного направления. В основном они носят общетеоретический характер (например, инновационный менеджмент), но практически нигде не представлены теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и теории решения проблем бизнеса (ТРПБ).

К тому же дипломные проекты инновационной направленности невозможно подготовить за два месяца преддипломной практики. В настоящее время следует задуматься об увеличении срока подготовки выпускной квалификационной работы. Он должен быть растянут на несколько производственных практик в течение двух-трех последних лет обучения. За это время студент окажется в состоянии глубоко изучить бизнес-процессы предприятия, вскрыть возможные резервы и предложить достаточно реальные инновационные идеи, оформленные в законченные дипломные проекты. Только при таких условиях дипломная работа окажется достойной серьезного внимания со стороны предприятия, а студент сможет реально рассчитывать на трудоустройство в обмен на затраченные  на него денежные средства.


Библиографический список
  1. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации «Национальная инновационная система и государственная  инновационная политика Российской Федерации» // Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва. – 2009. – 208 с.
  2. Национальное содружество бизнес-ангелов России (СБАР) [сайт]. – URL: http://www.russba.ru/innovation-companies/ (дата обращения 2.03.2014 г.).
  3. Товкайло М.  Госкомпании обещают потратить на инновации 4,2 трлн рублей до 2020 года // Ведомости.  2012. – URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news/3317071/abstraktnye_trilliony?from=newsletter-editor-choice (дата обращения 2.03.2014 г.)
  4. Семенов А.И. Влияние монополистического фактора на развитие национальной инновационной системы в России  // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н. И. Вавилова. – 2011. – № 9. – С. 80-82.
  5. Семенов А.И. Отношение монополистических компаний в России к инновационной деятельности // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2013. – № 3. – С. 92 -98.


Все статьи автора «Olga2015»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: