УДК 374.3

ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ В ФОЛЬКЛОРНОМ АНСАМБЛЕ

Бржезинская Наталья Алексеевна
МБОУ ДОД ДТДМ

Аннотация
В статье рассматривается проблема развития толерантности у современной молодежи на примере обучения в фольклорном ансамбле. Педагогическое наблюдение проводилось в рамках работы экспериментальной деятельности образцового фольклорного ансамбля Феникс (МБОУ ДОД ДТДМ, г. Ростов-на-Дону). Приводится теоретический анализ этнопедагогики как ресурса воспитания патриотизма и толерантности, и проблемы формирования толерантных установок.

Ключевые слова: ансамбль, патриотизм, толерантность, фольклор, фольклорный ансамбль, этнопедагогика


EDUCATION OF TOLERANCE IN THE STUDY IN FOLKLORE ENSEMBLE

Brzezinskaya Natalia Alekseevna
MBOU DOD DTDM

Abstract
The problem of the development of tolerance in today's youth by the example of training in the folk ensemble. Teacher observation was carried out in the framework of a model of experimental folk band Phoenix (MBOU DOD DTDM, Rostov-on-Don). We present a theoretical analysis of ethnopedagogics as a resource of education of patriotism and tolerance, and the problem of formation of tolerant plants.

Keywords: folklore ensemble, tolerance


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бржезинская Н.А. Воспитания толерантности в рамках обучения в фольклорном ансамбле // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/11/29137 (дата обращения: 01.10.2017).

Важнейшим положением Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 г. является необходимость обеспечения исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Действенным фактором, обеспечивающим решение этих задач, является традиционная народная культура, вобравшая в себя опыт поколений и отражающая сложившуюся систему народного опыта обучения и воспитания. В настоящее время все чаще поднимается вопрос о том, что  российская школа лишена нравственных ориентиров – четко определенной системы ценностей и идеалов, по которой всегда строился воспитательный и образовательный процессы. В современных условиях педагоги все чаще сталкиваются с новыми трудностями в процессе воспитания, связанными, как с появлением новых ценностей и ценностных ориентаций, навязыванием западного стиля жизни и чуждых отечественной культуре ценностей; так и с необходимостью различения истинных и ложных ценностей в структуре общественных и индивидуальных ценностей, кроме того существует проблема с организацией возможных педагогических средств нейтрализации воздействия ложных ценностей на личность, и, наконец, с поиском эффективных форм, методов и средств формирования ценностей и ценностных ориентаций. Формирование культуры толерантности подростков – задача актуальная, если иметь в виду российское общество в целом и ситуацию на Северо-Кавказском округе в частности, которые исторически сложились как полиэтнические и многоконфессиональные. Принцип  толерантности в отношениях между людьми, был сформулирован в документах ЮНЕСКО (1995 г.) как «уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [цит. по 11, С. 148]. Современные проблемы межэтнического и межкультурного взаимодействия объективно обусловлены противоречиями между насущной потребностью создания толерантного общества, которое будут отличать веротерпимость, общность культуры, убеждений и отсутствием стратегии формирования этих качеств у представителей подрастающего поколения. Кроме того, актуализируются противоречия между актуально существующими этническими проблемами образования в условиях национально, социально и интеллектуально неоднородной средней общеобразовательной школы и дефицитом дидактических разработок с включением базовых ценностей толерантности в образовательные программы, а также недостаточное внимание к возможности использования уникального потенциала предметов художественно-эстетического цикла для воспитания толерантностив поликультурном обществе. Основой толерантности, на наш взгляд, является общая культура человека, его духовность, терпимость в межличностных отношениях, которая выражается в его способности сопереживать, чувствовать и понимать проблемы других людей, уважать и принимать культуру другого человека. Как уже отмечалось ранее [2, 9, 10] фольклор это тот компонент который повествует о традициях, обучает им и воспитывает чувство гордости за свою страну.

В поисках духовных опор, нравственных идеалов, оснований для подлинной национальной гордости современная общественная и педагогическая мысль обращается к традициям народного воспитания, к этнопедагогике. Этнопедагогика – это прежде всего отрасль эмпирических педагогических знаний, передаваемых из поколения в поколение, будучи аккумулированных в фольклоре, этнографических материалах, народных воспитательных традициях, играх, народных праздниках и игрушках [6, С.48]. Как отмечает Ивашкина Н.А. [7] среди традиций народной педагогики, наиболее отвечающих патриотическому воспитанию школьников, выделаются четыре группы: фольклорные (использование фольклорных жанров с патриотической тематикой: песенного фольклора,  сказок, песен, пословиц, загадок ит.д.); празднично-игровые (приобщение детей к празднично-игровой культуре, являющейся для ребенка родной); природосберегающие (привитие бережного отношения к природе родного края); ремесленно-трудовые (воспитание трудолюбия через включение в народные промыслы, характерные для людей, проживающих в данной местности).

Говоря об этнокультурном образовании, мы придерживаемся взгляда ряда ученых, в том числе Афанасьевой А.Б., которая подчеркивает, что этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия (материального, духовного, социального), процесс становления и воспитания личности на традициях культуры этноса, сочетающий моноэтническую глубину постижения родной культуры и полиэтническую широту [1].

Как отмечает О.С. Щербакова [12] этнокультурное воспитание детей и подростков реализуется в различных сферах социокультурной деятельности, в том числе в досуговых коллективах (в рамках учреждений дополнительного образования), таких как фольклорный ансамбль, коллективы народного танца, студии декоративно-прикладного искусства и др. Основным направлением этнокультурного воспитания является формирование региональных этнокультурных знаний и развитие этнокультурных ценностных ориентаций. Организация этнокультурного воспитания, в свою очередь, обеспечивается следующими средствами социально-культурной деятельности: художественными (региональные фольклорные образцы разножанровых произведений); устными (рассказы и беседы о народной культуре); наглядными  (экспедиционные фотографии, семейные реликвии, музейные экспонаты  и т.д.); комплексными (игры, общение); техническими (аудио и видео записи экспедиционных материалов). Благодаря этому формируется не только патриотизм, но и толерантность установок. В свою очередь патриотизм, как отмечает А.Ю. Луговой, определяется, как одна из высших социокультурных ценностей  проявляется в сфере чувств, идей, поступков личности, является средством идеологического воздействия и фактором политической практики [8]. По мнению З.Т. Гасанов учитывая современную действительность, можно выделить следующую систему задач патриотического воспитания граждан, а именно воспитания у них: любви к Отечеству – Российской Федерации и ее многонациональному народу; российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой родине (родной республике, области или национальному округу); уважительного отношения ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству; любви к родному языку, культуре и истории своего народа; уважительного отношения к русскому народу и понимания его роли в становлении и развитии российской государственности [3, C.61-62] и ряд других задач обусловленным геополитическим устройством России (многонациональность и многоконфессиональность России).

В рамках Федеральной экспериментальной площадки «Творческая деятельность как фактор социализации и ресоциализации личности» (на базе Дворца творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону) творческое объединение «Феникс» (образцовый фольклорный ансамбль МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи, г. Ростов-на-Дону) строит свои занятия на всестороннем развитии ребенка и формировании духовно-нравственных ценностей через такие категории как дом, отчизна, родина, край, семья. Воспитанники ансамбля это дети и подростки от 7 лет до 21 года, средний возраст участников экспериментальной площадки 14 лет. В рамках экспериментальной площадки перед воспитанниками были поставлены ряд задач, где помимо обычной программы, включающей изучение песен Кубани и Дона, было уделено внимание истории России и Донского края, особенностей пошива одежды казаков и различных народов Северного Кавказа, ведения быта. Так, в рамках экспериментальной площадки «Звонкие вечерки», в 2011-2012 учебном году участникам образцового фольклорного ансамбля «Феникс» было предложено подготовить исторические справки по различным интересующих их тематикам, разучить песни, танцы и подготовить доклады на фестивали и конференции. Можно отметить, что такая деятельность с одной стороны не является основной задачей деятельности фольклорного ансамбля, однако с другой стороны является мощным мотиватором, как результат можно отметить творческий и профессиональный рост воспитанников. За время работы экспериментальной площадки в 2011-2012 учебном году, участники ансамбля подготовили 9 программ (Донская свадьба; Возникновение флота; Духовые инструменты народов мира; Шумовые инструменты народов мира; Кубанское казачество и др). В рамках подготовки к мероприятиям были организованы встречи с фольклористами и музыкантами, которые обучили воспитанников азам игры на народных инструментах. При разработке программ посвященных шумовым, духовым и струнным инструментам, участниками было приобретено несколько мастеровых музыкальных инструментов (пищик, жалейка, сельефлет, калюка, свирель, дудук, зурна, шви, дульсимер, бойран, трещотки), гостями посиделок также были подарены ансамблю мандалина, висл, пан-флейта, кугиклы, варган и кена. Младшая группа, в соответствии с текстом песни «А мы сеяли лен» – не только посадили лен, но и наблюдали за его ростом, поливали, пропалывали.

В качестве результата можно также отметить, что в новом 2012-2013 учебном году воспитанники творческого объединения проявляют инициативу, не только в подготовке докладов и сообщений, но и получают навыки экспедиционной работы. Так ансамбль посетил традиционные казачьи соревнования «Шермиции» (х. Пухляковский, Ростовская область). В рамках фестиваля донской культуры «Нет вольнее Дона тихого» (ст. Старочеркасская, Ростовская область) воспитанники провели запись этнографических ансамблей Ростовской области (мужской ансамбль «Казаки» (ст. Гниловская), ансамбль хутора Ёлкино (х. Ёлкино, Багаевский район, Ростовская область), ансамбль «Красно солнце» (Санкт-Петербург). Следует отметить, что большинство участников ансамблей, с которыми общались воспитанники детского объединения «Феникс» – это люди пожилого возраста, общение с которыми обусловлено рядом факторов. Что бы понять людей старшего поколения, адекватно записать этнографический материал, воспитанником пришлось следить за речью, правильно составлять вопросы, не использовать не понятных для старшего поколения современных выражений и оборотов речи, что тоже влияет на восприятие мира современными подростками. За два года работы в рамках экспериментальной площадки воспитанники посетили несколько различных мастер-классов и познакомились с традиционными ремеслами Дона, освоили основы работы с глиной (создали элементы украшения сценических костюмов, окарины), основы резьбы по дереву, ткачество, традиционные вышивки и особенности покраски тканей натуральными красителями. В рамках подготовки темы фольклор народов Северного Кавказа воспитанники выучили фольклорные песни на армянском и грузинском языках, особенности танцев различных кавказских народов, их специфику. Активная научно-исследовательская деятельность, воспитание на основе преемственности поколений и культурных традиций; усвоение и трансляция культурных ценностей и традиций способствует формированию высокого уровня интереса к истории своего края, а также формирует толерантность молодежи. Как отмечает Д.В. Корнев формирование этнической толерантности у подростков подразумевает развитие у них способностей воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную, в том числе и фольклорную, самобытность различных групп населения [7, С. 61].

Таким образом, мы можем отметить, что фольклор, это тот столп, на котором базируются духовно-нравственные ценности общества. В работе творческого объединения сочетаются все формы традиций народной педагогики: фольклорные; празднично-игровые; природосберегающие и ремесленно-трудовые. Все это формирует с одной стороны патриотизм в сознании молодежи, а с другой, вся программа строится на параллелях культур различных народов Северного Кавказа. Благодаря этому можно отметить не только толерантность воспитанников к представителям других народов, но и желание узнать культуру и историю других народов, с целью лучше понять свою культуру, поскольку культура Дона впитала в себя традиции и обычаи разных народов. Таким образом, можем утверждать, что целенаправленное использование этнопедагогического потенциала, традиций в педагогической деятельности позволит качественно улучшить учебно-воспитательный процесс, целью которого является формирование толерантности у учащихся.   Поэтому основываясь на положении, что толерантная личность всегда поликультурная, с развитой межкультурной компетентностью, можно предположить, что занятия в рамках детского объединения «Феникс» способствуют развития толерантных установок.


Библиографический список
  1. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование как проблема современной педагогической науки// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 68. С. 100-116.
  2. Бржезинская Н.А., Погонцева Д.В. Особенности формирования ценностно-смысловой ориентации ребенка через изучение фольклора.//Современная педагогика. -№ 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1797
  3. Гасанов З.Т. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания // Педагогика. – 2005. – №6. – с. 59 –63.
  4. Гладких В. В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: системно-деятельностный подход // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук, Тамбов, 2011.
  5. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения. М., 2007.
  6. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Москва, 2008.
  7. Корнев Д.В. Формирование толерантности подрастающего поколения в условиях глобализации современного мира // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 2012, № 2 (20), 58-62.
  8. Луговой А.Ю. Этический смысл понятия «патриотизм» в контексте формирования комплекса позитивных качеств личности // Научные исследования в образовании. 2010. № 4. С. 31a-33.
  9. Погонцева Д.В. Социально-психологические особенности представлений женщин о красивой женщине // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2010
  10. Погонцева Д.В., Наседкина Ю.В. Влияние религиозных убеждений молодежи на формирование отношения к представителям различных религиозных конфессий//Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5. С. 24.
  11. Рогова Н., Гизатуллин  Ф. Тема толерантности в педагогическом образовании // Высшее образование в России, № 11, 2007, С. 148-151.
  12. Щербакова О.С. Моделирование этнокультурного воспитания детей и подростков в досуговом фольклорном коллективе // Мир науки, культуры, образования, №5, 2011. С. 140-143.


Все статьи автора «pub.ivanova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: