Необходимость совершенствования процессов управления финансами в РФ непосредственно связана с основными стратегическими направлениями, представленными в прогнозе социально-экономического развития РФ до 2030 г. Перспективы возможного развития РФ напрямую связаны с общемировыми тенденциями, к которым относятся: постепенная сбалансированность экономик, снижение уровня дефицита бюджетов ведущих государств, повышение производительности труда [5]. Одним из основных факторов, оказывающих непосредственное влияние на социально-экономическое развитие государства, является появление и дальнейшее совершенствование институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность. Необходимо создание условий, улучшающих инвестиционный климат, повышающих качество деловой среды.
К основным проблемам финансового рынка РФ следует отнести недостаточное развитие и емкость рынка; несовершенное государственное регулирование, отсутствие системы эффективного контроля и надзора; серьезное отставание по ряду параметров от крупнейших финансовых институтов мирового уровня; отсутствие достойной инфраструктуры и финансовых инструментов [4].
Одним из направлений деятельности государства, направленных на оптимизацию процессов регулирования финансового рынка РФ, является создание финансового мега-регулятора. Смысл образования подобной структуры – в объединении функций контроля и надзора, минимизации конфликтов между органами регулирования, снижении административных издержек. Устранение противоречий, возникающих между органами регулирования вследствие установления единых стандартов, способно снизить издержки компаний и повысить привлекательность финансового рынка в целом, создать возможности для возникновения перекрестных финансовых предложений на рынке, т.е. банки будут иметь возможность предлагать страховые продукты, дилерские центры – банковские продукты и пр. [1]. Привлекательна возможность появление сводной отчетности, позволяющей получить более полную и четкую информацию участникам рынка. Внедрение мега-регулятора способно минимизировать рыночные риски в силу более быстрого отслеживания и реагирования на возникающие негативные процессы. Оптимальна возможность генерирования, аккумуляции структурирования, обработки и дальнейшего предоставления субъектам рынка соответствующей информации, с учетом позиций конфиденциальности. Решение возможных конфликтных ситуаций, возникающих между участниками рынка, с учетом единых шаблонов и формата, также будет являться более оптимальным для рынка. Подобное регулирование способно ускорить и оптимизировать процессы взаимодействия с финансовыми рынками иных государств, усилить международные связи и эффективность сотрудничества [1].
Однако, наряду с позитивными моментами, есть ряд отрицательных тенденций и явлений. Для бесперебойного функционирования мега-регулятора требуется достаточно большое количество времени, с учетом всех проб и ошибок, неизбежно возникающих в процессе нововведения. В РФ ситуация осложняется недостатком кадров, финансовых ресурсов, нестабильностью штата, структурными преобразованиями. Возможная недостаточность ресурсной базы при централизации может привести к потере деталей – отдельных секторов. Есть риск возникновения на базе вновь созданного мега-регулятора новой бюрократической «верхушки» вследствие отсутствия конкуренции между ранее существующими регуляторами. Остро стоит проблема независимости Банка России вследствие «присоединения» иных задач [1].
Первоначально предполагалось три возможных сценария: создание регулятора, полностью независимого от государства; регулятора, основанного на слиянии Банка России и Федеральной службы по финансовым рынкам, либо регулятора, созданного на основе усиления роли ФСФР в составе Банка России. Окончательное решение создания мега-регулятора на базе Банка России созрело в 2013 году. Первое полугодие 2013 г. предполагает адаптацию законодательной базы, второе полугодие – практическую деятельность по формированию финансового мега-регулятора. До 2015 года намечено существование самостоятельной службы в рамках Банка России, начиная с 2015 года предполагается функционирование единой системы контроля и регулирования банковской и финансовой деятельности государства [3].
К оптимальному развитию финансового рынка РФ способно привести создание международного финансового центра, дающего возможность при условии аккумуляции большого количества участников, интеграции с мировыми финансовыми институтами и корректного регулирования процессов обеспечить эффективное перераспределение капитала в экономике. Государственная программа “Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра» направлена на совершенствование правоустанавливающих, правоприменительных, контрольных и надзорных функций государства.
Подпрограмма “Нормативное правовое регулирование финансового рынка” предусматривает достижение следующих результатов в 2020 году относительно 2013 года: рост годового объема торгов биржевого рынка акций с 75 трлн. рублей до 240 трлн. рублей; увеличение годового объема публичных размещений акций на внутреннем рынке по рыночной стоимости с 0,4 трлн. рублей до 1,8 трлн. рублей; увеличение доли иностранных ценных бумаг в обороте российских бирж с 1,7% до 6,2%; рост капитализации российских публичных компаний с 64% до104% в % от ВВП; увеличение стоимости корпоративных облигаций в обращении с 4,82 трлн. рублей до 15,49 трлн. рублей; рост объема страховых премий с 898 млрд. рублей до 3847,9 млрд. рублей; увеличение средней страховой премии на душу населения с 6,26 тыс. рублей до 26, 77 тыс. рублей; вхождение РФ в 10 крупнейших международных финансовых центров согласно рейтингам GFCI и IFCD Index [2]. Достижение данных результатов способно обеспечить повышение конкурентоспособности российского финансового рынка, рост ликвидности и устойчивости банковской сферы, увеличение доступности финансовых услуг для населения, развитие страхового рынка в РФ.
Подпрограмма «Контроль и надзор на финансовом рынке» предусматривает достижения в 2020 году 100% унификации национальных пруденциальных нормативов с международными стандартами; увеличение количества выявленных нарушений на предмет неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком с 4 до 15; рост вдвое, с 20% до 40% от общего количества, доли решений ФСФР по поднадзорным учреждениям в связи с выявленными нарушениями в области пруденциальных нормативов. Данные результаты способны увеличить эффективность действующей системы контроля и надзора на финансовом рынке.
Повышение привлекательности российского финансового рынка, результативности операций в его сегментах позволит обеспечить стабильность экономики, создать благоприятные условия для экономического роста, повысить конкурентоспособность экономики РФ в целом.
Библиографический список
- Буркова А., Кормош Ю. Шаги к созданию финансового мега-регулятора в России [Электронный ресурс]. URL:http://www.rcb.ru/rcb/2006-15/7818/ (дата обращения: 10.06.2013)
- Государственная программа “Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра» [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2013/03/gosprogramma_finansy_i_rynki.pdf32013.doc?MOD=AJPERES&CACHEID=9cb190804f0500cd8e6fee008a11733f (дата обращения: 11.06.2013)
- Мегарегулятор готов: Центробанк поглощает ФСФР. Официальный сайт информационного агентства «Росбизнесконсалтинг». [Электронный ресурс]. URL:http://top.rbc.ru/economics/14/12/2012/836648.shtml (дата обращения: 29.05.2013)
- МФЦ: основные факты. Официальный сайт Международного финансового центра [Электронный ресурс]. URL: http://www.mfc-moscow.com/index.php?id=36 (дата обращения: 10.06.2013)
- Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ до 2030 г. Официальный сайт Минэкономразвития [Электронный ресурс]. URL:http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20120428_0010 (дата обращения: 29.05.2013)
Количество просмотров публикации: Please wait