УДК 81-13:004.9

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАХ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Малинина Ирина Александровна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
доцент кафедры иностранных языков

Аннотация
Внедрение средств информационных и коммуникационных технологий обеспечило переход образования на качественно новый уровень: образование постепенно становится, с одной стороны, массовым, а с другой стороны, – адаптивным. Ключевым аспектом, гарантирующим качественную подготовку обучающихся, является высокая интерактивность современных Интернет-ресурсов, которые позволяют осуществлять обратную связь, позволяющую обеспечивать управление и контроль за учебно-познавательной деятельностью обучающихся.

Ключевые слова: дистанционное обучение, интерактивность, Интернет-ресурсы второго поколения, обратная связь, смешанное обучение


MONITORING AND FEEDBACK IMPLEMENTING IN WEB-RELATED RESOURCES 2.0

Malinina Irina Alexandrovna
National Research University Higher School of Economics
Associate Professor of Foreign Languages Department

Abstract
The introduction of information and communication technologies has ensured the transition of education to a new level: education is gradually becoming on the one hand, mass, and on the other hand, adaptive. The key aspect guaranteeing the quality training of students is high interactivity of modern Internet resources which allow to implement feedback, permitting to manage and control the educational and cognitive activities of learners.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Малинина И.А. Осуществление контроля и реализация обратной связи в Интернет-ресурсах второго поколения // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/01/30565 (дата обращения: 02.06.2017).

Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является обязательным условием построения образовательного пространства. Особенность современного этапа информатизации высшего образования заключается в том, что на первый план выходят содержательные аспекты подготовки специалиста в вузе. От успешного решения данной проблемы во многом будет зависеть качество высшего образования. Выпускнику вуза предстоит жить в информационном обществе, и ему не только необходимо овладеть методами получения и обработки информации, но, в первую очередь, он должен научиться использовать информацию и информационные технологии для поддержания и развития своего интеллектуального и творческого потенциала. Средства ИКТ способствуют развитию личностных качеств личности, вариативности и индивидуализации высшего образования. Современные ИКТ обеспечивают активное, творческое овладение студентом изучаемого предмета, позволяют изложить материал на новом качественно более высоком уровне. Их применение открывает принципиально новые возможности в организации учебного процесса, поэтому рациональное сочетание традиционных образовательных средств с современными информационными и компьютерными технологиями является одним из возможных путей решения задачи модернизации образования. При этом средства ИКТ должны использоваться как для обучения, воспитания, развития обучающихся, так и для обеспечения профессиональной деятельности и повышения квалификации педагога.

Внедрение средств информационных и коммуникационных технологий обеспечило переход образования на качественно новый уровень: образование постепенно становится, с одной стороны, массовым, т.е. доступным всем, а с другой стороны, – адаптивным, т.е. ориентированным на конкретного обучающегося. Одним из перспективных направлений использования средств информационных технологий является смешанное обучение. Смешанное обучение – это комбинирование «живого» или традиционного обучения с обучением при помощи Интернет-ресурсов, в первую очередь второго поколения, позволяющих осуществлять совместную деятельность участников образовательного процесса. Смешанным признается обучение, если от 30 до 79 % учебного времени проводится он-лайн [1] .

Выделяют несколько форм смешанного обучения:

  • размещение традиционных лекций во внутренней сети учебного заведения в свободном доступе для зарегистрированных пользователей;

  • использование цифровых камер для записи практической работы с ее последующим размещением в сети;

  • использование электронной почты и конференций для организации индивидуальных консультаций с преподавателями (тьюторами);

  • комбинирование дистанционного обучения с регулярными индивидуальными консультациями, проводимых в режиме лицом к лицу [2].

Другая форма обучения, предполагающая интеграцию ИКТ в учебный процесс, является получила название дистанционной (distance в переводе с английского означает расстояние). Поэтому под дистанционным обучением принято понимать технологию обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. По мнению Л.Поляковой, дистанционное обучение – это организованный по определенным темам, учебным дисциплинам учебный процесс, предусматривающий активный обмен информацией между учащимися и преподавателями, а также между самими учащимися, и использующий в максимальной степени современные средства новых информационных технологий (аудио-визуальные средства, персональные компьютеры, средства телекоммуникации) [3].

В.Царев дает следующее определение системе дистанционного обучения (СДО). СДО – это такая синергетическая форма обучения, которая базируется на преимущественно самостоятельном получении учащимися необходимого объема и требуемого качества знаний по профессии и одновременно предусматривает использование широкого спектра как традиционных, так и новых информационных технологий.

Современная система дистанционного обучения, на его взгляд, должна обладать следующими характеристиками:

  • открытостью;

  • универсальностью;

  • возможностью использования интегрированной базы данных [4].

Под открытостью СДО понимается то, что она предоставляет необходимые по объему и качеству информационные учебные ресурсы не только любому пользователю-студенту, но и неограниченные возможности для преподавателей в процессе разработки и совершенствования учебных курсов.

Универсальность обеспечивается тем, что система предоставляет реальную возможность использовать любые формы тестовых заданий и развитую систему сценариев обучения.

Использование интегрированной базы данных дает возможность сравнительно легко наращивать систему обучения и обеспечивать процесс приобретения обучающимися знаний по индивидуальному плану, разработанному для каждого студента с учетом его уровня подготовки и интеллектуальных способностей. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что эффективность обучения в системе дистанционного обучения в немалой степени зависит от интерактивности обучения.

Именно высокая интерактивность, обеспеченная широким использованием средств новых информационных и коммуникационных технологий, и гарантирует качественную подготовку обучающихся. Высокая интерактивность процесса обучения, выражающаяся в регулярных контактах между всеми участниками обучения (преподавателями и обучающимися) в течение всего периода обучения (как очных, так и посредством электронной почты и телеконференций), оперативной обратной связи, наличием постоянного контроля за учебной деятельностью обучаемых, придают подлинно обучающий характер всему процессу познания.

Обучение предполагает взаимодействие преподавателя и студента. Именно преподаватель, выступая интерпретатором знаний, вносит в процесс обучения эмоциональную окраску, реализует обратную связь и при необходимости может провести корректировку процесса обучения студента.

Под обратной связью в процессе обучения понимается информация о состоянии управляемого объекта – ученика – в каждый конкретный момент его деятельности. Обратная связь – это, прежде всего, характеристика состояния учащегося (готовность к занятиям, настроение, внимательность, его ответы на вопросы, психофизиологическое состояние и т.д.), на основе которой преподаватель выбирает тактику управления, гибко реагируя на изменения состояния обучаемого. Реализацию обратной связи в процессе обучения можно рассматривать в двух аспектах: содержательном и эмоциональном. Первый вид обратной связи позволяет получить информацию о степени усвоения объясняемого материала. В эмоциональном плане обратная связь воспринимается педагогом через общую эмоциональную атмосферу урока: внешнее поведение учащихся, их глаза, выражение лица, увлеченность, заинтересованность и т.д. Пренебрежение эмоциональным компонентом может привести к существенному искажению информации о качестве усвоения учебного материала, компрометируя тем самым, саму идею использования компьютерных технологий в учебном процессе. Взаимодействие содержательной и эмоциональной сторон создает эффект обратной связи и дает информацию педагогу об уровне восприятия материала и познавательной ценности урока.

Обратная связь, осуществляемая в процессе взаимодействия обучающегося с компьютером, позволяет обеспечивать управление и контроль учебно-познавательной деятельности учащегося. Причем все обучающиеся считают компьютерный контроль объективным, в то время как контроль со стороны преподавателя многие находят субъективным (личная симпатия, настроение преподавателя).

Что касается оперативности и частоты обратной связи, то они зависят от заданий и условий обучения. Постоянный контроль со стороны преподавателя может вызвать негативное отношение обучаемого, но в то же время обратная связь должна быть своевременной, а не запоздалой, когда ее эффект сводится к нулю. Таким образом, обратная связь призвана осуществлять следующие виды контроля:

  • непрерывный (наблюдение за учеником и его поведением во время занятий);

  • периодический (выполнение обучаемым разнообразных форм текущего контроля);

  • итоговый (направленный на выявление и оценку уровня знаний, умений и навыков).

Взаимодействие обучаемого с преподавателем осуществляется, как правило, в три этапа:

  1. Выполнение обучаемым задания преподавателя.

  2. Реакция преподавателя на сообщение.

  3. Действие обучаемого в ответ на реакцию преподавателя.

Информация, которая поступила от учащегося, обрабатывается программой, затем анализируется преподавателем и выдается обучаемому в определенной форме (оценка, пояснение, рекомендация). Эта информация служит учащемуся новой управляющей командой для дальнейшей деятельности (исправление ошибок, выполнение дополнительной работы по заданной теме).

Педагогическая ценность информационной обратной связи (OC) определяется тем, насколько в ней учтена мера помощи, в которой нуждается учащийся, насколько она учитывает характер ошибки и ее причины. Бардвелл и Коэн также указывают на важность таких факторов, как этап обучения и возраст обучаемого. Имеются убедительные доказательства того, что на начальных этапах изучения нового материала ОС более значима, чем на более поздних этапах, когда обучаемые достаточно подготовлены для успешного решения учебных задач [5; 6]. Результаты исследований подтверждают также, что с возрастом значимость ОС снижается, кроме того, эта связь значительно важнее для учащихся с заниженной самооценкой, чем уверенных в себе.

В целом сторонники когнитивных теорий считают, что ОС должна удовлетворять следующим требованиям:

  • сообщение об ошибочном решении должно даваться в форме, не унижающей достоинство обучаемого;

  • обучаемый должен знать, в чем состоит его ошибка, разъяснения следует давать в форме, соответствующей возрастным возможностям и уровню подготовки обучаемого;

  • не следует подкреплять похвалой каждый правильный ответ;

  • обучаемый должен иметь возможность сравнить свой неправильный ответ с правильным;

  • нельзя подкреплять неправильные ответы [7].

В научной психологической литературе спорным остается вопрос, касающийся отсроченности во времени и частотности ОС. Н.Ф.Талызина настаивает на том, что частотность ОС должна быть ограничена, так как чрезмерно частая ОС отрицательно сказывается на учебной деятельности, поскольку нарушает оптимальный ритм работы учащихся [8]. Психологи, придерживающиеся когнитивных теорий, считают, что реакция на выполненное задание должна быть незамедлительной [9]. Такого же мнения придерживается большинство разработчиков обучающих программ, которые стараются обеспечить немедленную обратную связь, считая ее обязательным условием эффективности таких программ. Проведенные исследования свидетельствуют в пользу отсроченной обратной связи. По мнению В.Коэна, информация о ходе решения должна даваться через каждые 15-20 минут, если же этот интервал превысит 45 минут, то эффект обратной связи может свестись к нулю [6]. П.Гейнор провел эксперимент по вопросу изучения влияния отсроченной ОС на понимание и качество усвоения изучаемого материала. Им использовались следующие варианты ОС:

  • немедленная,

  • отсроченная на 30 секунд;

  • в конце занятия;

  • отсутствие обратной связи.

Оказалось, что все варианты привели к одинаково хорошим результатам, за исключением отсроченного на 30 секунд, который вызвал фрастрацию учащихся и отрицательно сказался на качестве усвоения. П.Гейнор дает, в связи с полученными результатами, следующие рекомендации: не нужно стремиться обеспечить немедленную обратную связь при перегрузке обучающей системы, так как она будет даваться с задержкой, а это приведет к нежелательным эффектам [10].

Среди критериев обратной связи наиболее значимыми мы считаем следующие показатели: объективность, однозначность, оперативность, частота/непрерывность оценки. Реализовать эти требования легче в компьютерном обучении, так как в процессе взаимодействия обучаемого с компьютером учебная система фиксирует и анализирует все аспекты деятельности ученика, любое введенное в компьютер сообщение и может адекватно (объективно, точно, четко, однозначно) отреагировать на него.

Так, например, образовательный ресурсListen-and-write.com[11] обладает продуманной системой подсказок в выполнении задания. Например, предусмотрены различные виды помощи при написании слова: автоматическое завершение и подсказка следующей буквы, что очень полезно при написании имен собственных, названий местности или населенных пунктов. Программа предоставляет выбор записать текст целиком по предложению или вписать отдельные слова, при этом можно выбрать любое количество пропущенных слов в предложении. Необходимо отметить, что программа учитывает все «подсказанные» слова и выводит их в отдельную таблицу, кликнув на слово из которой можно посмотреть его определение и использование в различных контекстах.

При выставлении баллов программа учитывает не только затраченное время, использование подсказок, но и количество прослушиваний текста. При выполнении задания можно использовать функцию автопрослушивания (непрерывное проговаривание текста) или, воспользовавшись кнопкой “Repeat” (повторение), прослушать текст нужное количество раз с необходимыми временными интервалами.

Другой Интернет-ресурс – ESLVideo[11] - оптимально подходит для тренировки во внеаудиторное время, поскольку программа предоставляет возможность сразу студентам после выполнения задания не только видеть свой результат но и отправить его преподавателю, указав свое имя и «код» преподавателя. Удобный и понятный интерфейс программы, хорошо продуманная система поиска позволяют применять ее на любом этапе изучения языка.

Tricider.com [11] – Интернет-ресурс второго поколения – дает возможность преподавателю контролировать учебно-познавательную деятельность обучающихся, поскольку по мере выполнения задания на электронную почту поступают сообщения, информирующие о ходе проделанной работы. Таким образом, преподаватель осведомлен о том, как часто тот или иной студент работает с программой, что может помочь при необходимости внести коррективы в индивидуальный план обучения.

Voxopop.com [11] может быть рекомендован в качестве программы, позволяющей преподавателю лично оценивать монологическое высказывание студента, выполненное вне аудитории. Поскольку отличительной особенностью технологий второго поколения справедливо называют привлечение пользователей к наполнению контента, преподаватель может обратиться с просьбой к своим коллегам-носителям языка с просьбой записать высказывание на заданную тему с тем, чтобы обучающиеся могли прослушать звучащую речь и сравнить ее со своей.

Новые поколения компьютерных технологий – мультимедийные – дают возможность соединения разных видов представления информации: текстовую, графическую (статическую и динамическую), звуковую и видеоинформацию. При обучении иностранным языкам мультимедиа могут быть рекомендованы для выполнения упражнений по фонетике и грамматике, для пополнения активного и пассивного словаря студентов, при организации совместных проектов. Особый интерес мультимедийные программы представляют при обучении фонетике, так как они позволяют записать собственное произношение, а затем сравнить его с эталоном, причем не только на слух, но и визуально, благодаря графическому отображению звука на экране компьютера. Мультимедийные компьютерные программы позволяют реализовать принцип наглядности на качественно новом уровне. Так, например, черно-белый текст диалога в учебнике несомненно проигрывает по сравнению с видеозаписью разговора. К тому же обучающийся имеет возможность остановить запись в нужном месте, просмотреть, прослушать любой отрывок необходимое лично ему количество раз, а также распечатать текст высказываний. Кроме того, мультимедийные технологии позволяют смоделировать на экране компьютера ситуации иноязычного общения, что позволяет обучающемуся не только слышать речь, но и наблюдать паралингвистические компоненты коммуникации. Таким образом, использование мультимедийных технологий является эффективным средством формирования коммуникативной культуры студентов, т.к. они

  • представляют учащимся живую речь носителей языка

  • погружают их в ситуацию, в которой они знакомятся с языком мимики и жестов

  • показывают стили взаимоотношений

  • знакомят с реалиями страны изучаемого языка.

Видеоматериал позволяет, помимо заданий на понимание, давать студентам задания на трактовку мимики и жестов (“body language”), на распознавание стиля взаимоотношений и т.п. с тем, чтобы в реальной ситуации обучаемые не делали грубых ошибок при общении с представителями других культур.

Просмотр видео, на котором показаны устные презентации перед аудиторией, служит снятием напряжения у студентов, которые боятся выходить к доске, а на занятиях по английскому языку практикуются устные ответы эссе, презентации и резюме у доски. Просмотрев видео, можно дать оценку не только содержанию, но так же обсудить манеру презентации, состояние волнения или уверенности говорящего. Видео на уроке представляет язык в живом контексте. Оно связывает урок с реальным миром и показывает язык в действии. Это обучающее средство, которое обогащает уже имеющиеся в арсенале преподавателя материалы. Видео, кроме всего прочего, может помочь преодолеть культурный барьер при изучении языка. До начала занятий вы можете легко закачать клипы с YouTube или RealEnglish.com и в нужный момент на уроке демонстрируете тот или иной ролик. Нельзя перегружать урок видеоматериалами, однако есть ряд ситуаций на занятии, когда видео может быть особенно полезным:

  • снять барьер, использовать видео как icebreaker;

  • показать коммуникативную сторону языка через изучение мимики и жестов;

  • практиковать навыки аудирования в естественном контексте;

  • практиковать навыки описания и пересказа;

  • обогатить словарный запас;

  • стимулировать общение или дискуссию;

  • тематические видео.

Демонстрация видео имеет огромное значение в процессе обучения иностранным языкам, поскольку использование видеоматериалов базируется на одном из основных методических принципов — принципе наглядности. Во время просмотра видеоматериалов происходит слухо-зрительный синтез, одновременная трансляция звука и изображения, что способствует развитию навыков и умений восприятия речи на слух и стимулирует устно-речевое общение обучаемых. Во время просмотра видеофильма задействуются все виды речевой деятельности. Как известно, увиденная и услышанная информация запоминается в пять раз лучше только услышанной.

Аутентичные видеоматериалы предлагают большое разнообразие образцов языка и речи, включая различные региональные акценты, общеупотребительную и специальную лексику, идиомы, и тем самым обеспечивая широкие возможности для овладения иноязычной культурой.

На основе вышеизложенного можно отметить, что эффективность учебного процесса во многом зависит от его методического обеспечения, так как именно оно наряду с профессорско-преподавательским составом определяет качество предоставляемых образовательных услуг .

Интернет-ресурсы второго поколения (социальные сервисы) – сетевое программное обеспечение, поддерживающее социальные отношения, являются эффективным средством организации образовательного пространства, поскольку позволяют участникам процесса обучения осуществлять совместную деятельность, использовать новейшие материалы в различных форматах, тренировать различные виды речевой деятельности. Кроме того, они предоставляют возможность осуществлять управление и контроль за учебно-познавательной деятельностью обучающихся, без чего невозможно построить эффективную образовательную информационную среду современного учебного заведения.


Библиографический список
  1. Watwood B. Building from content to community: Rethinking the transition to online teaching and learning: A CTE White Paper / Britt Watwood, Jeffery Nugent, William “Bud” Deihl. – Virginia Commonwealth University: Center for teaching excellence, 2009. – 22 p.
  2. Clarke A. e-learning skills. Palgrave Macmillan, 2004. – 258 p.
  3. Полякова Л. Дистанционное образование // Наука и жизнь. – 2000. – №1. – С. 89-90.
  4. Царев В. Преимущества дистанционного обучения // Высшее образование в России. – 2000. – №4. – С.124-126.
  5. Bardwell R. Feedback: How does it function? // Journal of Experimental Education. – 1981. – V. 50.
  6. Cohen V.B. А reexamination of feedback in computer-based instruction: Implications for instructional design // Educational Technology. – 1985. – №1.
  7. Cohen V.B. Interactive features in the design of videodisk materials // Educational Technology. – 1984. – №1.
  8. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М.: Изд-во МГУ, 1975. – 344 с.
  9. Kulhavy R.W. Feedback in written instruction // Review of Educational Research, 1977. – V.47.
  10. Gaynor P. Effect of feedback delay on retention of computer-based mathematical material // Journal of Computer-Based Instruction. – 1981. – V.8.
  11. Peachey N. Web 2.0 tools for teachers, 2012. – 53 p


Все статьи автора «Малинина Ирина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: