Топливно-энергетический комплекс России (ТЭК) является основной составляющей экономики страны. Он обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, консолидацию регионов, формирование значительной части бюджетных доходов и основной доли валютных поступлений из-за рубежа. Несмотря на наличие ряда проблем, ТЭК России продолжает оставаться одним из наиболее устойчиво работающих секторов экономики страны.
Однако для дальнейшего его развития и обновления основных фондов необходимо инвестирование в объемах, которые не могут быть предоставлены только государством или национальными инвесторами. Потребность российского топливно-энергетического комплекса в инвестициях до 2015 года составляет 450 млрд. долл., а всего до 2030 года – более 2 трлн. долл.[2] Поэтому проблема привлечения иностранных инвесторов сегодня является одной из самых значительных для данного сектора экономики.
Объемы иностранного инвестирования непосредственно связаны с инвестиционным климатом страны. Сегодня можно сказать, что инвестиционные процессы России все еще находятся в кризисе. Оценивая инвестиционный климат инвестиционный климат России в целом по международным стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы, наличие рынка относительно дешевой квалифицированной рабочей силы и др., можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступает большинству стран мира. В рейтинге благоприятности деловой среды Doing Business – 2012, опубликованном в конце октября, Россия находится на 120-й строчке, разместившись между Кабо-Верде и Коста-Рикой.
В 2011 году в экономику России поступило 190,6 млрд. долларов иностранных инвестиций на фоне погашения инвестиций, которое составило 165,2 млрд. долларов.[3] Медленное увеличение объема накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и субъектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, в особенности системы телекоммуникаций, транспорта и гостиничного хозяйства, то есть отсутствие условий, привычных для большинства цивилизованных бизнесменов. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию.
Однако сегодня Россия все еще остается в выгодном положении, которое может помочь стране добиться не только высоких, но и что более важно, стабильных темпов экономического роста. В отличие от многих других сырьевых стран, у России есть ряд преимуществ, например, огромная численность населения, что представляет большой потенциал роста потребления, а также обширные территории, нуждающиеся в современной инфраструктуре, и еще вполне внушительная научно-техническая база в виде научно-исследовательских институтов, лабораторий и научных работников.
Рассматривая распределение вложений иностранных инвесторов по видам экономической деятельности, можно говорить, что ТЭК России считается наиболее прибыльной сферой. В 2011 году по данным Росстата примерно 17 % всего объема иностранных инвестиций поступило в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, их переработку и транспортировку.
Основные вложения в ТЭК России связаны с развитием нефтегазовой промышленности. Данная отрасль характеризуется тем, что даже в кризисные и посткризисные годы доля инвестиций здесь была наибольшей по отношению к другим отраслям народного хозяйства. Нефтегазовый сектор был и остается привлекательным инвесторам. В 2009 – 2010 годах в Комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций поступили заявки на приобретение предприятий нефтегазового профиля от более, чем 50 зарубежных компаний.
Однако структура иностранных инвестиций в этой отрасли, в которой значительно превалирует доля инвестиций в добычу над инвестициями в переработку и нефтехимию, отставляет желать лучшего. Сегодня нефтегазовая промышленности характеризуются крайней изношенностью основных фондов (достигающей 80%), узким спектром производимой продукции, и значительным преобладанием так называемой первичной переработки над вторичными процессами. Поэтому, в свете взятого нашим правительство курса на всестороннюю модернизацию народного хозяйства, государство должно создавать всяческие условия для привлечение иностранных инвестиций в высокотехнологичные подотрасли промышленности, такие как нефтехимия и глубокая переработка нефти.
Наиболее перспективные направления для иностранных инвестиций в нефтегазовом секторе – освоение месторождений углеводородов арктического шельфа, участие в формировании там новых крупных центров нефтяной и газовой промышленности международного значения. Особый интерес для России представляют технологии освоения ресурсов и запасов нефти и газа на этой территории. “Оттягивание” начала освоения ресурсов Штокмановского и других месторождений Арктики “Газпромом” и “Роснефтью” является показателем, что средств и технологий внутри России недостаточно. Поэтому необходимо в качестве стратегических партнеров привлекать зарубежные и мультинациональные компаний, обладающих передовыми технологиями разведки, добычи и переработки нефти и газа, а также имеющих хорошие позиции на основных международных рынках углеводородного сырья – европейском, североамериканском, азиатско-тихоокеанском: Total, E.ON Ruhrgas, RD/Shell, BP, CNPC, Sinopec, ONGC Videsh, KNOC, JOGMEC, Petronas. Желательно стимулировать деятельность зарубежных и международных компаний в части размещения на территории России перерабатывающих и нефтегазохимических производств и мощностей по производству нефтегазового оборудования, не имеющего аналогов в России. Стимулированию развития нефтегазового комплекса России (в том числе за счет рационального привлечения и использования иностранных инвестиций и технологий) могли бы послужить такие меры, как снижение общего уровня и дифференциация налогообложения; либерализация порядка экспорта газа; упрощение возможности участия российских и зарубежных компаний в проектах на шельфе; введение порядка безусловной передачи для разведки и разработки (т.е., выдачи сквозной лицензии) инвестору, проводившему геолого-разведочные работы.
Освоение топливно-энергетического потенциала континентального шельфа России способно сыграть определенную стабилизирующую роль в динамике добычи нефти и газа, смягчая или нивелируя возможный спад, прогнозируемый рядом экспертов за счет истощения континентальных месторождений в период 2010-2020 год.
Кроме того, необходимо привлечение иностранных инвесторов в реализацию такие капиталоемкие проекты, как строительство нефтяных и газовых трубопроводов. Реализация этих проектов даст России возможность диверсифицировать поставки своих энергоресурсов и обеспечить надежные поставки газа и нефти своим торговым партнерам.
Библиографический список
- ФЗ №160-ФЗ от 09.09.1999 года “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”
- Энергетическая стратегия России на период до 2030 года от 13.11.09. –М.: Энергия, 2010. – С. 107.
- Росстат, http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/42inv27.htm
- Влияние НДС на финансовую деятельность организаций./Т.В. Наумкина//Научно-практический журнал “МИКРОЭКОНОМИКА”.2011-№4;
- Развитие продовольственного рынка: оценка и регулирование/ монография Ю.Ф. Аношина, М.В. Сапегина, Москва, 2007.- С.178.