УДК 343.98

К ВОПРОСУ О СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗАХ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

Туленев Анатолий Иванович
Российская таможенная академия
аспирант, начальник отдела таможенного досмотра Ярославского таможенного поста, Ярославской таможни

Аннотация
В статье рассмотрена одна из наиболее квалифицированных процессуальных форм использования специальных познаний при расследовании таможенных преступлений - судебная экспертиза. Специфику деятельности дознавателей таможенных органов при ее назначении. Пути развития и совершенствования системы экспертных подразделений Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

Ключевые слова: судебная экспертиза, таможенное дело


TO THE QUESTION OF JUDICIAL EXAMINATIONS IN CUSTOMS AFFAIRS

Tulenev Anatoly Ivanovich
Russian Customs Academy
graduate student, head of the customs Yaroslavsky customs post, Yaroslavl Customs

Abstract
The article discusses one of the most skilled use of special forms of procedural knowledge in the investigation of customs offenses - Forensics. Specifics of the investigators of customs authorities in her appointment. Development and improvement of expert divisions of the Federal Customs Service of the Russian Federation.

Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Туленев А.И. К вопросу о судебных экспертизах в таможенном деле // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/01/30984 (дата обращения: 29.09.2017).

Криминализация различных сфер экономической деятельности, связанная с порядком перемещения товаров, транспортных средств и иных предметов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, существенно изменяет структуру правонарушений в сфере таможенного дела, являющихся предметом разбирательства правоохранительных органов и судов.

Правоохранительная деятельность таможенных органов регламентирована статьей 7 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС). Согласно указанной статье «таможенные органы государств – членов Таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза отнесено к ведению таможенных органов» [1].

С учетом современных реалий: изменений, произошедших в уголовном, уголовно-процессуальном и таможенном законодательствах, к компетенции таможенных органов отнесено:

- производство неотложных следственных действий (п. 2 п. п. 3 ст. 157 УПК РФ) [2] по преступлениям предусмотренных статьями 1731, 1732, 174, 1741, 189, 190, 193, 1931, 194 (ч. 3, 4), 2001 (ч. 2), 2261, 2291 УК РФ [3];

- предварительное расследование в форме дознания (п. 3 п. п. 1 ст. 150 УПК РФ) [2] по уголовным делам о преступлениях предусмотренных ч. 1, 2 ст. 194 и ч. 1 ст. 2001 УК РФ, в соответствии с правилами, установленными главами 32, 32.1 УПК РФ [2].

При расследовании преступлений важно разграничивать два способа установления существенных для дела фактов:

а) непосредственное восприятие;

б) исследование скрытых свойств и иных взаимосвязей.

Успешное установление скрытых свойств и взаимосвязей предметов и явлений требует применения специальных познаний [4, с. 373]. Эти вопросы решают сведущие лица, обладающие соответствующими специальными познаниями и наделенные в этих целях соответствующими полномочиями. Специальные познания могут использоваться в судопроизводстве в двух формах – процессуальной и непроцессуальной [5, с. 7]. Выбор той или иной формы применения специальных познаний должен быть тактически обоснован. В первую очередь, необходимо учитывать существенность устанавливаемого факта. Если факт, устанавливаемый с использованием специальных познаний, является доказательственным, т.е. может быть использован как аргумент в процессе последующего доказывания, как средство подтверждения или исключения выдвинутых при расследовании версий и особенно, когда признакам, на основе которых этот факт устанавливается, может быть дано различное объяснение, необходимо производство экспертизы [6]. Немаловажными критериями выбора формы применения специальных познаний являются: время, необходимое для ее применения, надежность достоверного установления факта, экономичность. Таким образом, одной из наиболее квалифицированных процессуальных форм использования специальных познаний является судебная экспертиза.

Судебная экспертиза – процессуальное действие, состоящее в производстве в установленном законом порядке исследований тех или иных объектов специалистами в науке, технике, искусстве, ремесле и дачи ими заключения по вопросам, возникающим в ходе расследования по уголовным делам [7, с. 225].

Судебные экспертизы, назначаемые при расследовании таможенных преступлений, имеют большое значение, поскольку с их помощью объективно закрепляются доказательства, которые можно получить только экспертным путем [7, с. 230]. Любая экспертиза представляет собой прикладное исследование данного рода объектов и производится в соответствии с правилами, определяемыми спецификой ее предмета и кругом необходимых для производства экспертизы сведений из конкретных областей науки и техники. При этом, независимо от того, на какой стадии уголовного процесса она производится. Сама стадия возбуждения уголовного дела представляет собой не одноразовое действие, проявляющееся в принятии решения о том, начинать или не начинать производство по конкретному делу, а целый комплекс действий. В своей совокупности эти действия призваны обеспечить законность и обоснованность соответствующего решения. Такая цель достигается, прежде всего, путем проведения судебных экспертиз [8].

Задачи любой экспертизы обычно определяются теми вопросами, которые поставлены на ее разрешение. Цели и задачи судебной экспертизы при расследовании таможенных преступлений определяются сферой человеческой деятельности, в рамках которой она производится. Соответственно основными задачами, разрешаемыми судебными экспертизами, при расследовании таможенных преступлений являются:

- идентификация объектов (людей, животных, растений, предметов);

- диагностика механизма события (времени, способа и последовательности действий, событий, явлений, причинных связей между ними, природы, качественных и количественных характеристик объектов, их свойств и признаков, не поддающихся непосредственному восприятию, и пр.);

- экспертная профилактика – деятельность по выявлению обстоятельств, способствующих совершению преступлений, и разработке мер по их устранению. [9, с. 385]

Закон определяет, когда назначается судебная экспертиза (ст. 195 УПК РФ) и когда ее назначение является обязательным (ст. 196 УПК РФ).

Предмет судебной экспертизы составляют фактические данные, устанавливаемые при расследовании или судебном разбирательстве уголовного дела. В качестве объектов судебной экспертизы при расследовании таможенных преступлений выступают товары и иные предметы, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза. Нередко в качестве объектов судебной экспертизы выступают наркотические средства и прекурсоры [7, с. 230].

При определении вида экспертизы во внимание принимается триада «предмет – объект – метод», т.е. какие обстоятельства подлежат установлению по делу, какие объекты и какими методами при этом будут подвергаться исследованию [7, c. 227].

Для исследования каждого вида объектов в судебной экспертизе разрабатываются специальные методики экспертного исследования, т.е. системы научно обоснованных методов, приемов и технических средств (приспособлений, приборов, аппаратуры), применяемых в ходе исследования [10].

Как известно, методы и средства исследования вещественных доказательств, применяемые в судебной экспертизе, либо специально разрабатываются для этих целей (криминалистические методы), либо заимствуются из естественных и технических наук (химические, математические методы). Однако в последнем случае методы и технические средства, используемые в экспертизе, подвергаются существенной трансформации в соответствии со специфическими задачами и объектами исследования, применяются своеобразные приемы, специальные устройства, изготавливаемые в дополнение к стандартному оборудованию. Исходя из возможных объектов исследования судебных экспертиз при расследовании таможенных преступлений, их проведение не требует разработки каких-либо специфических методик исследования, они проводятся в рамках существующих методик [8].

Как способ собирания доказательств по уголовному делу экспертиза обладает рядом основных признаков, которыми являются:

а) она назначается и производится по заданию следователя, дознавателя;

б) ее производят специальные субъекты – лица, обладающие специальными познаниями в области науки, техники, искусства или ремесла;

в) она характеризуется проведением исследований с целью получения сведений, которые не могут быть установлены иными способами;

г) результаты исследования оформляются особым процессуальным документом – заключением эксперта, являющимся самостоятельным видом судебных доказательств. [7, с. 277]

При этом судебная экспертиза в своей основе лежит вне сферы уголовно-процессуальных правоотношений и осуществляется не тем лицом, в чьем производстве находится уголовное дело (дознавателя таможенного органа, следователя), а экспертом и представляет собой специальное исследование приемами, подчиняющимися не предписаниям УПК РФ, а методике соответствующей отрасли науки, техники, искусства или ремесла. Вместе с тем и в процессе назначения судебной экспертизы, самого экспертного исследования по уголовному делу, и особенно по его результатам, реализуется обширный комплекс уголовно-процессуальных правоотношений, участниками которых являются, с одной стороны, дознаватель таможенных органов, следователь, а с другой – эксперт, а также многие другие урегулированные нормами УПК РФ отношения с участием обвиняемого, подозреваемого и защитника [11, с. 203-204].

Следует отметить определенную специфику деятельности дознавателей таможенных органов. Она существует в методике и тактике проведения отдельных следственных действий и определяется предметом преступного посягательства, характерного для преступлений, отнесенных к компетенции Федеральной таможенной службы (ФТС) России. Так, например, при расследовании практически всех таможенных преступлений характерно назначение различного рода исследований или экспертиз (как в стадии возбуждения уголовного дела, так и после возбуждения уголовного дела) [12, с.439].

Проведение судебных экспертиз по постановлениям дознавателей таможенных органов осуществляется:

- сотрудниками Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России (ЦЭКТУ ФТС России), имеющими право на самостоятельное проведение экспертиз;

- сотрудниками криминалистических подразделений Главного управления таможенных расследований и дознания ФТС России (ГУТРД ФТС России);

- иными правоохранительными органами, а также работниками других соответствующих организаций (МВД России, Минюст России, Минздрав России, Минобороны России, ФСКН России, ФСБ России);

- частными лицами, привлекаемыми в качестве судебных экспертов.

В случае необходимости проведения судебной экспертизы дознавателем выносится постановление (определение), в котором указываются объекты, подлежащие экспертному исследованию, формулируется задание (вопросы) эксперту и указывается, кому поручается производство экспертизы (экспертному учреждению или конкретному сведущему лицу). Постановление (определение) является юридическим документом, служащим основанием для производства экспертизы [12, с. 439].

В системе ФТС России для целей проведения экспертиз, в том числе для решения вопроса о наличии признаков преступлений, имеется сеть специализированных криминалистических учреждений – лабораторий – во главе с ЦЭКТУ. Эти подразделения вносят существенный вклад в борьбу с таможенными правонарушениями, решают следующие вопросы в процессе производства судебных экспертиз, как:

1) классификация товаров согласно ТН ВЭД ТС;

2) определение страны происхождения товаров;

3) оценка рыночной стоимости товаров, в таможенных целях исходя из качественных показателей (марки, сорта, вида и т.п.);

4) исследование оттисков печатей, штампов, подлинности акцизных марок;

5) установление химического состава товаров (вещества), определение норм выхода продукции и их идентификации в продуктах переработки;

6) идентификация наркотических, сильнодействующих ядовитых веществ и некоторых других видов товаров [12, с. 439-440].

При этом производство половины всех судебных экспертиз, в настоящее время, осуществляется сотрудниками экспертных подразделений иных правоохранительных органов, а также работниками других соответствующих организаций, частными лицами, привлекаемыми в качестве судебных экспертов, как правило, на платной основе.

Кроме того, судебные экспертизы в сторонних организациях производятся на фоне:

- реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля (инструментами Концепции являются электронное декларирование, удаленный выпуск и предварительное информирование) товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ (приграничные таможни);

- ежегодно увеличивающихся объемов экспертных исследований;

- отсутствия у сторонних лиц, привлекаемых в качестве экспертов, базового набора знаний касающихся вопросов исключительно таможенной сферы;

- значительных материальных затрат.

А также, следует обратить внимание на то обстоятельство, что у сторонних экспертных организаций и экспертов отсутствует соответствующее особенностям раскрытия и расследования таможенных преступлений методическое обеспечение и зачастую не достает инструментальной базы.

Все вышесказанное актуализируют необходимость дальнейшего развития и совершенствования системы экспертных подразделений Федеральной таможенной службы Российской Федерации [13, с. 24].

Назревшие вопросы, по мнению автора, частично возможно решить более широким применением современных информационных технологий, которые включены в Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р) [14]. Применение электронного декларирования требует развития системы электронного межведомственного взаимодействия и получения сведений о разрешительных документах непосредственно от выдавших их контролирующих органов РФ, а не от участников ВЭД. Данное обстоятельство способно оказать позитивное влияние на совершенствование деятельности таможенных органов по экспертно-криминалистическому обеспечению.

Таким образом, в настоящее время для модернизации экспертных подразделений Федеральной таможенной службы созданы благоприятные условия. Данные условия должны позволить ЦЭКТУ ФТС России занять приоритетное место на рынке экспертных услуг. Для этого необходима разработка всесторонне обоснованной модели функционирования таможни, ЦЭКТУ ФТС России, иных экспертных учреждений, судебных и следственных органов на основе действующего законодательства.

С учетом перспективы судебных разбирательств этот вопрос важно решать как на уровне ФТС России, так и на уровне Евразийской экономической комиссии.

Изложенное позволяет автору констатировать: формирование качественной доказательственной базы при расследовании таможенных преступлений напрямую связано с результативным использованием специальных познаний эксперта, что возможно при совершенствовании соответствующих теоретических и правовых положений. А рекомендации, полученные в ходе исследования, способствуют, прежде всего, повышению результативности деятельности сотрудников правоохранительных органов по раскрытию, расследованию и предупреждению таможенных преступлений.


Библиографический список
  1. «Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.12.2013)..
  2. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 21.12.2013) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.12.2013).
  3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 03.01.2014) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.12.2013).
  4. Яблоков, Н.П. Криминалистика: учебник / Отв. редактор Н.П. Яблоков.- 2- е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ,-2002. С. 373.
  5. Судебная экспертиза в уголовном процессе Российской Федерации: учебное пособие / В.Я. Карлов. М.: Издательство «Экзамен», 2008. С. 7.
  6. Экспертиза как основная форма использования специальных познаний в уголовном процессе. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://xreferat.ru/22/174-3-ekspertiza-kak-osnovnaya-forma-ispol-zovaniya-special-nyh-poznaniiy-v-ugolovnom-processe.html (дата обращения 24.12.2013).
  7. Жбанков В.А. Криминалистика: учебник под общ. ред. засл. юриста РФ, д-ра юрид. наук, проф. В.А. Жбанкова М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. С. 225.
  8. Уголовный процесс. Учебник / Под ред. К.Ф. Гуценко. – М.: Зерцало, 2005. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.adhdportal.com/book_1901_chapter_1_Annotaija.html. (дата обращения 23.12.2013).
  9. Криминалистика: учебник / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. С. 385.
  10. Жданов С.П. О понятии и сущности экспертизы в сфере таможенного дела «Российский следователь», 2009, № 6. // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.12.2013).
  11. Безлепкин Б.Т. Настольная книга следователя и дознавателя. 2-е изд. перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2012. С. 203-204.
  12. Таможенное право: учебник для бакалавров / А.В. Зубач, А.В. Граве, Н.А. Рожина. Р.В. Терентьев; под общ. ред. А.В. Зубач. – М.: Издательство Юрайт, 2013. С. 439-440.
  13. Глазунова И.В. Теоретические и правовые аспекты участия эксперта в досудебном производстве по уголовным делам: по материалам ФТС России: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Люберцы, 2009. С. 24. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1391784 (дата обращения: 23.12.2013).
  14. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 14.01.2013. № 2. Ст. 109 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.12.2013).


Все статьи автора «Анатолий Туленев»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: