УДК 304.44

КУЛЬТУРА И ЭТИКА РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Высоков Константин Александрович
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» г. Пермь
Студент третьего курса факультета менеджмента

Аннотация
Данная статья посвящена обзору основных этических проблем и возможных решений в сфере малого бизнеса. Проведенное исследование показывает, что как и любой другой институт, институт предпринимательства имеет свою собственную культуру и этические принципы, которые зачастую нарушаются. Таким образом, рассмотрение данных проблем носит достаточно актуальный характер.

Ключевые слова: деловая этика, культура и этика, культурно-этические проблемы российского предпринимательства, малый бизнес, предпринимательство, теневая деятельность, этические традиции


CULTURE AND ETHICS IN RUSSIAN BUSINESS

Vysokov Konstantin Aleksandrovich
National research university 'Higher school of economics' Perm
Third year student of the Faculty of Management

Abstract
This article reviews the major ethical problems and possible solutions in the small business. The study shows that, like any other institution, Enterprise Institute has its own culture and ethical principles that are often violated. Thus, consideration of these problems is quite relevant.

Keywords: business ethics, cultural and ethical issues of Russian business, culture and ethics, entrepreneurship, ethical traditions, small business, underground activities


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Высоков К.А. Культура и этика российского предпринимательства // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/12/30352 (дата обращения: 29.09.2017).

Предпринимательство является одним из важнейших и незаменимых двигателей экономики. Именно благодаря предпринимателям создаются рабочие места, в производство внедряются новые технологии, заменяющие старые, изобретаются инновации, растет конкурентоспособность на рынке. Как и любая другая деятельность, предпринимательство имеет свою культуру, этические традиции, нормы и ценности, которые складывались на протяжении многих лет, однако в России они все еще находятся на стадии формирования. Таким образом, изучение вопроса культурно-этических традиций имеет важное значение, так как формирование культуры и этики необходимо для построения деловых отношений, что, в свою очередь, влияет на успешность ведения бизнеса.

«Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства [1]». Предпринимательство, как вид экономической деятельности должно опираться на ценности. Ценностные ориентации предпринимателей не могут быть постоянны и меняются с течением времени. Это напрямую связано с воздействием внешней среды, техническим прогрессом, появлением новых привлекательных областей для ведения предпринимательской деятельности и многими другими факторами. Оказывается под влиянием и деловая этика предприятий. Если деятельность предпринимателя лишена этических норм, то она, как правило, ведется незаконно, «уходит в тень». По официальным данным теневая экономика в России составляет примерно 40% ВВП страны [2]. Теневую экономику определяют как всякую экономическую активность, не зарегистрированную официально уполномоченными органами»[3]. Отличительными чертами теневой экономики от легальной являются такие действия как: сокрытие доходов, хозяйственных операций, рабочей силы и самого предприятия в целом. Теневая экономика подразумевает под собой разные виды деятельности: криминальную и неформальную. Криминальная деятельность – деятельность, запрещенная законом. Широкое распространение она получила в 1990-е, в период перестройки России. Криминальная деятельность противоречит не только закону, но и всему обществу. К ней относятся: «наркобизнес, незаконное производство оружия и торговля им, проституция, торговля людьми, рэкет и применение силы, контрабанда.» К неформальной экономической деятельности можно отнести различные действия предпринимателей, например: «уклонение от налогов, работа без патента, трудовой найм без оформления» [4]. Формирование такого рода деятельности с точки зрения предпринимательства и его этических принципов не имеет сложностей, так как с ее помощью можно быстро извлечь определенный доход, не обладая при этом специальными знаниями в менеджменте, экономике, финансах и этике бизнеса. Нельзя сказать и о том, что предпринимательство, вышедшее из криминальных структур, насыщено нравственными и этическими нормами. Это объясняется тем, что такого рода бизнесмены не рассматривают потребителей как тех, на кого следует ориентироваться, при ведении своей деятельности, а используют их в собственных интересах для достижения целей и получения дохода. Но воспринимать предпринимателя именно как выходца из 90-х, «нового русского», неправильно, хотя такой стереотип на сегодняшний день существует.

«Можно выделить три основные проблемы культурно-этической стороны предпринимательства:

- проблема нарушения деловых обязательств, связанная с неразвитыми в России деловой моралью и предпринимательской этикой;
- широкое применение силовых действий, угроз и вымогательств в деловых взаимоотношениях, связанное с неэффективностью законодательного и судебного регулирования, а так же с развитием криминального бизнеса, рэкета и организованного насилия в бизнесе;

- рост бюрократических вымогательств и создание искусственных преград для предпринимателей, преодоление которых возможно только через уплату взяток чиновникам» [5]

Можно сказать, что выбор предпринимателя повести себя неэтично в той или иной ситуации – это желание выжить в условиях отсутствия совершенства правовой среды бизнеса, в частности, законов. В отношении к правовым нормам и заключается то, как ведет себя предприниматель. Не секрет, что люди, занимающиеся бизнесом, чтобы не выходить за рамки закона, действуют в так называемых серых, полулегальных, или внеправовых зонах. Они соблюдают закон в большинстве случаев, но вынуждены обходить его, когда ущемляются их интересы. Примером может служить уклонение от большого количества налогов, которыми они облагаются. [6]

Еще одним фактором теневизации российского бизнеса является большое количество неформальных связей в экономических отношениях. Письменные договоры и контракты теряют свою значимость и нарушаются. Доминируют горизонтальные связи, при которых зачастую происходит взаимный обмен личными и деловыми услугами и, как следствие, экономика оказывается вне досягаемости как для мнения народа, так и контроля со стороны государственных органов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование у российского предпринимателя этического поведения будет возможным при создании соответствующих условий для ведения бизнеса, в частности, пересмотр правовой системы с возможными нововведениями. Этическое поведение предпринимательства подразумевает под собой набор действий, направленных на удовлетворение потребностей рынка, потребителей, государства и общества в целом. Предприниматель также должен уметь эффективно взаимодействовать с окружающим миром, с сотрудниками, партнерами и конкурентами. Взаимодействие необходимо предпринимателю для достижения своих целей, понимания того, в каком направлении нужно двигаться и развивать свою деятельность, чтоб удовлетворить потребности потребителей.

Формирующаяся в России предпринимательская культура напрямую связана с культурно-этическими традициями, преобладающими в ней. Культура и этика являются неотъемлемой частью предпринимательства, особыми регуляторами межличностных и деловых отношений. Когда такого рода экономическая деятельность освобождается от этих регуляторов, она криминализируется. Ввиду несовершенства правовой системы Российской Федерации, мелкое и среднее предпринимательство в большинстве своем ведут теневую деятельность. Помимо этого, преобладают неформальные отношения между предпринимателями, что также уводит деятельность хозяйствующих субъектов в тень. Ведение теневой деятельности необходимо некоторым предпринимателям для защиты от внешнего воздействия и от возможных угроз. Неразвитость деловой культуры предпринимательства в России указывает на культурно-этическую отсталость предпринимателей. Для того, чтобы данная ситуация изменилась в лучшую сторону, необходимо произвести существенные изменения не только в экономической культуре, но и в сфере государственного регулирования предпринимательства.

Необходимо создать такую культурно-этическую базу, которая ориентировала бы предпринимателей на удовлетворение потребностей людей, а также на обеспечение долгосрочного благосостояния как предприятия, так и общества в целом.


Библиографический список
  1. Электронный ресурс/ доступ: http://eclib.net/20/6.html
  2. Электронный ресурс/ доступ: http://www.forbes.ru/investitsii-column/tsennye-bumagi/84332-tenevaya-ekonomika-40-rossiiskogo-vvp-kak-etim-vospolzovatsy
  3. Исправников, В.О. Теневая экономика и перспективы образования среднего класса / В.О. Исправников // Общественные науки и современность. — 1998. — № 6.
  4. Радаев, В.В. Теневая экономика России: изменение контуров. — 1999
  5. Петрушин, Ю.Ю. Этика бизнеса / Ю.Ю. Петрушин, В.К. Борисов. — М., 2000.
  6. Т.А. Кантемирова/ Факторы, определяющие деловую этику российского предпринимателя.


Все статьи автора «Высоков Константин Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: