РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Величкина Анна Владимировна
Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук
Младший научный сотрудник

Аннотация
Статья посвящена анализу современного состояния индустрии туризма Вологодской области. В статье также рассматриваются тенденции и проблемы развития туристской отрасли в регионе.

Ключевые слова: Вологодская область, проблемы., развитие сферы туризма, туризм


TOURISM DEVELOPMENT IN VOLOGDA REGION

Velichkina Anna Vladimirovna
Institute of Socio-Economic Development of Territories of the RAS
Unior scientific associate

Abstract
The article in devoted to the analysis of the modern state of tourism in the Vologda region. The article also present the tendencies and problems of tourism development in the region.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Величкина А.В. Развитие сферы туризма в Вологодской области // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/06/25208 (дата обращения: 15.04.2024).

В России одно из самых выгодных положений с точки зрения развития туризма занимает Северо-Западный федеральный округ, обладающий уникальным сочетанием природно-климатических условий и крупнейших объектов культурного наследия [1; с. 7].

Въездной туристский поток в Северо-Западный федеральный округ на в 2011 г. составил более 11,5 млн. посетителей. При этом все регионы существенно уступают регионам-лидерам по объему въездного потока. На долю Санкт-Петербурга, Ленинградской и Вологодской области в 2011 г. приходилось около 80% всего въездного потока в Северо-Западный федеральный округ.

Среди регионов СЗФО в 2011 году Вологодская область заняла 3 место по суммарному туристскому потоку (рис. 1). Следует отметить, что абсолютным лидером по данному показателю на протяжении многих лет является г. Санкт-Петербург.

Рис. 1. Туристский поток в регионах Северо-Западного федерального округа в 2011 г.

За последние годы сфера туризма Вологодской области получила значительное развитие. Ежегодно растут доходы от туризма, увеличивается доля сферы туризма в ВРП региона (рис. 2). Так, в 2012 году в консолидированный бюджет Вологодской области от организаций сферы туризма и сопутствующих отраслей поступило 225,5 млн. рублей. В период с 2007 по 2012 гг. доходы от туризма в расчете на душу населения выросли на 80% и составили в 2012 г. 10 811 рублей. Особо следует подчеркнуть роль туризма в экономике региона. В период 2007-2012 гг. доля туризма в ВРП увеличилась на 1,2 процентных пункта до 4,2%.

Рис. 2. Совокупный доход от туризма в Вологодской области в 2007-2012 гг.

Расчет на основе источников: 1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики  [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts 2. Публичный доклад о результатах деятельности Департамента международных, межрегиональных связей и туризма области за 2012 г. / [Электронный ресурс]: Официальный портал Вологодской области – Режим доступа: vologda-oblast.ru/ru/government/executive_power/ index.php?id_16=101.

За последние шесть лет объем туристических услуг вырос почти в 2 раза и составил в 2012 году 2,06 млрд. руб. (рис. 3). Следует отметить, что даже в кризисные годы тенденция роста данного показателя сохранялась.

Рис. 3. Объем туристских и гостиничных услуг в Вологодской области, млн. руб.

Источник: Публичный доклад о результатах деятельности Департамента международных, межрегиональных связей и туризма области за 2012 г. / [Электронный ресурс]: Официальный портал Вологодской области – Режим доступа: vologda-oblast.ru/ru/government/executive_power/ index.php?id_16=101.

В настоящее время, положительной динамикой характеризуется инвестиционная привлекательность туризма в Вологодской области. Объем инвестиций в инфраструктуру туризма достиг докризисного уровня и составил в 2012 году 760 млн. рублей, кроме того, наблюдается устойчивая тенденция роста инвестиций из внебюджетных источников. При этом стабильность в бюджетных инвестициях в сферу туризма отсутствует: так в 2009 году в сравнении с 2008 годом в 5 раз сократился объем бюджетного финансирования сферы туризмы, затем в период с 2009 по 2011 гг. объем государственных инвестиций рос и на конец 2011 года составил 102 млн. руб., однако в 2012 году бюджетные расходы в сфере туризма вновь были сокращены в 10 раз до 10 млн. руб. (рис. 4).

Рис. 4. Объем инвестиций в сферу туризма в Вологодской области, млн. руб.

Источник: Публичный доклад о результатах деятельности Департамента международных, межрегиональных связей и туризма области за 2012 г. / [Электронный ресурс]: Официальный портал Вологодской области – Режим доступа: vologda-oblast.ru/ru/government/executive_power/ index.php?id_16=101. 

Вклад туризма в экономику региона выражается также в создании рабочих мест. Поскольку большинство предприятий туристской сферы являются небольшими (по сравнению с промышленными), а их стартовые издержки достаточно низки, то и создание и сохранение рабочих мест обходится дешевле. Причем участие туризма в решении проблемы обеспечения занятости является важным не только в количественном, но и структурном отношении, так как предусматривает охват территорий, испытывающих проблемы с вовлечением населения в традиционную хозяйственную деятельность  [1; с. 12].

Средняя численность работников, занятых в сфере туризма и сопутствующих отраслях, в 2012 г. составила 18 тыс. человек. По данным муниципальных образований области в этом же году создано 268 новых рабочих мест в сфере туризма и сопутствующих отраслях [2]. Численность работников, занятых туристской деятельность, в период с 2007 по 2011 гг. уменьшилась на 9% (рис. 5). Максимальное значение показателя приходится на 2008 г. и составляет 5385 человек. Тенденция роста работников туристических фирм отмечается до 2010 г. (на 60% в период с 2007 по 2010 гг.), однако в 2011 г. число занятых сократилась до 598 человек (на 7% к 2010 г.). С 2009 года на предприятиях народно-хозяйственного промысла наметился незначительный рост численности работников – на 2% , вместе с тем в период с 2007 по 2011 гг. данный показатель уменьшился на 6%. Что касается среднесписочной численности работников коллективных средств размещения, то с 2009 года отмечается тенденция снижения числа занятых на 15 %.

Рис. 5. Среднесписочная численность работников предприятий,

участвующих в облуживании туристов, человек

Источник: 1.Туризм в Вологодской области: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. Вологда,2012 г. – С. 78-83. 2. Публичный доклад о результатах деятельности Департамента международных, межрегиональных связей и туризма области за 2012 г. / [Электронный ресурс]: Официальный портал Вологодской области – Режим доступа: vologda-oblast.ru/ru/government/executive_power/ index.php?id_16=101.

Развитие туризма стимулирует развитие предприятий и организаций, образующих туристский кластер. В настоящее время в области зарегистрировано 220 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих туристскую деятельность.

Развитие туризма тесно взаимосвязано с сохранением и развитием предприятий народных художественных промыслов. В Вологодской области функционируют 10 промышленных предприятий, производящих изделия НХП, в том числе 7 организаций, имеющих статус предприятия народных художественных промыслов. Наибольшей известностью пользуются: вологодское кружево (ЗАО «Вологодская кружевная фирма «Снежинка») и великоустюгская чернь по серебру (ЗАО «Великоустюгский завод «Северная чернь»), также на территории региона развиваются: узорное ткачество и вязание, художественная обработка и резьба по дереву, перегородчатые и усольские эмали, шемогодская резьба по бересте, просечное железо, «домшинская береста» (Шекснинский район) и др. Объем продукции, производимой предприятиями народных художественных промыслов, в 2012 г. составил 366 млн. руб. (рис. 6).

Рис. 6. Ключевые показатели деятельности предприятий народно-художественного промысла

Источник: Публичный доклад о результатах деятельности Департамента международных, межрегиональных связей и туризма области за 2012 г. / [Электронный ресурс]: Официальный портал Вологодской области – Режим доступа: vologda-oblast.ru/ru/government/executive_power/ index.php?id_16=101.

Количество туристических фирм в 2011 году составило 141 единицу, из них 70%  являются туристическими агентствами, 30% – туроператорами. При это по сравнению с 2007 г. их число выросло в 2 раза.

Численность туристов, пользующихся услугами вологодских турфирм в 2011 г., составила 39 тыс. чел., что на 45% меньше, чем в 2007 г. и на 55% ниже в сравнении с 2008 г. Из них в туры по России отправлено 35 тыс. чел., за границу – 3,7 тыс. чел. (табл. 1).

Туристский поток в регион существенно вырос в период с 2007 по 2012 гг. – на 46% (рис. 7) и составил 1,94 млн. человек. Вместе с тем по предварительной оценке научно-проектного института пространственного планирования «ЭНКО» г. Санкт-Петербург, потенциальная туристская емкость территории Вологодской области составляет более 3,5 млн. посетителей. Следовательно, на данном этапе времени этот потенциал используется на 55%.

Рис. 7. Динамика туристского потока в Вологодскую область, тыс. чел.

Источник: Публичный доклад о результатах деятельности Департамента международных, межрегиональных связей и туризма области за 2012 г. / [Электронный ресурс]: Официальный портал Вологодской области – Режим доступа: vologda-oblast.ru/ru/government/executive_power/ index.php?id_16=101.

Основную часть туристского потока составляют экскурсанты (70%), которые приезжают организованно на срок не превышающий 24 часа, остальную часть – туристы (30%), средняя продолжительность пребывания которых составляет 3,5 дня.

Вологодская область обладает высокой долей культурно-познавательного туризма, это прежде всего связанно с наличием на территории региона большого числа объектов историко-культурного наследия. Доля культурно-познавательного туризма в 2012 году составила 63%, при этом в сравнении с 2007 годом доля данного вида туризма уменьшилась на 11 п. п. На втором и третьем местах – деловой и лечебно-оздоровительный виды туризма (19 и 13% соответственно).  Таким образом, в регионе отмечается тенденция снижения посещений с культурно-познавательными целями и увеличение посещений со служебными целями и с целью отдыха в сельской местности.

Тенденция увеличения количества туристов положительно сказывается на развитии гостиничного сектора. В Вологодской области наблюдается устойчивая тенденция роста числа коллективных средств размещения (на 19% в период с 2007 по 2011 гг.), в том числе гостиниц почти на 40%. На конец 2011 года в области насчитывается 123 коллективных средства размещения общим номерным фондом 3923 номеров. Гостиничный комплекс представлен 92 гостиницами, с номерным фондом 2174 номеров.

Немаловажную роль в развитии инфраструктуры туризма играет политика органов государственной власти в этой сфере.

Вологодская область включена в Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)» с началом реализации в 2013 – 2014 годах. Из средств федерального бюджета запланировано выделить 80 млн. руб. (в 2013 – 2014 гг.) на создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров в Вологодской области, в том числе: системы электроснабжения, связи, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, транспортной инфраструктуры.

В регионе реализуются долгосрочные целевые программы: «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2013 – 2018 годы», «Великий Устюг – Родина деда мороза» на 2011 – 2014 годы, «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области на 2012 – 2014 годы)». На реализацию данных программ из областного бюджета выделено 37 млн. руб., что на 88% ниже первоначального финансирования (табл. 1).

Таблица 1. Финансирование долгосрочных целевых программ в сфере туризма

Целевая программа

Общий объем финансирования программы, тыс. руб.

базовый

уточненный (по состоянию на 01.06.2013 г.)

1. «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2013 – 2018 годы»,

198 585

7 930

2. «Великий Устюг – Родина деда мороза» на 2011 – 2014 годы

32 220

24 827

3. «Сохранение и развитие народных художественных промыслов Вологодской области на 2012 – 2014 годы)»

14 963

4 507

Активно осуществляется информационное продвижение турпродукта области на международных и внутренних рынках. В 2012 г. туристский потенциал Вологодской области с участием туристских организаций области представлен на 11 международных туристских выставках. Так же проведены 12 рекламно-информационных туров в 11 муниципальных районах и городских округах

Ежегодно проходит межрегиональная выставка туристского сервиса и технологий гостеприимства «Ворота Севера». В 2012 году по сравнению с 2011 годом общее число экспонентов увеличилось на 27,2 %, число туристских организаций на 50,6 %. В мероприятиях приняли участие представители всех муниципальных образований и городских округов Вологодчины, а также гости из Чешской Республики, Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Архангельской, Кировской, Костромской и Ярославской областей [3; с. 20].

В 2 городах и 22 районах области развиваются туристские бренды. Самые востребованные у туристов, это: Великий Устюг – родина Деда Мороза, Кириллов – святая земля Руси, Липин Бор – царство Золотой рыбки, Сизьма – самобытный уголок Вологодчины, Медовая Тарнога.

При этом главным туристским брендом региона остается проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза», который является одним из самых успешных и «молодых» российских региональных брендов – проект признан победителем конкура лучших туристских брендов России «Gold Brand» в номинации Gold Land (Золотая территория) на 12-ой Московской международной ярмарке путешествий «Отдых из первых рук» в Москве. Однако эксперты все чаще заявляют о том, что в настоящее время проект находится в стадии стагнации и требует поиска новых подходов, направленных на его продвижение. Об этом свидетельствует и уменьшение туристского потока в г. Великий Устюг на 35%: с 222 тыс. чел в 2010 г. до 145 тыс. чел. в 2012 г.

Существующие проблемы данного проекта были осознаны властями, о чем говорит активно начавшаяся с 2013 года PR-кампания. В ее рамках в марте 2013 года была организованна встреча Деда Мороза и 1000 московских школьников, прошел Зимний Фестиваль Деда Мороза при участии олимпийских чемпионов, согласовано участие сказочного персонажа в зимних Олимпийских играх 2014 г – он примет участие в эстафете олимпийского огня, проведет «инспекцию» олимпийских объектов перед открытием, возглавит на курорте Фестиваль русских сказочных персонажей, также на олимпиаде будет открыта Вотчина Деда Мороза (ранее оргкомитетом «Сочи 2014» Деду Морозу из Великого Устюга присвоен статус «Официальный Дед Мороз Сочи-2014»). По словам губернатора Вологодской области, результатом этих мер стало увеличение в 2013 году туристического потока на 30% по сравнению с показателями прошлого года [4] .

В 2012 году в Вологодской области прошла переориентация сферы туризма на кластерный подход. Данное преобразование основывается на федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», в основе которой лежит создание туристско-рекреационных кластеров, предполагающих сосредоточение в рамках ограниченной территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и реализацией туристического продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами.

Для осуществления переориентации разработана концепция создания туристского кластера Вологодской области «Ворота Севера», включающего развитие следующих проектов в районах области:

−    западный коридор – «Туристская дестинация «Белоозеро», зона активного туризма «Онего»;

−     восточный коридор – «Великий Устюг – родина Деда Мороза»;

−    северный коридор – «Вологда – культурная столица Русского Севера», «Череповец – горячее сердце Севера».

В настоящее время прорабатывается нормативно-правовая база, закрепляющая принципы кластерного подхода к организации туристской деятельности (разрабатывается проект Государственной программы «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы»).

Анализ состояния индустрии туризма Вологодской области позволяет говорить о том, что туристические возможности региона за последние годы стали более привлекательными. В целом отрасль развивается достаточно динамично, однако существует ряд проблем сдерживающих ее развитие:

−    недостаточный уровень развития инфраструктуры туризма;

−     сезонность спроса на туруслуги;

−    низкий уровень инвестиций в сферу туризма;

−    выраженные различия в уровне и качестве туристских услуг в различных муниципальных образованиях области;

−    низкий уровень квалификации персонала;

−    необходимость совершенствования нормативно-правовых актов в сфере туризма.

Решение данных проблем требует комплексного системного подхода, разработки эффективной региональной политики, направленной на создание условий развития сферы туризма и туристской деятельности, в том числе создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышения ее конкурентоспособности на рынке.


Библиографический список
  1. Стратегия развития туризма в Вологодской области / В.А. Ильин, Ю.Н. Плеханов, Т.В. Ускова, С.А. Селякова, Л.В. Дубиничева, К.В. Марков, Е.Н. Богачева. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2009. – 187 c.
  2. Проект постановления Правительства области «Об утверждении государственной программы «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы», опубликован 24.05.2013 г. [Электронный ресурс]: Официальный портал Правительства Вологодской области. URL: http://vologda-blast.ru/ru/documents/database/?id_15=15456oblast.ru/ru/documents/database/?id_15=15456.
  3. Публичный доклад о результатах деятельности Департамента международных, межрегиональных связей и туризма области за 2012 г. / [Электронный ресурс]: Официальный портал Вологодской области. URL: vologda-oblast.ru/ru/government/executive_power/ index.php?id_16=101.
  4. Великий Устюг спасли от спада турпотока // Информационное агентство REX [Электронный ресурс]. URL:www.iarex.ru/news/35869.html.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Величкина Анна Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация