УДК 159.928

СВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ТИПАМИ МЫШЛЕНИЯ И УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Фокина Ирина Владимировна
Вологодский государственный педагогический университет
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Аннотация
Данная статья посвящена изучению эмоционального интеллекта старшеклассников. Проведенное эмпирическое исследование позволяет утверждать, что существуют корреляционные связи между шкалами эмоционального интеллекта, креативностью и типами мышления: предметным, символическим, знаковым, образным.

Ключевые слова: знаковое мышление, креативность, образное мышление, предметное мышление, символическое мышление, старшеклассник, тип мышления, эмоциональный интеллект


CORRELATION OF EMOTIONAL INTELLECT WITH THE TYPES OF THINKING AND CREATIVITY AT SENIOR LEVEL

Fokina Irina Vladimirovna
Vologda State Pedagogical University
candidate of psychological science, reader of the psychology chair

Abstract
Article considers the emotional intellect at senior level learning. Conducting empirical research proves the correlations between emotional intellect scales with the creativity and the types of thinking: objective thinking, symbolic thinking, token thinking, image thinking.

Keywords: creativity, emotional intellect, image thinking, objective thinking, senior level, symbolic thinking, token thinking, type of thinking


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Фокина И.В. Связь эмоционального интеллекта с типами мышления и уровнем креативности у старшеклассников // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/01/30291 (дата обращения: 02.06.2017).

В настоящее время современный мир, динамичный, конкурентно ориентированный, предъявляет определённые требования к личности выпускника школы. Одной из задач обучения является развитие творчески мыслящей личности, способной адаптироваться к условиям новой жизни, способной к самообразованию, самоконтролю и самосовершенствованию. Система работы психолога в основном ориентирована на помощь старшекласснику в профессиональном самоопределении. Но, кроме того, одной из важных задач психологического сопровождения является развитие эмоциональной сферы, эмоциональной культуры деятельности. Учебные предметы не решают данной проблемы, они нацелены в большей степени на развитие логического мышления, подготовку к экзаменам, поступлению в вуз. Не выполняется главная задача образования: развитие гармоничной личности.

Область изучаемых эмоциональных явлений достаточно широка. К разряду эмоциональных явлений относятся различные терминологические понятия: эмоции и чувства, эмоциональная сфера, эмоциональные состояния, эмоциональные процессы, эмоциональные свойства, эмоциональные переживания и пр. Психологические проблемы, связанные с областью эмоциональных явлений, были и остаются предметом многочисленных исследований.

С начала XX века многими учёными рассматривается проблема взаимосвязи аффекта и интеллекта. Как известно, в 1990 году П. Сэловей и Дж. Майер в статье «emotional intelligence», вводят новое понятие – эмоциональный интеллект, связывающий когнитивную и аффективную сферы личности. Авторы понимали под эмоциональным интеллектом способность идентифицировать и выражать эмоции, регулировать собственные эмоции, уметь управлять своим мышлением и поведением. Были выделены четыре основных типа способностей, составляющих структуру эмоционального интеллекта:

1) точность оценки, выражение эмоций как самого индивида, так и окружающих его людей;

2) когнитивную ассимиляцию эмоционального опыта;

3) способность распознавать, понимать и осмысливать эмоции;

4) адаптивную регуляцию эмоций индивида и окружающих его людей [1].

Дальнейшее исследование этого конструкта шло в различных направлениях: эмоциональный интеллект как основа жизнедеятельности человека (А. Чоботарь, 1999) и жизненного успеха (А.И. Савенков, 2006); значение эмоционального интеллекта для профессиональной деятельности (И.Н. Андреева, 2003); роль и значение эмоционального интеллекта в процессе межличностного взаимодействия (Д.В. Люсин, 2004; Е. Власова; 2005, М.А. Манойлова, 2006); влияние эмоционального интеллекта на формирование и проявление лидерских качеств (Д. Гоулмен, 2005); функциональные характеристики эмоционального интеллекта (Э. Носенко, Н. Коврига, 2003) и др. [2].

Эмоциональный интеллект в научных психологических концепциях определяется как совокупность интеллектуальных способностей к пониманию эмоциональных состояний и управлению ими. В отличие от абстрактно-логического интеллекта, который отражает закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир, его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.

В современной психологии выделено две модели эмоционального интеллекта: модель способностей и смешанная модель эмоционального интеллекта. Модель способностей означает рассмотрение данного психологического феномена на пересечении эмоций и познания. В смешанной модели эмоциональный интеллект предстает как сочетание умственных способностей и индивидуальных, персональных черт личности.

Сущность эмоционального интеллекта изучают в рамках достижения успеха, в частности, профессионального успеха (Т.П. Березовская, М.А. Манойлова и др.) и учебного успеха (С.С. Белова, А.И. Савенков, В.С. Юркевич и др.).

По нашему мнению эмоциональный интеллект подаётся развитию и направленному обучению в большей мере, чем абстрактно-логический [3]. Творческие способности также меньше зависят от наследственных факторов, чем логический интеллект. Возможно, что ярко выраженная зависимость креативности от обучения, от условий среды в целом, связана как раз тем значительным весом, который занимает в творческой деятельности эмоциональный интеллект.

Хотя основной сензитивный возраст для формирования эмоционального интеллекта приходится на три года, тем не менее, есть данные, что значительные изменения могут происходить до 20 лет (второй сензитивный период). Л.Б. Симонова отмечает, что для младших школьников и подростков создано много программ развития эмоциональной сферы. В старшей школе таких программ явно недостаточно [4].

В нашей работе рассмотрены вопросы связи эмоционального интеллекта с уровнем креативности и типами мышления, выделенными Дж. Брунером (предметное, символическое, знаковое и образное), что может быть полезно при профессиональном самоопределении старшеклассников.

Цель исследования: изучить связь эмоционального интеллекта с типами мышления и уровнем креативности.

Объект исследования: эмоциональный интеллект старшеклассников.

Предмет исследования: связь эмоционального интеллекта с типами мышления и уровнем креативности у старшеклассников.

Гипотезой исследования является предположение о наличии связи эмоционального интеллекта с типами мышления и уровнем креативности у старшеклассников.

База исследования: средние общеобразовательные школы г. Вологды. В исследовании приняли участие 80 старшеклассников.

Методики эмпирического исследования: 1) Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина; 2) Опросник определения типов мышления и уровня креативности Дж. Брунера.

Эмоциональный интеллект означает способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Опросник ЭмИн даёт баллы по двум субшкалам, измеряющим различные аспекты межличностного эмоционального интеллекта, и по трём субшкалам, измеряющим различные аспекты внутриличностного эмоционального интеллекта. Можно также использовать интегральный показатель общего эмоционального интеллекта ОЭИ.

Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности» (творческих способностей) Дж. Брунера позволяет определить базовый тип мышления и измерить уровень креативности. Выделено 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками. Это предметное, символическое, знаковое и образное мышление [5]. Охарактеризуем подробнее типы мышления.

Предметное мышление. Люди с практическим складом ума предпочитают предметное мышление, для которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий, последовательное выполнение операций. Существуют физические ограничения на преобразование. Результатом такого типа мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции.

Символическое мышление. Люди с математическим складом ума отдают предпочтение символическому мышлению, когда происходит преобразование информации с помощью правил вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами.

Знаковое мышление. Личности с гуманитарным складом ума предпочитают знаковое мышление. Оно характеризуется преобразованием информации с помощью умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами.

Образное мышление. Люди с художественным складом ума предпочитают образный тип мышления. Это отделение от предмета в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью действий с образами. Нет физических ограничений на преобразование. Операции могут осуществляться как последовательно, так и одновременно. Результатом служит мысль, воплощенная в новом образе.

Под креативностью в нашем исследовании понимается способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности. Креативность – творческие способности человека, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей.

Уровень креативности и базового типа мышления разбивается на три интервала: низкий уровень (от 0 до 5 баллов), средний уровень (от 6 до 9 баллов), высокий уровень (от 10 до 15 баллов).

Для анализа связи переменных (эмоционального интеллекта с креативностью и типами мышления) был использован метод ранговой корреляции Спирмена. Были рассчитаны корреляции между всеми шкалами эмоционального интеллекта, креативностью и типами мышления. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Анализ связи эмоционального интеллекта с креативностью и типами мышления

МП МУ ВП ВУ ВЭ МЭИ ВЭИ ПЭ УЭ ОЭИ
креат 0,088 -0,205 -0,238* 0,029 -0,11 -0,073 -0,11 -0,052 -0,071 -0,099
предмет -0,08 -0,308** -0,418** -0,476** -0,11 -0,230* -0,398** -0,260* -0,375* -0,384**
символ 0,017 0,004 0.016 0,16 0,131 0,03 0,111 0,054 0,097 0,05
знак 0,112 0,260* 0,246* 0,233* -0,019 0,233* 0,169 0,193 0,16 0,206
образ 0,072 0,13 -0,006 0,278* 0,234* 0,128 0,143 0,007 0,266* 0,161

Примечание:
** p≤0,01
* p≤0,05
МП – понимание чужих эмоций;
МУ – управление чужими эмоциями;
ВП – понимание своих эмоций;
ВУ – управление своими эмоциями;
ВЭ – контроль экспрессии;
МЭИ – межличностный эмоциональный интеллект;
ВЭИ – внутриличностный эмоциональный интеллект;
ПЭ – способность понимать эмоции;
УЭ – способность управлять эмоциями;
ОЭИ – общий эмоциональный интеллект;
Креат – креативность;
Предмет – предметное мышление;
Символ – символическое мышление;
Знак – знаковое мышление;
Образ – образное мышление.

Как видно из таблицы 1, была выявлена значимая отрицательная корреляционная связь (-0,238 при p≤0,05) креативности и шкалы ВП (понимание своих эмоций). Это указывает на то, что чем выше креативность, тем ниже способность к пониманию своих эмоций. Из этого следует, что старшеклассники с высоким уровнем креативности хуже распознают свои эмоции, не всегда понимают причины их возникновения и затрудняются в вербальном описании.
Необходимо заметить, что поводу взаимосвязи креативности и интеллекта в психологии существуют различные точки зрения. Дж. Гилфорд, К. Тэйлор, М.А. Пономарев и др. считают, что креативность и интеллект не коррелируют друг с другом. В доказательство можно привести опыты по межполушарной асимметрии, когда блокировка деятельности левого полушария, отвечающего за вербальное, логическое мышление, существенно не сказывается на творческой продуктивности деятелей искусства.
Д. Векслер, Г. Айзенк, Р. Стернберг и др. высказывают противоположную точку зрения и убеждены в том, что уровень креативности напрямую зависит от уровня интеллекта.
В нашем исследовании эмоциональный интеллект нейтрален по отношению к креативности. Полученные корреляционные связи, вероятно можно объяснить тем, что креативность в целом, при обработке эмоциональной информации, основывается на дивергентном мышлении, в то время как эмоциональный интеллект, скорее всего, относится к конвергентному мышлению.
Обнаружены значимые отрицательные корреляционные связи предметного мышления и почти всех шкал эмоционального интеллекта, исключая ВЭ (контроль экспрессии) и МП (понимание своих эмоций). У старшеклассников с предметным мышлением слабо развит эмоциональный интеллект. Они затрудняются в понимании и управлении своими и чужими эмоциями.
Связи всех компонентов эмоционального интеллекта и символического мышления выявлено не было.
Знаковое мышление положительно связано со шкалами МУ, ВП, ВУ и МЭИ. Следовательно, чем выше знаковое мышление, тем выше показатели по перечисленным шкалам (межличностный интеллект, управление своими эмоциями, понимание и управление чужими эмоциями). Люди со знаковым мышлением способны управлять эмоциями окружающих, снижать интенсивность нежелательных эмоций, возможно, склонны к манипулированию. Они осознают свои эмоции, легко их называют и описывают, а также контролируют нежелательные и вызывают желательные эмоции. К данному типу мышления относятся личности с гуманитарным складом ума. Они перерабатывают информацию через умозаключения. Им легче называть и описывать свои эмоции, так как у них развит вербальный интеллект.
Образное мышление положительно связано со шкалами ВУ, ВЭ и УЭ. Это значит, что чем выше образное мышление, тем выше способность к управлению своими и чужими эмоциями, контролю экспрессии. Люди с образным мышлением способны контролировать внешние проявления своих эмоций, вызывать и поддерживать желательные эмоции и управлять нежелательными. Образным мышлением обладают личности с художественным складом ума, преобразующие информацию через действия с образами.
Эмоциональный интеллект можно представить как эмоциональное мышление, то есть как вид мышления, связанный с идентификацией эмоций, выявлением их содержания, средств выражения и пр. Эмоциональный интеллект не означает мышление по поводу эмоций, не означает размышление об эмоциях, а представляет именно мышление языком эмоций, управление ими, использование эмоций для более глубокого познания окружающей действительности. Эмоциональный интеллект проявляется в различных формах, в том числе в мышлении, воображении, креативности и пр.
Отметим, что внимание исследователей к проблеме эмоционального интеллекта объясняется тем, что эта способность является предпосылкой просоциального и иного позитивного поведения; развитие эмоционального интеллекта оптимизирует межличностные взаимоотношения.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в обобщении теоретических взглядов на конструкт «эмоциональный интеллект» и раскрытие проблемы связи эмоционального интеллекта с типами мышления и уровнем креативности у старшеклассников.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть полезны в работах по изучению эмоционального интеллекта, в разработке профилактических или коррекционных мероприятий по развитию эмоционального интеллекта у старшеклассников.


Библиографический список
  1. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition, and Personality. 1990. V. 9. P. 185–211.
  2. Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2008. № 5.
  3. Фокина И.В. Развитие эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе // Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы» (Москва, 27-29 января 2010 г.): Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2010.
  4. Симонова Л.Б. Развитие эмоционального интеллекта старшеклассников в условиях профильного образования // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2012.
  5. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой и В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2003.


Все статьи автора «Фокина Ирина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: