УДК 378.147

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Даськова Юлия Викторовна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
преподаватель кафедры "Дизайн и ХПИ"

Аннотация
Основное внимание в данной статье уделено анализу самостоятельной работе в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров.

Ключевые слова: самостоятельная работа, студенты-дизайнеры, творческая самостоятельность


INDEPENDENT WORK DURING FORMATION OF CREATIVE INDEPENDENCE OF DESIGNERS OF STUDENTS

Daskova Yulia Viktorovna
Penza state аrchitecture and building university
Teacher of chair Design

Abstract
The main attention in this article is paid to the analysis to independent work during formation of creative independence of designers of students.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Даськова Ю.В. Самостоятельная работа в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/31660 (дата обращения: 02.06.2017).

В настоящее время самостоятельная работа студентов выступает необходимым компонентом организации процесса обучения. Мы  усматриваем самостоятельную работу как созидающую учебную деятельность студента, в которой происходит активизация творческих способностей, глубокое проникновение в суть изучаемого, и вместе с тем проявляется новизна суждений и подходов к  выполнению поставленной задачи, проявляется инициатива, самостоятельность, раскрывается творческий  потенциал. В рамках нашего исследования поднимаются вопросы вовлечения студентов-дизайнеров в учебно-творческую деятельность, которая реализуется в самостоятельной работе и рассматривается нами как средство формирование творческой самостоятельности.

Творческая самостоятельность является созидающей деятельностью и включает в себя как результат деятельности (проект или объект интерьера), так и сам процесс, в котором активизируется специфический стиль деятельности (Дрозина В.В., Гаруков М.Г., Качалов А.В. и др.). Специфичность творческой самостоятельности определяется творческим характером мышления и активным стремлением  своими силами овладеть знаниями и умениями творческой деятельности. Особую актуальность процесс формирования и развития творческой самостоятельности приобретает у студентов-дизайнеров.   На необходимость формирования и развития творческой самостоятельности у студентов-дизайнеров указывают социальные и экономические переменны  жизни общества, а также значимость ряда специфических навыков и установок творческой деятельности для специалиста профессионально, работающего в области дизайна (Минервин Г.Б., Шимко В.Т., Ефимов А.В. и др.).   В составе творческой самостоятельности студентов-дизайнеров можно выделить следующие умения проектной деятельности:  умений входить в проблему (добывать, анализировать информацию), умений решать проблему (прогнозировать, организовывать, критически оценивать  деятельность, находить новые способы решения), умений  презентовать конечный результат (оригинальность, новизна, выявление рациональных способов решения проблемы). Эффективность процесса формирования   и развития творческой самостоятельности во многом обусловливается степенью сформированности самостоятельности обучающихся, активностью их в учебном процессе [1, 9,14].

В научно-педагогических исследованиях имеется ряд работ, раскрывающих отдельные аспекты  и дающие разнообразные определения понятию «самостоятельная работа». В своем диссертационном исследовании В. И. Архипов, со ссылкой на исследователей Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин и др.  приводит следующую  классификацию самостоятельной работы:

- форма обучения (Н.Г. Дайри, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис и др.);

- метод обучения (А.В. Усова, Л.В. Жарова и др.);

- вид учебной деятельности (О.А. Нильсон, Р.А. Низамов и др.);

- средство организации и управления познавательной деятельностью (П.И. Пидкасистый, Е.Л. Белкин и др.).

Первые три подхода представляют собой попытку раскрыть сущность понятия «самостоятельная работы», через ответ на вопрос – какова, форма организации учебного процесса.

В определении П.И. Пидкасистного, самостоятельная работа – средство обучения, имеющее большое влияние на эффективность учебного процесса, поскольку она: 1. формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, умений и навыков; 2. вырабатывает установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний, помогает ориентироваться в потоке научной и политической информации при решении познавательных задач; 3. является важнейшим условием самоорганизации и дисциплины, обучающихся в овладении методами познавательной деятельности; 4. руководит самостоятельной познавательной деятельностью в процессе обучения [3].

В определении Н.Г. Дайри, самостоятельная работа не есть, самостоятельна деятельность по усвоению учебного материала, а есть особая система условий обучения, организуемых преподавателем [4].

Структура самостоятельно выполняемой обучающимися учебно-творческой деятельности определяет цели, специфику и место самостоятельных работ в процессе обучения в зависимости от поставленных задач. Выделяют несколько видов самостоятельной работы.

1. Воспроизводящие и творческие самостоятельные работы по «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношениям к знаниям субъекта» [5].

2. Аудиторные и вне аудиторные, по условиям, в которых СРС протекает

3. Самостоятельная работа с участием преподавателя и без участия преподавателя.

Самостоятельная работа студентов-дизайнеров  на практических занятиях – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности: выполнение творческих заданий, клаузуры и эскизирование, участие в круглых столах, и т.д. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов рассматривается как  подготовительный этап для самостоятельной работы в аудитории и зависит от этапов выполнения курсовой работы.

Концепция В.А. Сластенина  раскрывает психологическое содержание процесса формирования личности студента в ходе учебно-творческой деятельности.   Согласно утверждению В. А. Сластенина, мотивация самостоятельной деятельности студентов имеет несколько значений:

1) являясь продуктом формирования личности, она выступает как фактор
ее дальнейшего развития;

2) оказывает общее стимулирующее воздействие на протекание мыслительных процессов и становится источником интеллектуальной активности;

3) мобилизует творческие силы на поиск и решение познавательных задач, положительно влияет на качество знаний, их глубину и действенность, широту и систематизацию;

4) является важнейшим внутренним условием развития стремления к самообразованию;

5) имеет диагностическое значение, т.е. служит показателем развития важных качеств личности – целеустремленности, сознательности, широты и устойчивости познавательных интересов [6].

Сущность самостоятельной работы раскрывается на основе организационных, процессуальных или мотивационных компонентов учебно-познавательной деятельности обучающихся. Мотивационная сфера личности – это совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности. Мотив – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности.  Мотивация самостоятельной деятельности определяется мотивами не только, чтобы преодолевать препятствия, затрачивать усилия там, где это необходимо, но и к тому, чтобы стремиться преодолевать трудности интеллектуального характера, браться за сложное новое дело, требующее самостоятельного творческого подхода. [7].   Мотивация заложена в самом процессе учебно-творческой деятельности. В процессе приобретения знаний для профессионального становления, в стремлении больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на объектах, связанных с областью дизайна. Самостоятельный и творческий характер учебной деятельности делают возможным возникновение у студентов-дизайнеров состояния творческого вдохновения. Оно выражается в творческом подъеме; обострении восприятия; повышении способности воспроизведения ранее запечатленного; возрастания мощи воображения; возникновения целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений и т.д. [8].

Творческая самостоятельность студентов — это стремление к применению новых приемов в процессе овладения профессиональными навыками, поиск путей преодоления затруднений, потребность вносить элементы новизны в выполнение учебных заданий [9, 1]. Для повышения мотивации учебно-творческой деятельности студентов-дизайнеров мы предлагаем  использовать этапы деятельности дизайнера  в качестве  организации самостоятельной работы студентов в  учебно-творческой деятельности:

этап поиска – сбор, обобщение, анализ научной, исторической,  информации, подбор аналогов, работа с заказчиком, продумывание проблемы;

- этап разработки – разработка идеи проекта и прорабатывание вариантов ее решения, уточнение промежуточных данных, работа с технической документацией;

- этап защиты уже готового решения – актуализацию теоретических знаний из смежных областей знаний по теме задания.

Б.Г. Бархин, Ю.И. Карамзин, В.Т. Шимко и др. утверждают, что использование творческих стадий проектирования  дает возможность: 1. обеспечить способность познания, осмысления и творческую реализацию информации; 2. осознать важность творческого компонента профессиональной деятельности дизайнера. Выполняя задачи каждого этапа, студенты имеют возможность, освоить традиционные методы их решения и также применить индивидуальные подходы к  выполнению    деятельности будущего дизайнера.

Вместе с тем процесс обучения направлен не столько на получения определенного продукта учебной деятельности, сколько акцентирует внимание на способах деятельности студентов по получению этого продукта. Необходимость актуализации профессиональных этапов работы над проектом, изучена в трудах  Степанова А.В., Малахова С.А, Нечаева Н.Н.  Основываясь на том выводе, что «профессиональный метод должен стать преимущественной целью деятельности студентов» ими выделены методы активизации обучения: дискуссии, мастер-классы,  включение заданий-ситуаций. Включение в учебный процесс перечисленные технологии, по их мнению, способствуют тому, что «студент сможет самостоятельно прослеживать связь между задачами и условиями и индивидуальным решением», «насытить условиями ту проектную ситуацию, которая будет представлена в расположение нашего студента», студент имеет возможность собственной деятельностью  «приобрести качественно новые представления»  [10]. Каждое задание по курсовой работе ориентировано на осознанную  активизацию самостоятельной работы студентов. Каждое задание – это сконструированная проблемная ситуация, которая провоцирует студента на творческий поиск способов разрешения проблемной ситуации, и вместе с тем самостоятельное получение новых знаний.

Определяя характеристики этапов формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров в процессе изучения учебной дисциплины «Основы производственного мастерства» мы опирались на  следующие выводы:

1. Уровень творческой самостоятельности студентов при выполнении тех или иных заданий в различных сочетаниях различен П.И. Пидкасистого, Н.А. Половиниковой, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др). Он предопределяется объектом изучения, особенностями отображения познавательного объекта и условиями задачи, определением способа решения, которой требует от ученика различных по своей сложности мыслительных процессов – умственных, а также практических действий [4].

В зависимости от характера самостоятельной деятельности в процессе самостоятельной работы на основе исследований П.И. Пидкасистого, Н.А. Половникова, Г.И. Щукиной и др. выделяют следующие уровни познавательной самостоятельности:

- репродуктивная деятельность (усвоение образцов основных познавательных актов, операций и действий, овладение переносом их на аналогичный материал);

- реконструктивно-вариативная самостоятельность (способность мысленно выбирать и практически воспроизводить способы, приемы, умения, нужные для решения учебно-творческой задачи);

- творческая самостоятельность (способность использовать усвоенную «технику» творческой деятельности для создания познавательных действий, ранее не встречавшихся в опыте студента).

2. Основой творческой самостоятельности  является творчество. Творчество, по мнению Ермолаевой-Томиной, как процесс изменения, преобразования, соединения разных форм материи характеризуется общим качеством – созданием необходимого, не существующего ранее результата. Основываясь на данной характеристике творчества, Л.Б. Ермолаева-Томина, выделяет три типа деятельности.

Первый тип – деятельность, которая может выполняться стандартно, но в нее по индивидуальной инициативе можно вносить творческое начало – изобретение, совершенствование способа действия и т.п.

Второй тип – деятельность, которая требует постоянной готовности к поиску индивидуального «творческого стиля», выполнения ее, поскольку нестандартные ситуации могут возникнуть неожиданно (педагог, организатор, полководец). Этот тип творчества, оперативный, продуктом которого является нахождение нового способа действия, неповторимого и конкретного, требует постоянного напряжения и готовности к поиску. Он требует контакта с постоянно меняющейся средой и виденья в ней всех переменных. Выбор правильной стратегии действий в конкретной ситуации возможен с учетом всех переменных, в том числе человеческих характеров.

Третий тип – «творческая» деятельность, предполагает обязательное внесение новизны в продукт деятельности. К числу таких относится  художественно-творческая деятельность, которая на фоне других видов деятельности имеет свою специфику.  Искусство всегда органически связанно с индивидуальностью и личностью художника.  Произведения искусства не могут быть повторимы. Для этого требуется постоянное углубленное познание реальности, выработка потребности к познанию и совершенствованию [11].

3. Самостоятельная работа студентов выступает как специфическая форма учебного и научного познания, внутренним содержанием которого является самостоятельное построение студентом способа достижения поставленной цели.

П.И. Пидкасистый отмечает, что главный признак самостоятельной учебной деятельности в системе обучения, выражающий ее сущность, заключается вовсе не в том, что обучающийся работает без посторонней помощи, а в том, что цель его деятельности одновременно несет в себе функцию управления этой деятельности [12]. В основе определения понятия «самостоятельность» лежит «одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами» [13].

4. Самостоятельная работа является средством повышения мотивации студентов. Согласно С.Л. Рубинштейну, основной отличительной чертой самостоятельности является мотивационная направленность обучающегося на овладение знаниями.

Исходя из выше приведенных положений, формирование творческой самостоятельности студентов рассматривается нами как процесс постепенного сокращения меры помощи в осуществлении учебно-творческой деятельности, расширение области приложения формируемых знаний, действий и отношений, переход от задач репродуктивного характера к задачам творческим, превращения их в субъектов деятельности. По мере развития творческой самостоятельности студентов-дизайнеров происходит усложнение самостоятельно выполняемой деятельности, что сказывается в развитии творческого мышления и проявления устойчивых мотивов учебно-творческой деятельности студентов.

Приведенные выше положения позволяют нам выделить три этапа формирования творческой самостоятельности: подготовительная деятельность (самостоятельная работа), частичная деятельность (самостоятельная работа), творческая самостоятельная деятельность  и предлагаем следующие характеристики этапов формирования творческой самостоятельности студентов дизайнеров:

1. Подготовительная деятельность (самостоятельная работа). Деятельность студентов осуществляется под руководством преподавателя  на всех этапах учебного проектирования и характеризуется неустойчивым отношением к проектной деятельности. У студента отсутствует система знаний, и нет готовности к их использованию в конкретных ситуациях. Цели и задачи учебно-творческой  деятельности определены в общем виде.

2. Частичная деятельность (самостоятельная работа). Деятельность студента характеризуется творческой самостоятельностью с незначительной помощью преподавателя.  Преподаватель корректирует, направляет, консультирует, помогает составить план и способы выполнения работы. В отличие, от первого этапа, обучающейся проявляет инициативу, проявляет стремление и имеет определенные  возможности выполнения части проекта самостоятельно, возникают элементы поиска новых решений в стандартных проектных условиях. В личности студента проявляется склонность к устойчивому творческому отношению к проектной деятельности.

3. Творческая самостоятельная деятельность. В деятельности студента наблюдается высокий уровень прогнозирования собственной деятельности: студент может выполнить проект полностью самостоятельно, опираясь на свои знания и умения, сам ставит цель, формулирует учебную проблему, планирует этапы ее решения. Преподаватель выступает в роли координатора действий, помогает студенту в нахождении способов самоконтроля. Личность студента характеризуется положительно-эмоциональной  направленностью, устойчивой активностью  в поиске новых методов проектной деятельности.

Использование методологических основ формирования творческой самостоятельности, а также деятельностного и личностно ориентированного подходов к разработке  содержания учебного материала и организации учебно-творческого процесса позволяет формировать творческую самостоятельность студентов-дизайнеров, погружая их в активную сознательную постоянно усложняющуюся  самостоятельную работу.


Библиографический список
  1. Даськова Ю.В. Включение студентов будущих дизайнеров в научно-исследовательскую деятельность [Текст] / Вестник федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина», выпуск №3(48)/20011 «Теория и методика профессионального образования»
  2. Архипов В.И. Развитие познавательной самостоятельности студентов в процессе усвоения учебных грамматических понятий [электронный ресурс]: диссертация кандидата пед.наук: 13.00.01. – Москва: РГБ, 2007
  3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. – М.: Педагогика, 1972.- 184с.
  4. Дайри Н.Г. О сущности самостоятельной работы. / Народное образование. – 1963. – №5.- С.34-56
  5. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 1981. – 200 с.
  6. Сластенин В.А. Формирование индивидуального стиля самостоятельной деятельности студентов// Совершенствование подготовки учителя в педвузе. – М., 1980.- 154 с.
  7. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону, 1999 – 510 с.
  8. Степанов А.В., Малахов С.А, Нечаев Н.Н. «Введение в проектирование»: уч. пособие, М: МАРХИ, 1982 – 134с.
  9. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества, учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 304 с
  10. Пидкасистный П.И. Портнов М.Л. Искусство преподавания. – М.: «Российское педагогическое агентство», 1998. – 140 с
  11. Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. общая психодиагностика СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – 440 с.
  12. Даськова Ю.В. Профессиональная направленность обучения как средство формирования и развития творческой самостоятельности будущих дизайнеров (на примере изучения дисциплины «Основы производственного мастерства») [Текст] /  Научно-методический журнал Вестник костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика – 2012. – Том 18, №2. – с. 111 – 114
  13. Никонова Е.Р. Социальное проектирование в подготовке архитекторов к профессиональной деятельности. Анализ мотивационной составляющей [электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №5 с. 115-120
  14. Даськова Ю.В.  Самостоятельная работа студентов-дизайнеров как основа формирования творческой самостоятельности [Текст]/ Даськова Ю.В. //  «Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе: на пути к новому качеству образования: Сборник статей  Международной научно-методической конференции13-15апреля 2010 г., Пенза: ПГУАС, 2010. – с. 108-111


Все статьи автора «Даськова Юлия Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: